Битва за небеса, часть 17
Битва в стратосфере
1950-е годы были тем временем, когда Холодная война между США и СССР протекала в очень острой форме, иногда вплотную подходя к порогу глобальной атомной войны. Обе стороны огромное внимание уделяли ведению разведки.
Американцы сделали ставку на своё превосходство в воздухе. 1 августа 1955 года совершил первый полёт самолёт-разведчик Локхид U-2 «Дрэгон Леди» («Леди-дракон»). Эта одноместная машина могла пролететь 11 280 км с крейсерской скоростью 765 км/ч на высоте 24 км! И она была оснащена фотокамерами, позволяющими делать отличные снимки с такой высоты!
20 июня 1956 года U-2 впервые вторгся в воздушное пространство государств – союзников СССР – Восточной Германии и Польши. 4 июля того же года U-2 впервые появился в небе над СССР, над Ленинградом, 5 июля – над Москвой. С 1956 по 1960 года U-2 совершили 23 полёта над территорией нашей страны на большой высоте. Советские радары засекали пришельцев, но ни истребители, ни зенитная артиллерия сбить их не могли: не хватало высоты. Неоднократно самолёты-шпионы пролетали и над космодромом Байконур.
Так продолжалось до 1 мая 1960 года, когда U-2, пилотируемый капитаном Фрэнсисом Гэри Пауэрсом (1929–1977) – опытным пилотом, совершившим уже 27 полётов на U-2 – в очередной раз поднялся в небо с авиабазы под Пешаваром (Пакистан), чтобы пересечь весь Советский Союз с юга на север, пролететь над Байконуром и Уралом и приземлиться в Норвегии.
И всё шло хорошо до того момента, когда Пауэрс долетел до района Свердловска на Урале, где его ждал дивизион С-75 под командой майора Михаила Романовича Воронова в составе 57-й зенитно-ракетной бригады. Михаил Романович родился в 1918 году, в годы Великой Отечественной войны служил в зенитной артиллерии, прошёл путь от Сталинграда до Польши.
И вот теперь его зенитно-ракетный дивизион уничтожил вражеский самолёт-шпион, летевший на высоте более 20 км. Пауэрс спасся и был взят в плен.
Справедливости ради надо отметить, что примерно через 30 минут после уничтожения самолёта Пауэрса другой зенитной ракетой был сбит советский же истребитель МиГ-19 из состава 764-го истребительного авиационного полка, пытавшийся перехватить U-2 Пауэрса. Пилотировавший его старший лейтенат Сергей Иванович Сафронов (1930–1960) погиб. Это произошло потому, что ЗРК С-75 только поступили на вооружение, и взаимодействие между ними и истребительной авиацией ещё не было в надлежащей степени налажено.
Но в главном 1 мая 1960 года навсегда останется днём огромного успеха нашей страны. Миф о неуязвимости U-2 был навсегда развеян, а господству американцев в стратосфере пришёл конец. Полёты U-2 над территорией СССР были прекращены.
Пауэрс был судим Военной коллегией Верховного суда СССР в Москве и 19 августа 1960 года был приговорён в соответствии с законом «Об уголовной ответственности за государственные преступления» (статья 2 «Шпионаж») к 10 годам лишения свободы с отбыванием первых трёх лет в тюрьме.
Американский пилот отбывал свой срок заключения в тюрьме во Владимире, а 10 февраля 1962 года был обменян на советского разведчика Рудольфа Ивановича Абеля (1903–1971) в Берлине на мосту Глинике.
После возвращения в США Пауэрс работал лётчиком-испытателем фирмы «Локхид», затем – пилотом вертолёта в агенстве радиотелевизионных новостей KNBC в Лос-Анджелесе. 1 августа 1977 года погиб при катастрофе пилотируемого им вертолёта, возвращаясь со съёмок тушения пожара в окрестностях Санта-Барбары (Калифорния); вероятной причиной падения стал недостаток топлива. В последний момент Пауэрс заметил детей, играющих в этом районе, и направил вертолёт в другое место, чтобы предотвратить их смерть.
Михаил Романович Воронов за уничтожение самолёта Пауэрса был награждён орденом Красного Знамени, затем служил начальником штаба 4-й отдельной армии ПВО. Скончался 20 марта 2022 года в Туапсе.
Уничтожение U-2 Пауэрса прекрасно показано в американском фильме «Шпионский мост» (минуты 47–49), снятом в 2015 года режиссёром Стивеном Спилбергом (родился в 1946 году).
Продолжение следует...
Уважаемые читатели! Если вам понравилось, вы можете поддержать автора, переслав любую денежную сумму на карту 4276 5501 0691 5856 (Сбербанк) или 2200 2407 8217 0274 (ВТБ). Автор очень надеется на вашу поддержку.
Свидетельство о публикации №222042400673