Запах женщины
«За;пах же;нщины»— кинофильм, американский ремейк одноимённого итальянского фильма Дино Ризи. Фильм снят по роману Джованни Арпино «Мрак и мёд» (1969). Исполнитель главной роли Аль Пачино за актёрскую работу в ленте удостоился премий «Оскар» и «Золотой глобус».
Коротко о сюжете, кто не видел фильм или забыл, о чем он.
Нуждающийся в деньгах ученик выпускного класса преп-школы (подготовительная школа, элитная частная школа для старшеклассников, где готовят к поступлению в престижный колледж) Чарлз Симмс нанимается на одноразовую подработку на долгий уик-энд "Дня благодарения" присмотреть за слепым родственником семейной пары, уезжающей на выходные. Родственник оказывается отставным подполковником Фрэнком Слэйдом. Он жёстко и нелюбезно встречает молодого человека — так, как сделал бы это с новобранцем; тот хочет отказаться от работы, но, в конце концов, остаётся.
После отъезда семьи неожиданно выясняется, что у подполковника свои планы на выходные. Вместо того, чтобы сидеть в своём флигеле, он собрался съездить с комфортом в Нью-Йорк, остановиться в «Уолдорф-Астории», поужинать в дорогом ресторане, посетить «недешёвую» даму «по вызову»; завершающим же действием должна стать пуля, которую слепец хочет пустить себе в голову, поскольку не желает более мириться со своей беспомощностью и одиночеством.
Чарли отправляется с подполковником в Нью-Йорк, не зная обо всех деталях плана, и в ходе дела постепенно они сближаются. Юнец рассказывает о злоключении, происшедшем с ним в школе. Накануне двуличный директор поставил его перед выбором: выдать набедокуривших приятелей — или потерять благосклонность школьной администрации, а вместе с нею и блестящие перспективы на продолжение образования в суперпрестижном университете. Выбор для Чарли очевиден: доносительство — не его путь. Поживший подполковник проницательно предсказывает по-молодому романтичному Чарлзу, что ему придётся сдать нахулиганивших приятелей. Видя, что мальчик не поддаётся на уговоры, он проникается к нему симпатией.
Фрэнк и Чарли заглядывают в лучшие места Нью-Йорка, навещают «правильных» родственников подполковника, катаются на дорогой машине, однако не радовавший и ранее гедонизм теперь ещё больше разочаровывает Фрэнка. Чарли поначалу не замечает, что веселье лишь видимость, но в конце юноша глубоко ощущает истинную цель этой поездки. Он обнаруживает Фрэнка в гостиничном номере в парадной форме и с оружием в руках. Понимая, что подполковник всерьёз готов свести счёты с жизнью, Чарли пытается отговорить его от самоубийства и, действуя искренне и почти что героически, заставляет подполковника отказаться от суицида. Молодой и слабый Чарли наглядно показал многоопытному и сильному Фрэнку, что его жизнь не напрасна и что нужна лишь решимость, которая куда более пристала сильному человеку, чем добровольный уход в небытие.
Одним из эпизодов фильма является сцена, когда слепой Фрэнк танцует танго с молодой женщиной, запах мыла которой ему понравился, в ресторане на глазах изумленной публики. Он не только танцует, но и учит не умеющую танцевать девушку, и она остается ему благодарной.
Чарли и полковник возвращаются в Нью-Хэмпшир. В школе состоится заседание дисциплинарного комитета, напоминающее судебную расправу. Сокурсник Чарли струсил и, под давлением богатого отца, имеющего свои планы, сдал своих приятелей. И ученики, и комитет молча не возражают. Чарли не сдаётся. Директор, видя, что Чарли не намерен уступать, ужесточает предлагаемую кару: вместо отказа в содействии при поступлении, которым пригрозил поначалу, он теперь сообщает о решении исключить его из школы. Явившийся на заседание подполковник произносит яркую речь с социально-политическим уклоном и тем выручает Чарли. Ученики бурно поддерживают положительное для Чарли решение комитета, директор и хулиганы посрамлены.
В довершение счастливой развязки желчный Фрэнк, всё более поддаваясь вновь обретенной человечности, знакомится с симпатичной учительницей, которая обратилась к нему после блестящей речи, а он по запаху её духов понял, что она рыжая стройная дама с карими глазами, и влюбился в неё. На этом фильм заканчивается, но зрители понимают, что дальше жизнь с любимым человеком.
А теперь о том, кто стоит за созданием фильма и об актере, для которого участие в съемках фильма стало лекарством от депрессии.
Сегодня, 25 апреля исполняется 82 года выдающемуся голливудскому актеру, кинорежиссеру и продюсеру Аль Пачино. Мировую известность в 1970-х гг. ему принесла криминальная драма «Крестный отец», но свой первый и единственный «Оскар» он получил намного позже, в 1992 г., как лучший актер в фильме «Запах женщины». Эта работа стала для него знаковой не только потому, что он получил за нее премию. Она ознаменовала начало нового этапа в его жизни, ведь до этого он почти 10 лет не снимался и пребывал в состоянии затяжной депрессии. Что привело Аль Пачино к этому рубежу, и что изменилось в его судьбе после этого – далее в обзоре.
Наверное, если бы Альфредо Джеймс Пачино не стал актером, он наверняка был бы одним из тех, о ком шла речь в «Крестном отце». Он родился и вырос в бедной семье эмигрантов из Италии, в неблагополучном квартале Нью-Йорка. Еще в подростковом возрасте он начал курить и употреблять алкоголь, часто становился зачинщиком драк, а свой первый велосипед он украл. К счастью, увлечение театром и кинематографом стало для него спасительным. Аль Пачино окончил актерскую студию Ли Страсберга и начал выступать на театральной сцене и сниматься в кино. Это был не последний случай, когда искусство становилось для него спасением.
До «Крестного отца» Аль Пачино был малоизвестным и не слишком успешным актером. На роль Майкла Корлеоне претендовали куда более серьезные соперники – Джек Николсон и Уоррен Битти, но когда Фрэнсис Форд Коппола впервые увидел в кадре лицо Аль Пачино, он решил, что никто лучше не сыграет эту роль. Продюсеры криминальной драмы сомневались в правильности этого выбора – они называли Аль Пачино «некрасивым и непрезентабельным коротышкой». Но режиссер настоял на своем. И он не ошибся – фильм имел феноменальный успех, а сам актер тут же превратился в звезду первой величины. Фрэнсис Коппола после премьеры заявил: «Аль – гений. Майкл Корлеоне – это только его заслуга».
Педагог актера Ли Страсберг говорил, что Аль Пачино – актер не представления, а переживания, который не столько играет своих персонажей, сколько становится ими. Это действительно было так. Он признавался, что ему понадобилось несколько месяцев, чтобы перестать себя чувствовать Майклом Корлеоне и вжиться в другие образы. За роль в «Крестном отце» он был номинирован на «Оскар», но на церемонию не явился – ему показалось оскорбительным то, что он попал в категорию «Лучший актер второго плана», ведь его роль в фильме была ключевой. Да и сама премия в 1972 г. ему не досталась. Он становился номинантом еще несколько раз в 1970-х гг., но удача долгое время обходила его стороной.
Аль Пачино был очень избирательным в выборе ролей, и от многих фильмов отказывался сам. В 1980-х гг. он надолго пропал с экранов. Как оказалось позже, в это время он переживал кризис и сильно пил. Его запои длились неделями, но остановиться тогда актер не мог. Он говорил: «При той славе и том внимании, которое мне оказывали, я начал думать, что многие вещи в моей жизни становятся мне неподвластны. Один из способов сопротивления этому я нашел в алкоголе».
Избавиться от зависимости самостоятельно актер не сумел, ему пришлось пройти курс лечения в специализированной клинике. Там он излечился не только от пьянства, но и от курения (до этого он выкуривал по 2 пачки в день). Спасение Аль Пачино снова нашел в искусстве. В 1985 г. он снял фильм «Позор округи», где предстал таким, каким был в то время. Выпустить на экраны эту горькую исповедь он решился только в 1989 г., когда наконец нашел в себе силы вернуться в кино
Его возвращение оказалось триумфальным. В 1992 г. он сыграл главную роль в драме «Запах женщины», съемки в которой помогли ему окончательно распрощаться с депрессией и принесли долгожданное признание: он наконец получил «Оскар» как лучший актер. В работе над ролью слепого подполковника Фрэнка Слайда Аль Пачино проявил всю свою одержимость, присущую ему в отношении к профессии. В Голливуде ходили легенды о его трудоспособности. Он спал по 4 часа в сутки, все остальное время отдавая съемкам и репетициям, а усталость глушил с помощью кофе, который пил в таких количествах, что его прозвали Аль Капучино.
Играя полицейских, он напрашивался в рейды к настоящим стражам порядка, изображая журналиста, устроился внештатным корреспондентом в одну из газет. А для того, чтобы правдиво изобразить слепого человека, сам едва не лишился зрения. Он ходил в школу для слепых, где учился у них ни на чем не фокусировать взгляд, смотреть «мимо» всех. И делал это так старательно, что однажды упал и повредил глаз. Актер рассказывал: «Перед выходом на площадку я тратил по полчаса, чтобы расфокусировать зрение. Так что падал я практически слепым, а потому просто забыл зажмуриться».
Он подолгу оставался в образе и после того, как камеры выключались: ходил с тростью и не смотрел на людей, которые с ним разговаривали. Аль Пачино так вживался в роль, что и правда мало что видел перед собой. Эпизода, в котором он спотыкается на улице о мусорную корзину и падает, не было в сценарии – актер действительно не заметил препятствия перед собой и упал. Эту сцену решили оставить в фильме.
На съемочной площадке его называли Дьяволом – но не за скверный характер, как в юности, а за невероятно талантливую игру. А Пачино на это отвечал: «Более лестного прозвища в моей жизни не было». Все, кто видел его в этом фильме, поражались тому, что актер снова словно не играл, а выворачивал наизнанку собственную судьбу, без боязни исповедуясь в собственных грехах – долгих годах пьянства.
Его герой в этом фильме был одержим женщинами, и чтобы создать такой образ, в этом случае никакой дополнительной подготовки актеру не понадобилось. Он ни разу не был женат, но о его романах ходили легенды. Его подругами становились первые красавицы Голливуда, но ни одной из них не удалось задержаться рядом с ним надолго. Даже рождение детей не стало поводом для официального брака. 2 года назад в СМИ появились сообщения о том, что у актера появилась новая избранница, которая почти на 40 лет его моложе.
В фильме «Запах женщины» его герой произносит такую реплику: «Знаешь, что поддерживало меня все эти годы? Мысль, что, может, однажды женщина обовьет меня своими руками и ногами… Я проснусь утром, и она будет со мной, и я буду чувствовать ее теплый запах… Но я отказался от этой мысли».
30 лет назад, в 1992 году, на экраны вышел фильм режиссера Мартина Бреста «Запах женщины». В нем рассказывается о приключениях юного студента Чарли Симмса, который устраивается работать помощником раздражительного полковника Фрэнка Слэйда, потерявшего зрение. Со временем эта лента стала по-настоящему культовой, а сцена, где Аль Пачино танцует танго, по праву считается одной из самых чувственных в кино.
Пересмотрев фильм еще раз, я решил узнать все секретные подробности о его съемках.
·Эта картина — ремейк старой одноименной итальянской драмы 1974 года Profumo di Donna. Причем лента даже была номинирована на «Оскар» в категориях «Лучший иностранный фильм» и «Лучший неоригинальный сценарий». Может быть, именно поэтому «Запах женщины» 1992 года имеет явные отсылки к Италии — об этом говорит выбор Аль Пачино на главную роль, а также имя девушки, с которой он танцует танго, — Донна. На итальянском это слово означает «женщина».
·В основу сценария обеих лент лег роман журналиста Джованни Арпино «Мрак и мед», правда, оттуда был позаимствован только главный герой — вспыльчивый слепой человек, которого сопровождает юный мальчик.
·Изначально главную роль подполковника Фрэнка Слэйда должен был сыграть Джек Николсон, но он отказался от работы после прочтения сценария. Также рассматривались кандидатуры Дастина Хоффмана и Джо Пеши.
·Интересно, что Аль Пачино сначала отказался от съемок, но потом передумал под влиянием своего агента.
·С ролью Чарли тоже все было непросто. На нее прослушивались Мэтт Деймон, Брендан Фрейзер и Бен Аффлек, но в итоге победил Крис О’Доннелл. Кстати, позднее все вместе они сыграли в фильме «Школьные узы».
·Также говорят, что Чарли мог сыграть Леонардо Ди Каприо, но, возможно, продюсеры решили, что он был слишком молод. На тот момент Лео было всего 18 лет.
·Крис О’Доннелл говорил, что пробы дались ему нелегко и он очень нервничал, когда впервые увидел Аль Пачино. Правда, именно это и помогло ему справиться с задачей. Ведь по сюжету его персонаж тоже робел перед полковником.
·«Запах женщины» стал отправной точкой в карьере Филипа Сеймура Хоффмана. Причем актер приходил на прослушивания 5 раз, прежде чем его утвердили. До этой роли он перебивался небольшими заработками в кино и работал продавцом в супермаркете, а после фильма его заметили и стали приглашать в серьезные проекты.
·Аль Пачино подошел к своей роли со всей серьезностью. Чтобы убедительно сыграть слепого, он долгое время общался с людьми, которые потеряли зрение в результате травмы. Они научили его приемам, которыми пользуются сами, чтобы сесть на стул, налить жидкость и т. д.
·Пока актер работал над фильмом, он оставался «слепым» даже вне съемочной площадки: не смотрел на собеседника, ни на чем не фокусировал свой взгляд и везде ходил с тростью. В итоге он реально повредил роговицу глаза, поскольку однажды оступился и упал в кусты.
·С самого начала было предусмотрено, что Аль Пачино сделают специальные линзы, которые помогли бы ему лучше сыграть роль, но потом от этой идеи решили отказаться, испугавшись, что линзы повредят глазам.
·Лихой возглас Фрэнка Слэйда «Ха!» — реальный армейский боевой клич, которому Аль Пачино научил настоящий подполковник. Каждый раз, когда актер что-то делал правильно, военный говорил ему: «Ха!»
·Во время съемок Крис О’Доннелл учился в Бостонском колледже по специальности «маркетинг». На следующий день после премьеры фильма ему нужно было закончить курсовую работу и подготовиться к 3 экзаменам.
·Знаменитую сцену с танго актриса Габриэль Анвар репетировала 3 недели одна. Аль Пачино ни разу не пришел на площадку. Позднее она призналась, что во время танца Пачино постоянно наступал ей на ноги и чуть не переломал пальцы. Но Габриэль ничуть не обиделась на мэтра. В интервью она сказала: «Ради бога, это же Аль Пачино, я не могла жаловаться. Он был невероятно добр ко мне».
·Режиссер картины старался разлучить Аль Пачино и Криса О’Доннелла друг с другом вне съемок. Он это делал нарочно, чтобы между актерами нарастало напряжение и они убедительнее смотрелись в кадре. Однако Пачино раскусил этот замысел и решил, что он возьмет юного коллегу под свою опеку.
·Потом О’Доннелл рассказал, что многому научился у мастера, а еще навсегда запомнил его совет. Аль Пачино сказал: «Никогда не женись на актрисе. Ты всегда будешь вторым в ее жизни».
·Некоторые сцены были сняты в роскошном отеле Manhattan Plaza, который в то время принадлежал Дональду Трампу. Через несколько лет в одном из интервью Крис О’Доннелл рассказал, что изначально в сценарии была небольшая сцена с участием миллиардера и его тогдашней супруги. Но в итоге этот эпизод из фильма вырезали.
·Часть съемок проходила в школе Эммы Уиллард — первом женском высшем учебном заведении в Соединенных Штатах. Причем по сюжету это была школа-интернат для мальчиков. Позднее в этом же здании снимался фильм «Императорский клуб».
·Фильм получил высокую оценку и критиков, и зрителей. На агрегаторе Rotten Tomatoes его рейтинг одобрения — 88 %, а при бюджете в $ 31 млн кассовые сборы составили $ 134 млн.
·За роль полковника Слэйда Аль Пачино наконец-то получил свой долгожданный и единственный «Оскар» за лучшую мужскую роль. До этого он номинировался 6 раз, но академики год за годом лишали актера этой престижной награды.
·Кстати, в этом же году актер был номинирован на «Оскар» и за лучшую мужскую роль второго плана в картине «Американцы». Он стал первым актером, который получил целых две номинации в один год и стал победителем в одной из них.
·Потом в одном из интервью Аль Пачино рассказывал, что сразу после вручения «Оскара» он испытал самое сильное чувство стыда в своей жизни. Дело в том, что актер ехал в переполненном лифте и не обратил внимания на то, что его статуэтка уперлась прямо в пятую точку одной известной актрисе, которая стояла перед ним. Когда она обернулась, Пачино понял, в чем было дело, и чуть не сгорел со стыда, сказав: «Извините, это был не я, это был мой „Оскар!“» К счастью, кто-то быстро разрядил обстановку шуткой. Имя актрисы Пачино не назвал.
·За свою работу в фильме Крис О’Доннелл был номинирован на премию «Золотой глобус» как лучший актер второго плана. Также в 1992 году он был включен в список 12 самых многообещающих молодых актеров по версии ежегодного рейтинга John Willis’ Screen World.
·Некоторые критики полагали, что фильм получился слишком длинным — 2 часа 37 минут. Причем режиссер, сценарист и Аль Пачино хотели, чтобы он был еще длиннее, а компания Universal настаивала на сокращении. В конечном счете компания проиграла, потому что зрители больше оценили длинную версию. Правда, потом была создана урезанная версия для телевидения и для показа в самолетах, но режиссер попросил удалить его имя из титров.
·Сценарист картины «Запах женщины» Бо Голдман как-то сказал: «Если у фильма есть мораль, то она звучит так: если мы останемся открытыми для удивительных противоречий жизни, мы найдем в себе силы идти дальше».
Лучшие цитаты
·— Хотите научиться танцевать танго?
— Прямо сейчас? Что-то страшновато.
— Чего вы боитесь?
— Боюсь ошибиться.
— В танго не бывает ошибок. Не то что в жизни. Это очень просто, поэтому танго — такой замечательный танец. Если ошибетесь, просто продолжайте танцевать.
·— Майкл думает, что танго для истеричек.
— По-моему, Майкл сам истеричка.
·Нет ничего страшнее, чем человек без души. Ведь протезов души не бывает.
·— Мне бы хотелось с вами не согласиться, полковник.
— Ты не в том положении, чтоб не соглашаться. У меня заряженное оружие 45-го калибра, а у тебя прыщи.
·Я всегда знал, какой путь правильный. Я всегда это точно знал, но никогда по нему не шел. Знаете почему? Потому что это было слишком трудно.
·Женщины... Пока ты смотришь на них, ты живешь.
·Вы не плохой человек, полковник! Просто вам больно.
·Не пожимай плечами, я же слепой. Язык тела прибереги для девочек.
·— Ты что там, умираешь от какой-то неизлечимой болезни?
— Нет, я здесь, сэр.
— Я прекрасно знаю, где находится твое тело. Я ищу признаки присутствия мозгов в твоей голове.
·В тебе есть цельность, Чарли. Не знаю, пристрелить тебя или усыновить.
·— Что с тобой?
— Со мной?
— Да, машина как-то тяжело едет, не знаешь почему? По-моему, тебе весь мир давит на плечи.
И в заключение еще одна цитата, которую можно считать философской: "Жизнь — это танго, в котором главное — это движение. Если остановишься — прекратится танец, если остановишься — прекратится жизнь."
Думаю, найденные мной факты об актере Аль Пачино, о его нелегком жизненном пути и выходе из тяжелой ситуации, о фильме "Запах женщины" будут интересны моим читателям. И мы все вместе в этот день рождения пожелаем Аль Пачино крепкого здоровья и долгих лет жизни. А вот сниматься ему уже не стоит, чтобы он остался в памяти зрителей не старым человеком, а хотя бы отставным подполковником из фильма "Запах женщины".
Свидетельство о публикации №222042500365