лс111 ссыльный Пушкин, агент сыска А. Бошняк и иде

Поэт ссыльный Пушкин,
агент сыска А. Бошняк и
идея Мертвых душ всероссийских ...

13 июля 1826 г в Петропавловской крепости СПб была совершена казнь пятерки главарей тайных обществ России.

За пару недель до этого Пушкин написал нового царю прошение о прощении  с распиской в благонадежности и вассальской верности.

Поспешил?  Да, нет. Сыграл наверняка = после повешения пятерки дворян такой шаг был бы почти невозможен … Хотя … См. правило Талейрана о предательстве и предателях в предыдущей заметке

После казни осталось поквитаться с ссыльным Пушкиным: «певец Свободы» начала 20-х был «слишком заметной» (tros celebre) фигурой в России и не проверить его на лояльность в ответ на его прошение с распиской никак не могли. Царь0вешатель поручил эту миссию не кому-нибудь из готовых услужить, а самому опытному в сыске – графу де Витту. Это назначение говорит о той важности какую придавал Государь делу Пушкина.

Граф дает поручение агенту-интеллектуалу – Бошняку А. К.  17 июля тот отъезжает в Псковскую губернию, где его уже ждет фельдъегерь Блинков  с открытым листом № 1273 (т.е с большими полномочиями с учетом сведений об опасности подозреваемого)
Почти неделя работы агента Бошняка дала один результат: Пушкина уличить в свободомыслии и подстрекательстве к бунту нельзя. Блинков уезжает с ордером на арест в СПб. 

А агент (см. публикации Модзалевского и Шилова) приступает ко второй части задания – узанть о злоупотреблениях в губернии.
 
Раздел “В” его отчета (вкл. черновой) содержит удивительные  подробности о самых разных колоритных мошенничествах , в частности, о том, что :
1) в Лифляндской губернии жители “перестали умирать”, т.к.  документы умерших переходят к заинтересованным лицам, которые, прикрываясь “мертвыми душами”, могут убегать, совершать преступления и т. п.).
2) обнаружены жестокие убийства крестьян помещиками, слабость и нерешительность псковского губернатора Адеркаса (“добрый человек, но слишком беден!”)
3) имелись  волнения крестьян Гжатского уезда
4) выявлены  проделки новоржевского помещика отставного поручика Голубцова.

Исколесив за две недели четыре губернии, Бошняк доставляет свой отчёт в Москву, куда на коронационные торжества, вслед за царем, прибывают Дибич, де Витт и другие управляющие персоны. Прежде чем подать высокому начальству окончательный текст отчета, Бошняк свои повседневные дневниковые записи (на французском языке) превратил в черновой вариант рапорта, закончив эту работу в Москве 1 августа 1826 г. Черновик отчета (а также предшествующие ему записи) Бошняку тоже приказано было сдать, дабы кто-нибудь не узнал чего-нибудь. 90 лет спустя черновые бумаги были впервые обнаружены в архиве III Отделения, и, как уже известно, затем опубликованы А.А. Шиловым и Б.Л. Модзалевским.

Так стало известно о махинациях с «мертвыми душами» …

Есть, правда или кривда, и иная версия, основанная на том , что Чичиковых как и Онегиных с Обломовыми в России как котят… Вот такая версия:
« … когда Пушкин пребывал в кишиневской ссылке, то услышал удивительную историю: по статистическим данным, в одном уездном городке на берегу Днестра несколько лет не регистрировалось ни одной смерти. Удивительно? Оказалось, что под именами умерших крестьян прятались беглые»

Прокофьева Наталья Николаевна в главе «Поэма «Мертвые души» (1835–1852). Замысел и источники сюжета поэмы» из кн. «История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы» пишет:

 «Считается, что так же, как и сюжет «Ревизора», сюжет «Мертвых душ» Гоголю подсказал Пушкин. Известны два рассказа, связанные с именем Пушкина и сопоставимые с фабулой «Мертвых душ». Во время его пребывания в Бессарабии (1820–1823) в Бендерах имели место административные злоупотребления: смертные случаи здесь не регистрировались, и имена умерших передавались другим лицам, беглым крестьянам, стекавшимся сюда со всех концов России; по этой причине жителей городка называли «бессмертным обществом». Впоследствии, находясь уже в Одессе, Пушкин спрашивал у своего бессарабского знакомого И. П. Липранди: «Нет ли чего новенького в Бендерах». О другом случае, относящемся к пребыванию Пушкина в Москве, писал П. И. Бартенев в примечаниях к воспоминаниям В. А. Соллогуба: «В Москве Пушкин был с одним приятелем на бегу. Там был также некто П. (старинный франт). Указывая на него Пушкину, приятель рассказал про него, как он скупил мертвых душ, заложил их и получил большой барыш <…> Это было еще до 1826 года». Интересно, что эпизод этот вызвал у самого Пушкина непосредственную художническую реакцию: «Из этого можно было бы сделать роман», – сказал он между прочим»[].
Лотман Ю. М. в ст «Пушкин и "Повесть о капитане Копейкине": (К истории замысла и композиции "Мертвых душ")  см. http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/lot/lot-266-.htm?cmd=p постановил: «Сюжет «Мертвых душ» был дан Гоголю Пушкиным. Однако детали переданного Пушкиным замысла нам неизвестны.». Однако Лотман оставляет лазейку: «В окончательном — известном нам, сокращенном и переделанном — тексте «Путешествия Онегина» события демонстративно отсутствуют, во время путешествия с Онегиным ничего не случается. Это и оправдывает рефрен: «Тоска, тоска!» Однако первоначальный замысел едва ли был таким. Об этом свидетельствует, например, хронологическая неувязка — неоправданно долгое и ничем не объясненное пребывание Онегина на юге: он оставил Петербург «Июля 3 числа <1821>» (VI, 476), а в Крым прибыл «три года по<сле> вслед за мн<ою>» (VI, 489). Пушкин был в Крыму с 15 августа по середину сентября 1820 г. Итак, в Крыму Онегин оказался летом — осенью 1823 г. Что делал Онегин два года на Волге и Кавказе?
Ответ: версия = Онегин был Чичиковым!

Прокофьева Наталья Николаевна в главе «Поэма «Мертвые души» (1835–1852). Замысел и источники сюжета поэмы» из кн. «История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы» также пишет и о незалежной версии :

 «…сведения, что и Гоголь, независимо от Пушкина, был наслышан об историях с мертвыми душами. По рассказу дальней родственницы писателя М. Г. Анисимо-Яновской, ее дядя, некто Харлампий Петрович Пивинский, проживавший в 17 верстах от Яновщины (другое название имения Гоголей Васильевка) и занимавшийся винокурением, был напуган слухами, что подобный промысел будет разрешен только помещикам, владеющим не менее чем пятьюдесятью душами. Пивинский (у которого было только тридцать душ) отправился в Полтаву «да и внес за своих умерших крестьян оброк, будто за живых… А так как своих, да с мертвыми, далеко до пятидесяти не хватало, то набрал он в бричку горилки да и поехал по соседям и накупил у них за эту горилку мертвых душ…» Анисимо-Яновская утверждает, что эту историю знала «вся Миргородчина»[]  Ху-ха-ха: Здесь надо, правда, сделать оговорку, что Репнин, если и рассказал Гоголю данный эпизод, то уже за границей, когда работа над «Мертвыми душами» была уже начата. Но при этом известно, что за границей, в процессе написания поэмы…»

Бытовой аспект этой формулы зафиксировал В. И. Даль в первом издании «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863):

«Мертвые души, люди, умершие в промежутке двух народных переписей, но числящиеся по уплате податей, на лицо» (статья «Душа»). Однако в религиозно-философском аспекте гоголевская формула явилась антитетичной к библейскому понятию о «живой душе» (ср.: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» – Библия, Бытие, 2, 7).

Сплетни недорослей XXI уже века : «В 1830-е гг. Гоголю пришла в голову идея о написании такого произведения, в котором впервые в истории русской литературы демонстрация людских пороков должна изобразиться образами, а не напрямую.
В своем письме он обращается за помощью к Пушкину:
Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но чисто русский чисто анекдот.
Рука дрожит написать тем временем комедию. Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта.
И Пушкин подкинул несколько идей. Так родился «Ревизор».

Уже позднее Пушкин отшучивался своим друзьям, что «хитрый малоросс украл» у него лучшие сюжеты.»

(2)

Приднестровский журналист на форуме https://forum-pmr.net/showthread.php?t=4670  извещает :
Есть основания считать, что «Мертвые души» Н.В. Гоголя появились благодаря именно городу Бендеры. Эту гипотезу изложил московский литературовед С. Машинский в своей монографии «Художественный мир Гоголя (1979)» посвященной анализу гоголевского шедевра: «…Известно что Пушкин рассказал Гоголю историю похождений некоего авантюриста, скупавшего у помещиков мертвые души. Но откуда она стала достоянием самого Пушкина? Историю о манипуляциях с документами умерших людей Пушкин мог узнать во время его кишиневской ссылки. В начале XIX в в Бессарабию и» разных концов России бежали согни крестьян, спасаясь от уплаты недоимок и различных поборов Полиции предписано было выявлять беглецов Но все меры оказывались напрасными Спасаясь от преследований, беглые крестьяне часто принимали имена умерших. Полковник Лигтреиди рассказывал, что во время пребывания Пушкина в кишиневской ссылке по Бессарабии разнесся слух, будто в Бендерах никто не умирает. И действительно, в течение многих лет здесь не было официально зарегистрировано ни одного смертного случая. Это, конечно, возбудило подозрение у властей. Началось расследование. Оказалось, что в Бендерах было принято за правило: умерших из общества не исключать, а их имена отдавать прибывшим сюда беглым крестьянам. Пушкин бывал в Бендерах, и его, по свидетельству Липранди, очень заинтересовала эта необычная история. Вероятно, именно она стала импульсом к сюжету о мертвых душах, который Пушкин спустя годы рассказал Гоголю. То есть речь шла о манипуляциях с документами умерших людей. А как раз в этом пружина гоголевского сюжета. И она связана с Бендерами».

Эту молву несут по сей день:

 Станислав Мереминский (Москва) В игре «Что, где когда» https://db.chgk.info/question/36i6.2/7:
Вопрос 7: Во время "южной ссылки" Пушкин услышал рассказ о том, что в одном уездном городе по документам почти никто не умирает, поскольку имена покойных брали беглые крестьяне из центральных губерний. Когда об этой истории узнал Гоголь, у него возник замысел "Мертвых душ". Существует гипотеза, что этой же истории обязан своей фамилией литературный персонаж. Догадавшись, какой персонаж, назовите упомянутый в истории город.
Ответ: Бендеры.
Комментарий: Пушкину рассказали эту историю о городе Бендеры. Таким образом, с Бендерами связан гоголевский аферист Чичиков — один из вероятных литературных прототипов Остапа Бендера. Кроме того, в начале "Двенадцати стульев" об уездном городе N говорится, что там практически никто не умирает, как и в Бендерах.
Источник(и): В.В. Худяков. Афера Чичикова и Остап Бендер. // В цветущих акациях город... Бендеры: люди, события, факты. / Ред. В. Валавин. — Бендеры, 1999. — С. 83-85.

(3)

Есть также крымская идея: http://proza.ru/2011/08/06/1116
Один из авторов "проза.ру", В. Телухова добавила такую версию: «во время описываемых Гоголем событий, царское правительство активно раздавало земли в Крыму. Поскольку Крым был завоёван и нужно было сделать так, чтобы там появилось русское население. Понятно, что земли раздавались по смешным ценам, но только тем помещикам, кто имел достаточно крестьян для освоения полученных земель. Валентина Телухова утверждает, что мёртвые души нужны были Чичикову для приобретения крымских земель с целью дальнейшей перепродажи. Мошенничество, конечно, но вполне себе законное».
Тут намек на то, что идея сия пришла Пушкину в Гурзуфе, где был зачат Евгений Онегин … но поэт не смог этот сюжет совместить с хандрой Жени … и муками истомившейся Тани…

(4)

Анненкова Е.И. в главе ЗАМЫСЕЛ книги «Путеводитель по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» написала https://coollib.com/b/218704/read#n_4 :
В 1835 г., в письме к А. С. Пушкину (от 7 октября) Гоголь впервые упоминает новое произведение: «Начал писать Мертвых душ. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Но теперь остановил его на третьей главе. Ищу хорошего ябедника, с которым бы можно коротко сойтиться. Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку все Русь»
По предположению Ю. В. Манн (см Манн Ю. В. Гоголь. Труды и дни: 1809–1845. М., 2004), встреча Гоголя с Пушкиным и разговор о новом произведении мог состояться в сентябре 1834 г., хотя исследователь допускает, что этот разговор был возможен и в первые четыре месяца 1835 г., когда оба писателя жили в Петербурге; в таком случае, в сентябрьскую встречу разговор должен был возобновиться. О содержании этого разговора Гоголь рассказал в «Авторской исповеди»: «Пушкин находил, что сюжет „Мертвых душ“ хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров» .
Жанр нового произведения мог восходить и к роману путешествий, и к распространенному в западноевропейской литературе плутовскому роману, освоенному и русской литературой. — Так, были популярны «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины» М. Д. Чулкова, «Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова» В. Т. Нарежного. Герой — плут, ищущий новых знакомств и связей, предоставлял возможность раздвинуть рамки повествования и при этом разоблачить какие-то секреты, скрытые стороны тех или иных жизненных явлений. Фактура плутовского романа позволяла отозваться на современные писателю явления, коллизии общественной жизни, а вместе с тем выявить в этих коллизиях универсальный, философский смысл. Но это оказывалось возможным потому, что «Гоголь в корне изменил исходную ситуацию пикарески. Мало сказать, что он отбросил назидательность, морализирование, отбросил такие отработанные беллетристические ходы, как тайна происхождения героя или его преследование со стороны злонамеренных персонажей. Самое главное в том, что была найдена новая романная пружина необычайной энергии и силы. Чичиков — в отличие от традиционного пикаро — человек с четко намеченной целью, с продуманным планом; приобретатель, комбинатор. Тем самым, во-первых, была создана насквозь современная ситуация <…> Далее была создана ситуация национально-характерная и емкая» (см. Манн Ю. В. Диалектика художественного образа. М., 1987). Факт покупки мертвых душ в контексте русской жизни выглядел одновременно и как нечто чрезвычайно странное, и как возможное. Ю. В. Манн приводит свидетельство П. И. Бартенева; «В Москве Пушкин был с одним приятелем на балу. Там был некто П. (старинный франт). Указывая на него Пушкину, приятель рассказал про него, что он скупил себе мертвых душ, заложил их и получил большой барыш. Пушкину это очень понравилось. „Из этого можно было бы сделать роман“, — сказал он между прочим. Это было еще до 1828 года» (см. Манн Ю. В. В поисках живой души. «Мертвые души»: писатель — критик — читатель. М., 1984). В кругу домашних Пушкин, по свидетельству П. В. Анненкова, говорил; «С этим малороссом надо быть осторожнее: он обирает меня так, что и кричать нельзя» (см. Анненков П. В. Литературные воспоминания. Б.М., ). Исследователь комментирует: «Вполне логично допустить, что Пушкин вначале отдал Гоголю свой „сюжет“, отдал, преодолевая внутреннее сопротивление (ведь он был нужен ему самому), подчиняясь гоголевскому обаянию, охваченный искренним желанием ему помочь, а затем не без легкого налета ревности заметил в домашнем кругу, что тот его „обирает“. Сказано это было шутливо („говорил, смеясь“), беззлобно, с пониманием правоты и мотивированности гоголевского поступка» (см. Манн Ю. В. В поисках живой души). Сюжет о покупке мертвых душ, как видим, заинтересовал и Пушкина, и Гоголя; вряд ли случайно именно последний не захотел упустить представившуюся ему возможность разглядеть в этом абсурдном и комическом факте российской действительности «бездну» смыслового пространства.

(5)

Версия всероссийская экономическая:  Лазин Ю. Мёртвые души. История одной аферы

Во времена Николая Васильевича крестьянское население на Руси переписывалось 1 раз в 15 лет. Называлась эта перепись – ревизская сказка. Почему ревизская? А потому, что такая перепись давала основание правительству взимать подушный налог за каждого трудоспособного крестьянина, который приносил прибыль своему помещику. Поскольку трудоспособность крепостного крестьянина определялась  возрастом в 15 лет, то и ревизские сказки осуществлялись через 15 лет. Переписывались все крестьяне с 15 лет и старше. Такая постановка дела явилась следствием ещё петровского времени, когда Пётр 1 заменил подворовый налог, на подушный. Для подсчёта дворов в переписи населения не было необходимости. Дворы нетрудно было посчитать. Тем более, что крестьяне зачастую строили своим оженившимся сыновьям избы в своих дворах. Чтобы меньше был налог.

Эту «спекуляцию» и пресекла регулярная перепись населения. Вот только налоговые службы не учитывали естественной убыли населения. В течение очередных 15 лет крестьяне умирали, а  помещики продолжали платить за них полноценный налог до следующей ревизской сказки, которая и устанавливала естественную убыль. Правительству такая постановка дела была выгодна, помещикам, естественно, нет. Любой помещик был заинтересован любой ценой избавиться от своих мёртвых крестьян, чтобы не платить за них налоги. Появление Чичикова должно было быть воспринято помещиками, как спасение от ненужных растрат, да ещё с прибылью. Любой нынешний бизнесмен сразу бы это понял, но избалованный халявой помещик, который не особо вникал в дела, проявлял себя по разному, что и описал великий писатель.

 
Это означает одно = Чичикова мог придумать любой смышленый российский помещик … Но не в Архангельской губернии = в самой большой губернии Росс. Империи крепостное право никогда не действовало – Великая свободная Ганза сего безобразия рабства запрещала …


Рецензии