Из иных миров

Как-то на въезде в Каменку, районный центр Воронежской области, увидел огромный портрет Анатолия Ивановича Хильченко. Обычно таким образом призывают голосовать за кандидатов в депутаты и президенты. Здесь случай другой. Это гордость за земляка. В местном музее ему посвящена масштабная экспозиция.
"Прошел юбилей мой, и новый грядет...
Теперь по плечу мне сто двадцать.
Кто бросил мечтать, тот уже не живет...
А жить надо очень стараться!
Пускай не всегда нам поют соловьи
И счастье подобно лишь чуду,
Спасибо вам, люди, родные мои,
Что жил я, что жить еще буду".
Это Анатолий Хильченко написал в год своего шестидесятилетнего юбилея, после которого судьба отмерила ему еще семь лет. Думаю, что для него это было счастливое время, несмотря на то, что он оставался нищим и одиноким в своем убогом домишке, да и умер в чужом для него, Репьевском районе, в казенном доме для престарелых. Да, в своем доме он был нищим и одиноким, но там он не жил, потому что жил в мире поэзии, где у него было много друзей и реальных, и виртуальных. Реальные друзья могли его приютить, накормить, согреть душевной беседой, виртуальные - научить мудрости и поднять дух. В мае каждого из семи последних лет жизни Анатолия Хильченко в его родном Каменском районе, как всегда, зацветали его любимые воронцы, давая сигнал к началу поэтического фестиваля "Воронцовая Русь", который уже в 1998 году получил статус областного. А ведь придумал "Воронцовую Русь" именно Хильчнко. А до фестиваля создал в Каменке поэтический клуб "Родничок". А еще раньше он был приглашен для участия в областном авторском клубе "Созвучие", который создала в областном Центре народного творчества Светлана Николаевна Сукачева. Ее, буквально носившую "Созвучие" на своих руках, плечах и в своей душе Анатолий Иванович в письмах называл "хозяюшкой гнездышка нашего".
Стихи он писал еще в юности. На некоторых страницах посмертного сборника "Еще горит моя лампада", составленного Кларой Дроздовой, стоят даты: 1956 г., 1962 г. Обозначены и места рождения стихов: Долгалево, Ростов-на-Дону, ст. Лихая.
На хуторе Долгалево (сейчас это Каменский район) Хильченко родился. После окончания школы служил в армии, затем трудился в колхозе. В 1990 году он подарил мне свой первый печатный стихотворный сборник "У серебряных ключей". Вот строчка из сведений об авторе: "В настоящее время А.И. Хильченко живет в Каменке, работает пастухом в совхозе "Родина".
Сам автор лучше всего о своей жизни рассказал в коротком стихотворении "Воробей", в маленький первый сборник не включенном:
"Холодный и голодный,
Зимою он сидит
И грустно повторяет:
"Жить-жить, жить-жить, жить-жить".
Весна придет - он сразу
И весел, и игрив,
Задорно повторяет:
"Жив-жив! Жив-жив! Жив-жив!"
А вот что пишет о судьбе поэта Клара Дроздова, предваряя книгу "Еще горит моя лампада": "Щедрой души, он нищ в жизни... Ничего не видевший в детстве, рос полусиротой, без отца, ушедшего защищать Родину от фашизма. Неудачная женитьба, годы падения в алкогольную бездну - через такое испытание прошел человек Хильченко: пил и страдал, проклинал - начинал снова и вновь страдал. Но выстоял, победил! Труд души и сила духа позволили выпрямиться во весь рост, спасти свой дар...".
И раскрывался этот дар год от года все ярче, приобретая новые грани. Помню, из первых прочитанных мне Анатолием Ивановичем стихов особенно запомнились забавные строки шутливого любовного стишка "Теория вероятности" (Геометрическое осмысление жизни):
"Шел к тебе я добрым катетом
С вершины острого угла,
Но ты умчалась по касательной
И в биссектрису перешла".
Любовная лирика, стихи о природе, послания друзьям - это тематика его творчества до начала 90-х годов. Случившийся затем развал огромной страны, начавшаяся полная авантюр политическая и экономическая жизнь приводят к рождению большого направления политической сатиры в творчестве Анатолия Хильченко, переросшего в философское осмысление всего происходящего:
"Строят миром храмы Богу,
Чтоб о милостях молить,
Но никто не бьет тревогу,
Что мирянам негде жить,
Что голы они и босы,
Что больны и голодны,
Что жиреют кровососы
На развалинах страны.
А ведь Богу будет как-то
Неуютно в храмах тех,
Коль свидетельствуют факты,
Что творится в мире грех..."
Готовя эту заметку, вспоминая свое общение с Анатолием Ивановичем Хильченко, я вдруг осознал, что он напоминает мне героя фантастического рассказа Мануэля Куэвильяса "Пастух и пришелец из космоса". Сюжет повествования таков: Иклес, пришелец с планеты Уплон, должен получить информацию об умственном развитии землян. Для этого ему предписывалось пообщаться с пастухом Мартином Ромеро и крупным финансистом Германом Руффом. Пастух привел Иклесу свое доказательство теоремы Пифагора, изложил своими словами суть теории относительности. С финансистом пришелец встречаться не стал, ошибочно предположив, что тот уж точно умнее пастуха. Заканчивается рассказ так: "Вернувшись на свою базу, Иклес доложил: "Земля населена существами с колоссальными способностями, настолько выдающимися, что тех, кто достигает всего лишь уровня гения, отправляют пасти овец".
Я хочу завершить свой рассказ об Анатолии Ивановиче строчками из стихотворения, которое ему посвятил россошанский поэт Николай Долинский:
"Самобытной поэзии мастер -
Ни единой строкой не соврал.
По-славянски пастух - будет пастырь,
Тот, который нас вместе собрал".


Рецензии