лс117 Пушкин обмер Кумир повержен. doc
« … где-то около 1830 года читатели и критики отшатнулись от Пушкина. Причина этого лежит в самом Пушкине. Он изменился»
Белинский прямо заявил, что поэт наш если и не помер вовсе, то явно обмер … И предложил на трон короля русского поэзии избрать … Гоголя. (хотя тот сам себя величал лишь юмористом и писал исключительно под псевдонимами)
Пушкин это чувствовал и понимал:
И альманахи, и журналы,
Где поученья нам твердят,
Где нынче так меня бранят,
А где такие мадригалы
Себе встречал я иногда... (1830)
В чем же и как изменился Пушкин? В предисловии, предполагавшемся к VIII и IX главам «Онегина» (1830), Пушкин полемизирует с критикой:
«Век может идти себе вперед», но «поэзия остается на одном месте...
Цель ее одна, средства те же»
Но вместо чистой лирики «у лукоморья» он стал предлагать публике мыслить и думать вместе с ним о Сущем. А публика, за редким исключением, этого не хотела … совсем и отворачивалась от своего кумира … совсем.
Поэтому в том же 1830-ом в наброске статьи о Баратынском, творчество которого Пушкин исключительно высоко ценил, он писал следующее признание :
«Первые юношеские произведения Баратынского были некогда приняты с восторгом. Последние — более зрелые, более близкие к совершенству, в публике имели меньший успех».
Главной — «первой» — причиной охлаждения к Баратынскому Пушкин считал «самое сие усовершенствование и зрелость его произведений.
Понятия, чувства 18-летнего поэта еще близки и сродни всякому, молодые читатели понимают его и с восхищением в его произведениях узнают собственные чувства и мысли, выраженные ясно, живо и гармонически.
Но лета идут — юный поэт мужает, талант его растет, понятия становятся выше, чувства изменяются. Песни его уже не те.
А читатели те же и разве только сделались холоднее сердцем и равнодушнее к поэзии жизни.
Поэт отдаляется от их и мало по малу уединяется совершенно.
Он творит — для самого себя и если изредка еще обнародывает свои произведения, то встречает холодность, невнимание и находит отголосок своим звукам только в сердцах некоторых поклонников поэзии, как он уединенных, затерянных в свете»
Баратынский в письме 1828 г уже предупреждал об этой потере к ним интереса = он так объясняет неудачу «Онегина»: «Я думаю, что у нас в России поэт только в первых, незрелых своих опытах может надеяться на большой успех. За него все молодые люди, находящие в нем почти свои чувства, почти свои мысли, облеченные в блистательные краски. Поэт развивается, пишет с большою обдуманностью, с большим глубокомыслием: он скучен офицерам, а бригадиры с ним не мирятся, потому что стихи его все-таки не проза. Не принимай на свой счет этих размышлений: они общие»
Восхищались Русланом и Людмилой, южным поэмами … в герое «Кавказского пленника» с восторгом узнавали себя все современники Пушкина, но кто бы согласился узнать себя в Евгении «Медного всадника»?
Ахматова уверена = Пушкин развил мысль Баратынского:
не поэзия неподвижна, а читатель не поспевает за поэтом.
Возможно, что драматически-поэтический сериал Пушкина «Маленькие трагедии» именно о такой трагедии недавнего кумира …
Свидетельство о публикации №222042601081