10. Зайцы тоже летают

  Развал Советского Союза и тяжелое становление новой России преподносили сюрпризы в части периодического изменения нашего материального и психического состояния, и не всегда в худшую сторону. Через некоторое время после поступления, не дожидаясь выпускного курса, армия решила заключить с нами контракт, видимо опасаясь, что мы уйдем в бизнес, в предпринимательство, на волю свободного рынка, в общем, тоже захотим урвать себе кусочек страны и создадим ненужную конкуренцию. Действительно разрастались кооперативы, ларьки и магазинчики, откуда ни возьмись появились владельцы заводов, рынков, бензоколонок. Новые русские сорили деньгами, пока не разорялись или не гибли в разборках. Внезапно мы стали обладателями невиданной для курсанта зарплаты 80 рублей. Счастье длилось недолго, дикая инфляция, захлестнувшая страну через пару месяцев, обнулила этот подарок судьбы. Вокруг ещё проплывали осколки советского времени. Мне удалось на свой день рождения в декабре 1991 года слетать из Волгограда в Ригу. Билет стоил 25 рублей, одной зарплаты хватило туда и обратно. Но материальное благополучие быстро закончилось, а желание курсантов вырваться на побывку домой, не теряя несколько дней на дорогу, только усиливалось. В этот период курсанты активно летали зайцами.

  Летний отпуск 1992 года. Мы с Костиком галопом скачем в аэропорт Гумрак с целью попасть на самолет до Краснодара. У Кости там родители, а я еду к родственникам в Тимашевск. В Ригу теперь как попасть не понятно: граница, загранпаспорт, виза. Я был в ужасе от этих, новых тогда, терминов. Проникли на территорию аэропорта через служебное КПП, предъявив свои военные билеты и убедив вахтера-пенсионера, что мы военные лётчики, и он не должен нам препятствовать. Прошли к штурманской, начали уточнять, какие есть рейсы в Краснодар и где их экипажи. В штурманскую заходили и выходили «граждане» (летчики, штурманы гражданской авиации) с озабоченным видом и давали нам противоречивую информацию.

- Курсанты? Качинцы? Куда собрались?

-А, в Краснодар, это вам экипаж Ан-24 нужен, они еще не приходили. Сядьте там ждите….

Сидим, ждём. По времени уже скоро отправка. Приходят, уходят «граждане»...

-А вы не с Краснодарского рейса?

-Нет. Так они уже на борту, бегите на перрон.

Хватаем сумки, бежим, спотыкаясь, на перрон. Самолетов немного, видим выруливающий со стоянки Ан-24. Он как раз рулит в нашу сторону. Стоим, голосуем, как в кино об автостопе. Только мимо проплывает самолет, молотя двумя винтами. КВС прибрал обороты, видя курсантов в военной форме, остановился, открыл форточку.

- Куда собрались, бойцы?

-Мы курсанты из Качи, в Краснодар возьмёте?

Ору я, пытаясь перекричать работающие АИ-24.

-Лезьте на борт…

Командир махает нам рукой назад, в сторону двери. Мы бежим к заднему пассажирскому люку. Борттехник открыл дверь, приставил трап. Поднялись на борт, прошли мимо веселого, приветливого борттехника и двух недовольных стюардесс.  Пассажирских салон обернулся и смотрел на нас сорока парами настороженных, удивленных глаз. А чего тут удивляться, ну проголосовали двое военных у рулёжки, ну принял решение КВС подбросить до Краснодара. Многие пассажиры так и подумали, и занялись своими делами. Сейчас вы такого уже не встретите, но в те былинные времена командир воздушного судна управлял не только всеми процессами вокруг своего корабля, но и реально пилотировал самолет. Коньяк - командиру, он оказался бывшим военным летчиком, шампанское - стюардессам, они повеселели. Через пару часов я уже еду на электричке из Краснодара в Тимашевск к родне на побывку... В общем, у нас все пути-дороги под контролем. Какая же у нас замечательная страна, ни у кого такой нет!

… В другой раз мы с Игорем, Серегой и Саней летели на Як-42 в Москву. Билетов на поезд уже не было, а отпуск горит. Наземный персонал аэропорта уже привык к снующим по служебной территории курсантам Качи. Без труда проникаем на территорию аэродрома. В штурманской узнаём про рейс и экипаж. Сидим, ждём. Приходят ещё два человека работники гражданской авиации, тоже спрашивают про этот же рейс. Приходит наш экипаж, мы, опережая конкурентов, подскакиваем к командиру, обрисовываем ситуацию. В сумке, как бы случайно, гремят бутылки. Командир улыбается, дает добро. Двух гражданских он тоже берёт.

- Валя, спрячешь их куда-нибудь, пока пассажиров загрузят, - обращается КВС к стюардессе. Тут подлетают еще два человека и начинают панибратски общаться с командиром.

- Васька, привет, только сейчас вопрос решился по переводу, нужно срочно в Москву, кучу документов согласовывать. Подбросишь?

- Молодцы, поздравляю! Конечно, возьму.

- Валюша, и этих захвати.

Но карта, если пошла, то пошла. Не успели мы уйти, к командиру подходит какая-то шишка из руководства аэропорта, судя по фуражке, кителю и солидному пузу. Подводит солидного мужчину с дипломатом и что-то вполголоса начинает настойчиво втирать командиру. Мы заволновались, эту конкуренцию нам явно не выиграть. Но КВС махнул рукой.

- Да возьму я всех, только если «наземники» спалят, я не виноват.

Бортпроводники повели нас к самолету. Напомню, вход в Як-42 через заднюю рампу. Нас начинают распихивать по салону. Двоих засунули в гардеробный шкафчик экипажа. Двух своих друзей и важного мужчину с дипломатом командир закрыл в кабине экипажа. Нас двоих с Игорем закрыли в сортир.

- Сидите и не высовывайтесь, пока я сама вас не выпущу.

Ох уж эти стюардессы - волшебницы. Куда дели еще двоих зайцев, я не увидел. Сидим в сортире, в тишине, слышим кто-то прошел по салону и через минуту стали загружаться пассажиры. Запустили движки, начали руление. «Уважаемые пассажиры, пристегните ремни…».  Взлёт в сортире не имел какой-то выраженной специфики, но, как некий ненужный в дальнейшем жизненный опыт, остался в памяти.

По салону прошла команда: отстегнуть ремни. Пассажиры задвигались, зашумели, напряжение спало. Впереди салона находились туалет и гардероб, за которыми были места бортпроводников, буфет, посуда и всякие стюардесные прибамбасы. Дальше располагалась кабина пилотов.

Особо впечатлительные пассажиры после взлета потянулись в уборную, и тут их ждал набор таких впечатлений, что о своей аэрофобии они забыли напрочь. Сначала из гардероба, под присмотром молоденькой стюардессы Кати, выползли два организма и невозмутимо проследовали в буфет. Переднюю часть салона занимала группа пожилых немцев, это стало понятно, когда они загалдели между собой на немецком при появлении из гардероба Сереги и Сани. Хорошо что мы все были в гражданской форме одежды. Пожилой немец, думая, что теперь видел в жизни всё, начал дергать ручку туалета. Мы внутри без команды ничего не предпринимаем. Катя возвращается к туалету и говорит, улыбаясь немцу:

- Прошу прощения, секундочку, я сейчас вам помогу.

-Курсанты! А ну, бегом в буфет.

Катя дает нам команду, о которой мечтает любой курсант. Я появляюсь из уборной. Пожилой вежливый немец, улыбаясь, стал на ломаном русском оправдываться, махая руками.

-О, молодой люди, я не хотеть помешать… Я могу ждать…

Я, не уступая ему в вежливости, попытался сгладить неловкую ситуацию.

-Нет, нет, пожалуйста, проходите. Мы уже уходим…

Тут из одноместного туалета выползает второе тело. У немца открывается рот, а у половины салона - глаза. Положение складывается двусмысленное, пытаться что-то сейчас объяснять – это загонять ситуацию в тупик. Отступаем, молча, к помещению бортпроводников за шторку. Слышим активное обсуждение на немецком с какими-то странными интонациями. Катя и Валя, глядя  на нас, хихикают и поддакивают немцам.

-Я, я, натюрлих…

Два наших товарища ржали в уголке, держась за животики. Мы с Игорем решительно не видели, с чего бы всем так веселиться. Наверное, высотная болезнь у них обострилась. Мы достали шампанское и шоколадки, отдали презенты девчатам. Бутылку коньяка хотели отдать командиру, но там, в кабине было полно народу, и мы с коньяком там были сейчас лишними. Передадим позже. Стюардессы лавировали по салону, разнося пассажирам воду и еду. Быстро с этим покончили.

- Ну что, будущие пилоты, предложить и вам коньячку?

- Не будущие, а действующие. И коньяк, конечно, предложить! Снять стресс нужно. В ваших туалетах страшно летать.

-Ага, а выходить из них еще страшнее, видели бы вы свои лица…ха…

Небольшая порция коньяка на эшелоне 7800 метров выровняла наше настроение. Скоро началось снижение. Мы оставались в закутке бортпроводников и могли смотреть в иллюминатор. Вышли шасси. Доворот, закрылки. Мягкое касание, обороты падают, зарулили. Экипаж выходит, благодарим командира. Пассажиры, не видевшие раньше столько «зайцев» в самолетах,  покидают Як-42. Девять авиационных «зайцев» разбегаются по своим срочным, неотложным и важным делам.


Рецензии