Юбилей землячки Веры Малининой

Вы можете себе представить такое, что живя первые 16 лет на одной улице, учась в одном классе, мы с Верой  сказали друг другу не больше сотни предложений, а за последние шесть лет в несколько десятков раз больше? Но именно так и получилось в нашей жизни. И всему причиной первого скромность девочки, а второй -  социальные сети, в первую очередь сайт "Одноклассники".

Мы оба из учительской семьи. Только моя мама преподавала немецкий язык, который в те послевоенные годы считался языком нашего главного врага, а мать Веры Евдокия Дмитриевна была учителем математики, предмета, который считал очень важным.  Это одно отличие между нашими родителями. Второе заключалось в том, что мать Веры родилась в европейской части СССР и приехала в предвоенные годы по распределению вместе с подругами, и их распределили в далекий поселок на севере Хабаровского края.  А моя мама родилась в Забайкалье, но вместе с родителями попала на спецпоселение в Кербинский район, и большую часть своей трудовой деятельности привела именно в этом районе, который поменял название на район имени Полины Осипенко.

Жили мы на одном улице в соседних домах, похожих как близнецы, но наши окна не глядели друг на друга, наоборот, наши  половинки двухквартирных домов располагались  по разные стороны. Но когда мы учились, Вера каждый день проходила мимо нашего дома, идя в школу, а потом обратно,  а я проходил мимо их дома, когда ходил за водой на водокачку.  Но в старших классах наши пути разошлись. Вера проявила прагматизм и пошла заканчивать вечернюю среднюю школу, т.е. 10 классов, а я так и учился в дневной и пришлось мне учиться 11 классов. И все из-за дурацкой школьной реформы Никиты Хрущева, который ввел производственное обучение для старшеклассников, но на следующий год после того, как я  окончил школу,  в школе снова стали учиться 10 лет и без производственного обучения.

Вера из многодетной семьи, у неё было три сестры и брат. Но две сестры умерли совсем в молодом возрасте, оставив малолетних детей заботам бабушки, но Вера помогала их поднимать тоже, посылая деньги родителям.  Несмотря на трудности военных лет и огромную нагрузку учительницы, матери и бабушки, мать Веры чуть-чуть не дожила до столетнего юбилея.  Последние годы жизни мать Веры жила в одном городе с младшей дочерью в Приморье, и Вера успела съездить к ней за год до её кончины. Во время этой поездки случился забавный эпизод. 

Мои постоянные читатели знают, что у меня издано пять книг. Первая о жизни моего отца, с которым мать Веры работала в одной школе с перерывом 20 лет. Вторая книга с моими произведениями о Дальнем Востоке, а третья вышла с воспоминаниями земляков в виде альманаха под моей редакцией. В этой книге есть  рассказ самой Веры, написанный на основании писем, полученных ею от своей матери на протяжении  долгих лет жизни в поселке, рассказывающих о жизни и матери, и соседей в поселке, так что почти хронология жизни поселка и его обитателей.

Вера привезла эти книги с моими дарственными надписями в адрес её матери, рассказала, как ездит ко мне в гости в Рошаль, и решила показать, как я выгляжу в настоящее время. Благо Вера захватила с собой ноутбук, в котором есть скайп. Есть такой скайп и в нашей квартире. Вера связалась со мной по скайпу, пригласила к нему и свою мать. Та пообщалась со мной на общие темы, а потом, когда разговор завершился, сказала Вере:
- Ты думаешь, я поверила, что этот старик Саша Щербаков? Я помню его, какой он был.
А мы виделись с ней лет сорок назад, и с тех пор я, видимо, изменился, коль меня не узнала моя старая учительница.  Изменилась и она, но все же узнаваема даже в свои 98 лет, столько ей было, когда к ней ездила Вера.  Кстати, из всех четырех дочек на мать похожа только Вера.

Вера еще в школе влюбилась в одноклассника Артура, и решила учиться там же, где и он.  Но я не буду касаться этой стороны её жизни, чтобы не ошибиться, все же думаю, не все свои тайны Вера открыла мне в последние годы, когда мы стали с ней вначале переписываться, а потом встречаться  вначале в Рошале, а потом в Санкт-Петербурге.  Как и у меня, у Веры было трое детей - старший сын и две дочери. А у меня два сына и дочка. Но почему у Веры было, спросите вы? Просто одна дочь погибла в результате несчастного случая. Сын сейчас живет в Хабаровске, а дочь в Питере, где живет и Вера.  Но долгие годы она жила и работала на Сахалине, имеет даже орден "Шахтерской славы" и степень кандидата минералогических наук.  Но как скромная женщина, она свои заслуги не афиширует, я узнал о них почти что случайно.

Встретились мы с ней и  на сайте "Одноклассники" совершенно случайно. Просто там есть группа "Херпучи-Оглонги", которая объединяет наших земляков.  Узнав друг друга в группе, мы установили личный контакт и с тех пор, а прошло уже шесть лет, стали переписываться.  У Веры есть одно хобби - она любит ездить в гости и вообще путешествовать.  Поэтому, когда в то же лето, когда мы установили связь, а это был 2016 год, она поехала в гости в своей подругу с Сахалина в Ярославль,  и решила на обратном пути навестить и меня.  Мы созвонились, я рассказал, как добраться, и пошел её встречать.  Автобус, который должен был привезти её из Шатуры, прошел, но Веры в нем не было.  Я заволновался, стал звонить на мобильный, благо сейчас есть такая возможность, Вера отвечает, что уже в Рошале, но вышла не там, где я сказал (перепутала остановку "кинотеатр Родина" с остановкой "дом культуры"), и теперь двигается в моем направлении.  Через некоторое время я увидел невысокую фигуру моей земляки (у Веры рост 155 см)  и пошел к ней на встречу. Вера еще издали стала оправдываться, но все это было неважным - мы после 50 лет разлуки встретились.

Дни, которые Вера повела у нас в Рошале в первый свой проезд, пролетели очень быстро. Мы с женой показали ей город, сводили в наш сосновый лес, но главное, мы с ней столько вспомнили из нашей прошлой жизни, особенно в родном поселке. Именно тогда я узнал, что мой отец, который шил мне брюки по флотскому образцу, т.е. без ширинки, сшил такие же брюки и Вере по просьбе её матери, и они были ей так впору, что стали любимыми на долгие годы.

Вера привезла много своих фотографий из жизни на Сахалине, сделали фотографии и мы во время её приезда. Моя вторая жена и Вера очень близко сошлись, и периодически о чем-то тайном от меня разговаривали.  Обратно Вера собралась ехать на автобусе до Москвы без пересадок, и я пошел проводить её на автовокзал, проследить, чтобы она поехала в ту сторону, куда надо.

На следующий год у меня был 70-летний юбилей, в гости приезжали старший сын и дочь (второй сын бы в гостях во время отпуска в мае), а в тот же день, как они уехали, приехали в гости Вера и еще одна моя землячка, на 2 года младше, Галя.  На этот раз они ехала на автобусе из Москвы и я строго-настрого наказал, что выйти надо лишь тогда, когда они увидят меня на остановке.  И вот подходит автобус, вижу, все пассажиры вылупились в окна на меня. Выходят Вера с Галей и какая-то незнакомая женщина. Мы обнялись, поцеловались, сфотографировались, всех вместе попросили сделать фото эту женщину, которая вертелась вокруг нас.  Автобус ушел, и мы пошли к дому. Спрашиваю, что это  все пассажиры автобуса на меня глядели.  Землячки с хохотом рассказали, что так громко обсуждали, как бы им не приехать нужную остановку, что эта дама решили выйти с ними, но всех заинтересовал мужчина, к которому они ехали.

Снова застолье, смех, шутки, поздравления. И вторая моя землячка очень понравилась жене, так что юбилейные торжества в Рошале прошли на ура. Но на этом они не закончились.  Меня пригласили приехать в Санкт-Петербург, где мой дядя, а скорее, старший брат (всего на год старше меня, какой это дядя, верно?) пригласил на мальчишник, пожить у него на даче, отметить мой юбилей.  На обратном пути он забросил меня на квартиру к Вере, где мы провели полдня в разговорах за столом.  Вера, хотя у неё был ушиб руки (думали, что перелом, но я посмотрел рентгенограмму и перелом не нашел, так и оказалось), накрыла шикарный стол,  и мы снова отметили мой юбилей.

На следующий год Вера снова приехала к нам в гости, на этот раз вместе с подругой с Сахалина. Все бы хорошо, мы и посидели за столом классно, пообщались, ведь и я, и моя жена были на Сахалине, но подруга Веры чуть меня не угробили. Мы пошли гулять по городу, я пошел на ходунках (их мне прислала из Германии тоже наша земляка Лида Смирнова по просьбе Веры). На ходунках есть возможность сидеть, и тебя могут, как на коляске, толкать.  Вот подруга и стала меня толкать спиной вперед. Не заметила ямочку, колесико в неё попало, притормозило, и я полетел навзничь прямо на асфальт.  Хорошо, успел сгруппироваться, а то мог, как отец, сломать шейный отдел позвоночника, он примерно так же упал, подскользнувшись зимой на наледи.

Картина моего падения была еще та. Меня просили снова упасть на бис, чтобы Вера смогла заснять на фотоаппарат, с которым она не расстается.  Но я подумал, подумал и не стал рисковать.  Но в этот приезд Вера увидела, что в нашем городе новый мэр по настоящему взялся за благоустройство.  Особенно большие изменения произошли в парке, где мы с Верой были в первый её приезд.

Эта была последняя поездка Веры в Рошаль.  Началась пандемия коронавируса, все поездки пожилым людям запретили, и Вера, которая снова собиралась приехать, не рискнула. Тем более что вместо весны поехала в Турцию осенью, там заболела коронавирусом, еле выкарабкалась из болезни, и уже ни о каких поездках не думала.  Так что теперь мы поддерживаем связь только в "Одноклассниках" и иногда по телефону.

Два слова о её жизни в Питере, о которой я узнаю в многочисленных постах в социальных сетях. Вера дружит со многими писателями и художниками Санкт-Петербурга, ходит на выставки, вернисажи, совершает прогулки по таким местам Питера, о которых не пишут и не фотографируют. У неё есть единомышленники, правда, события последних двух лет сказались на всех, и теперь такие прогулки стали реже. Но зато фотографии узнаваемого многими Питера постоянно появляются на её странице в "Одноклассниках".

Сегодня я собираюсь поздравить Веру по телефону, пожелать ей всех благ, сказать, что ждем её в Рошале. Каждый её приезд нам с женой доставляет массу приятных минут, потому что Вера очень компанейская женщина, и мы очень классно проводим вместе время.  Но главное, чтобы ни она, ни её близкие, сын с дочерью и внуки не болели, это в нашем возрасте самое важное. Но, конечно, дожить до ста лет, как прожила ей мама, на которую Вера очень похожа.


Рецензии