лс125 Пушкин Дон Жуан и Каменный гость

Маленькая трагедия Каменный гость – проведенческий рассказ Пушкина о своей большой семейной трагедии

Мы можете, фра, сравнить самостоятельно незалежно  модели литературного архетипа Дон Гуана (Хуана, Жуана, Джованни =  в допушкинских версиях  Тирсо да Молина, Мольера, Дапонте, Байрона ...

Основные принципиальные отличия пушкинского Дона Хуана Жуан Гуановича для меня:

1) Д.Ж. = ПОЭТ
Только у Пушкина это не богач, рыцарь, праздный блудодей и вечный соблазнитель, мастер школы науки  страсти нежной,…  а Поэт, причем такой что его знает сам король, на его стихи поет песни Лаура, а донна Анна отдается в спальне убитого мужа Дон Карлоса, не задумываясь, уже совращенная одним сладкозвучием виршей Хуана о Деяниях …

Дон Жуан Пушкина сам называет себя Импровизатором любовной песни

2) Д.Ж. = ДЕМОН
Пушкинский поэт-соблазнитель страшнее его предшественников = он Демон и Дьявол. Об этом ему говорят обе дамы –
Дона Анна = «Вы сущий демон» и
Лаура – «Повеса, дьявол»

3) Д.Ж = АТЕИСТ

4) Д.Ж. = богоборец (израэльтянин)
Пушкинский герой бросил вызов хтонической силе, которая символически представлена статей Командора и он гибнет затем не случайно и не бессмысленно: шаги и рукопожатие Статуи – символ Возмездия, неотвратимого как весь Порядок Вещей…

У Пушкина Каменный гость помечен 4 ноября 1830 

ПО окончании драмы Пушкин пишет Осиповой П.А. :
« В вопросах счастья – я атеист – я не верю в него»

В этот же день (4 ноя) через 6 лет получил свой Диплом рогоносца наш поэт…


***

Ликбез для лика души, что был задушен в задушевном порыве 

Энциклопедия литературных героев гласит: Дон Жуан ( исп. Don Juan, итал. Don Giovanni, фр. Don Juan, нем. Don Juan, англ. Don Juan) - распространенная сюжетная схема многих легенд: рыцарь склоняет к сожительству беззащитную поселянку, используя уговоры и угрозы, а потом ее бросает порченной, опозоренной и несчастной. Эта фабула отразилась в знаменитой истории о Робене и Марион, воплощенной в пьесе Адама де ла Аля «Игра о Робене и Марион» (1283-1286) https://facetia.ru/node/3150). Рыцарь Обер, домогающийся прекрасной пастушки Марион, может рассматриваться как дальний предок Д.Ж. В числе прапрадедов севильского обольстителя обычно называют Обри Бургундца (Auberi la Bourgoing), Роберта-Дьявола (Robert la Diable). Последний является лицом историческим: герцог нормандский Роберт, живший в XI в., заслужил дурную славу жестокостью на поле брани и необузданным нравом в любовных приключениях. Герой легенд, а также стихотворного романа XIII в., мистерии XIV в. и прозаической повести XV в., Роберт-Дьявол в конце жизни раскаялся и искупал собственные грехи подвигами благочестия. Мотив покаяния блудодея получит развитие в литературных версиях Д.Ж., относящихся к эпохе романтизма.

Прямым прототипом Д.Ж. повелось считать севильского дворянина дона Хуана де Тено-рио, жившего в XIV в., — лицо полулегендарное-полуисторическое. Приближенный короля Педро Жестокого (1350-1369), пользовавшийся его покровительством, этот дон Хуан своими любовными похождениями наводил ужас на всю Севилью. На поединке он убил командора дона Гонзаго, защищавшего честь дочери. Однако в скором времени исчез при загадочных обстоятельствах. Ходили слухи, что Тенорио убили монахи-францисканцы, которые затем пустили молву о небесной каре, свершившейся через мертвого командора. Был и другой прототип будущего Д.Ж. Это дон Мигель граф де Маньяра, кавалер рыцарского ордена Калатравы, родившийся в 1626 г., т.е. через несколько лет после сочинения пьесы Тирсо де Малины, и умерший в 1676-м, пережив на три года Мольера.

Источник: https://gufo.me/dict/litheroes/

Древнейшее происхождение имеет связанная с Д.Ж. легенда о каменном госте, статуе, карающей преступника или его каким-то образом изобличающей или же кивком головы дающей ответы на заданные ей вопросы. Так, например, Аристотель в «Поэтике» рассказывает историю о том, как в Аргосе статуя некоего Мития упала и раздавила виновника смерти этого самого Мития, когда тот смотрел на нее. Согласно Плутарху, статуя Юноны наклоном головы ответила на мольбу Камилла взять под покровительство богини Рим, разгромленный галлами. По рассказу того же Плутарха, со статуей Фортуны общался Гней Марций Кориолан.

Мотив статуи, наделенной чудотворной силой, получил распространение в драматургии средневековья, особенно в мираклях - у Жана Боделя в «Игре о святом Николае, затем у Тирсо, Мольера, Моцарта,  затем у П. Мериме в новелле «Beнера Илльская», у А.К.Толстого, который  пошел по пути контаминации двух сюжетов, у Ленау, Гольтейя, Визе, Брауна фон Браунталь, Фридмана, и вплоть до знаменитых «Шагов командора» А.А. Блока …

Есть целый перечень и перечень «донжуанствующих» персонажей: от Вальмона до Стивы Облонского, от Адольфа до Паратова и т.д. (см. Веселовский А. Легенда о Дон Жуане //Северный вестник. 1887, № 1)

Началом жизни литературного Дон Жуана (вариации его имени — Дон Гуан, Дон Хуан, Дон Джованни, вариации написания — Дон Жуан, Дон-Жуан) традиционно считается испанская драма монаха ордена Милосердия Габриэля Тельеса (литературный псевдоним — Тирсо да Молина) — «Севильский озорник» («Burlador», варианты русских переводов — «распутник», «обольститель») и (в иных переводах заглавия — «или») «каменный гость». В 1630 году она появилась в составе сборника «Двенадцать новых комедий Лопе да Вега Карпио и других авторов», хотя, предположительно, зрителю была знакома и раньше.
Далее пошли ряды произведений, впоследствии старательно систематизированных по национальному признаку (итальянские, немецкие, испанские, французские, русские); по времени появления (средневековые, XVIII века, ХIX-го и ХХ-го веков), по нравственной оценке «озорства» заглавного героя (осуждение, реабилитация, оправдание путем углубленной интерпретации). В этих рядах зафиксированы многие прославленные литературные и музыкальные имена:
Ж-Б. Мольер, К. Гольдони, Э.-Т. Гофман, Д.-Г. Байрон, А. Мюссе, П. Мериме, А. С. Пушкин, А. К. Толстой, Д.-А. Шоу, Э. Ростан, К. Чапек, Б. Брехт, А. Камю, К. В. Глюк, В. А. Моцарт, А. Даргомыжский, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи, Б. Финтигор-Шель, Э. Направник, Р. Штраус...

В одной из новейших работ историко-литературного характера прокомментированы или названы имена шестидесяти четырех художников, взявших в работу эту тему
(см.   https://www.booksite.ru/fulltext/suda/kov/6_02.htm Ю. В. БАБИЧЕВА.
Семейный альбом дона Жуана Тенорьо де Маранья)


***
Литература:
Ахматова А. Каменный гость
Бабанов И. Е. Апология Дон Жуана
БАБИЧЕВА Ю. В. Семейный альбом дона Жуана Тенорьо де Маранья
Багно В.Е. Дон Жуан
Бальмонт К.Д. Тип Дон Жуана в мировой литературе
Браун Е. Г. Литературная история типа Дон Жуана
Веселовский А. Легенда о Дон Жуане // Северный вестник. — 1887.
Земскова Е. Дон Жуан Марины Цветаевой . Диалог с Пушкиным
Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин _1978
Нусинов И. М. История образа Дон Жуана – 1958
Кузнецова О. Е. Онегин Пушкина и Дон Жуан Байрона -  1990_05
Рак В.Д. ЗАМЕТКИ К ТЕМЕ «ПУШКИН И БАЙРОН» 2003-04
Степанова А. Евгений Онегин Пушкина и Дон Жуан Байрона = романы в стихах
Weinstein Leo. The Metamorphoses of Don Juan


Рецензии