Первое сентября

На берегах Волги.
Часть девятая Первое сентября
В конце лета вся наша детская компания начинала готовиться к школе. Я была самой младшей и с волнением собиралась пойти в первый класс. За неделю до сентября мы с сестрой Светланой отправились в школьную библиотеку за учебниками — это было моё первое знакомство с тем местом, где нам вскоре предстояло учиться.
Наша школа располагалась в старинной барской усадьбе, которая чудом уцелела во время войны. Она находилась на въезде в деревню, и именно там у немцев был штаб. Видимо, благодаря этому факту само здание сохранилось, в отличие от деревенской церкви, которую разбомбили. Впоследствии в этой усадьбе разместили школу и контору колхоза.
Учебники нам с сестрой, как и другим деревенским ребятишкам, выдали в библиотеке, расположенной в одном из самых больших классов, который отделялся от школьного книгохранилища небольшой перегородкой, состоящей из стеллажей с множеством книг. Вход в это помещение находился посередине, поэтому, повернув направо от двери, можно было попасть в просторный светлый класс, а повернув налево — в маленькую полутёмную библиотеку, где запах учебных чернил смешивался с таинственным ароматом старых книг.
По вечерам мы нашей дружной детской компанией продолжали собираться на СЗМ. Помнится, там, двадцать восьмого августа, мы отметили мой день рождения, когда мне исполнилось семь лет. В тот вечер все ребята поздравляли меня с тем, что я теперь становлюсь школьницей, как и они. А вот тридцатого августа у нас был прощальный вечер: Юрка, его сестра Оля и ещё несколько ребят рано утром уезжали в районный центр, в Старицу, в школу-интернат. Через день после их отъезда и нам всем, оставшимся в деревне, предстояло пойти в школу, ведь начинался новый учебный год.
Мы с грустью прощались с летом, вспоминая забавные истории, которые произошли с нами за это время, надеясь на новые встречи на каникулах. Это было немного печально, но в то же время торжественно, ведь впереди всех ждали новые знания и открытия, подобные звёздам, ярко сверкающим на тёмном августовском небе.
И вот, первого сентября, в новых коричневых платьях с белыми фартуками и пышными белыми бантами в косичках, мы отправились в школу. Наша мама пошла с нами, неся в руках два ярких букета цветов. По дороге мы встречали своих деревенских друзей, которые тоже были нарядными и с букетами в руках. Некоторых из них сопровождали родители.
Возле школы было красиво и нарядно, там царила атмосфера праздника. От двери к ветвям деревьев были натянуты веревки, на которых красовались разноцветные флажки, приветливо помахивавшие всем, кто подходил к школе. У входа, за столом, покрытым красной скатертью, сидел дядя Лёша — баянист из нашего дома. Он играл весёлые мелодии, которые поднимали всем настроение. День был таким солнечным, словно радовался вместе с нами. Возле входа в школу толпились ребята, среди которых были и незнакомые.
— Мама, а откуда взялись эти дети? — удивлённо спросила я, оглядываясь по сторонам. — Я их не знаю, в нашей деревне таких не было.
— Это школьники из соседних деревень, — пояснила мама, поправляя мне бантик. — Они теперь будут учиться вместе с вами.
Вскоре из здания школы вышел Николай Иванович, который был физкультурником, трудовиком и завхозом, это нам с сестрой успел сообщить кто-то из ребятишек. Учитель, окинув собравшихся внимательным взглядом, стал выстраивать учеников по классам в одну линейку, начерченную мелом на брусчатке. Наши родители встали за нами, передав букеты цветов своим детям.
Баянист заиграл торжественный марш, и после его окончания наступила тишина. Вперёд вышла директриса нашей Молоковской начальной школы и рассказала о предстоящем учебном годе, пожелав всем детям успехов и отличных отметок. В конце линейки одна она подошла к группе учеников четвёртого класса и подала в руки большой медный колокольчик Славику, нашему соседу по дому и сыну начальника воинской части. Мальчишка кивнул в знак согласия, вышел вперёд, приподнял колокольчик над головой и, громко звеня им, прошёл по кругу вдоль всей площадки.
В этот момент порыв ветра выхватил его алый галстук, заправленный в синий форменный пиджак, и тот затрепетал, словно маленькое знамя. Малышня с завистью посмотрела на мальчика, который нам тогда казался очень взрослым, ведь он уже учился в четвёртом классе, в самом старшем в нашей малокомплектной школе. Нам всем захотелось стать пионерами как он и носить почётный знак детской дружбы у себя на груди. Тем временем Славик поставил колокольчик на стол, покрытый красной скатертью, возле которого стояла директриса, и встал рядом с ней.
Баянист заиграл какой-то весёлый марш, и Славик с учительницей подошли к нам.
— Меня зовут Анна Ивановна, — с улыбкой произнесла она, — я буду вашей первой учительницей.
Она взяла меня и ещё одну девочку за руки и повела в школу. Славик, так же взяв за руку мальчика-первоклассника, пошёл следом. Поднимаясь по каменной лестнице центрального входа, я оглянулась и увидела, что за нами пошли и другие школьники. А наши мамы остались стоять на месте.
Пройдя по коридору, дети разошлись по двум классам. Мы вошли в свой, где стояли парты в два ряда по три в каждом, а у окна располагался стол учительницы, возле которого она остановилась. Старшие девочки тут же подбежали к Анне Ивановне и подарили ей свои букеты, малыши и старшие мальчики сделали тоже самое. Она поблагодарила нас, улыбнулась и уложила цветы на стол, завалив его разноцветием. Затем учительница рассадила нас по классам. За те парты, что были ближе к окну, посадила первоклассников, на соседнем ряду расположился третий класс.
После этого она взяла с подоконника три книги и подошла к нам. Это оказались буквари, которые по традиции того времени дарились первоклашкам. Их не надо было впоследствии отдавать в библиотеку, как другие учебники, эти книги оставались у каждого навсегда.
Учительница объяснила нам, что в Советском Союзе существует добрая традиция: получать букварь из рук первой учительницы. Анна Ивановна ещё немного рассказала о нашей стране, об учебном процессе и потом объявила, что на этом знакомство со школой закончилось, и мы можем идти по домам.
Третьеклашки, которые учились с нами в одном классе, мгновенно подскочили и радостно побежали к выходу. Я переглянулась с соседкой по парте, она оглянулась на мальчика, сидевшего сзади. И, словно поняв, в чём дело, мы схватили с парты свои буквари, прижали их к себе и выбежали за старшими ребятами.
Во дворе уже толпились второй и четвертый классы. Моя сестра крутилась возле мамы, что-то ей увлечённо рассказывая, и они, увидев меня, помахали руками. Я радостно подбежала к своим близким и с гордостью продемонстрировала подарок, полученный от учительницы в школе:
— Мама, посмотри, какой у меня замечательный букварь!
Сестра, взяв книгу из моих рук, с интересом рассмотрела её и передала маме. Она с улыбкой полистала букварь и, немного подумав, сказала:
— Теперь это твоя первая личная книга, — произнесла мама, прижимая меня к себе и передавая букварь.
От этих слов я почувствовала тепло и заботу, а сестра захлопала в ладоши и радостно запрыгала на месте.
Я была в полном восторге от моего подарка! Он приятно пах, а его нарядная обложка вызывала восхищение. Я прижала учебник к груди и не выпускала его из рук всю обратную дорогу домой. Мама шла рядом и с улыбкой поглядывала на меня. Вечером она испекла яблочный пирог, и мы всей семьей отметили начало учебного года.



Начало: http://proza.ru/2022/03/25/762
Продолжение : http://proza.ru/2022/04/29/548


Рецензии
И все это осталось в памяти!

Людмила Ойкина   25.04.2022 15:51     Заявить о нарушении
Да, пока были живы мои родители, я часто приезжала к ним и расспрашивала о своем детстве, записывая в блокнот ключевые моменты: даты имена, названия населенных пунктов.
Ведь я росла в семье офицера, а они по долгу службы постоянно меняют место жительства.
Детская память она особенная: запоминает яркие моменты, но упускает ключевые.
То есть, событие было, но где, с кем, это забывается.
А вот тут мне и помогли воспоминания моих родителей.

Михеева Ирина Фирсовна   26.04.2022 10:14   Заявить о нарушении