Как Серёгу Клюва в пионеры принимали

Эта история приключилась много лет назад, когда все дети носили школьную форму, когда их принимали в октябрята, а потом в пионеры, и когда это всё не казалось формальностью и ерундой. Например, в школу полагалось приходить с приколотой звёздочкой, и не просто потому что «такая форма», а потому что если ты октябрёнок, то будь добёр.
Ну вот. А Серёга Клюв звёздочку потерял. Вёл он образ жизни довольно бурный, на переменках не прохаживался чинно вдоль стен, а с дикими воплями галопировал на закорках у Женьки, стараясь повалить другую такую же пару – Яшку Шехмана и Даньку Домбровского, только классом помладше. Называлась такая игра «конный бой», и увлекались ей одно время поголовно все пацаны начальной школы и даже отдельные девочки ( тут автор скромно потупит глазки). Ничего удивительного, что звёздочка расстегнулась или даже совсем отвалилась от булавки. Возможно, это случилось, когда сбитый с ног раздосадованный Шехман вцепился Клюву в рубашку и постарался повалить его уже после сигнала судьи – Юрки – к окончанию боя.
И в другое время ничего страшного бы не произошло – ну, получил от родителей по ушам и деньги, пошёл, да новую купил. Но в этот день Серёжку должны были после уроков принимать в пионеры. И звёздочку полагалось торжественно вручить Игорю Гайнутдинову по кличке Груня, который будет ещё более торжественно повязывать Серёжке пионерский галстук. На глазах у всей школы. На глазах у учителей и пионервожатой Лены. И ознаменовать первый свой пионерский сбор таким конфузом, как потеря звёздочки, Серёжке не хотелось.
Игнорируя звонок, он облазил весь коридор на коленках, но тщетно. А до сбора оставалось считанные два урока. И всего одна перемена.
Серый кинулся к второклашкам, чтобы одолжить звёздочку. Увы, ему не свезло – один класс увели на экскурсию, второй писал сдвоенный диктант, третий, в котором числились, кстати, Домбровский и Шехман, в этот самый миг втягивался в дверь классной комнаты, сопровождаемый добрейшей, но внешне грозной, Раисой Ивановной. При ней Серёжка заробел подкатывать к приятелям по такому делу, и побежал на урок.
Там он получил ещё замечание по поводу внешнего вида его парадной формы – после «конного боя» и лазании на коленках по полу, сами понимаете и «пару» за ответ у доски – опять же, сами понимаете, сосредоточиться в такой ситуации трудно.
Поэтому на перемене Сергей был оставлен в классе для беседы с учительницей, и раздобыть звёздочку ему опять не удалось. А с середины урока третьеклассников построили и повели в школьный вестибюль – актового зала не было – на сбор.
И вот они построены шеренгой, на сгибе локтя пионерские галстуки, дружинная знамённая группа выносит знамя, председатель открывает сбор, приходит время давать торжественное обещание. И – весь в растрёпанных чувствах – Серёга делает шаг вперёд и торжественно начинает:
 «Я, Сег`гей Клюев, втупая в г`гяды Всесоюзной пионег`гской ог`ганизации имени Владимиг`га Ильича Ленина…»
В рядах возникает лёгкий шелест напоминающий сдерживаемый смех, и самолюбивый Клюв прерывается и, повернувшись к товарищам, говорит, покраснев, как помидор: «А то, что у меня дефект `гечи, ещё не повод `гжать, когда я важные вещи гово`гю».
Шелест переходит в рёв. «Учительница первая его» – Любовь Алексеевна трагически восклицает: «Клюев!!!», председатель тоже почему-то делается красным, но Лена, отсмеявшись, вдруг говорит: «А в чём он, собственно, не прав? Продолжай, Серёжа!»
И Клюв, запинаясь и грассируя больше обычного, даёт-таки, наконец, торжественное обещание. За ним это повторяют остальные третьеклассники, и под конец уже становится скучно, но тут звучит команда, и шеренга пионеров делает несколько шагов вперёд, чтобы повязать своим младшим товарищам галстуки, а те, вкладывают в руку старшим заблаговременно снятые звёздочки.
Серёжка сообразил, что на сегодня триумфа с него хватит, поэтому, когда Игорь, повязав ему галстук, протянул руку, Клюв вложил в неё пустой кулачок и умоляюще посмотрел Игорю в глаза. Игорь шевельнул бровью, но – и только – молча, поднял в салюте руку.
Уже после окончания сбора, когда Игорь стоял в коридоре с одноклассниками, к нему подошёл Шехман и протянул октябрятскую звёздочку на открытой ладони:
- Возьми. Это Серёжкина. Он потерял. Пусть у тебя будет, а то не по-настоящему.
- Да? – удивился Игорь. – Потерял? А как она у тебя оказалась?
- Я нашёл… в коридоре.
- А почему же ты её Серёжке не отдал?
Но конь-Шехман подскочил на месте, брыкнул ногами и ускакал в неизвестном направлении.


Рецензии