лс117 Пушкин обмер Кумир повержен. doc

Ахматова Анна свою статью «Каменный гость « Пушкина» начинает с замечания:

« … где-то около 1830 года читатели и критики отшатнулись от Пушкина. Причина этого лежит в самом Пушкине. Он изменился»

Белинский прямо заявил, что поэт наш если и не помер вовсе, то явно обмер …  И предложил на трон короля русского поэзии избрать …  Гоголя. (хотя тот сам себя величал  лишь юмористом и писал исключительно под псевдонимами)

Пушкин это чувствовал и понимал:

И альманахи, и журналы,
Где поученья нам твердят,
Где нынче так меня бранят,
А где такие мадригалы
Себе встречал я иногда... (1830)

В чем же и как изменился Пушкин?  В предисловии, предполагавшемся к VIII и IX главам «Онегина» (1830), Пушкин полемизирует с критикой:
«Век может идти себе вперед», но «поэзия остается на одном месте...
Цель ее одна, средства те же»

Но вместо чистой лирики  «у лукоморья» он стал предлагать публике мыслить и думать вместе с ним о Сущем.  А публика, за редким исключением,  этого не хотела …   совсем  и отворачивалась от своего кумира  … совсем.
 
Поэтому  в том же  1830-ом в наброске статьи о Баратынском, творчество которого Пушкин исключительно высоко ценил, он писал следующее признание :

«Первые юношеские произведения Баратынского были некогда приняты с восторгом. Последние — более зрелые, более близкие к совершенству, в публике имели меньший успех».

Главной — «первой» — причиной охлаждения к Баратынскому Пушкин считал «самое сие усовершенствование и зрелость его произведений.

Понятия, чувства 18-летнего поэта еще близки и сродни всякому, молодые читатели понимают его и с восхищением в его произведениях узнают собственные чувства и мысли, выраженные ясно, живо и гармонически.

Но лета идут — юный поэт мужает, талант его растет, понятия становятся выше, чувства изменяются. Песни его уже не те.

А читатели те же и разве только сделались холоднее сердцем и равнодушнее к поэзии жизни.

Поэт отдаляется от их и мало по малу уединяется совершенно.

Он творит — для самого себя и если изредка еще обнародывает свои произведения, то встречает холодность, невнимание и находит отголосок своим звукам только в сердцах некоторых поклонников поэзии, как он уединенных, затерянных в свете»

Баратынский в письме 1828 г уже предупреждал об этой потере к ним интереса =  он так объясняет неудачу «Онегина»: «Я думаю, что у нас в России поэт только в первых, незрелых своих опытах может надеяться на большой успех. За него все молодые люди, находящие в нем почти свои чувства, почти свои мысли, облеченные в блистательные краски. Поэт развивается, пишет с большою обдуманностью, с большим глубокомыслием: он скучен офицерам, а бригадиры с ним не мирятся, потому что стихи его все-таки не проза. Не принимай на свой счет этих размышлений: они общие»

Восхищались  Русланом и Людмилой, южным поэмами … в герое «Кавказского пленника» с восторгом узнавали себя все современники Пушкина, но кто бы согласился узнать себя в Евгении «Медного всадника»?

Ахматова уверена  = Пушкин развил мысль Баратынского:
не поэзия неподвижна, а читатель не поспевает за поэтом.

Возможно, что драматически-поэтический сериал Пушкина «Маленькие трагедии» именно о такой трагедии недавнего кумира … 


Рецензии