Неравный бой минзага Ульм
В то же время надводных минных заградителей специальной постройки в Кригсмарине не было и пришлось переоборудовать для этой цели паромы и другие торговые суда. Одним из таких минзагом стал «Ульм» (“Ulm”).
Это рефрижераторное судно было сдано заказчику (компании “Norddeutsche Lloyd”) в 1938 году под названием “Rapide”. Начало войны застало его в порту Камеруна, но судну удалось прорваться на родину. 18 марта 1940 года теплоход реквизировали для переоборудования в минный заградитель “Schiff-11”, а затем он совершил поход для постановки мин у побережья Великобритании.
В ходе следующего переоборудования на судоверфи в Гамбурге затонул после пожара, был поднят, отремонтирован и 25 ноября 1941 года вновь вступил в строй под названием «Ульм».
Минзаг имел валовую вместимость 3071 грт, скорость до 16 узлов и дальность плавания 11 000 миль при скорости 10 узлов. Вооружение состояло из одного 105-мм (боезапас 200 снарядов), одного 37-мм (2000) и четырех 20-мм орудий (6000), 290 мин типа UMB или 482 типа EMC. Штатная численность экипажа составляла 209 человек, включая 10 офицеров.
В январе-июне 1942 года «Ульм» произвел несколько минных постановок в проливе Скагеррак, у северного побережья Норвегии, проливе Ла-Манш и Северном море, а также доставил груз мин из Киля в Финляндию. Вероятно, на одной из выставленных им в Варангерфьорде мин погибла 10 января 1942 года советская подводная лодка М-176.
В конце августа «Ульм» решили использовать в операции “Zar” - постановке 20 минных заграждений у северо-западного побережья Новой Земли, где пролегали пути судов, следовавших по Северному морскому пути. Фактически это стало частью операции Кригсмарине «Вундерланд» (нем. Wunderland - «Страна чудес»), проходившей 16-30 августа и направленной против конвоев, следовавших по СМП в Карском море, а также для разрушения советской портовой инфраструктуры в этом регионе.
В четыре часа утра 24 августа «Ульм» вышел из норвежского порта Нарвик и направился на север. На его борту находилось 450 мин: 100 гальваноударных якорных мин типа EMC, 200 якорных антенных мин EMF и 150 донных неконтактных TMB и TMC.
Вечером в охранение «Ульма» вступили три эскадренных миноносца (Friedrich Eckoldt, Erich Steinbrinck, Richard Beitzen), которые продолжали сопровождение до полудня следующего дня. Кроме того, на расстоянии 10 часов хода впереди минзага следовали две подводные лодки, которые кроме задач охранения и разведки служили ретрансляторами, так слабая радиостанция «Ульма» (мощность 200 ватт) имела слишком малую дальность действия.
Вскоре заметили британский самолет, на корабле объявили боевую тревогу. По данным спасшихся с «Ульма», было перехвачено сообщение: «Вероятно наблюдаем немецкое судно, скорее всего это минный заградитель, вышедший из Тромсе. Намереваемся атаковать.» Однако, атака не состоялась.
В 12:30 25-го августа «Ульм» расстался с эсминцами и ... исчез. По плану, минная постановка должна была начаться ночью 27 августа в точке с координатами78;N / 062;E под охраной вышеупомянутых У-боотов.
На следующий день разведывательные самолеты Люфтваффе обнаружили между Шпицбергеном и островом Медвежий две группы союзных боевых кораблей. Это были американские тяжелый крейсер “Tuscaloosa” и эсминцы “Rodman”и “Emmons”, а также британские эсминцы “Martin”, “Marne”, “Onslaught”, следовавшие из Мурманска на запад. Исходя из этого, немцы предположили, что эти корабли могли столкнуться с «Ульмом».
Ежедневно с 26 до 30 августа, а также 1 сентября делались попытки установить связь с минным заградителем, но неудачно. Разгадка пришла третьего сентября, когда командовавший Кригсмарине на северном норвежском побережье контр-адмирал Август Тиле (August Thiele) получил сообщение о том, что на берег в районе порта Вардё выбросило спасательную шлюпку с «Ульма». На ее борту обнаружили 20 мертвых и 4 живых моряков, один из которых скончался на следующий день.
Около 22 часов (по Гринвичу) 25 августа с «Ульма», который находился в 150 милях к востоку от острова Медвежий, обнаружили 3 корабля, следовавших встречным курсом строем фронта на расстоянии 5 миль друг от друга. Это были вышеупомянутые английские корабли. Оказывается, что еще 19 августа британская разведка перехватила и расшифровала немецкую депешу, в которой речь шла предстоящем походе «Ульма».
Обнаружив «немца», британские корабли увеличили ход до 29 узлов и пошли на сближение. «Ульм» поднял панамский (по другим данным - американский) флаг, но англичане, не пытаясь выяснить действительную национальную принадлежность судна, с дистанции 8100 метров открыли артиллерийский огонь.
Понимая безнадежность положения, командир «Ульма» капитан-лейтенант резерва Эрнст Бит (Kapit;nleutnant der Reserve Ernst Biet) приказал поднять германский военно-морской флаг и открыть ответный огонь. Одновременно было отправлена радиограмма с сообщением об атаке, которую никто не получил. Была также поставлена дымовая завеса.
Одному 105-мм орудию и четырем малокалиберным зениткам «Ульма» враг мог противопоставить шестнадцать 120-мм, три 102-мм, двенадцать 40-мм, восемь 20-мм орудий и двенадцать 533-мм торпедных аппаратов.
Немцы успели выпустить около пятнадцати 105-миллиметровых снарядов, а при уменьшении дистанции использовали и 37-миллиметровку. Два 105-мм снаряда попали в “Marne”, выведя из строя кормовую двухорудийную 120-мм артустановку и разбив глубинные бомбы на корме, которые не взорвались. При этом погибло 5 британских моряков, а еще 5 были ранены.
В свою очередь огонь англичан вывел из строя рулевое управление «Ульма» и пришлось перейти на аварийное управление. Затем было выведено из строя и 105-мм орудие, на корабле вспыхнули пожары.
Понимая безвыходное состояние и опасаясь взрыва мин командир «Ульма» отдан приказ уничтожить секретные документы, подготовить к взрыву подрывные заряды для затопления корабля и начать спуск спасательных шлюпок и плотов.
В 22:16 с дистанции 2700 метров эсминец “Onslaught” выпустил по «Ульму» две торпеды, но промахнулся. Когда же дистанция уменьшилась до 2300 метров, эсминец открыл огонь из счетверенного 40-миллиметрового «пом-пома» по мостику, спасательным средствам и приготовившимся к оставлению судна морякам «Ульма», вызвав большие человеческие жертвы.
В 22:31 “Onslaught” выпустил третью торпеду, которая попала в цель и минный заградитель затонул в 22:35 в точке с координатами 74;45; с.ш./026;50; в.д. (по британской версии). Командир же «Ульма» утверждал, что корабль пошел ко дну в результате взрыва подрывных зарядов, установленных в машинном отделении.
Британские эсминцы начали спасательную операцию и приняли на борт 60 человек, включая командира минзага, но уже в 23:00 покинули место боя, оставив без помощи 30-40 человек.
Тяжелые испытания пришлось 24 морякам «Ульма» под командованием старшего рулевого Вилли Бона (Obersteuermann Willi Bohn). Им удалось ускользнуть от внимания англичан на шлюпке, в надежде достичь норвежского побережья, ближайшая точка которого находилась более, чем в 200 милях.
Через пять суток немецким морякам удалось приблизиться к берегу в пределах его видимости, но сил выгрести против ветра и волны у них уже не оставалось. На сигнальные ракеты и горящие фальшфейеры с суши никто не реагировал. Шлюпка дрейфовала на восток и только в ночь со 2 на 3 сентября ветер сменился и ее выбросило на берег, когда на борту в живых оставались только трое. Таким образом, из 181 члена экипажа «Ульма» выжили только 62.
Командир корабля Эрнст Бит уже в сентябре 1943 года вернулся на родину по программе обмена пленными, повышен в звании и до конца войны служил командиром минного заградителя “Kaiser”. 5 сентября 1944 года он был награжден орденом «Германский крест в золоте» (Deutsches Kreuz in Gold).
Библиография
1. German Minelayer “Ulm” Interrogation of Survivors, November 1942. Naval Intelligence Division, Admiralty. N.I.D. 04987/42.
2. Morze, statki i okr;ty. Numer 9-10/2021
3. Патянин С.В., Морозов М.Э., Нагирняк В.А. Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего Рейха. Москва, 2009
4. Ресурсы Интернета.
Свидетельство о публикации №222042500869