Маликов Илья Антонович

Родился 30 июля (4 августа) 1921 года в селе Истобное Чаплыгинского района Липецкой области (Россия) в крестьянской семье. Русский. В 1936 году окончил 7 классов школы в селе Буховое, куда он ходил пешком несколько километров из своего села. С 1936 года жил в посёлке Истомкино в черте города Ногинск Московской области. В 1938 году окончил школу ФЗУ при заводе «Электросталь» в городе Электросталь Московской области. В 1938-1939 годах работал учеником токаря на этом заводе, в марте-сентябре 1939 года – разносчиком почты в районной конторе связи, в 1939-1940 годах – счетоводом на Истомкинской ленточной фабрике.
В 1939 году окончил Ногинский аэроклуб.
В Красной Армии с апреля 1940 года, был призван Ногинским районным военкоматом.
В январе 1941 года окончил Кировабадскую военную авиационную школу лётчиков.
Присвоено звание сержанта.
Служил в ВВС Одесского военного округа, был лётчиком 2-й отдельной корпусной авиационной эскадрильи 2-го механизированного корпуса.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года. В составе 2-й отдельной корпусной эскадрильи воевал на Южном фронте с июня по июль 1941 года, затем лётчиком 18-й авиационной дивизии на Юго-Западном  фронте с июля по август 1941 года, принимал участие в оборонительных боях в Молдавии и на Украине.
Совершил около 20 боевых вылетов.
С 26 декабря 1941 года воевал на Калининском фронте, был лётчиком 128-го бомбардировочного авиационного полка.
В марте 1942 года окончил Учебный центр ВВС в городе Кировабад , где переучился на пикирующий бомбардировщик Пе-2.
С 1 июня по август 1942 года в составе 128-го полка воевал на  Калининском фронте, в боях за Ржев совершил 42 (43)  боевых вылета на Пе-2.
29 августа 1942 года при выполнении боевого задания в районе города Ржев его самолёт был подбит зенитным снарядом, взорвавшимся между правым мотором и кабиной, при этом летчик был тяжело ранен осколками в обе ноги. Несмотря на ранение, сумел довести самолёт до своей территории и произвести посадку на фюзеляж. Ввиду тяжелых ран, врачи медсанбата сначала хотели ампутировать ему обе ноги, но затем было решено ампутировать только правую ногу ниже колена, а левую ногу оставить.
В течение семи месяцев находился на излечении в госпиталях на Урале.
Присвоено звание младшего лейтенанта.
1 мая 1943 года, после выздоровления, с протезом на правой ноге, вернулся в свой 128-й бомбардировочный  авиационный полк.
Поначалу летал на самолёте связи У-2, на котором произвел около 100 полётов для доставки донесений в штаб дивизии, почты и медикаментов, а также для доставки технического состава к местам вынужденных посадок самолётов.
В июле 1943 года добился разрешения продолжать боевые вылеты на бомбардировщике.
С июля 1943 года воевал на Центральном фронте, участвовал в Курской битве.
К началу октября 1943 года с протезом ноги произвел 27 боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2.
С 20 октября 1943 года воевал на Белорусском фронте, с февраля 1944 года - на 1-м Белорусском фронте, участвовал в битве за Днепр, освобождении Белоруссии.
В начале октября 1943 года, при налете на железнодорожную станцию Гомель был подбит прямым попаданием зенитного снаряда в левый мотор, но на одном моторе долетел до своей территории и с убранными шасси посадил машину на болото возле артиллерийских позиций.
Командиром звена принимал участие в освобождении Польши, в боях за Берлин.
К началу февраля 1945 года произвел 86 боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2.
В апреле 1945 года в воздушном бою с ФВ-190 в районе Франкфурта-на-Одере был подбит и подожжен, однако сумел сбить пламя и на одном моторе вернуться на аэродром.
Всего за время войны совершил около 116 боевых вылетов, в том числе 86 (96) - на Пе-2 (из них 53 или 66 — после ампутации ноги), и около 100 вылетов на самолёте У-2.
После окончания войны продолжал службу в ВВС, был заместителем командира авиационной эскадрильи бомбардировочного авиаполка в Группе советских войск в Германии.
В июне 1946 года в звании старшего лейтенанта вышел в отставку.
С марта по ноябрь 1947 года работал директором Баженовского санатория в посёлке Белоярский Свердловской области, с 1947 года – директором Шишимского дома отдыха в деревне Слобода Свердловской области. Работал директором Верхотомского дома отдыха в селе Верхотомское Кемеровской области с 1951 года, директором автобазы Управления торговли города Кемерово с 1955 года по 1958 год.
Окончил Кемеровское автомобильное училище в 1957 году.
С 1958 года по 1961 год был начальником 4-го автохозяйства Кемеровского областного автоуправления.
Окончил курсы при Омском автодорожном институте в 1960 году.
С июня по сентябрь 1961 года работал линейным механиком механизированной колонны № 4 объединения «Сибэлектросельстрой» в городе Кемерово, с 1961 года – старшим диспетчером Кемеровского комбината крупнопанельного домостроения, с 1964 года работал на азотно-туковом заводе, заместителем управляющего базы снабжения «Ставрополькрайснаб» и уполномоченным базы «Вторцветмет» в Невинномысске.
В 1975 году присвоено звание капитана.
В 1977 году вышел на пенсию.
Проживал в городе Невинномысск Ставропольского края (Россия).
Умер 18 мая 1990 года. Похоронен в Невинномысске.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года, за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, старшему лейтенанту Маликову Илье Антоновичу присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 7035).
Награждён двумя орденами Ленина (02.08.1944, 15.05.1946*), орденом Красного Знамени (26.08.1942), орденом Отечественной войны 1-й степени (06.04.1985), медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», польской медалью «Варшава 1939–1945 гг.» и многими другими медалями.

Примечание:
*      Орден имел порядковый № 55749.


Рецензии
Олег, спасибо за потрясающе интересную информацию о достойном человеке и герое войны.

Ольга Ацегейда   27.04.2022 10:15     Заявить о нарушении
Да, были люди в наше время... Спасибо за отклик, Ольга!

Олег Каминский   27.04.2022 18:36   Заявить о нарушении