Морские просторы Очерк

СЕРГЕЙ  НОСОВ
МОРСКИЕ ПРОСТОРЫ
ОЧЕРК

      Я - человек сугубо петербургский и по рождению и судьбе своей, и по типу личности и складу характера.
       Я уже неоднократно писал об этом в своих разнообразных мемуарных очерках, которых в моем творческом багаже становится все больше.
       А Санкт-Петербург - это город не просто на вольной Неве, но и город у моря, крупнейший российский город-порт на Балтике уже в течение трех столетий.
         И меня всегда - с самого раннего детства - влекла к себе вольная водная и особенно морская стихия.
          От моей родной 6-ой линии Васильевского острова где я родился сравнительно недалеко было до набережной Лейтенанта Шмидта, протянувшейся от Благовещенского моста за Академией Художеств до Горного Института и знаменитого Балтийского судостроительного завода за ним.
             Эта набережная Лейтенанта Шмидта в те времена - большой  причал для достаточно крупных кораблей, в основном  морских, а вовсе не речных.
            И ощущение настоящего морского порта меня с ранних детских лет на этой набережной не оставляло и романтически волновало.
            Пусть собственно сами просторы Финского залива были с этой набережной еще не видны. Но корабли у причала производили на меня неизгладимое и именно романтическое впечатление уже в ранние детские годы. 
            Корабль ведь - совсем не автобус и совсем не трамвай, не какой-нибудь грузовик или легковой автомобиль. Это всегда - большое и удивительно сооружение, созданное не для обычного сухопутного передвижения по дорогам, а для плавания по морю….
             Для долгого многодневного плавания. Это как дом на водных просторах, в котором живут целыми днями,  а иногда неделями и даже месяцами.
               Волны, отсутствие берегов… и плывущие гордо и одиноко корабли на морском просторе… Это же всегда волнующая картина!
              И я уже совсем ребенком, почти бессознательно еще, но вместе с тем остро это чувствовал.
                А потом когда мне исполнилось шесть лет мы переехали в новый дом в Гавань, совсем недалеко от близкой к берегу Финского залива Наличной улицы тех времен. И там рядом был уже пассажирский Морской причал, на котором впоследствии построили и замечательный по архитектурному исполнению (для зданий советского периода по крайней мере)  Морской Вокзал, несомненно украсивший эту морскую пассажирскую пристань города.
                Собственно этим пассажирским морским причалом заканчивался прекрасный и широкий, окруженный зелеными бульварами с обоих сторон,  Большой проспект Васильевского острова. И местоположение этого пассажирского причала было очень примечательным и живописным само по себе.
              С пассажирского морского причала открывался широкий вид на акваторию Финского залива которая тут же и начиналась при впадении с залив Больной Невы.
              С причала этого был отчетливо виден вдалеке лес огромных портовых кранов Ленинградского Торгового порта. Видны были и разгружаемые там огромные морские и океанские суда.
                Это сейчас, судя хотя бы по фотографиям и видеоматериалам огромного новейшего порта в Усть Луге Ленинградской области, при  разгрузке и загрузке кораблей часто обходятся без гигантских марсианского вида (если вспомнить «Войну миров» Герберта Уэллса) портовых кранов - используются иные, более современные и менее массивные разгрузочно-погрузочные приспособления и механизмы.
                Но тогда в годы моего детства и отрочества лес высоченных портовых кранов  был первым и безошибочным признаком большого порта.
                И краны эти тоже производили внушительное и завораживающее впечатление.
                И особенное волнующее впечатление производил на меня выход из торгового порта огромных океанских кораблей. В этом выходе океанских громадин из ворот порта было для меня всегда что-то завораживающее, гипнотическое.
                Собственно выводили большие корабли от причалов портовые буксиры. Но и в их работе было что-то впечатляющее и торжественное.
                Очень много раз бывал я в пассажирском порту Гавани и любовался на настоящее море как мне тогда казалось. Ведь в этой дельте Невы было и широко и глубоко - Финский залив раскрывался как ковш чтобы принять невские воды.
                И вольные волны там действительно гуляли на просторе и накатывались мощно на берег как и положено морским волнам.
                Раньше невдалеке от находившейся рядом Галерной гавани - закрытого водного пространства для размещения галерного флота,  соединявшегося  с Финским заливом нешироким каналом - был даже и городской песчаный пляж где я в детстве порой и купался в волнах Финского залива.
                Наконец мое воображение волновала тогда и сама Галерная гавань, где можно было  и гулять привольно и ловить рыбу и видеть скопление катеров, некоторые из которых по своей ветхости и старости были уже покинуты их владельцами и по ним с упоением лазили ватаги таких же мальчишек каким был тогда и я сам.
                Наконец зимой мы множество раз выходили на лыжах с моим отцом на лед Финского залива, пересекали по тонкому полупрозрачному льду опасное место впадения речки Смоленки в Финский залив и доходили порой на лыжах в ясную погоду и до стадиона имени Кирова (располагавшегося на месте нынешней Газпром-арены) на Крестовском острове.
              Бывало что доходили мы с отцом тогда на лыжах чуть ли не до Лахты на северном уже берегу Финского залива.
               Но я был слишком мал все таки тогда для таких длительных зимних путешествий по льду Финского залива.
                Хотя я был физически крепким мальчишкой. И трудностей лыжных походов не боялся. И никогда не ныл в этих зимних лыжных путешествиях с моим отцом.
                Зимние просторы Финского залива у Ленинграда волновали меня в то время не меньше чем летние просторы, когда всюду гуляли синие волны с белыми гривами. И когда не было никакой твердой ленты льда под ногами.
               Но интересно что я никогда не мечтал о том, чтобы стать моряком. Даже и раннем детстве когда в голове роились порой самые наивные и фантастические мечтания.
                Я был слишком подвижен, впечатлителен по своей психике и чуток к миру вокруг чтобы мечтать о настоящих морских странствиях когда перед тобой - только волны моря или океана в течение множества утомительных и однообразных дней плавания.
              И я это сам чувствовал.
                Мне всегда хотелось, мечтать, фантазировать, воплощая эти мечты и фантазии с каких-то произведениях искусства. Меня увлекала судьба писателя и поэта.
                И я и был писателем и поэтом по складу души и по подлинному своему призванию.
                Но море… Это тем не менее всегда нечто особенное и очень значительное в моей жизни.
                Теперь с неизбежным  течением времени мне начинает казаться, что во мне как-то скрыто и загадочно проявился и «комплекс Петра» как первого строителя нашего города, гениально предугадавшего его будущий облик.
                Ведь Петр был фантастически увлечен водной стихией с юности. Все в планах и прожектах Петра было подчинено этой его страсти, этой его привязанности к водной стихии.
                Петр не просто строил флот, не просто требовал прорытия каналов во всем Санкт-Петербурге (в частности и на Васильевском острове - от этих несбывшихся идей Петра и пошли как известно Линии Васильевского острова). Петр упорно заставлял и первых жителей города иметь лодки и плавать на лодках по строящемуся Санкт-Петербургу.
                И посмотрите -знаменитый Монплезир Петра Великого находится в Петергофе у самой кромки берега залива. Это символично.
                Жить у моря и видеть море - было для Петра физически необходимо.  В континентальных городах - таких как Москва - Петру не хватало воздуха и простора, романтики странствий и чувства безбрежной широты окружающего мира.
                Скептики говорят, что мол в Петербурге - жалкое подобие моря. Говорят что Финский залив - карикатура на морские просторы.
                Это говорят злые языки. И говорят они так из зависти или из злости.
                До появления в середине Х1Х-го века большого числа кораблей работающих на паровом ходу (пароходов)  и имевших более глубокую осадку, что не позволяло им заходить в Неву,  торговый порт находился в нынешнем центре старого Петербурга - на стрелке Васильевского острова.
                Я не могу этого не знать поскольку  я более тридцати лет проработал в Пушкинском Доме (Институте Русской Литературы Российской Академии Наук) который как раз и находится в бывшем здании Таможни с башней, на которой и ныне водрузили для красоты таможенники свой флаг.
                И сознательно или бессознательно мне хотелось и мечталось всегда чтобы идеи Петра воплощались в жизнь  в нашем городе и в настоящем и в будущем.
                Я рад тому что небоскреб Лахта Центр  находится на северном берегу Финского залива - прямо у морских просторов. Это тоже волнует мое воображение -  город живет. Идеи Петра воплощаются в реальность и сейчас.
                И то что весь регион Санкт-Петербурга и Ленинградской области превращается в удивительный портовый регион, чрезвычайно важный для страны нашей - это тоже судьбоносно и замечательно. Уже пять или шесть значительных торговых портов существуют в Ленинградской области.
                Включая Большой порт Санкт-Петербурга и контейнерный порт  Бронка на дамбе , Высоцк, Приморск, Выборг и наконец гигантский портовый центр в Усть Луге который еще только разворачивается в полную мощность.
                Замечательно! Петербург и окружающий его портовый регион востребован в нашей стране! И  как портовая конгломерация  Петербург и его окрестности  процветают и ныне!
                Эпоха неизбежного загнивания Ленинграда-Петербурга как областного центра в тени у всесильной в коммунистические времена державной Москвы - эта эпоха закончилась.
                Так или иначе, но объективно Петербург отстоял свое место и свое значение в новейшей истории России.
                А что будет дальше в нашей жизни истории - не знает никто. И остается верить, что будущее и у Санкт-Пе6тербурга и у всей бескрайней России будет все таки светлым.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ -


 


   
               

               
               


Рецензии