лс113 Пушкин Розанов Ты победил, ужасный хохол

День Единения
и Розанов  В.В.

Ты победил, ужасный хохол - Finis Russorum

(О  Мертвых душах, гениальном в мерзостях и пророчествах Гоголя о моральной Сивухе России и Конце Руси, о вселенских пороках адамитов)

Русские и нерусские писатели, критики, мыслители, психиатры, литературо- , душе- и прочие веды по-разному относились к творениям Достоевского Ф.М. Одни считали его гением и пророком, а иные на ином полюсе любви и единения Добра и Зла (Зла и Добра) уверяли – ФМД  = это больной психопат, пишущий о психопатах и уголовниках …больной о больных и больной Руси в предсмертной её агонии… И кому нам, сердобольным, верить то…?

По Новому Завету Нашего Всего Навсегда из сонета Поэт (1830):

Ты царь: живи один

Как Бог Один

Или по Онегину :

Любите самого себя

хотя такой любовью шутит Сатана ...

В.В. Розанов в «Последних листьях» (1916), уподоблял гоголевских героев революционным типам:

«Если бы Гоголя благородно восприняло благородное общество: и начало трудиться, «восходить», цивилизовываться, то все было бы спасено.
Но ведь произошло совсем не это, и нужно заметить, что в Гоголе было такое, чтобы именно «произошло не это»

Он писал вовсе не с «горьким смехом» свою «великую поэму». Он писал ее не как трагедию, трагически, а как комедию, комически. Ему самому было «смешно» на своих Маниловых, Чичиковых и Собакевичей, — смех, «уморушка» чувствуется в каждой строке «М. Д.», Тут Гоголь не обманет, сколько ни хитри. Слезы появляются только в конце, когда Гоголь увидал сам, какую чудовищность он наворотил.
«Finis Russorum» («Конец Руси» (лат)

И вот подло («комически») написанную вещь общество восприняло подло: и в этом заключается все дело. Чернышевские — Ноздревы и Добролюбовы — Собакевичи загоготали во всю глотку: — А, так вот она наша стерва. Бей же ее, бей, да убей.
Явилась эра убивания «верноподданными» своего отечества.
***
Действие «М. Д.» и было это: что подсмотренное кое-где Гоголем, действительно встретившееся ему, действительно мелькнувшее перед его глазом, ГЛА¬ ЗОМ, и в чем гениально, бессмысленно и по наитию, он угадал «суть сутей» моральной Сивухи России — через его живопись, образность, через великую схематичность его души — обобщилось и овселенскилось.
Дробинки, частицы выросли во всю Русь. «Мертвые души» он не «нашел», а «принес». И вот они «60-е годы», хохочущая «утробушка», вот мерзавцы Благосветовы и Краевские, которые «поучили бы Чичикова».
Вот совершенная копия Собакевича — гениальный в ругательствах Щедрин.
Через гений Гоголя у нас именно появилось гениальное в мерзостях. Рань¬ ше мерзость была бесталанна и бессильна. К тому же, ее естественно пороли. Теперь она сама стала пороть («обличительная литература»). Теперь Чичиковы ста¬ ли не только обирать, но они стали учителями общества.

***
А в «Уединенном» Розанов особо выделил тип Добч инского как ключевой для понимания новейшей российской истории:

«Поразительно, что к гробу Толстого сбежались все Добчинские со всей России, и, кроме Добчинских, никого там и не было, они тес¬ нотою толпы никого еще туда и не пропустили. Так что «похороны Толстого» в то же время вышли «выставкою Добчинских» …
Суть Добчинского — «чтобы обо мне узнали в Петербурге».
***
Беда в том, что маленький человек, которому, как маленькому человеку, Гоголь горячо сочувствовал, обуреваем бесом тщеславия, и тогда он вырастает до зловещих мефистофелевых высот, как Акакий Акакиевич в «Шинели».
Гоголь прозрел беса едва ли не в каждом человеке.
Он прозрел революционных бесов еще до того, как они по-настоящему вышли на свет.
Писатель убедил себя, что те пороки, которые он выставлял своей сатирой на всеобщее осмеяние, носят поистине вселенский характер.
Но тонкая оболочка нравственности прорвалась, и бесы вышли наружу именно в России, полвека с лишком спустя после смерти Гоголя.

Это — дьяволов смех...
Это — Мефистофель …

***
Розанов признавался в письме к П.Б. Струве:

«Я всю жизнь боролся и ненавидел Гоголя: и в 62 года думаю:

«Ты победил, ужасный хохол».


Рецензии