Точка непадательности Часть 1
Сквозь сон молодой монах услышал донёсшийся откуда-то издалека петушиный крик и открыл глаза. Было раннее утро, он лежал на старой деревянной кровати укрытый старым верблюжьим одеялом. Через окно откуда-то из огорода доносился какой-то странный звук в котором угадывалось цоканье лопатой о почву и камешки.
Молодой монах встал с кровати и вышел во двор. Солнце уже ярко светило, но было ещё далеко от зенита. Молодой монах обошёл дом и увидел в конце огорода старца, который что-то обкапывал или выкапывал. Подойдя к нему ближе по протоптанной дорожке монах его радостно поприветствовал:
– Добрый день, отче.
– Добрый, добрый, – с улыбкой ответил старец. – Ну как самочувствие у нашего полуночника ?
– Хорошее, я давно так не высыпался.
– Значит, вчерашний опыт прошёл для тебя без вредных последствий, это добрый знак. Я тут сейчас ещё немного зелени выкопаю и мы пойдём завтракать.
Выкопав пару кустиков салата и ещё какой-то зелени старец направился в дом, где после нехитрого завтрака из яичницы с зеленью, домашнего лечо и традиционного травяного чая, старец перешёл ко вчерашнему опыту молитвы.
– А теперь расскажи мне более подробно что ты вчера видел и что чувствовал.
– Вначале ничего особенного не происходило, я просто повторял молитву Иисусову в такт дыхания и это было достаточно долго. Потом все звуки как-то странно обострились и я начал куда-то медленно проваливаться, потом я увидел перед глазами, хотя они были закрыты, светящуюся точку, о которой ты говорил. Вначале она была очень маленькой и едва заметной, но потом стала расти и увеличиваться как бы приближаясь ко мне или это я приближался к ней, не знаю.
– И что потом ? – переспросил старец.
– Потом, когда она приблизилась, я похоже перестал слышать внешние звуки и я увидел яркий свет, который… – на этом месте молодой монах остановится.
– Который что ? – опять переспросил старец.
– Я не совсем уверен, но который напомнил мне то ли туннель из света, то ли большой иллюминатор, то ли ещё что. Затем я почувствовал какой-то гул или зуд и вошёл в этот свет и моему взору открылось огромное пространство из света, который был повсюду и уходил куда-то аж за горизонт.
– А как выглядел этот свет ты видел, ну в смысле в виде светящихся нитей он был или просто яркий свет ? – переспросил старец.
– Я не могу этого определить и вспомнить, – ответил монах, – это скорее был просто очень яркий свет после чего какой-то вихрь выхватил меня из него и всё внезапно прекратилось.
– Ну что же, для первого опыта очень не плохо, – заключил старец.
– А что это был за свет, отче ? – переспросил молодой монах.
– Ты в первый раз созерцал дух и фаворский свет. Тебе ещё много предстоит потренироваться, чтобы научиться входить в этот свет и удерживать это видение света, но сам приём ты уже знаешь. Это и есть практика созерцания в исихазме. В сочетании с ночным бдением и умной молитвой это и есть основа исихии и именно этим занимаются все исихасты.
В этом деле очень важен первичный опыт, который и служит ориентиром для всех последующих действий, поскольку именно первый опыт созерцания показывает как работает дух привратник и как ведёт себя ум человека перед Логосом, который ему открывается в первый раз.
– А как может вести себя ум ?
– По разному может вести, это зависит только от самого ума, а точнее его безстрастия, утончённости и чистоты. Видение света, который и есть основа Логоса, – удел самого чистого и утончённого ума, который наиболее спокоен и наименее подвержен воображению.
Более грязный и страстный ум не способен выдержать видения энергии Логоса и сразу начинает обуславливаться религиозными чувствами, всевозможными картинками и воображениями, воспринимая энергию Логоса не как свечение, а через образы и проекции святых, Богородицы, ангелов или Христа.
Чем сильнее ум обусловлен религиозными смыслами и образами, тем меньше вероятность того, что в созерцании человек увидит свет, а не запечатлённые умом библейские сюжеты и наоборот. Видение света – это лучший вариант созерцания Логоса.
– Ты хочешь сказать, что различные видения верующими людьми святых, Богородицы и Христа по типу фатимских, – это иллюзии и плод их религиозного воображения ?
– Не совсем иллюзии. Это скорее результат именно такого преобразования или правильнее интерпретации энергии благодати в сознании и восприятии верующих людей. Это происходит непроизвольно а автоматически по уже имеющемуся в сознании религиозному шаблону и клише.
Старец на мгновение остановился, задумался и продолжил в ещё более академичной манере:
– Пользуясь современным языком, я бы сказал что так работает сам их мозг, которому нужно распознать и классифицировать какое-то новое явление, найдя ему наиболее подходящий образ из известного и имеющегося в библиотеке мозга.
В случае энергии благодати после перебирания всего мозг останавливается именно на образах святых, поскольку они в наибольшей степени соответствуют данному процессу и явлению. Это и есть феномен интерпретации духа и он протекает автоматически без участия воли и определяется только степенью религиозной обусловленности сознания.
Проще говоря, каждый человек при этом видит именно то, чем он более всего обусловлен. Всякие уфологи и люди науки видят при этом пришельцев и инопланетян, религиозные и верующие люди видят обычно святых и божества, а видящие иноки видят только энергию Логоса и свечение.
Молодой монах был несколько удивлён способности старца так легко оперировать как религиозными понятиями, так и современными научными категориями.
– Значит мозг сам за человека принимает то или иное решение о создании нужного образа ? – переспросил молодой монах.
– Я бы не называл это только мозгом, – ответил старец. – Такое решение принимает ум и вся система сознания и восприятия, которая работает как слаженный часовой механизм, который доведен до совершенства восприятия окружающей реальности как единственно существующей, хотя это лишь искусная голограмма, создаваемая пятью органами чувств, к которой привыкают люди и поддерживают её всю жизнь.
Только в момент смерти и отделения души от плоти, человек видит как рассыпается эта голограмма образов и смыслов и из под неё проступает реальный мир энергии и информации. Вчера ты в первый раз в своей жизни видел и переживал непосредственно момент такого разделения и перехода.
Это и есть практика исихии как осознанного умирания ветхим человеком и его сугубо телесным способом восприятия окружающей реальности. Исихия и ночное бдение – это высшая практика освоения загробного бытия или бесплотного способа существования души ещё при жизни. Те, кому посчастливилось увидеть свет – это лучшие ученики для практики исихии, обладающие самым спокойным, чистым и бдительным умом. Бдение – основа схимы и исихии.
– Значит, у меня не хватило силы бдения ? – переспросил молодой монах.
– Можно и так сказать. Ты просто никогда не упражнял свой ум во бдении, поскольку эта практика в церкви давно потеряна. Если ты сегодня попробуешь узнать в церкви о том что такое бдение, то найдёшь или трезвение и бодрствование в то время, которое отведено сну, или праздничное богослужение от захода солнца до рассвета.
И то и другое профанация, которая не имеет отношения к тому бдению, которое имели и практиковали отцы – пустынники и иноки. Бдение – это трезвение духа и сохранение осознанности не вместо сна, а в самом сне. Бдение – это делание сна полностью осознанным и подконтрольным уму и воле человека.
Я бы сказал ещё точнее, ночное бдение – это намеренное использование иноком силы и энергии сна для созерцания Логоса и вселенной Духа, поскольку сон – это прямой канал связи ума человека с Логосом. Сон обладает колоссальным потенциалом энергии.
Ты знаешь почему человек так хорошо себя чувствует после хорошего сна и почему ты себя сейчас так хорошо чувствуешь? – с улыбкой переспросил старец.
– Не знаю, отче, – честно ответил молодой монах.
– Ты чувствуешь себя так хорошо именно потому, что краешком мизинца прикоснулся к Логосу, как главному источнику энергии жизни во вселенной. Тайна сна и ночного бдения состоит в том, что во сне и через сон можно черпать энергию жизни. Это происходит при вхождении в Логос и при взаимодействии с ним. Это своего рода духовная индукция.
Вот почему те, кто открывают для себя практику ночного бдения и созерцания, открывают неисчерпаемый источник духовной энергии Логоса и уже ничто обрядовое и внешнее религиозное становится не важно и не значимо в сравнении с тем, что даёт душе бдение.
Бдение развивается очень долго и это отдельная духовная практика. Конечный результат бдения – это полностью осознанный и контролируемый сон, в котором ум и внимание работают также чётко и слаженно, как и в состоянии бодрствования, только при бдении работает не рассудок и не ум тела, а ум души или чистый дух.
– Отче, значит моё видение света так быстро прекратилось из-за того, что у меня не было опыта ночного бдения ?
– Ну, разумеется, – заметил старец. – Кроме опыта бдения тут играет роль и наличие энергии благодати. В настоящее время ты ещё не имеешь нужного потенциала энергии благодати. Видение световой структуры Логоса требует задействования без остатка всего ресурса внутренней энергии души, а у тебя этой энергии хватило только на приближение к порогу восприятия.
На удержание в Логосе и на видение духа как нитей света у тебя уже не было энергии и дух привратник тебя попросту выкинул в обычный глубокий сон, вот и всё.
– А что такое дух привратник ? – переспросил молодой монах.
– Дух привратник – это сила стража, который охраняет врата духовного сердца и которого в исихии именуют духом при вратах сердца. Для первого раза у тебя всё получилось не плохо, поскольку даже само приближение к порогу восприятия требует наличия значительного потенциала энергии души.
В исихазме годы уходят на освоение состояния повышенного осознания, которое предшествует входу в духовное сердце, а потом годы нужны только на то, чтобы приблизиться к вратам духовного сердца не говоря о том, чтобы попытаться сквозь них пройти.
Тебе же сразу удалось пройти точку повышенного осознания и ты почти прошёл через врата с первого раза. Это значит, даром времени ты не потерял за эти годы монашества несмотря ни на что и кое что стяжал в своей душе. Я не хотел тебе этого сразу говорить, но ещё на первой нашей встрече заметил у тебя наличие некоторого потенциала энергии.
– Отче, а что вообще нужно для прохождения врат духовного сердца ?
– В исихии и умном делании любое действие основано только на одном – на наличии нужного потенциала энергии благодати. Без этого потенциала энергии инок и исихаст не может сделать ни единого шага. Вот почему аскетика в исихазме является главным средством и инструментом перераспределения и накопления энергии благодати.
– А обычная церковная жизнь даёт такой потенциал энергии ? – переспросил монах.
– За счёт чего она будет давать этот потенциал ? Я тебе уже говорил, что обычная церковная жизнь – это искусная имитация совлечения ветхого человека, как своего рода театральная постановка на тему спасения души, которая только подогревает воображение для поддержания религиозного чувства и веры.
Горькая правда состоит в том, что массовая религия не даёт сакрального знания о душе, исихии и умном делании, поскольку это не входит в задачи массовой религии, в которой отсутствует понятие о духовном совершенстве и нет института второго оглашения и посвящения в знание о стяжании энергии благодати.
Я уже говорил тебе, что задача религии и церкви только привести душу от зверского состояния к условной социальной норме, а затем удерживать благодаря таинствам в этом состоянии социальной нормы до самой старости и смерти. Более высоких задач церковь не решала и не решает, эти задачи решает институт иночества, великой схимы и исихии, которые уже вне массовой религии и официальной церкви.
– Но ведь социальная норма – это тоже очень важное и высокое достижение для человека, – возразил молодой монах.
– Важное, не спорю. Для большинства обычных людей сам переход от эгоизма к нравственности и религиозности – это и есть великое чудо преображения и спасения, хотя это лишь одна треть всего пути спасения души и достижение человеческой нормы.
Большинству простых людей большего по сути и не нужно от религии, кроме сопричастности к вере, утешения и успокоения совести, но это не касается иноков и исихастов, которые изначально ставят перед собой гораздо более высокую планку требований.
Поэтому религия просто выполняет социальный заказ власти и религиозного большинства и так было всегда на протяжении всей истории церкви. Я полагаю ты знаешь о том, что Христа распяли только за то, что Он не подчинился и не покорился воле религиозного большинства. То же самое касается всех иноков и исихастов.
– Значит существует противоречие между массовой религией и путём духовного совершенства, так ? – несколько взволнованно переспросил монах.
– Так, – очень спокойно ответил старец. - Это очень давнее и неразрешимое противоречие о котором знают только посвящённые в духовное знание, исихию и учение Христа об Отце.
Я тоже в своё время по этому поводу сильно сокрушался пока мой наставник не объяснил мне, что массовая религия – это своего рода благая ложь, полуправда и лишь часть пути человека к совершенству.
Религия не даёт никакого духовного совершенства, а даёт только социальное, которое есть основа не нового духовного, а всё того же ветхого, страстного и смертного человека, только морально и социально облагороженного.
Религия попросту умалчивает о том, что реальное спасение – это достижение не социальной нормы, а Логоса, а для этого человек должен полностью совлечься плоти, плотского ума и разума, плотских чувств и желаний и открыть новый способ бытия в Логосе и вселенной духа, которую ты и видел вчера одно мгновение, понимаешь ?
– Понимаю, – ответил монах, – но мне никак не удаётся разрешить в уме это противоречие между задачей массовой религии и задачей исихазма. Мне почему-то теперь всё время кажется, что религия и церковь попросту лгут людям о спасении и намеренно не дают сакрального знания о духовном совершенстве и Логосе.
Старец засмеялся и с улыбкой ответил:
– Эта проблема возникает не только у тебя, дорогой мой, она возникает у всех, кто достигает точки повышенного осознания и порога духовного сердца, ведь это проблема расставания с яслями иллюзий и мифов общинной религиозности для восхождения на Гологофу распятия ветхого человека в полном одиночестве, как это делал Христос.
Религиозная толпа, ведомая церковью и общинной религиозностью, идёт только до Гологофы, а далее, где и начинается тесный путь полного одиночества, страдания и смерти, никто из толпы верующих идти уже не хочет, вот в чём дело. На Голгофу добровольно идут только иноки и духовные воины, а их всегда были считанные единицы.
Поэтому данная проблема на самом деле является проблемой внутренней готовности к смерти ветхого человека. Религиозное большинство и священство к этой смерти ветхого человека не готово и не собирается умирать. Это и есть комфортная вера и религия хитрых хомячков, о которой мы с тобой вчера говорили.
– Значит, церковь всё-таки врёт… – с некоторым укором тихо произнёс молодой монах.
– Сегодня уже врёт, – как-то очень спокойно ответил старец, – поскольку церковь сегодня стала частью государства, а государство без лжи существовать не может. Но многие годы церковь и монашество всё же пытались сохранять знание отцов, но массовая религия всё же победила святоотеческое знание и сегодня от духовного знания осталась одна схоластика и профанация.
Церковь попросту проиграла в этом давнем противостоянии кесарю и миру и стала в итоге мирской и кесаревой церковью, а не Христовой. Я не вижу в этом трагедии, поскольку всех верующих невозможно в принципе привести к духовному совершенству, которое путь и удел считанных единиц.
– Но ведь религия должна быть целостной и правдивой, чтобы не утаивать от верующих духовного знания о совершенстве, о душе, о Логосе и о спасении, а получается что церковь только водит из года в год одними и теми же кругами годовых церковных праздников и всё.
Я за всё время обучения в семинарии и 7 лет монашества не знал и не узнал бы всего того, что ты мне открыл о Логосе, душе и умном делании. Разве это правильно, что большинство верующих об этом ничего не знают, оставаясь фактически в глубоком душевном неведении будучи верующими ?
– С этим я полностью согласен, – как – то неожиданно легко согласился старец. – Согласному учению отцов и святоотеческой психологии церковь могла бы уделять и больше внимания. Но дело тут скорее в другом. Церковь сама себя загнала в мирской угол из которого нет выхода и в котором не нужно согласное учение о душе и о Логосе, а нужен только голый морализм.
Поэтому я смотрю на это без особого сожаления. Церкви приходят и уходят, разрушаются и восстанавливаются, а Логос вечен. Знание о Логосе существовало и существует независимо ни от чего и любой ищущий сердцем, такой же как и ты, к примеру, может это знание найти и овладеть им. Да, для этого потребуется предпринять усилие, но «Царство Божие силою и берётся», а не обрядоверием, поэтому пусть лучше ищут.
– Да, тебе легко это говорить, отче, ты же этим знанием уже владеешь, а каково тем, кто об этом не имеет ни малейшего понятия и представления и лишь свято верит в церковь и священство, как институт истины, который эту истину давно потерял ?
– Ну и пусть себе верит на здоровье. Я тебе уже говорил правило Логоса о том, что истинная вера – это дело сугубо личное и глубоко индивидуальное. Разве ты забыл правило, данное Христом о том, что «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» ?
Кто не ищет, тот и не находит. Мне, например, совершенно не жаль тех захожан и зрителей религиозного театра, которые из года в год ходят на одни и те же театрально-религиозные постановки и представления по всему кругу годовых религиозных праздников без всяких изменений в уме, поскольку они сами выбрали себе такую чувственную веру и другая вера – умная им не нужна.
Я ведь тоже походил в жизни этими же кругами много лет, но не удовлетворился этой театральностью, а продолжил поиск и нашёл в итоге своего наставника и учителя, который и вывел меня на следующий уровень веры и духовного познания. Поэтому оставь свое наивное желание привести к совершенной вере всех верующих. Это утопия изначально.
К слову даже во времена апостолов совершенная вера была достоянием редких людей и одним из даров Духа наряду с мудростью, знанием, целительством, чудотворением, пророчеством, различением духов, знанием языков и их истолкованием. Поэтому дело вовсе не в церкви, а в самой пастве, которой кроме душещипательного религиозного спектакля от веры ничего больше не нужно.
– Ты хочешь сказать, что каждый получает не по вере, а ту веру, какой он сам заслуживает?
– Да, примерно это я и хочу сказать и это, кстати, закон соответствия всё того же Логоса, согласно которого каждый народ имеет именно того правителя, какого он и заслуживает своей образованностью, духовностью и культурой и каждая паства имеет того пастыря и ту церковь, какой она и заслуживает своей верой и своим духом страстей и добродетелей.
Поэтому современная паства до основания поражённая страстями, невежеством и лицемерием иной церкви и иных пастырей и не заслуживает, а получает именно тех церковных менеджеров, каких она и достойна. Это и есть разрешение твоего противоречия в отношении того как относиться к профанации массовой религии и исихазму.
Любая вера двояка, я тебе уже говорил. Этого не скрывал ни Христос, ни святые отцы. Это и есть принцип соотношения в любой религии званных и избранных. Первых всегда будет абсолютное большинство, тогда как вторых всегда было и будет катастрофическое меньшинство. Радуйся, что тебе выпала честь присоединиться к этому вечно гонимому меньшинству, а не остаться в иллюзиях религиозного большинства, как говорил мой учитель.
Молодой монах на миг глубоко осознал всю глубину противоречий между массовой религией и путём духовного знания, о котором говорил старец. При этом, действительно, противоречия между этими двумя видами веры не было и всегда существовала возможность из веры массовой и обрядовой перейти к вере совершенной, а от неё перейти к схиме и исихии.
Всё дело было только в желании и устремлении души и ещё конечно же в знании о вере совершенной, которым владел старец. Эта мысль очень глубоко засела в голову молодого монаха и он спросил у старца.
– Отче, я хочу задать тебе один очень личный вопрос. Меня всегда интересовало откуда ты столько всего знаешь о религии, вере и о Логосе? Ты же сейчас вроде бы не находишься в Логосе и состоянии молитвы, а пребываешь в обычном состоянии ума ?
Старец пристально посмотрел в глаза молодого монаха и тот снова почувствовал уже знакомое ему проникновение чего-то невидимого но реально ощутимого вовнутрь, что парализует волю и чувства и полностью подчиняет старцу.
– Ты чувствуешь моё намерение ?
– Да, чувствую, – ответил монах,
– Ты задал сейчас очень уместный и очень правильный вопрос, – ответил старец. – Поверь мне, я знаю в действительности не так уж и много, как тебе кажется. Секрет моего знания, которое тебя всякий раз удивляет, только в положении ума или точнее самой точки концентрации ума.
Если ты помнишь, я тебе уже говорил, что ум может концентрироваться в любой точке огромной сети сознания человека внутри светящегося яйца. Если ещё точнее – сам ум человека определяет точка фиксации фокуса сознания. Особенность этой точки фиксации в том, что она может свободно перемещаться внутри светящегося яйца и то, что знает человек, определяется только местом фиксации точки фокуса сознания.
По учению отцов эта точка фиксации фокуса сознания может быть в трёх основных положениях – на самой периферии внешней стороны яйца, в глубине светящегося яйца и на самом дне светящегося яйца – там, где находится духовное сердце. Каждая из трёх точек фиксации фокуса сознания и создаёт свой уникальный и неповторимый тип ума – телесный, душевный и духовный, не считая переходных состояний.
– Ты хочешь сказать что человек может свободно менять тип своего ума и мышления меняя только положение точки фокуса сознания ?
– Да, может, как ни странно. Только меняется при этом не столько тип ума, сколько глубина осознанности. Чем ближе фокус сознания к духовному сердцу, тем выше и глубже осознанность. Но самое интересное не это, а то, что находится между положением душевного ума и духовного сердца.
– И что же там интересного ? – переспросил молодой монах.
– Там располагается совершенно особая точка фиксации ума, которая называется точкой повышенного осознания. Эта точка располагается ровно на границе между миром материи и миром Духа и служит мостом из одного мира в другой и наоборот.
Входя в эту точку, ум занимает как бы среднее и промежуточное положение между знанием мирским и знанием духовным. Проще говоря, пребывая в этой точке можно иметь в сознании два мира и два знания одновременно – мирское и духовное, не теряя из поля зрения ни того, ни другого мира.
– А что это даёт практически ? – переспросил молодой монах.
– Как что? Это даёт возможность духовного осознания и рассуждения – это возможность любому мирскому действию и поступку давать верную духовную оценку и наоборот – любому духовному действию находить правильное мирское понимание и отражение.
Это мост из нашего мира к Логосу, именно это качество повышенного осознания более всего ценилось у подвижников, монахов и исихастов, как дар духовного рассуждения, поскольку в этом состоянии уму человека открывался Логос и все законы существования духовного мира.
– А как можно описать и охарактеризовать это состояние ума ? – переспросил молодой монах.
– Его очень сложно описать обычными словами. Это состояние расширения осознания по духовной глубине, как своего рода подключение ума к некому входу в систему глобального духовного знания, каким и является Логос.
Для человека это состояние особой ясности и глубины ума. Все духовные учителя передают своим ученикам знание именно в этом состоянии, поскольку знание, полученное в этом состоянии ложится не в мозг и не в ум головы, а попадает в самое духовное сердце. А как ты уже знаешь, то, что попадает в духовное сердце, остаётся с человеком и его душой уже навсегда.
– Мне это понятно, отче, но как это связано именно с твоим знанием ?
– Напрямую и связано. Дело в том, что именно в этой точке повышенного осознания я и держу свой ум когда общаюсь с тобой. Вот и весь секрет моего знания, которое тебя так удивляет.
– Так просто ? – удивился молодой монах, – ты хочешь сказать, что в моём присутствии постоянно пребываешь в состоянии повышенного осознания ?
– Ну да, а что тебя в этом так удивляет ? Это обычный навык для исихаста и схимника. Я и твой ум несколько раз незаметно для тебя подводил к этой самой точке, ты просто этого не осознавал и не замечал, делая для себя духовные открытия и осознания.
Даже сейчас ты в одном шаге от состояния повышенного осознания и всё что я делаю для тебя – это помогаю твоему уму всё ближе продвигаться от центра головного мозга к духовному сердцу.
– Отче, так значит получается что в соединении ума с сердцем нет никакой тайны и таинства?
– Для видящего и ведающего нет, а для несведущего и профана есть. Расширение осознания и прохождение названных трёх точек – это такой же навык ума, как и умение разбираться в квантовой физике, высшей математике и других сложных дисциплинах.
Если в точке рацио, которая находится на внешней периферии светящегося яйца уму открываются все законы земной и грубо материальной физики и математики, то в точке духовного сердца уму открывается Логос, видение Бога и законы сугубо духовной физики и математики.
Точка повышенного осознания – это то особое положение ума, которое предшествует прямому духовному откровению Логоса, поэтому это самое оптимальное положение ума, которое и позволяет, оставаясь в миру, не терять при этом Бога и мира духовного.
Христос, давая людям откровения об Отце, также пользовался точкой повышенного осознания из которой можно говорить и рассуждать о незримом и духовном понятиями и категориями видимого и мирского. При этом Христос в совершенстве владел и Логосом и мог свободно входить в Логос. Ты знаешь для чего я тебе об этом говорю сейчас ?
– Нет, не знаю, отче.
– Я тебе это говорю для того, чтобы ты просто знал, что все современные иноки, исихасты и схимники в миру всеми силами стремятся к достижению именно этой точки повышенного осознания, поскольку это главная защита ума от падения и отката обратно в мир в состояние рацио и лжи.
Точка повышенного осознания позволяет уму быть в состоянии непадательности или неотпадения от Логоса и полосы человека. Поэтому я и укрепляю её своими беседами с тобой и хочу, чтобы ты наработал навык удерживания ума в этой точке и думания из этой точки.
Если тебе это удастся, ты будешь готов к схиме и исихии в миру и ни один человек никогда не догадается о том, что ты схимник или исихаст. В этом знании и заключается секрет схимы в миру. Нахождение ума в этой точке одинаково хорошо и без ущерба позволяет работать и рациональному интеллекту и духовному уму.
– Отче, это же открытие в христианской психологии, – с удивлением произнёс молодой монах. – Почему ты раньше мне об этом не рассказал?
– Раньше ты бы этого не понял. К тому же это не открытие, а древнее духовно-аскетическое знание, которое церковь предала забвению. Все отцы-пустынники знали об этом состоянии ума и пользовались этим знанием, просто тогда оно было облечено в иные слова и определения, а я тебе даю его на современном языке.
Не исключено, что тебе и самому придётся давать его кому-то в своё время и ты также будешь использовать новые термины и понятия, а я тебе даю это знание на языке психологии, точнее святоотеческой психологии и учения отцов о душе.
– Отче, неужели любой человек может войти в эту точку фиксации сознания и будет знать то же самое, что знаешь сейчас ты ?
– Любой. Логос открыт всем без исключения и работает неизменно и безстрастно, как вселенский интернет – это закон самого Логоса. Есть правда одно условие – в Логосе нельзя лгать, Логос – это система глобальной правды и самой Истины.
– Отче, а если ум проходит точку повышенного осознания и входит в само духовное сердце, что тогда ?
– Ты очень много хочешь знать для первого раза. Входя в духовное сердце каждый видит то, что видел вчера ты – свет и видение бесконечной вселенной Духа. Это и есть видение Бога, которого не видел никто и никогда по слову апостола.
Входя в Логос ум выходит из сферы действия рассудка и входит в состояние прямого ведения, концентрируясь только на созерцании духовного. В этот момент человек может всё знать, но не может об этом говорить и думать. Лишь потом после выхода из духовного сердца он может рассказать о том, что он пережил, видел и узнал.
Заговорились мы с тобой, – заметил старец. – Ты когда собираешься ехать в город ?
– Да вот к обеду и планировал, – ответил молодой монах.
– Так уже два часа, – с улыбкой заметил старец.
Четыре часа за разговором пролетели как одно мгновение.
– Мне надо срочно собираться, отче.
– Что, и чаю не попьёшь ? – переспросил старец.
– Нет, отче, извини, я опаздываю.
– Тогда не смею задерживать, – по-дружески ответил старец.
Молодой монах быстро собрал вещи и через минуту уже был на улице.
– Ну, до встречи, – сказал старец, обняв монаха три раза.
– До встречи, отче, и спаси Господи за наставление и научение.
…продолжение следует…
Свидетельство о публикации №222042701033