Пермь 4. 1. Музеи. Художественный музей
Пермский музей стал активно работать с современными художниками. Первая выставка произ-ведений уральских мастеров открылась в декабре 1925 года. Количество посетителей за месяц ра-боты выставки составило рекордную по тем вре-менам цифру - 5 000 человек.
За первые пять лет музейные коллекции настолько разрослись, что возникла острая необ-ходимость в увеличении площадей.
Я не буду рассказывать подробно всю довоенную историю музея, а сразу отмечу, что в 1941 году в Пермь были эвакуированы фонды Государственного Русского музея и часть фондов Государственной Третьяковской галереи. Пред-меты искусства были размещены в здании Пермской художественной галереи, поэтому собственные экспозиционные залы пришлось закрыть. Но работа со зрителями не прекратилась.
В годы Великой Отечественной войны галерея активно проводила выставочную и просветительскую работу. Выставки устраивались на предприятиях, в вузах, школах, библиотеках, в краеведческом музее, фойе театра оперы и ба-лета, в библиотеке имени А. М. Горького.
11 сентября 1941 года было принято решение об организации в Перми мастерской агитационных плакатов, которую возглавил директор галереи, председатель правления Союза художников Н. Н. Серебренников. Плакаты, выпущенные этой ма-стерской, были еще одним средством работы со зрителями. Как солдаты, они «били точно в цель», формируя негативный образ врага и поднимая боевой дух советских людей на фронте и в тылу.
Весной 1944 года в Свердловске и в Перми про-шла межобластная художественная выставка «Урал - кузница оружия», это был своеобразный творческий «отчет о работе» пермских мастеров и художников всего Урала в военные годы.
В том же 1944 году был издан первый научный каталог галереи, в который вошли 1400 произведений 500 авторов XV—XX веков. Над катало-гом вместе с пермяками работали научные сотрудники центральных музеев страны, в том числе Русского музея и Третьяковской галереи. Всесоюзное общество культурной связи с загра-ницей (ВОКС) разослало этот каталог ряду зарубежных музеев. В ответ свои научные труды и каталоги прислали Лондонский музей искусств, Нью-Йоркский музей нового искусства, Детройтский институт искусств.
Кроме того, в годы эвакуации с помощью со-трудников Русского музея удалось провести ре-ставрацию ряда коллекций и организовать мно-жество выставок.
В 1944 году общественность Перми широко отмечала 100-летие со дня рождения великого русского художника И. Е. Репина. Несколько тысяч человек посетило выставку, на которой было показано более двухсот работ мастера, в их числе знаменитые «Бурлаки на Волге». В экспозицию вошла и картина «Выбор царской невесты», принадлежащая Пермской галерее.
В январе 1945 года изменился статус Пермской художественной галереи: из областного подчи-нения она перешла в республиканское. Это стало возможным благодаря тому, что за 25 лет работы сотрудники музея накопили серьезный опыт организационной, выставочной, просветительской и научной деятельности, установили прочные связи с крупными музеями, искусствоведами и учеными. Немалую роль в этом сыграло плодотворное взаимодействие музеев в годы Великой Отечественной войны. В октябре 1945 года бес-ценные произведения искусства, составляющие золотой фонд Российской культуры, после четы-рех лет эвакуации возвратились из Перми в Москву и Ленинград.
21 января 1946 года Пермская галерея вновь рас-пахнула свои двери для посетителей. Впервые открылся отдел прикладного искусства с залами восточного, западного и русского искусства. В нем были выставлены коллекции русского и за-падноевропейского фарфора, редкие ткани, образцы художественной вышивки, изделия из металла, дерева и других материалов. В дальнейшем были открыты отделы иконы и советского искусства.
В 1950-х годах была продолжена планомерная издательская работа. Регулярно выходили каталоги коллекций и выставок, путеводители по экспозициям.
С 1960 года в Перми, как и во всей стране, начинается активный этап развития туризма. Прибывавшие на теплоходах по Каме путешественники существенно пополняют число зрителей галереи.
В 1961 году на базе галереи создается Университет культуры по изобразительному искусству. Занятия посещают студенты, рабочие, работники совнархоза, врачи, учителя, библиотекари. Фор-мы работы были самые разнообразные: лекции научных сотрудников, доклады самих слушателей, посещение мастерских пермских художни-ков, просмотры фильмов по искусству, семинарские занятия в экспозициях галереи. Только в первый год работы Университета его выпускниками стали 80 человек. Многие из них помогали галерее в проведении экскурсий на обществен-ных началах.
В 1967 году в четырех вузах Перми были организованы факультеты общественных профессий (ФОП), которые вели сотрудники галереи. В мае 1968 года 28 студентов первого выпуска полу-чили удостоверения, дающие квалификацию лектора по вопросам искусства. На факультете общественных профессий ежегодно обучалось около 500 студентов. Все они стали добрыми друзьями и помощниками галереи. Студенты чи-тали лекции в общежитиях, колхозах и на пред-приятиях, проводили экскурсии по экспозициям галереи. ФОП существовал более 20 лет и внес значительный вклад в популяризацию коллекций галереи.
В галерее проходят семинары для преподавателей рисования и руководителей школьных факультетов по изобразительному искусству. Продолжается работа с жителями сельских территорий. В районных и сельских домах культуры проводятся лекции, встречи с искусствоведами и художниками, тематические выставки.
Постоянные экспозиции галереи занимают три этажа бывшего здания Спасо-Преображенского кафедрального собора. Первоначально одно-этажное, это здание было реконструировано ещё в 1950-х годах: высота помещений позволила устроить, не нарушая основной конструкции здания, два дополнительных этажа для размеще-ния экспозиций.
Временной диапазон представленных музейных предметов охватывает пять столетий от XV века до начала XX века: это только подлинные произведения искусства разных стран, эпох, стилей и направлений. Каждый экспонат имеет свою историю и собственный путь, по которому он попал в фонды Пермской художественной галереи.
Коллекции галереи - плод многолетней исследовательской и собирательской работы музейных сотрудников. Многие предметы приобретены у владельцев, художников, коллекционеров. Большой блок произведений поступил в 1920-30-е годы из Государственного музейного фонда, из центральных музеев: Государственного Эрми-тажа (Ленинград), Государственного Русского музея (Ленинград); в 1940-е годы музейные фон-ды часто пополнялись через Государственные закупочные комиссии.
Экспозиция русского искусства начинается с за-ла искусства XVIII века.
Этот период получил название «век портрета», он представлен работами крупных мастеров русской портретной живописи - Федора Рокотова, Ивана Аргунова, Владимира Боровиковского. Пейзаж Петербурга кисти крупнейшего мастера архитектурного пейзажа Федора Алексеева и картина Андрея Воронихина дают представление о новом для русского искусства жанре.
Небольшой, но емкий и выразительный блок произведений представляет музейную коллекцию «россики» — живописных работ, как правило, в жанре портрета, выполненных иностранными мастерами, работавшими в России в XVIII - первой половине XIX веков: Л. Каравакком, П. Ротари, И.-Б. Лампи, Ж. Л. Вуалем, И. Б. Франка-ром, С. И. Тончи.
В следующих нескольких залах можно познакомиться с русским искусством XIX-начала XX веков, от творчества художников-академистов до представителей разных течений русского авангарда.
Одно только перечисление знаменитых имен да-ет представление о богатстве и широте коллекции галереи, в которой немало редких произведений. К таким можно отнести один из первых эскизов к полотну «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, этюд к картине «Явление Хри-ста народу» Александра Иванова, «Богоматерь с младенцем» Федора Бруни.
Показаны практически все жанры от исторического до сюжетной картины. Особенное внима-ние уделено пейзажу и его разным внутрижанро-вым направлениям: от «идеального», где природа «исправлена и облагорожена» до пейзажа настроения, психологического пейзажа. Начинает эту тематическую линию в экспозиции пейзаж «Водопады в Тиволи» Федора Матвеева — первым из выпускников по классу ландшафтной живописи Петербургской Академии художеств, получившего большую золотую медаль. Представлено творчество всемирно известного мастера морского пейзажа Ивана Айвазовского, а также его современников, талантливых маринистов Алексея Боголюбова и Александра Дорогова. Произведения И. И. Шишкина, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Левита-на, Ф. А. Васильева отражают смысловое и идей-но-философское разнообразие русской пейзаж-ной живописи.
Русская живопись XIX века представлена произведениями В. А. Тропинина, В. П. и П. П. Верещагиных, В. Е. Маковского, И. Е. Репина, В. М. Васнецова, В. И. Сурикова, М. К. Клодта, И. Н. Крамского и других.
Богатое переменами в художественной жизни время рубежа XIX–XX веков вошло в историю русского искусства с именами В. А. Серова, К. А. Коровина, А. Е. Архипова, Ф. А. Малявина, М. В. Нестерова, В. Э. Борисова-Мусатова, К. Ф. Бога-евского, И. Э. Грабаря, А. Я. Головина, Б. М. Кустодиева, С. Ю. Жуковского, А. И. Савинова и многих других замечательных мастеров, произведения которых отражают богатый спектр направлений в искусстве этого времени.
Произведения художников русского авангарда постоянно экспонируются на зарубежных вы-ставках. Пейзажи, натюрморты, беспредметные композиции знаменитых мастеров Р. Р. Фалька, А. В. Лентулова, Н. С. Гончаровой, Л. С. Поповой, А .М. Родченко, К. С. Петрова-Водкина и других из пермского собрания известны любителям искусства Италии, Германии, Бельгии, Испании, Америки.
Здесь можно увидеть ценнейшие произведения конца XV — середины XVIII веков: храмовые иконы, созданные в мастерских Москвы и Сред-ней Руси, Русского Севера и Урала, вкладные иконы Строгановых, писаные мастерами Московской Оружейной палаты. В центре экспозиции — одна из жемчужин коллекции, икона 1580 года «Богоматерь Владимирская с лицевым сказанием о чудесах», созданная московским иконописцем Истомой Савиным по заказу владельца прикамских земель Никиты Григорьевича Строганова. Самый ранний из представленных памятников — икона «Благовещение» московской школы — относится ко второй половине XVвека.
Экспозиция древнерусской живописи расположена в алтарной части и отделена от остального музейного пространства иконостасом, представ-ляющим собой памятник позднего православно-го храмового искусства. Это подлинный иконо-стас Спасо-Преображенского собора, находящийся на своем месте с момента освящения со-бора в 1818 году.
Титульная коллекция галереи представлена в подкупольном пространстве собора.
Объемные изображения (от рельефа до круглой скульптуры) Иисуса Христа, святых, ангелов и архангелов, а также резные царские врата XVII–XIX веков первоначально находились в храмах разных, преимущественно северных, населенных пунктов Прикамья. Эти произведения были собраны в ходе экспедиций художественного музея по храмам Пермского края (самая северная точка — село Ныроб), организованным Н. Н. Серебренниковым в 1920-х годах, когда начина-лось массовое закрытие и уничтожение церквей.
Коллекция является самым крупным в стране собранием русской храмовой деревянной скульптуры и насчитывает около 500 экспонатов. Скульптуры представляют особо почитаемые образы христианской православной церкви и являются образцами высокого художественного мастерства.
Особой категорией памятников являются образы сидящего Спаса, или Спаса в темнице, обладающие большой художественной выразительно-стью и стилистическим разнообразием. Большинство произведений выполнены неизвестны-ми мастерами. Исключение составляют работы Н. М. Кирьянова (конец XIX века, деревня Габо-во) и Д. Т. Домнина (вторая половина XVIII века, село Нижнечусовские Городки).
Пермская деревянная скульптура широко известна в России и за ее пределами, произведения из этой коллекции участвовали на выставках в Москве, Париже, Осаке, Брюсселе.
На фото в одном из залов музея.
Свидетельство о публикации №222042601368