Один день Александра Ароновича. Часть 9-я

Печерский Александр Аронович (1909-1990)- руководитель успешного восстания в лагере смерти в годы Второй мировой войны.
   14 октября 1943 года узники подняли восстание в концентрационном лагере Собибор.

**********************************************

В наградных листах Александра Ароновича Печерского в графе "Участие в Великой Отечественной войне" значились всего две строчки:
1. Центральный фронт, 19-я армия, 596-й гаубичный артиллерийский полк,
июнь-ноябрь 1941г.
2. I-й Прибалтийский фронт.15-й штурмовой батальон, август 1944г.

Сведений о трёх годах между ноябрём 1941-го и августом 1944-го нет. Как нет и информации о подвиге, совершённом им в октябре 1943-го.

После побега Печерский и ещё восемь человек из числа бывших советских военнопленных, добравшись до Белоруссии, вступили в партизанские отряды.
Став подрывником в отряде имени Щорса, Александр Аронович вместе с боевой группой пустил под откос два немецких эшелона.
После воссоединения партизан с регулярными частями Красной Армии, Печерского  арестовали за то, что был в плену. После чего он был направлен в штурмовой
батальон - разновидность штрафбата, - тот самый , 15-й стрелковый Первого Прибалтийского фронта, запись о котором есть в его личном деле.

Здесь он получил звание капитана, а 20 августа 1944 года в ходе наступления на
город Бауцк был ранен осколком мины в бедро и после четырёх месяцев лечения в госпиталях получил инвалидность.

Впервые о лагере смерти Собибор (или Собибур, как его тогда называли) написала
"Комсомольская правда". Это произошло в сентябре 1944 года.
Тогда журналисты ещё не знали, под чьим командованием был совершён подвиг.

"Фамилии его никто из нас не знает, звали его Сашко, родом он из Ростова", - вспоминали бывшие узники.

Газету со статьёй принесла Печерскому сотрудница госпиталя, где он лечился после
ранения.
- Это про вас, - сказала она ему.

А 30 января 1945 года "Комсомолка" опубликовала письмо Печерского:
"Сашко - это я".

***************************************

По данным историков, на момент побега в лагере было 550 заключённых.
130 человек не приняли участия в восстании. 80 человек погибли во время восстания.
А ещё 170 беглецов были найдены и расстреляны в ходе облавы.
   С ноября 1943 года до января 1945 года мирное население Польши выдало
немецким властям ещё 90 узников.
   Всего же фашисты умертвили в Собиборе около 250 тысяч евреев.

***************************************

Очень, однако, неприятно царапнуло, что из трехсот беглецов, вырвавшихся из
концлагеря, дожили до конца войны только 53 человека.
170 были найдены и расстреляны в ходе облавы. А с ноября 1943 года и вплоть до
1945 года МИРНОЕ НАСЕЛЕНИЕ Польши выдавало немецким властям беглых узников.
Выдали! Ещё 90 человек, остававшихся в живых, которые с таким трудом сумели  вырваться из ада...

Я уже прямо слышу высказывания многих: "Ну это же поляки! Они всегда были предателями сами по себе. Это ж просто подлый народ. Продажная натура. Они по
природе своей корыстные, злые и неблагодарные... Посмотрите, что они вытворяют
с памятниками солдатам нашим погибшим, их освобождая от фашистов! Шестьсот
тысяч человек головы сложили. А они!.."

Нет, это неправильно. Нельзя обвинять в чём бы то ни было весь народ. Не бывает
на свете народов, полностью состоящих из людей исключительно плохих, также как и исключительно хороших. Ибо всякий народ - это только лишь часть человечества.
Человечество же состоит из людей. А люди - это индивидуальности, отдельные
личности, которым дано Богом родиться там, тогда и таковыми, какими есть.
   Родиться... Родина, род, родители.. Однако жизнь свою каждый прожить должен
сам, неся ответственность перед Всевышним за всё, что человеку Он дал.
   Бог сотворил человека, как венец животного мира, как сгусток жизненной энергии
в виде животного начала, "на шестой день" сотворения Вселенной. И только на
"седьмой день", после того как человек в ходе своей первобытной деятельности накопил некоторую духовность, Бог вдохнул в него душу - Божье дыхание в виде способности мыслить и чувствовать.
   И потому человек - существо двойственное и противоречивое, ибо наполовину состоит
из "скота и зверя", являющегося частью животного мира, и существа духовного, стремящегося душой своей к Божьей сути, к образу и подобию Отца нашего, Творца и Создателя.
   Таким образом, в душе каждого человека обитают два начала - животное и
духовное: лукавое и Божье.
   И какое начало обретёт в душе человеческой власть, зависит от самого человека:
какой путь изберёт он в развитии своём - Иуды или Иисуса...
   Бог создал человека. А дальше уже человечество само взаимодействует между
собой, согласно закону диалектики, сохраняя"единство и борьбу противоположностей", возвышаясь духом или падая в бездну.
   И потому, чтобы понять, отчего в том или другом народе вызревает вдруг подлая звериная сущность, нужно разбираться в истории и культурно-социальных традициях
этой части человечества.

И соответственно не может ни польский народ, ни немецкий, ни какой бы то
ни было другой...быть целиком и полностью подлым и предательским.
Но следует, однако, внимательно разобраться, где, когда, на каком этапе своего
развития эта часть человечества подхватила заразу, которая стала разрастаться,
возвращая человека к его первобытной сути.
Национализм, нацизм, фашизм, шовинизм...- те пути, которые уводят человека от
Бога, ввергая его во власть лукавого.

Как бы там ни было, но Польша оказалась единственной страной Европы, где евреи
после Второй мировой войны практически исчезли. Те, которым посчастливилось
уцелеть, эмигрировали в Израиль или США.
Согласно результатам переписи 2011 года, в Польше насчитывалось всего восемь тысяч человек, определяющих себя как евреев.

Из проживающих в Польше на начало сентября 1939 года 3,3 миллиона евреев во
время войны погибло 2,8 миллионов.
Как свидетельствует Times of Israel, польско-еврейский историк Шимон Шатнер
подсчитал, что от рук поляков во время Второй мировой войны погибли 200 тысяч
евреев. С 1942 по 1945 год из 250 тысяч евреев, пытавшихся бежать от немцев в оккупированной Польше выжило только 10-16 процентов.

Ныне в Польше принято говорить о страданиях, которые принесли жителям республики
Третий рейх и СССР в годы Второй мировой войны. При этом замалчиваются факты, свидетельствующие о том, что сами поляки не только воевали на стороне нацистской Германии, но и принимали непосредственное участие в Холокосте.

В 2013 году польский историк Ян Грабовский, профессор из университета Оттавы, опубликовал книгу "Охота на евреев: предательства и убийства в оккупированной
немцами Польше“. В этой книге подробно анализируются документы и записи,
сделанные в городе Домброва-Тарновска и его окрестностях. Согласно собранным
данным, большинство евреев, прятавшихся от нацистов, были преданы, а в
некоторых случаях убиты их польскими соседями.

Исследование Грабовского основано на польских, еврейских и немецких источниках,
то есть на документах, свидетельских показаниях, а также на материалах судебных процессов, проходивших после войны.
В его книге описаны специально организованные поиски евреев, которые проводились
до, во время и после чисток в гетто. Дело в том, что немецкие оккупанты занимались
так называемой "зачисткой" гетто, в которые в 1939-40гг. евреи насильственно были помещены. А затем жителей гетто отправляли в лагеря смерти. Пытаясь избежать депортации, многие евреи скрывались в сельской местности, прятались в лесах или
искали защиты у местного населения.
Для обнаружения скрывавшихся евреев, немецкие полицейские, ответственные за поддержание оккупационного режима, пытались склонить преимущественно католическое
и антисемистски настроенное сельское население к оказанию помощи в розыске скрывающихся. Часто эти поиски превращались в охоту, продолжавшуюся несколько
дней или даже целую неделю.
Оккупационные власти за каждого обнаруженного или убитого, поощряли местное
население. В качестве вознаграждения можно было получить сахар, водку, картофель,
масло или одежду бывшую в употреблении. А того, кто помогал скрывающимся евреям,
в худшем случае могли и убить.
Тем не менее некоторые поляки оказывали беглецам помощь. Но требовали за это много денег. Хотя были и такие, которые прятали у себя евреев бескорыстно.
  286 человек в Домброва-Тарновска были убиты. Однако 58 человек в этом округе
были спасены и остались живы благодаря поддержке поляков-христиан. Но всё же
подобные случаи были исключениями.

Мотивы предательства местного населения были различными: подстрекательство со
стороны немцев, надежда на получение вознаграждения, страх наказания, корысть
или просто столетние антисемитские предрассудки.  А также то одичание, к которому приводила постоянная антисемитская пропаганда оккупантов.

Хотя во враждебном отношении к евреям и в преступлениях, совершённых против них
в ХХ веке в Польше, не было ничего нового.
Одна из чёрных страниц польской истории - погром в Едвабне, где 10 июля 1941 года руками польских "патриотов" было сожжено, зарублено, забито все
еврейское население городка, примерно 1600 человек.
Немцы лишь фотографировали эти экзекуции, радуясь добровольной "помощи" поляков
в окончательном решении еврейского вопроса.

Расположенный на востоке Польши неподалёку от Белостока небольшой городок Едвабне
был классическим еврейским поселением из числа оседлости.
Осенью 1939 года этот город с близлежащей округой вошёл в состав Белорусской ССР. Многие еврейские жители Едвабне с радостью восприняли приход Советов. Дело в том,
что в предвоенные годы евреи всё больше сталкивались с антисемитизмом и
произволом со стороны своих соседей поляков, на преступные деяния которых местная администрация попросту закрывала глаза.

Вот как об этом вспоминал Яков Бейкер:
"Я родился в Едвабне в 1914 году и провёл там 20 лет своей жизни. Работали мы
тяжело, трудились и в поле. И наши соседи поляки это видели. Но с середины 30-х нарастала враждебность поляков к евреям. И в Едвабне штурмовые группы национал-демократической молодёжи стояли с металлическими штырями у еврейских лавок,
чтобы поляки ничего не покупали. Начались нападения на евреев, случались и
убийства. Мы жили в большом страхе. От страха перед преследованиями и
приближающейся войной я уехал."

Нападение Германии на СССР не сулили еврейскому населению города ничего хорошего.
23 июня 1941 года немцы вошли в город, а уже 25 июня начались погромы.

Основные действия трагедии развернулись 10 июля 1941 года.
В город начали втягиваться силы польских боевиков националистического толка,
которые ранее уже принимали участие в еврейских погромах. Поляки из Едвабне,
соседи, также приложили руку к этой кровавой акции.
Координатором резни выступил бургомистр города Мариан Кароляк, который приказал
согнать всех евреев на площадь перед городской ратушей. После того как выходы из
города были заблокированы, польские националисты пошли по еврейским домам,
сгоняя несчастных на главную городскую площадь. Тех, кто осмеливался
сопротивляться, избивали палками, изрубали топорами или закалывали вилами.
Многие дома подвергались разграблению.
Евреи бросились за помощью к местному ксёндзу. Однако остановить кровопролитие он отказался, цинично заявив, что все евреи - коммунисты, а значит, заклятые враги поляков.

Согнанных на центральную площадь евреев заставили свалить памятник Ленину,
который здесь успели установить при советской власти. После чего, вручив им
красные флаги, польские националисты принудили нести памятник на окраину города, параллельно осыпая их градом ударов.
Затем всех евреев загнали в стоящий неподалёку овин, который облили керосином, выданным в городском складе на муниципальные нужды, и подожгли.
Лишь единицам удалось сохранить жизнь, вырвавшись из этого ада.

На следующий день по всему городу валялись сотни неубранных трупов.

К бургомистру города обратился комендант поста жандармерии Едвабне Адамый:
"Убить и сжечь людей вы сумели, да? А зарыть некому, да? К утру чтобы все были зарыты! Поняли?"
(Из книги Гросса Яна Томаша, вышедшей в 2001 году, "Соседи. История уничтожения еврейского местечка").

Хотя польский Институт национальной памяти не смог опровергнуть результаты
исследования Гросса, но подверг резкой критике за то, что он приписал полякам
активную роль в Холокосте.

Почему в Варшаве так упорно отрицают причастность поляков к истреблению евреев?
Во-первых, там озабочены тем, чтобы представить Польшу жертвой сговора Гитлера и Сталина, больше всех пострадавшей во время войны. Во-вторых, правда об участии польских полицаев и местного населения в Холокосте позволит Израилю потребовать возмещения ущерба, понесённого еврейским населением Польши.


Рецензии