Человек не знает сам себя

Его мышление и самосознание не развито. Его душа (внутренний мир) является для него неисследованной областью.

«В начале 30-х гг. психологами проводились исследования в отдаленных от очагов культуры местах Узбекистана среди безграмотного населения, занимавшегося примитивным трудом в условиях ограниченного социального общения. С испытуемым проводилась беседа, задавались вопросы: как он оценивает свой характер, чем он отличается от других людей, какие положительные черты и какие недостатки он может отметить у себя. Выяснилось, что способность анализировать свой внутренний мир оказалась у них чрезвычайно неразвитой. Они вообще не понимали поставленную перед ними задачу. Выделение у себя достоинств и недостатков они подменяли описанием материальных условий их жизни. Недостатками назывались отсутствующие у них вещи. В лучшем случае вместо себя они начинали оценивать других людей. Причем это давалось им легче, чем собственная самооценка» (См. Чеснокова. С. 38-40)" (Источник: https://az-pantarei.livejournal.com/8579936.html).

Согласно приведенному тексту, так было в 30-е годы прошлого века, когда культура и цивилизация в нашей стране еще не шагнули далеко вперед. Но и в наши дни можно наблюдать у многих людей неразвитость мышления и самосознания - разве что чуть в меньшей степени, чем у их предков в 30-е годы и ранее.

«Выделение у себя достоинств и недостатков они подменяли описанием материальных условий их жизни. Недостатками назывались отсутствующие у них вещи».

Человек больше привык жить внешней жизнью и оценивать себя через нее. Внутренняя жизнь, которую требует культура, искусство, религия, бывает дана не всем. Человечество делится на тех, кто способен жить внутренней и внешней жизнью, что-то прозревая в себе, и на тех, кто способен жить преимущественно вовне. Автор И.Н. Калинаускас разделяя человечество на «Великое Среднее» и «духовное сообщество», скорее всего, имеет в виду частный вариант именно такой ситуации.

«Во все времена, во всяком случае во все исторически фиксированные времена, существовало духовнее сообщество, занимавшееся человеком и его взаимоотношением с реальностью. Вот это и есть институт человека. И поэтому духовное сообщество существовало, существует и будет существовать. Это часть человечества, профессионально занимающаяся человеком. И если бы мы имели возможность проследить, как духовное сообщество выдавало свою продукцию на протяжении истории человечества в Великое Среднее, мы бы увидели, что оно сыграло колоссальную роль в истории человечества. Мало того, уже где-то на рубеже той и этой эры, скорее даже во времена V-IV века до н.э., духовное сообщество отрефлексировало невозможность переносить свои законы на все человечество и требовать от него такого пути развития. Оно уже отрефлексировало специфику того, что это другая жизнь - уже в районе IV-V веков до н.э. произошла саморефлексия, уже тогда. А ведь саморефлексия - это серьезная штука, Великое Среднее только начинает процесс саморефлексии - осознания себя как единого человечества за счет того, что создало глобальную проблематику, затрагивающую всех - атомную опасность, экологический кризис и прочее. Здесь только начинается саморефлексия, а в духовном сообществе эта рефлексия произошла, как минимум, две с небольшим тысячи лет тому назад» (Игорь Калинаускас. Духовное сообщество. / URL: http://read.newlibrary.ru/read/kalinauskas_i_n/page0)

Так может ли человек познать самого себя? В частном плане, да. Но в глобальном, вряд ли. Скорее всего, разделение, о котором пишут цитируемые авторы, сохранится и в будущем. Потому что человечество состоит из разных людей, с разными задатками, разной психологией, разными судьбами, разными потребностями...


Рецензии
Каждый - лучший адвокат самого себя - сказал один хороший поэт. Не могу не согласиться ни с ним, ни с Вами.

Успехов!

Вера Вестникова   07.05.2022 09:41     Заявить о нарушении
Благодарю!

Дмитрий Саночкин   09.05.2022 15:04   Заявить о нарушении