Антошка Палыч Чехов

             Антошка сидел за партой в своём классе, когда звонок после последнего урока прозвенел уже минут пятнадцать назад. Все одноклассники давно шумной ватагой убежали домой. А ему не хотелось уходить из школы. Он достал из портфеля рассказы Чехова для детей. Больше всего ему нравился рассказ “Белолобый”. Он только не мог понять, почему его тёзка не разрешил волчихе взять щенка сыночком. Такой смешной, черненький с белым лбом и такой игривый.
             Антошка достал чистую тетрадку, специально взятую из дома, и, посасывая ручку, задумался как помочь Белолобому остаться в стае волков. Это было бы интересней чем у Чехова.
             Внезапно открылась классная дверь. Это конечно МарьВанна.  Она всегда перед уходом домой проверяет класс. Растерях много. А уборщицам доверия нет.
             – Чехов, что ты здесь делаешь? Почему не идёшь домой?
             – Дома шумно, а мне не нравится как Антон Павлович поступил с Белоголовым. Хочу исправить. – Он смешно почесал затылок тыльной стороной ручки.
             Марья Ивановна подошла к Антошке с удивлением и заинтересованностью. Надо же, ещё один Чехов появился.
             – Очень интересно. А тебя мама дома не ждёт? Наверно волнуется.
             – Нет, я её предупредил о дополнительных занятиях с Вами. Она поверила.
             Чистый взгляд малыша не оставил бы никого в спокойном состоянии. Тем более классного руководителя. Марья Ивановна даже не нашла слов, чтобы сразу ответить, встретившись с его взглядом.
             – Я же знал, что Вы зайдёте. – Антон, не моргая, смотрел в глаза учительницы, словно она ему не доверяет. – Правда знал. Я маму никогда не обманываю.
             – Ну, если предупредил, то ты молодец. Какие у тебя ко мне вопросы?
             – Пока никаких. Но, я думаю, будут. Мне не нравится рассказ про Белолобого. Он про волчицу. Её жалко. И её волчат жалко тоже. Они могут умереть, если старая  мама уже не может добыть им еду. А пьяница Игнат может случайно её застрелить. И волчата умрут от холода и голода. Белолобому они понравились, и он хотел бы с ними дружить. А так ему скучно.
             Марья Ивановна слушала малыша с нескрываемым удивлением. Оказывается она совсем не знает своих четвероклашек. Вспомнила свою первую учительницу. – “Будешь знать как следует русский язык после института придёшь к нам в школу работать.” – Только сейчас она вспомнила наставление её любимой Анастасии Георгиевны. И вот, пожалуйста. Преподнесён урок учеником, на которого она не обращала особого внимания. В её практике не случалось, чтобы дети, ещё не сведущие в понятие писательства, предпринимали попытки соучастия к героям и исправлению истории автора, согласно своим эмоциям. – “Ну и Чехов?! Антошка Палыч... Кем ты станешь?” – Она не хотела перебивать малыша. Значит её ребятишки не только читают книжки, но и сопереживают героям и бывают не согласны с написанным. Им неважно кто автор. Им важно, что он ошибается, не на том заостряет внимание. Пусть не всем, единицам... Сколько же мне ещё учиться? Есть о
чём задуматься. Она обернулась к Антошке. Он продолжал что-то рассказывать, как
 вдруг остановился...
             – МарьВанна, вы меня не слушаете? – У Антошки округлились глазки от замешательства.
             Учительница вздрогнула от неожиданного вопроса.
             – Что ты, Антоша? Очень интересно. Я просто представила о чём ты рассказываешь. Как в кино. – Она не находила слов в оправдание. Может быть он поведал что-то ещё, а она не расслышала, углубившись в себя?
             – А так можно? – Огоньки блеснули в глазах малыша. – Я думал, что только у меня. Я представлял как Белолобый согревал своей шерстью совсем маленьких волчат. Как он их обнимал и мечтал, чтобы Игнат забрал их к себе на зимовье, если что-то случится с волчихой. У Белолобого большое, доброе сердце.

             Марья Ивановна проводила Антошку до дома. Его мама встретила их на пороге. 
             – Вот, привела Вам вашего сына. Будущего великого Чехова Второго. Занятный мальчонка.
             – Его на улицу не выгонишь. Всё время с книжкой да с книжкой. Что же Вы стоите? Заходите в дом. – Мать Антошки засуетилась перед неожиданным появлением учительницы. 
             –  Спасибо, но нет времени, Вы же знаете сколько у меня еще дома работы, плюс семья. 
             Всю обратную дорогу Марья Ивановна думала о случайно полученном уроке от её ученика. И о том сколько открывается перспектив в обучении её школяров. Об этом ни слова в программе пединститута. Здесь одним вечером не отделаться. Потянет на диссертацию. Спасибо Тошке. Интересна реакция на тему зав кафедрой русского языка и литературы, приглашавшего её в свою заочную аспирантуру.
             На следующем уроке она дала классу задание: “Как вы считаете, как бы Вы описали, что произошло с маленьким Филиппком не так, как рассказывает Л.Н. Толстой в своём рассказе “Филиппок”?”
             – Это задание не обязательное. Через неделю жду ваше мнение. Надеюсь на вас. На ваше сопереживание Филиппку. После занятий я всегда готова вам помочь.
             – А что такое сопереживание? – Спросил А.П. Чехов.

Февраль-март 2022


Рецензии