Путешествие из старого города

Бывая в городах Западной или Центральной Европы, вы наверняка прогуливались по старинным узким улочкам с вымощенной булыжником мостовой и маленькими опрятными домиками по обе стороны. Если и есть в Кишиневе подобная улица, то это, конечно же, Кожокарилор в старом городе. Новостройки здесь выполнены в таком изящном стиле, что органично вписываются в общий вид и не нарушают исторического наследия столицы. Напротив, вся эта современная архитектура настолько аутентично смотрится в соседстве с обветшалыми постройками начала XX века, что диву даешься, как удачно можно обустроить город, подходя к вопросу с умом. 

Однажды в канун Пасхи я заплутал как раз в этом месте сплетения узких кишиневских улочек, что тянутся вдоль и поперек Быка, пониже центрального рынка. Пройдя по вышеупомянутой Кожокарилор, я свернул направо, и оказался на булыжной мостовой Иоан Ботезаторул. Дорога была никчемная, вся в дырах, фрагментами залатанная асфальтом. Неоклассицизм сменился прямолинейной каменной застройкой тоже весьма любопытной к изучению.      

Я продолжал неспеша прогуливаться. Стояла жара, аномальная для конца апреля. Впрочем, к скачкам погоды мы давно привыкли, в век-то глобальных климатических изменений.    

На улице было тихо и пустынно, лишь немного впереди меня шла молодая женщина. Внезапно она зашаталась, ухватилась рукой за изгородь и сползла на землю! Я подбежал к ней - очевидно ей стало дурно от жары, и она упала в обморок. 

Крикнув пару раз помощи, я подхватил женщину на руки и тут заметил открытые ворота во двор одноэтажного дома. Я ринулся туда, прикинув на ходу, что там найду радужных хозяев, которые вызовут скорую, либо помогут привести бедняжку в чувство. 

Во дворе было пусто, но дверь дома, скрипнув, приоткрылась. Не раздумывая, я вошел внутрь. Едва переступив порог, я замер, так как оказался в полной темноте! Так сначала мне показалось! Освещение было, но всё какие-то тусклые лампадки по углам.

- Эй, есть кто живой?! - крикнул я. - Вызовите скорую! Здесь женщине стало плохо! 

Никто не откликнулся. Я сделал пару шагов вперед. В нос ударил резкий запах благовоний. Мои глаза уже стали привыкать к плохому свету, и я смог различить очертания комнаты и предметы в ней. Это была большая прихожая, в ней точно был кто-то живой, так в полной тишине был различим чей-то бубнеж. Но почему же никто мне не отвечал? 

Пройдя еще немного вглубь, я действительно разглядел человеческие силуэты. Это были пожилые женщины в платках, они сидели на стульях в разных частях комнаты. Тусклый свет лампад освещал их старые морщинистые лица и стеклянные глаза. Если бы не монотонные легкие раскачивания их фигур, можно было бы подумать, что это манекены. Я не мог понять, почему они не отвечают мне. Вместо того, чтобы прийти на помощь, они что-то нашептывали себе под нос. 

- Помогите, - скорее машинально повторил я, уже сообразив, что надо действовать в одиночку. 

Впереди я увидел дверь и из нее как будто источник света. За дверью оказалась светлая комнатка с застеленной кроватью. Я положил женщину на кровать и осмотрел ее. Она дышала, но ей срочно была нужна помощь. 

Вновь я вышел в прихожую и отыскал коридор в кухню. Там я набрал воды в кружку, и вернувшись в комнатку, обрызгал женщине лицо водой. Она вздрогнула. Силы возвращались к ней. 

Вскоре они пришла в себя, я объяснил ей, что произошло и где она. Выслушав благодарности, я поспешил покинуть этот дом. Вся эта ситуация начинала меня раздражать. Оказывать первой помощи я никогда не умел, да и потом эта странная атмосфера в доме. Какие-то старухи, которые абсолютно никак не отреагировали на наше появление, а лишь продолжали начитывать свою мантру. 

Настроение было поскорее убраться отсюда, но тут я поймал себя на мысли, что уже несколько минут не могу найти выхода. Я плутал коридорами, переходил из комнаты в комнату, но никак не мог выйти в прихожую! Такое ощущение, что комнаты постоянно меняли свое положение и очередность, словно великан играл в кубик-рубика, а я попал внутрь этой дьявольской игрушки! 

Наконец через одну из дверей я вывалился на задний двор. Уже ненавидя это место, я поскорее открыл калитку в огромном каменном заборе и вышел на дорогу. 

Какое-то время я шел, погрузившись в себя. Не смотрел по сторонам и не отдавал себе отчета, что иду по пыльной проселочной дороге. Вокруг не было ни улиц, ни домов, ни машин, лишь с правой стороны тянулся каменный забор. И наконец заметив это все, я опешил! Встал как вкопанный и огляделся. Где я оказался?! Это был не город, в лучшем случае какой-то отшиб, но это было невозможно! 

Да, я вышел из дома с другой его стороны, не с той, что заходил. Но я должен был оказаться на параллельной улочке. Справа должен был быть центральный рынок, а слева набережная вдоль речки Бык. Да, и в конце концов, к черту топографию! Дело было в другом, а именно в том, что вместо города я видел перед собой пустое поле, простирающееся до самого горизонта! Это было нереально! Какая-то чертовщина! Фантасмагория! 

Я бросился бежать обратно вдоль забора, но даже не нашел этой злосчастной калитки! 

Я стал лихорадочно соображать: а не терял ли я сознания? Меня могли опоить, вырубить, и вывезти куда-то из Кишинева! Скорее всего так оно и случилось! Точно, я же пил воду в том доме. Может в нее что-то подмешали... 

Да, это было единственное логичное объяснение. Я не помнил, чтобы был вне сознания, но похоже, что все-таки на какой-то момент меня отключило. Иначе быть не могло. 

Тут меня озарило: я достал мобильный из кармана. Однако он не ловил сеть. Я был без связи и без интернета. Оставалось идти куда-то прямо, пока не встречу кого-нибудь или не доберусь до какой-нибудь заправки, чтобы понять, где я нахожусь. 

Я шел, все еще не веря в происходящее. Вокруг меня было сплошное поле. Слева поодаль сверкала речка. И тут я обратил внимание на небо. Оно нависло необычно низко, давя на голову и вызывая паническую тревогу неизбежностью своего обрушения. Цвет неба был темно-синий, а ближе к горизонту оно и вовсе чернело.    

Я шел уже пол дня, пейзаж все не менялся. За все это время мне не попалось ни одной асфальтированной дороги.

Наконец впереди я увидел черную точку, которая постепенно стала вырастать в промышленное здание. Так я судил по валившему дыму из труб. 

Вскоре я добрался до этого здания. Оно действительно походило на завод: прямоугольной формы, без архитектурных излишеств, с промышленной зоной за забором. У входа в здание стояли припаркованные автомобили. 

Вывеска на здании была написана латинскими буквами. Я не стал вдаваться в подробности, сочтя их за румынский, и поспешил войти внутрь. 

Я оказался в вестибюле, слева от меня было что-то вроде будки вахтера. Оттуда виднелась женская голова. Я направился прямиком к ней.

- Подскажите, уважаемая, - заговорил я на подходе, - в какой части Молдовы мы находимся? 

Белокурая женщина средних лет выпучила на меня испуганные голубые глаза. 

- Was ist das? - выдавила она.

Я усмехнулся про себя: “Какой к черту немецкий?”, вслух же повторил вопрос: 

- Где мы находимся? В каком районе? 

Ее реакция оказалась самой непредсказуемой. Она заверещала скороговоркой на немецком. Я не владел им и не мог ничего понять, но что-то ее явно не на шутку перепугало. В конце концов, она нажала на какую-то кнопку, и раздались тревожные сирены. Сама же женщина словно стала отъезжать в сторону. Когда ее тело показалось из-за дежурной будки, я понял в чем дело. Она передвигалась в инвалидном кресле. Продолжая что-то выкрикивать, она покатилась куда-то вглубь коридора. 

Я заподозрил неладное и вышел на улицу. Теперь уже внимательно посмотрел на вывеску. “Manufaktur Scholz” значилось на ней. “С какого это перепугу? - не понимал я, что происходит. - Почему на немецком?”. 

Номера на автомобилях поразили меня еще больше. Это были не молдавские и даже не европейские номера. На них был черный орел со свастикой. Трудно описать охвативший меня ужас. Какое-то время я продолжал стоят в оцепенении. События сегодняшнего дня все больше походили на жуткий фантастический фильм. 

Тревожные сирены зазвучали громче. Я инстинктивно дернул ручку двери автомобиля, и она поддалась. Забравшись внутрь, обнаружил, что ключ зажигания был на месте. Я завел машину, развернулся и поехал по асфальтированной дороге, которая начиналась как раз от этого завода. 

Я ехал уже несколько часов и за все это время не увидел ни одного населенного пункта, ни пасущегося скота, никаких признаков нормальной жизни, одни лишь сплошные заборы, за которыми коптились трубы. Все небо было будто вымазано смолой. Лучи солнца едва пробивались сквозь толстый слой гари, повисшей в воздухе. 

Все надписи на приборной панели в машине были на немецком, по радио вещали тоже лишь на этом языке. Сложно было найти какое-то объяснение всему этому. Можно было предположить, что под воздействием какого-то наркотика меня тайно вывезли в Германию, и я потерял частично память. Но как было объяснить нацистскую символику на номерных знаках?! 

Дорога вывела меня к реке, и я узнал родной Днестр. Нет, конечно же, я был в Молдове, но в какой-то параллельной. Это было парадоксально, но иначе, каким образом вдруг стерлись с лица земли все сёла, города с людьми? И вместо них лишь копоть труб, чужое небо и в колясках инвалиды...

Я подъехал к обрыву и по извилинам реки, понял, что нахожусь вблизи города Сороки. Невозможно было не узнать характерный изгиб Днестра в этом месте. 

Я поехал дальше. Города, как такового не было, все также промышленная зона. Но Сорокскую крепость я заметил издалека. Наконец хоть что-то из моей реальности! Остановившись неподалеку, я долго не решался выйти из машины. Наблюдал, что происходило вокруг. Уже вечерело, и около входа в крепость стояло несколько человек. Все были в рабочих комбинезонах. Как быть, если они заговорят со мной по-немецки? 

Делать было нечего, и я направился в их сторону. На подходе к ним я заметил любопытную деталь: они были все инвалиды. У двоих были протезы вместо ног, у другого не было руки. Я остановился в нескольких шагах от них и взглянул на вывеску над входом в крепость. Там было написано “Bierstube”. Они превратили исторический памятник в пивную! 

Публика тем временем уже во всю осматривала меня. Конечно же, их сбил с толку казуальный стиль моей одежды. Один из них что-то сказал мне, я отрицательно покачал головой. Они стали кричать, и на их крик из крепости вышел верзила в черной форме, похожей на военную. Луч света тусклого солнца блеснул на металлическом орле на его груди. Быстрее молнии я все понял, и пустился бежать куда глядели глаза. 

Военный или охранник, неважно кто это был, следовал за мной по пятам. Видимо это место действительно было их городком, потому что помимо заводов, здесь были и другие постройки. Должны же были где-то жить работники. 

Я бежал мимо двухэтажных длинных домов, напоминавших общежития, когда услышал женский крик на ступеньках подвала. Притормозив, я увидел, что молодая женщина машет мне рукой. Раздумывать было некогда, я уже выбился из сил. На мгновение мне показалось, что это может стать спасением. Я сбежал вниз по ступенькам мимо женщины. Ее лицо показалось мне знакомым, но сейчас не было времени думать об этом. 

И вновь меня встретили полумрак, характерный запах благовоний и монотонный полушепот. В подобной обстановке я был совсем недавно! Вновь увидел я одинокие фигуры, сидевшие по углам, бубнившие под нос свои молитвы. Только теперь это были не старухи, а молодые девушки. Их каменные лица в тусклом свете ламп выглядели жутко. 

Мой воспаленный мозг сообразил, что раз проникнув в неизвестность через них, можно с их же помощью вернуться назад. Я бросился в дверной проем, который вел в какие-то служебные помещения. Пробежав несколько узких коридоров, я врезался в стекло окна и приземлился на... мощеной мостовой. 

Вскочив на ноги, первое, что я увидел был сигналивший мне автомобиль. Номера были молдавские, на что я сразу обратил внимание! Я стоял посреди мостовой и мешал ему проехать. 

Отойдя в сторону, я огляделся. Да, я вновь был в Кишиневе, на улице Иоан Ботезаторул. Подул холодный ветер. Я заметил на дороге желтые пожухшие листья. Календарь на моем телефоне показывал, что на дворе был октябрь. 

Не привиделось ли мне все это? Может меня держали взаперти под чем-то все это время? Но сунув руку в карман, я достал наружу ключи от машины. На брелке было изображение орла...

***

Не знаю, найдется ли когда-либо научное обоснование тому, чему свидетелем я стал. Что это было и где я потерял почти полгода, тогда как мною был прожит всего лишь день? Путешествие в альтернативную реальность из старого города, иначе это и не назовешь.

Кишинев, 2022


Рецензии