Кто вы, господин Скорцени?

Его называли «самым опасным человеком Европы». Он осво-бодил Муссолини готовил покушение на Черчилля, Сталина и Ру-звельта, наводил ужас на войска американцев, его жертвами стали Глен Миллер и Никола Тесла… После войны, успешно отбоярившись ото всех обвинений, он тренировал спецназ египетской армии, гото-вил освобождение тамошнего президента и Рудольфа Гесса. Как вы, наверно, догадались, речь идёт об Отто Скорцени -«человеке со шрамами», главном специалисте Третьего Рейха по острым акциям. Что из рассказанного о нём правда, а что – вымысел?

Я вышел ростом и лицом…

12 июня 1908 года в Вене, в семье архитектора Антона Скорце-ни родился второй сын Отто. Мальчик рос крепким, спортивным, за-нимался футболом, плаваньем, бегом, любил прокатиться с товари-щами по Дунаю на лодке. После народной школы он поступил в гимназию, после неё, по примеру Старшего Брата Альфреда, он по-ступил в Высшею техническую школу. Вступление в студенческое братство Бурш, романы с красавицами, дуэли на рапирах из-за пу-стяков, крепкий здоровый сон во время лекций – всё как у всех. Из стен альма-матер Скорцени вышел с дипломом в руках, бронзовым спортивным знаком на груди и шрамами на роже – памятью о 14 проведённых поединках.

Во время учёбы он вступил в Академический путь лежал в Хаймвер – союз защиты родины, а оттуда – в СС.

Товарищи по партии помогли ему устроиться директором не-большой строительной фирмы. В мае 1934 года он повёл под венец очаровательную Маргариту Швейбер, с которой уже несколько лет крутил роман. На мотоцикле с коляской они совершили свадебное турне по просторам Италии – Флоренция, Болонна, Венеция, Равен-на, Пиза, Абруцци, Рим. Брак просуществовал недолго, 9 марта 1938 года Скорцени женился на некой Эмми Линарт. В том же году, во время присоединения Австрии к Германии, Скорцени учавствовал в захвате стратегических объектов в Вене, также трое суток обеспечи-вал порядок в президентском дворце, оберегал самого президента Вильгельма Никласа. Тогда же Отто Антонович получил серебряный спортивный знак - немецкий вариант значка ГТО.

Но всё это была только разминка. 30 января 1939 года Скорце-ни был призван на военную службу и в его жизни начался самый та-инственный этап.

Война – за приключениями поход!

Служба началась в полку связи люфтваффе «Вена». Скорцени получил лицензию пилота, но служить ему пришлось на Земле. Он добился перевода в СС, воевал в Бельгии и Франции. В Бордо жерт-вой Скорцени стал тигр, бежавший из цирка во время бомбёжки и нагнавший страху на обывателей. Его шкура положила начало не-дурной коллекции наград и трофеев, собранной «Человеком со шрамами».

Там же, в городке Дакс, где стояла его дивизия, Скорцени отта-чивал лётное мастерство на трофейных французских самолётах. Учавствовал он и в подготовке операции «Морской Лев» - захвату Англии. По приказу руководства, всего за одну ночь, Скорцени со-орудил грузовую рампу, способную выдержать 20 тонн веса, то есть по ней могли спокойно ехать танки и артиллерия. Но Гитлер перенёс высадку на британские острова на следующий год, так что рампу в деле испытать не удалось.

30 января 1941 года Скорцени получил чин унтершурмфан-бюрера СС и был определён в артиллерийский полк дивизии СС «Рейх».

6 апреля того же года Скорцени, командуя отрядом разведчи-ков, впервые понюхал пороха во время Балканской компании. После неё он получил чин обертурмфюрера СС.

22 июня 1941 года началась война с Советским Союзом. Диви-зия «Рейх» успешно продвигалась по советской территории, но за-стряла на линии Ельня-Дорогобуш. За сражение в тех местах Отто Антонович получил железный крест второго класса.

Затем «Рейх» участвовал в наступлении на Москву, здесь Скор-цени был контужен. Позднее из-за проблем с печенью он попал в госпиталь СС в Карловых Варах, затем был отправлен в тыл. Здесь он прошёл серьёзные курсы автовождения, получил 5 водительских прав разных классов и медаль «За зимовку на восточном фронте».

Душа Отто Антоновича жаждала новых подвигов, он досаждал начальству просьбами о переводе на фронт. Наконец генерал Ганстнер отправил его командовать диверсионной школой СС в Гаа-ге. Среди прочих дел Скорцени организовал засылку немецких ди-версантов в Иран.

23 июля 1943 года «Человека со шрамами» вызвали в ставку Гитлера, где фюрер поручил ему освобождение Муссолини – опера-цию «Дуб». Это был настоящий бриллиант, увенчавший коллекцию дел Скорцени.

Дерзкое мероприятие состоялось 12 сентября того же года. На десяти планёрах люди Скорцени высадились возле отеля «Кампо Императоре» в горах Ган-Сассо, где содержали пленённого Дуче и захватили его без единого выстрела. Обошлось без потерь, лишь де-сять человек получили ранения.

Геринг вручил Скорцени Знак пилота в золоте, Гитлер – Рыцар-ский крест Железного Креста и произвёл в чин штурбанфюрера СС. Позднее Муссолини также излил на своего освободителя потоки щедрости: Отто Антонович получил от него орден 10 мушкетёров, спортивный автомобиль «Ланция флавия-кабриолет» и золотые карманные часы с буквой «М» на крышке, выложенной из рубинов и гравировкой: «12 09 1943 года». Золотые часы попроще также полу-чили его подчинённые.

Далее последовала операция «Ульм» - две группы диверсантов из завербованных в плену красноармейцев и детей белоэмигрантов должны были уничтожать танковые заводы и железнодорожные пу-ти в районе Магнитогорска. Скорцени называл данную затею «бре-дом», но операцию по заброске первой группы диверсантов провёл. Их вскоре уничтожили и на этом операция была прекращена.

Затем был Тегеран. Гитлер консультировался со Скорцени, воз-можно ли уничтожить одним махом Черчилля Рузвельта и Сталина? «Человек со шрамами» в успех данного мероприятия не верил и су-мел убедить фюрера и своё руководство не тратить на него техниче-ские и человеческие ресурсы.

Затем Скорцени готовил операцию «Ход конём» по захвату маршала Тито, потом помогал наводить порядок в Берлине после покушения на Гитлера. «Ход конём» провалилась, а путч в Берлине был бескровно подавлен, поскольку о смене власти мечтала лишь горстка генералов, его организовавших.

Потом Скорцени руководил эвакуацией верхушки немецких ча-стей из Румынии, пытался вытащить группу полковника Шерхорна из белорусских лесов. Последнее оказалось искусной игрой советских спецслужб, в результате которой немцы впустую сожгли немало бензина и сбросили 150 тонн ценных грузов.

Поговаривают, что примерно в тоже время люди Отто Антоно-вича замучили до смерти Глена Миллера в Париже и организовал покушение на Николу Теслу. Но это только слухи – вероятнее всего, самолёт Миллера и его оркестра стал жертвой собственного бом-бардировщика, случайно сбросившего на него свой смертоносный груз в тумане. А Никола Тесла умер от старости и болезней, оставив все свои бумаги на растерзание сотрудникам ФБР.

В октябре 1944 года Скорцени, имея чрезвычайные полномочия от самого фюрера, после небольшой перестрелки захватил Миклоша Хорти, сына адмирала Хорти, сына адмирала Хорти, возглавлявшего правительство Венгрии. 16 ркиября Скорцени и его люди с небол-шими потерями захватили Замковцю гору – там располагалась рези-денция Хорти. Сам адмирал успешно сбежал оттуда и сдался Гене-ралу полиции и СС Карлу фон Пфеффер-Вильденбруху. За успешно проведённую операцию Скрцени получил чин оберштурмбанфюрера СС, должность командира их истребительных частей и Немецкий Крест в золоте.

Командуя истребительными частями СС Отто Антонович засы-лал диверсантов в советские тылы, снабдил продуктами и боеприпа-сами немецкую группировку в Будапеште, вытаскивал немецких во-як из лесов Украины, готовил покушения на Сталина и других совет-ских лидеров в Москве. Также Гитлер поручил ему операцию «Гриф» - переодетые в американскую военную форму немцы на американ-ских танках и машинах должны были прорваться в тыл союзников и навести там шороху. Увы, блистательный замысел был полностью провален бездарной подготовкой.

С бору по сосенке наскребли технику, в основном немецкого производства. Из 600 добровольцев только 10 человек свободно го-ворили по-английски, большинство могли лишь сказать на языке Диккенса и Шелли только «да» или «нет». Их собирали по всей ар-мии, так что американская разведка об этом узнала быстро. Дивер-сантов вычисляли без особых проблем, задавая разные хитрые во-просы, на которые могли ответить только настоящие американцы, и уничтожали – их потери составили почти всю технику и две трети личного состава.

1 декабря 1944 года Скорцени получил знак пилота в золоте - высшею награду немецких ВВС.

В начале 45 года Скорцени и его бойцы в качестве обычной пе-хоты обороняли город Швед-на Ордере. Пламенной речью и личным примером Скорцени вдохновил подчинённых на упорную защиту. Между прочим, выезжая на рекогносценировку, Отто Антонович вы-вез из города несколько женщин с детьми.

Тогда же у него случилась пара конфликтов с руководством: в первый раз Скорцени всего-навсего на 4 часа опоздал на встречу с Гиммлером. Тот устроил ему отчаянный разнос, Отто Антонович узнал о себе много нового. Потом он отказался терять своих людей, которых осталось не густо, вывозя партийные документы из района Тщиньско-Здруй по приказу Мартина Бормана.

28 февраля 1945 года «Человек со шрамами» в последний раз видел Гитлера. За оборону Шведта тот вручил ему дубовые листья к рыцарскому кресту.

В марте того же года Скорцени поручил своим диверсантам взорвать мост Людендорфа в Ремагене. Рядом с этим мостом союз-ники успели навести два понтонных. Первый мост удалось взорвать, при попытке подобраться к понтонным, один диверсант был убит, двое замёрзли насмерть, остальные были взяты в плен.

30 марта 45 года Скорцени получил приказ перебираться со своими людьми в район Альпийской крепости – большому участку местности в Альпах. Здесь предполагалось дать последний бой со-юзникам. Скорцени расставил бойцов на ключевые точки, пригото-вился. Но тут известие о смерти Гитлера, окончательно подорвавшее воинский дух. 7 мая пришёл приказ Карла Деница сложить оружие. Скорцени с горсткой верных людей некоторое время скрывался в лесной хижине, а затем сдался американцам. Начался тюремно-лагерный этап его жизнь.

Посидел я по тюрьмам немало…

20 мая 1945 года Отто Антонович и пятеро его спутников при-шли в американскую комендатуру в Аннаберге. Оттуда их отправили в Зальцбург, а оттуда в лагерь военнопленных в Санкт-Иоганн-им-Понгау. Оттуда Скорцени отправили в Верфен. Началась бесконечная череда допросов:

- Вы планировали убить генерала Эйзенхуэра?

- Вы собирались взорвать ставку генерала Монгомери?

- Куда вы вывезли Гитлера? Почему вы утверждаете, что он мёртв?

29 мая того же года Скорцени оказался в тюрьме Висбадена. Компанию ему составил бывший начальник, Эрнст Кальтернбруннер. Эсэсовцы внимательно осмотрели камеру, обнаружили микрофоны и несколько дней важные вопросы обсуждали шёпотом, старательно стуча при этом по деревянным поверхностям.

11 сентября Скорцени был отправлен в Нюрнберг. В тюрьме бравому подполковнику составили компанию чуть не все бонзы Тре-тьего Рейха – сплошные маршалы и генералы. Залетела ворона в вы-сокие хоромы!

Весной 46 года «Человек со шрамами» был переведён из Нюрнберга в Дахау, потом обратно. Потом он почтил своим присут-ствием лагерь под Регенсбургом, центр репатриации в Дармштадте. Здесь надо было выбрать страну для дальнейшего проживания. Скорцени выбрал Германию. «Права она или нет – но это моя Герма-ния!» - так объяснял он свой выбор позднее.

Из Дармштадта Отто Антонович вноь отправили в Висбаден, а оттуда в лагере в Оберурзеле. У него обострились проблемы со здо-ровьем и ему удалили желчный пузырь.

18 августа 1947 года предстал перед трибуналом. Его обвиняли в ненадлежащем использовании униформы и знаков различия ар-мии США, убийства и пытках американских военнопленных, изъятии предназначенных для них посылок Красного Креста. Председателем трибунала был некий Холмс, прозванный «вешателем». Скорцени ощутил, как на его могучей шее затягивается петля…

Однако адвокат Роберт Дарст блестяще справился со своей за-дачей и смог доказать, что в американскую форму во время войны наряжались не только бойцы «Человека со шрамами», а также то, что «Скорцени и его люди всегда воевали как джентльмены».  Каза-лось бы, дело закрыто, но тут вмешались представители Дании. Яко-бы Скорцени организовал там 25-30 взрывов на объектах Сопротив-ления. Быстро выяснилось, что Отто Антонович занимался совсем другими делами в совсем другом месте и «Человек со шрамами» вновь оказался в лагере для военнопленных. Там он, по просьбе американцев, написал подробное повествование об операции «Дуб». Этот литературный опыт в последствии пригодился ему при написании книги о его захватывающей жизни.

25 июля 1948 года Скорцени решил, что каждый заключённый сам кузнец своей амнистии и бежал, куда глаза глядят.

Я менял города, я менял имена…

Оказавшись на свободе, Отто Антонович некоторое время скрывался на баварской ферме, арендованной графиней Ильзе Финк фон Финкенштейн. Она была племянницей министра финансов рейха Ялмара Шахта. Дама красивая, умная, с большими связями - ничего удивительного, что между ними вспыхнул роман.

Некоторое время спустя Скорцени перебрался в США, где гото-вил парашютистов. Оттуда его путь лежал в Аргентину. Тамошний президент Хуан Перон охотно принимал у себя бывших нацистов, а те, в свою очередь, накачивали аргентинскую экономику награблен-ными деньгами. Поговаривают, что задача Отто Антоновича была вернуть часть этих денег в Европу. Он завязал отношения с Эвитой Перон, супругой президента, предотвратил готовящееся на неё по-кушение (уж не сам ли он его организовал?) и, благодаря своей мужской красоте и силе, вернул на европейские счета нацистов сто миллионов честно награбленных долларов.

Из Аргентины Скорцени уехал во Францию, оттуда в Германию. Там он получил документы на имя Ганса Фрея, а некоторое время спустя оформил испанскую визу на имя Рольфа Штанбауэра.

Их Германии Скорцени отпрвился в Италию, оттуда пребрался в Испанию, где осел на долгие годы. В 1951 году в Мадриде он заре-гистрировал фирму «Штайнбах», приносившею солидный доход.

В 1954 году Скорценри оформил отношения с Ильзе, их сов-местное состояние оценивалось в 15 с лишним миллионов долла-ров.

В 1959 году в Ирландии Скорцени приобрёл виллу «Мартинста-ун хаус» за семь с половиной тысяч английских фунтов. Хозяином Отто Антонович оказался отменным – спустя 12 лет поместье было продано уже за 80 тысяч фунтов.

Скорцени и его супруга благополучно жили на две страны, за-нимались бизнесом, хозяйством. Ничего противозаконного Отто Ан-тонович но журналисты время от времени писали про него всяческие страшилки: он якобы готовил освобождение низложенного султана Марокко Мухамеда Пятого, собирался штурмовать тюрьму, в кото-рой сидел Рудольф Гесс, руководил тайными объединениями быв-ших фашистов, натаскивал египетских военных на убийства британ-ских солдат и офицеров. За статью о последнем, Скорцени отсудил у гаеты «Дейли Скетч» 10 тысяч фунтов. Половину этих денег он пере-дал в немецкий Красный Крест, а половину – в Британский.

Куда более правдивыми выглядят слухи, что в середине 60-х годов Скорцени отправлял в африканскую республику Биафру евро-пейские ценности в виде оружия, забирая африканскую дрянь типа алмазов. Сам Отто Антонович утверждал, что действовал исключи-тельно из гуманистических соображений, посылая туда лишь про-дукты и медикаменты.

В 1970 году «Человеку со шрамами» удалили две опухоли на позвоночнике и какое-то время он не мог ходить. После шести меся-цев занятий с физиотерапевтом он встал на ноги, но здоровье его сильно ухудшилось. Отто Скорцени умер в своём мадридском доме в ночь с 5 на 6 июля 1975 года. 8 июля в кладбищенской церкви Мадрида о нём отслужили заупокойную службу. В последний путь его провожали около тысячи человек. Тело было кремировано, прах перевезён в Австрию и захоронен на семейном участке кладбища Доблингер в Вене. В 1983 году могила Скорцени подверглась осквернению.

Как умел, так и жил.

Так кем же был «самый опасный самый опасный человек Евро-пы»? Конечно он не был таким уж рыцарем Света, каким изображал себя в своих воспоминаниях, но и мерзавцем его никак нельзя назвать. Просто вторая мировая война послужила лифтом, подняв-шим его на вершину успеха. Это был умный и смелый человек, та-лантливый военный и предприниматель, верный пёс Адольфа Гитле-ра.
;
;


Рецензии
Признаюсь честно, в этой части истории у меня пробел, а потому ваша статья как раз для меня. О Гитлере, Мусолини (про Сталина и Черчиля вообще молчу)знают все, а вот про Скорцени я не слышала. Как обычно, начиналось все очень хорошо - спорт, любовь (хотя и переменчивая), но как только приходит война: все разделяются на два или более лагерей. Дальше я не берусь судить об Отто, но тем не менее не отрицаю, что не будучи "белым рыцарем" в истории, человек может быть умным и смелым. А вот Гитлера понять не могу. Были и Чингисхан, и Аттила, даже Мехмед Фатих, мечом построившие своим империи, но их имена блекнут рядом с именем Гитлера, и вы лучше чувствуете это, чем я скажу словами. Такой вот * был!

Тодд Нелли   27.04.2022 08:03     Заявить о нарушении