Завещание идиота

ЗАВЕЩАНИЕ ИДИОТА

Только я заказал бутылочку холодной воды и полубутылку Кот де Бордо, как раздался звонок. Это был мой приятель, нотариус нашего округа, мэтр Прюйе.
- Алан, ты уже сделал заказ? - иногда мы вместе перекусывали в полдень на узкой террасе "Везувия", кафе, расположенного рядом с его конторой на Гозелен.
- Нет.
- Подожди, закажем вместе. Буду минут через пять. Есть для тебя любопытное чтение.

Он и правда появился через пять минут. Отхлебнул моего разбавленого Кот де Бордо, поморщился и...
- Ты же знаешь нашего квартального идиота? Андрэ Бюшона?
- Конечно! - его знали все обитатели Сен-Жермен. Он часто появлялся то на продуктовом рынке, то в лавках на торговых улицах, то у сувенирных стендов и везде раздавал советы. Покупателям и продавцам. Советы глупые, но безобидные, они веселили окружающих и торговля в его присутствии всегда шла бойчее.
- Ну и? - я с тоской смотрел, как испаряется моё бордо в руках Прюйе.
- Он сегодня составил завещание. Денег с него я не взял. Но и регистрировать пока не стал. Почитай. Что скажешь? - и он протянул мне лист бумаги исписанный детским почерком Бюшона. Нашего любимого идиота.

" Знаю, что я умираю. Умираю давно. И вот пришла пора отдать последние распоряжения. Начну  с имущества.
1. Недвижимость и капиталы отсутствуют, а значит отсутствуют и мои распоряжения.
2. Личное имущество. Шесть пар трусов, носки в количестве 11 штук (две с половиной пары) и алюминиевые запонки с изображением гальского петуха достанутся тому из двух сыновей, которому удасться выиграть  в "Орел или решка" подбрасыванием французской одноевровой монеты с надписью "Свобода, равенство, братство", которые вас ждут после моей смерти. Монету возьмите в шестом левом непарном носке. После подбрасывания монету следует отдать многоуважаемому нотариусу, мэтру Прюйе, в качестве оплаты за его услуги по наследственному делу.
3. Теперь о похоронах.
Человек всю свою жизнь постоянно умирает. Частично. Клетками.. Слизистая моего желудка, например, полностью заменяется новыми клетками взамен умерших за 5 дней... А есть органы и ткани, клетки которых не умирают так быстро, и тогда их обновление  занимает месяцы, годы. Но как бы там не было за нами постоянно остается след из мертвой плоти. Простым глазом его не видно. Но он есть... Каждую секунду.. Всеми возможными способами мы избавляемся от умерших частичек нашего тела.
Утром вы встали, собрались и ушли на работу и близкие люди не собрались над незастеленной кроватью посыпать голову и оплакивать умершую часть вашей плоти. Всем нужен момент, когда вся плоть умрет в одночасье. Вот тут и начинаются траурные речи и панихиды.

В скорби и жалости к себе, осиротевшие, толпой собираются к месту, где одновременно умершие ткани будут по санитарным соображениям зарыты или сожжены или затоплены в океане.
Зачем люди это делают? 
Ещё большее "зачем" возникает тогда, когда люди собираются к месту утилизации умерших тканей и органов любимого , уважаемого, дорогого и прочее, прочее, прочее человека по различным датам и праздникам. Особенно в случае если его просто зарыли в деревянном ящике. Вспомнить... Почтить... Один, два три раза в год... Но почему именно в этом месте, а не там, где покойный оставил клетки эпителия желудка 6 лет назад???

Вспоминать и чтить близкого любимого человека можно и наверное даже полезно на ежедневной основе.  Ну ладно, можно хотя бы раз в неделю вспомнить мимолётно. В любом месте планеты. Да хоть в космосе если вы астронавт! Но собираться на месте утилизации...
Не понимаю. 
А потому вот вам, сыновья мои, Андре старший и Андре младший,  последняя воля  Вашего отца, Андре Бюшона, явившаяся следствием его трезвых размышлений:
По первоначальному плану я хотел что бы меня кремировали. И с учетом яркости и тепмературы пламени печи, в гробу я должен был лежать в любимых красных плавках и черных очках. Но размышления последних дней, вызванные прочтением работ Йонаса Фрисена по полураспаду углерода-14 в тканях живых организмов, заставили меня изменить решение. Вот оно:
Как хотите так и поступайте с моим комплесом умерших тканей и органов. Мне наплевать. Поскольку на утилизации моих биологических останков я присутствовать не буду, мне всё равно, какой способ вы выберете. По отечески же могу посоветовать выбрать способ подешевле и побыстрее. "
...
Я внимательно прочитал и перечитал. Положив лист на столик, поднял глаза на нотариуса. Тот сидел усмехаясь, щурился на солнце и допивал моё вино уже неразбавляя:
- Что скажешь?
- Ну, что скажу? Скажу вот что... К черту ланч! Всё потом! А сейчас мы идём к тебе в бюро, дружище. Я хочу переписать завещание! Кстати, ты часом не знаешь, кто такой этот Фрисен?

____________

©Алан Пьер Мюллер    из сборника "В последние дороги провожая..."
Перевод А. Никаноров 


Рецензии