Углич 3. 1. Историко- художественный Музей..

Музей был открыт 3 июня 1892 г. при огромном стечении горожан и в присутствии Великого Князя Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны, почтивших своим посещением город в столь памятный день.
 
18 марта 1894 г. был утвержден устав Музея, согласно которому он находился в ведении и под руководством Императорского Московского Археологического Общества. Устав предусматривал создание Комитета по управлению музеем, в состав которого вошли представители местного дворянства и купечества.

 Город принял на себя все расходы по содержанию музея. Первая экспозиция музея размещалась на втором этаже Палаты Дворца угличских удельных князей и занимала один зал.
 
Экспозиция пополнялась предметами старины и реликвиями, которые поступали от угличан разных сословий, из местных учреждений, церквей и монастырей. Одним из первых и наиболее ценных экспонатов в музее является «Угличский ссыльный колокол», возвращенный из ссылки в Тобольск в мае 1892 г. и помещенный в музее на почетное место.
   
Территория Угличского кремля, на которой расположен музей, представляет собой уникальный природно-ландшафтный и археологический памятник. Его архитектурный ансамбль включает в себя семь зданий и сооружений, построенных в XV-XIX вв.
   

В Палате дворца угличских удельных князей располагается два выставочных комплекса, посвященных истории Углича. На втором этаже Палаты, в бывшем княжеском тронном зале, - комплекс «Угличский край в X-нач. XVII вв.», который повествует о жизни города с момента его основания до Смуты: археологические находки X-XIII вв., макеты Угличского кремля, оружие, иконы, картины, гравюры, престол, увенчанный изображении печати устроителя Палаты князя Андрея Большого.

Исторический отдел «Угличский край в XVII - XVIII вв.», занимающий первый этаж, - это история возрождения Углича: царские вклады, памятники городской культуры XVI-XVII вв., первый герб Углича, деньги, выпущенные на Монетном дворе империи.
   
При входе на территорию кремля находится Галерея современного православного искусства «Под Благодатным Покровом». Основа коллекции - работы художника игумена Рафаила (Симакова), переданные в дар музею. В экспозиции представлены предметы церковного быта и образцы декоративно-прикладного искусства

   
Палата дворца угличских удельных князей - одно из древнейших сохранившихся до наших дней жилых зданий России. Она входила в состав огромного комплекса жилых и парадных зданий, созданных в кремле на волжском берегу при угличском князе Андрее Большом в начале 60-х годов XV века. С 1584 по 1591 годов в нем жил царевич Димитрий, младший сын Ивана Грозного, отправленный в Углич со всей родней и большой свитой.
      
Палата - это большое квадратное башнеобразное здание, внутри разделенное на три этажа. При реставрации его перекрыли крестовым сводом и украсили новыми орнаментальными росписями. Снаружи стены прорезаны узкими напоминающими бойницы окнами и дверными проемами с коваными створками. Над простой лишенной декора плоскостью стен поднимается богато орнаментированная верхняя часть, начинающаяся с поясков-бровок над каждым окном второго этажа
   
Церковь Царевича Дмитрия «на крови» построена в 1692 году, она является самым известным храмом Углича и единственным памятником архитектуры кремлевского ансамбля XVII века. Строительство храма связано с трагедией, произошедшей здесь 15 мая 1591 года. По преданию на том месте, где теперь находится алтарь церкви, трагически погиб царевич Димитрий. Церковь оформлена в ярком московском стиле той поры. Церковь Димитрия - характерный образец декоративного «узорочного стиля» второй половины XVII века
   
 Спасо-Преображенский собор - главный действующий храм Углича, освящен в 1706 году. В основном он выдержан в распространенном тогда стиле «нарышкинского барокко».
Такова храмовая часть, имеющая традиционное трехчастное деление и кокошники, но уже украшенная колоннами, карнизом, похожим на антаблемент, и утонченными наличниками с разорванными сандриками.

Над крышей поднимается живописное пятиглавие. С востока примыкает трехапсидная алтарная часть. С других двух сторон собор дополнен пристройками - с севера примыкает Похвальский придел, а с запада появившаяся позднее паперть. Свободный южный фасад, обращенный к городу, неизбежно должен был стать главным. Поэтому тут расположен основной вход, украшенный резным белокаменным порталом. Интерьер храма уникален: обширный бесстолпный зал, перекрытый сомкнутым сводом
   
Богоявленский собор являлся составной частью комплекса угличского соборного храма и предназначался для зимних богослужений, поскольку в Спасо-Преображенском соборе, который расположен рядом, богослужение велось только в летний период.

В XIX веке возникла потребность в достаточно большом зимнем храме. Строительство собора продолжалось с 1814 по 1827 годы. Архитектурное убранство Богоявленского собора оформлено в классическом стиле. Он представляет собой протяженный базиликальный объем с двухскатной кровлей. Фасад членят пилястры и огромные окна. С востока примыкает полукруглая апсида, а с запада паперть, дополненная небольшим четырехколонным портиком. Над крышей с восточной стороны возвышался огромный обитый железом барабан с куполом, маленькой главкой и крестом, который до настоящего времени не сохранился
   
Здание бывшей Городской думы - в юго-западной части кремля в 1813-1815 годах было выстроено здание Городских присутственных мест. С его постройкой в начале XIX века в период классицизма завершилось формирование кремлевского ансамбля. В здании помещались Городская Дума, Городовой магистрат, Цеховая управа, суд, Общественный банк, архивы, Уездное и приходское училища, зал для общественных собраний. Постройка выполнена по "образцовому" поекту Л. Руска и имеет два равнозначных фасада: северный обращен к собору, а южный играл важную роль в панораме торговой площади. Центральные ризалиты выделены портиками из шести трехчетвертных колонн, объединяющих второй этаж с мезонином. Низкие боковые части обработаны рустом, завершает объемы здания простая четырехскатная крыша. Внутри сохранились элементы строгого и аскетичного казенного здания Александровской поры
   
Галерея «Под Благодатным Покровом». Прямоугольный объем здания вырастает из самого берега Каменного ручья, придавая этому месту оригинальный и живописный вид. С боковой и задней сторон к зданию примыкает крыльцо-галерея и на каменных столбах - такие обычные для провинциального города. Построено на рубеже XVIII-XIX веков для помещения богадельни по инициативе угличских купцов. Позднее в нем помещалась школа полковых музыкантов стоявших. С 1870-х годов в здании находилось Полицейское управление, в советское - Административный отдел Исполкома, милиция, НКВД, А с  1932 г. – архив.
На фото здание музея.


Рецензии