Домовой

Воронина Зоя.
                Домовой.
В небольшом городе рос мальчик один. Имя он носил хорошее, Артём. В семье он был вторым ребёнком. Старше его ещё брат имелся, которого звали Семён. Разница в возрасте у родных братьев была в десять лет. Когда Семён учился в десятом классе, Артём только в первый отправился. То ли возраст у братьев был большой, то ли ещё какая причина, но жили братья дружно, без ссор и скандалов, как это бывает в нормальной семье, где растут мальчишки. По характеру братья были совсем разные. Старший брат - шалопай. Всюду совал свой нос, искал приключений на свою задницу. Дрался с пацанами на улице и часто возвращался домой с распухшим носом, в разодранной рубашке, но очень довольный собой. И в школе Семён не особо блистал своими знаниями. Учился средненько, часто получая за свои знания международную отметку, трояк. Семён был подвижным мальчиком. Про таких, как он, говорят: - на одном месте дырку вертит. Потому, как он учился не ахти как, поступать по окончании школы Семён ни куда не стремился. Понимал, что с его знаниями далеко не уедешь. Родители его уговорили окончить курсы шоферов, если он ни на что иное не способен. Ведь профессия эта довольно популярна среди таких, как он, людей. И Семён согласился. А что ему ещё оставалось делать?
Артём был совсем другой. Его из дома ни куда не выгонишь. Дети его возраста бегают по улице, катаются на самокатах и велосипедах, гоняют мяч, а Артём всё дома с какой-нибудь книжкой сидит или над шахматной задачей голову ломает. Отец его научил этой игре и теперь они по вечерам играли в шахматы. А мальчишка здоровьем крепким был, но на улицу к остальным детям его не тянуло. Мальчик он был красивым. Темные волосы завиты в привлекательные колечки, с большими голубыми глазами и по своему виду больше похож на ангелочка, чем на простого ребёнка. Буквы из русского алфавита он изучил уже к трём годам. А к пяти он уже мог свободно читать детские книжки. И особо с ним ни кто не занимался. Родители вечно занятые. Вернутся с работы, надо в доме порядок навести, сготовить что-то поесть, заняться стиркой, погладить бельё. У отца семейства дел меньше, чем у его жены было. Поэтому, воспитанием детей больше он занимался. Мужчина он был сознательный, понимал, что женщине одной трудно со всем справиться. Потому и тянул семейную лямку на ровне с женой. Мужчины как-то со своими детками мало занимаются. Весь воспитательный процесс больше на женские плечи ложиться. А тут наоборот.  Родители мальчиков были люди образованные. Егор Матвеевич, глава семейства, трудился инженером на заводе металлоизделий. Его жена несла должность мастера на этом же заводе. В то время, о котом идёт речь, в этом городе существовал ещё и такой завод. Основан он был ещё в царское время. Исправно служил и при советской власти. Он выпускал изделия из чугуна, необходимые для людей этого города и всей стране. В заводе имелся литейный цех, в котором плавился чугун. А уже из жидкого чугуна наливались формы, из которых, когда они остынут, выходили чугунные плиты, колосники, дверцы для кирпичных печей. Чугунные рамы для пианино тоже отливались на этом же заводе. И ещё некоторые детали тоже из чугуна. Егор Матвеевич трудился в этом цехе инженером. А его жена в формовочном цехе трудилась мастером. Работа у них была не лёгкая. Так что, на воспитание детей им времени уделялось не много. Ведь кроме детей в семье работ невпроворот.

После школы Семён, окончив курсы шоферов, отправился в армию служить. Ему повезло, попал он в полк к артиллеристам. Всю службу он крутил баранку, возил командира полка. В армии он, даже, поправился, возмужал. Вернулся после службы, не долго гулял на свободе. На работу сразу же устроился. Там познакомился с хорошей девушкой и вскоре женился. Но жить с родителями под одной крышей не стал. Ему родители помогли приобрести дом  и они с женой стали жить счастливо в нём. А Артём продолжал учится в школе. Мальчик занимался с удовольствием, хотя уже к этому времени знал больше своих одноклассников. Школьные учебники, что остались от старшего брата, были в его распоряжении и он всё время изучал их. Больше всех ему физика по душе была. Нравилась она ему. Он мог часами сидеть с учебником физики, читая его. Если что-то не мог понять, бежал к отцу и тот ему подробно всё пояснял. Так что, школу Артём окончил без особого труда и в аттестате у него стояли отличные отметки. За время учёбы он ни раз принимал участие в конкурсах по физике или математике и всё время становился победителем. По окончании школы вопрос, куда поступать учиться дальше, у него не стоял. Он решил поступить в политехнический институт. Такой институт был в областном центре. И Артём, вместе с мамой своей, повёз документы в областной центр. Документы у него приняли. Экзамены парень сдал на отлично. И Артём был зачислен в институт.

В конце августа, перед началом учебного года, Артём, вместе с матерью, вновь отправился в областной центр. Надо было перед началом учебного года решать проблему с жильём. На этот раз Наталья Владимировна решила помочь сыну вновь, снять квартиру для жилья. Артём попытался отказаться от её помощи, но мать категорически возразила:
-И не смей мне перечить! Где ты станешь там жить?
-Там, где все студенты живут. В общежитии.
-Знаю я, какое жильё в общежитии! Один музыку слушает, другой стихи читает вслух, а третий пиво хлещет. А тебе надо учится и не отвлекаться по пустякам на разную ерунду. На квартире спокойней тебе будет. Вернёшься с института, закроешься в своей комнатке и занимайся. Ни кто мешать не станет.
-Ну, мама!
-Что, мама? Подруга у меня в этом городе проживает. И недалеко от твоего института, кстати. В данный момент она осталась одна. Мужа не так давно похоронила. От рака он у неё скончался. Единственный ребёнок отправился в армию служить, да там и остался. Это ещё было в то время, когда его отец жив был.
-Что, тоже умер?
-Да нет. Живой. Офицером решил стать. Поступил учиться в военное училище. А сейчас уже он офицер. Служит где-то в Волгограде. К матери редко совсем в гости приезжает. Вот у ней и станешь жить. Я уже обо всём с ней договорилась по телефону. Так что, мы с автовокзала сразу к ней заедем. Она сегодня выходная. Дома находится. Нас ожидает.
-Ну, сказала бы мне раньше, я бы и один мог к ней приехать.
-Не мог бы.
-Почему?
-Потому что, мне тебя ей представить требуется. Да и самой мне очень хочется с ней встретиться. Поговорить по душам, вспомнить нашу молодость.
Подруга матери оказалась женщиной довольно привлекательной. Выглядела она очень молодо, хотя с Натальей Владимировной были с одного года рождения. Возможно, сказалось то, что мать Артёма трудилась в тяжёлых условиях. Ведь формовочный цех при заводе металлоизделий не кондитерский цех. Там изготавливают формы для металла из чугуна, а не булочки для людей. Хотя и в кондитерском цехе работу лёгкой не назовёшь.
При встрече подруги долго обнимались, ахали и охали, забыв про всё на свете. Артём скромно стоял в коридоре и ждал, когда о нём вспомнит мать. Наконец, подруги вспомнили и об Артёме.
-Знакомься сын, это моя подруга молодости. Зовут её Анна Михайловна. Мы с ней родились и выросли в одном селе. Учились в одной школе. А когда школу окончили, в город подались. Поступили учиться. Только в разные заведения. Я в политтех, а она в медучилище. А это мой сын, Артём.
-Очень приятно. Но ты меня можешь звать просто тётя Нюра. Меня все в моём окружении так называют. - обратилась хозяйка к парню.
-А почему тётя Нюра? Разве Анна и Нюра одинаковые имена?
-Ну, не знаю. Возможно и одинаковые. Только меня именно так все называют, Нюра, а не Анна.
-Хорошо, договорились.
-Ну и славненько! А сейчас идём, я покажу тебе твою комнату.
Квартира у подруги матери была трёх комнатная. Дом пятиэтажный, кирпичный. Комната, которую Анна Михайловна определила Артёму, находилась сразу за кухней, перед залом и спальней.
-Вот здесь ты станешь жить. Эта комната моего сына. Он редко очень появляется у меня. Не до матери ему. Сын у меня офицер. Служит в Волгограде. Так что, можешь жить спокойно. В ближайшие пять лет он вряд ли здесь появится. В этом году мой сынок уже у меня побывал. Так что, теперь он долго не приедет.
-Спасибо!
-А сейчас мойте руки и идёмте все на кухню. Я вас кормить стану. И не говорите, что вы есть не хотите.
После обеда хозяйка быстро убрала грязную посуду со стола, перемыла её и аккуратно поставила на место.  Наталья Владимировна хотела ей помочь, но её подруга была категорически против.
-Ты ко мне в гости приехала? А в гостях посуду не моют. Плохая примета это.
-Ты что, в приметы веришь?
-Не сказать, что верю, но кое-каких придерживаюсь. Вот например, надумала я что-то сделать и поделилась с подругой. Знай, ни чего не выйдет, как ни старайся.
-Ой! Да ерунда всё это.
-Может, не спорю. Идём в зал, поболтаем. Я тебе семейный альбом покажу. Сына моего посмотришь. Мужа. Ты его, наверное, уже и не помнишь?
-Я его видела один раз, когда ты замуж выходила за него. Потом вы стали жить в области, а я отправилась в наш маленький городок. Меня туда направили после техникума. Дали мне комнату при заводе. Там я и жила. Познакомилась с мужем. Потом я замуж вышла за него. Жаль, вы ко мне не приехали на свадьбу! Но ни чего. Я понимаю, что по гостям шляться не было времени ни у тебя, ни у меня.
Подруги пошли в зал, расположились там на диване. Заглянул к ним и Артём.
-Мама, вы тут разговаривайте, а я в институт схожу. Посмотрю, в какой я группе, узнаю расписание. Ты долго в гостях будешь?
-Нет. Сегодня же поеду домой. На последнем автобусе.
-Ну, так я тебя успею проводить.
-Мы вместе на автовокзал поедем. Я тоже провожу Наташу на автобус.
Вечером мать Артёма уехала в свой небольшой городишко, оставив парня на попечении подруги. Артём был замечательный жилец. Девушек к себе не водил. Друзья тоже у него на квартире не отмечались. Жил он скромно. Вернётся с института. По дороге что-нибудь для себя поесть купит, что бы на кухне лишний раз не светиться. Хозяйка если позовёт к столу, не отказывается, идёт.
-Артём, ты что как не родной себя ведёшь? Ты смелее будь. Иначе тебя заклюют твои же сверстники. Я ведь подруга твой мамы. Мы с ней в молодости старались не расставаться. Ели вместе, спали вместе. А ты шарахаешься от всего. Мне, даже, неудобно за тебя.
-А как вы ели вместе, спали вместе, если учились в разных заведениях?
-Так мы у нашей знакомой на квартире проживали. Она считалась моей крёстной матерью. Крёстная нам выделила в небольшой спальне нам кровать двухспальную. Вот мы на ней и спали вместе. А крёстная с мужем в другой спальне. Ещё у них зал был и кухня. Но мы в зал не ходили, что бы им не мешать. А кухня в нашем распоряжении находилась. Там мы могли сами себе варить, если захотим. Но такое хотение к нам очень редко приходило. Мы питались, в основном, в столовой. А на вечер покупали батон и кефир.
-Извините меня. Свалился вам на голову.
-И ни чего ты не свалился! Я даже рада этому. Ты себе не представляешь, как тяжело жить в одиночестве. А тут всё живая душа рядом. Есть с кем поговорить немного. А иной раз так плохо на душе и излить своё горе не кому. А теперь у меня своеобразная отдушина появилась. Так что, ты уж меня прости, если что не так. Буду своими горестями и печалями с тобой делиться. Не обессудь!
-Да ладно вам, тётя Нюра!

Первый год пролетел быстро. Артём в свой родной город приезжал только на зимние каникулы. А когда сдал все экзамены за первый курс, прибыл домой, что бы провести остаток лета и отдохнуть. О своей учебе сильно не распространялся перед родителями, когда они его выспрашивали. Мать или отец спросят:
-Расскажи, сынок, как учился-то в области?
-А что рассказывать? Нормально учился.
-А как там тётя Нюра поживает? - это уже мать интересуется. Отец-то её знает только со слов жены.
-Как все. Нормально.
Вот и весь его ответ. Возьмёт книгу в руку, закроется у себя в комнате и сидит. Мать сокрушается:
-Как же ты жить дальше станешь? Ни друзей у тебя нет, ни подруг. Ты вон посмотри на своего брата. У него уже и жена есть, и дети, и дом свой имеется. Живут, не тужат. А ты!?
-Мама, ну что ты хочешь? Что бы я тоже семью завёл и детьми обвешался?
-Я хочу, что бы ты нормальным парнем был, как все.
-А я что, не нормальный? Ты хочешь, что бы я начал пить, курить и девок в дом водить? Так что ли?
-Ну, не совсем так. Но приблизительно.
-Господи! Отстаньте вы от меня уже! Нормальный я мужик! Нормальный. Что вам ещё нужно, не пойму? Спиртное не употребляю, не курю, дома всё время нахожусь. И опять не угодил! Семёна пилили за то, что он курить начал рано и, иногда навеселе приходил. Это понятно, вы не хотели, что бы он не скатился по наклонной. А со мною что не так?
-Ты не обижайся, сынок, на своих родителей, но нам хочется, что бы у тебе друзья были, что бы ты нормально жил, а не проводил время зря.
-Друзья у меня имеются. Только я их домой не приглашаю.
-Ладно, сын, ты уж нас прости. Ведь родители плохого для своего ребёнка не пожелают.
 И родители больше к парню не приставали.

В конце августа Артём вновь отправился в областной центр на учёбу. И снова полетели однообразные дни учёбы. В институт Артём ходил пешком. Ехать на автобусе две остановки можно было, но он вместо утренней зарядки шёл быстрым шагом. Надо же немного и ноги размять!
 На второй курс в группу, в которой Артём учился, поступила новенькая девушка. Звали её Светлана. Она перевелась с другого института в этот. Была девушка светловолосая, яркая и довольно красивая. Парни этого института сразу обратили внимания на столь привлекательную девушку. А она положила глаз на Артёма. Его одного она только и замечала. Место себе выбирала в аудитории за спиной Артёма. Что бы он всегда на её глазах находился. Смотрела ему прямо в затылок. Подруга, с которой Светлана подружилась с первых дней учебы, поинтересовалась как-то:
-Что ты на него всё смотришь? У нас в группе вон их сколько. И все отличные парни. А ты вперилась в этого. Он же не рыба, не мясо! Ни с кем дружбу не водит. После занятий сразу же на квартиру спешит.
-Что ты понимаешь в этом? Возможно, я о таком парне только и мечтаю. Ты приглядись к нему только. Он ведь красавчик! К тому же, из него может получится замечательный муж. Нет, я его не упущу. Мой будет!
Артём хоть и сидел на расстоянии от девчат, но то, что про него они сплетничают, он прекрасно слышал. От слов новенькой девушки он вспыхнул маковым цветом. Ему хотелось повернуться и посмотреть в глаза этой дерзкой девице. Он не хотел быть чьей-то вещью и не собирался обременять себя узами брака.
А Светлана от слов своих перешла к действию. На перемене между парами она старалась, как бы невольно, попасть ему на глаза, заговорить с ним. Но Артём держался стойко. Её вопросы старался пропускать и не реагировать на них ни как. Парни с их группы удивлялись такому отношению к девушке.
-Артём, ты что ведёшь себя, как евнух? Разве тебе не понятно, что с тобой хочет дружить самая красивая девушка в нашей группе? Другой бы за честь принял её ухаживание. А ты теряешься! Вот глупый.
-Нужна она мне. - пробормочет парень и удалится в сторону.
Наконец, девушка не выдержала, решила идти на пролом. На очередной перемене она подошла к нему.
-Артём, скажи честно, я тебе нравлюсь?
-Честно?
-Да.
-Обижаться не станешь?
-Нет.
-Ты не в моём вкусе! Может, ты и красивая, но не для меня. Потому, зря стараешься, я твоим не стану ни когда!
-Куда ты денешься? Всё равно ты для меня создан. - и девушка запела:
                Ни куда не денешься, влюбишься и женишься.
                Всё равно ты станешь мой!
-Посмотрим.
Артём старался избегать наглой девицы. А её страсть к этому дикому парню разгоралась всё больше и больше. Дошло до того, что на перемене, во время перехода в другую аудиторию, Светлана не выдержала, прижала его на лестнице и хотела сорвать у него невинный поцелуй. Артём вырвался из объятий девушки и убежал. Ему было ужасно стыдно. Ведь это случилось на глазах многих студентов. А, возможно, и кто-то из преподавателей видел эту ужасную сцену! Ему было не по себе. Стыд сжигал его изнутри. На занятие он больше не пришёл.
Напрасно Светлана его ждала. Она понять не могла, что так напугался Артём? А, возможно, он заболел? В голове её теснились разные мысли по поводу Артёма. Девушка не могла больше жить в неведении. Она раздобыла его адрес, по которому он проживал тут, в этом городе. После занятий Светлана прихватила свою подругу и отправилась к Артёму. Дом, в котором парень снимал квартиру, девушки нашли быстро. Поднялись на третий этаж. Там нужная им квартира находилась. Позвонили. Но им двери ни кто не открыл. Только из соседней квартиры выглянула соседка.
-Девушки, вы кого-то ищите? - поинтересовалась женщина.
-Да. Нам нужен наш сокурсник. Он в этой квартире должен жить.
-А как зовут вашего сокурсника?
-Артём.
-Так его здесь нет. Он уехал в свой город.
-А в какой?
-Не знаю. Нюра мне этого не говорила. Так что, извиняйте.
-А хозяйка данной квартиры где? Не знаете?
-Так где же ей быть-то? На работе она.
-Ну, спасибо вам большое!
Подруги попрощались и ушли. А выйдя на улицу, Ольга, подруга Светланы, сказала:
-И что ты добилась своим натиском? Если ты хотела заполучить данного парня, надо было осторожно с ним. Ты же знала, какой он дикий! А ты решила взять его нахрапом. Это не сработало, как видишь. С такими парнями надо действовать иначе. А теперь ты его потеряла навсегда! И вряд ли он появится у нас в институте.

И Ольга была права. Артём больше в данном учреждении не появился. В тот злополучный день парень вернулся с занятий рано. Хозяйка квартиры находилась ещё дома. Ей в этот день во вторую смену идти надо было.
-Артём? - удивилась она. - Что случилось? Почему ты не на занятиях? Ты не заболел, случайно?
-Нет. Я здоров.
-Каникулы начались? Так ещё рано. Новый год ещё не встретили.
-Нет. Я из института ушёл. И сейчас поеду домой, к себе.
-А причина какая? Не успевал?
-Не в этом причина. Я понял, это не для меня.
-Ну, дело хозяйское. А учёбу зря бросил. Но, тебе виднее. Матери привет передавай.
-Хорошо, передам.
Артём собрал свои вещи, отдал ключ от квартиры, попрощался с хозяйкой и ушёл, оставив её в недоумении. Она не могла понять, что заставило его бросить институт? Вроде, парень не глупый. Учиться должен хорошо. А вот что-то пошло не так.
Артём появился в своём доме в то время, когда родители уже вернулись с работы и сели ужинать. Мать первой услышала, как входная дверь отворилась и кто-то вошёл в дом. Она подумала на то, что Семён в гости зашёл. Собака-то совсем не лаяла. Значит, свой. Иногда так бывало, Семён после рабочей смены домой не спешил, заскакивал к родителям. Возможно, и на этот раз так произошло. И мать кинулась в прихожую. Каково же было её удивление, когда она увидела в прихожей младшего сына с вещами, а не старшего.
-Артём? Что случилось? Тебя отчислили? Не может быть!
Услышав слова жены, вышел Егор Матвеевич и уставился на сына.
-Мама, папа, не волнуйтесь. Всё нормально.
-Как же не волноваться-то? Тебя отчислили. И за что?
-Ни кто меня не отчислял. Я сам ушёл.
-Но почему?!
-Есть довольно веская причина. Но вам её я не могу сказать. Позже всё объясню.
-Боже мой! Тебя ведь в армию заберут! - встревожилась мать.
-Ну и что же. Послужу в армии, а там видно станет, что дальше делать.
Наталья Владимировна знала, что спорить с сыном бесполезно. Он всё равно сделает всё по-своему. Характер у него такой. А отец более догадлив был. Когда Наталья Владимировна скрылась в кухне, он легонько толкнул сына в бок:
-Признайся, из-за женщины учёбу бросил? - И подмигнул.
Артём вслух ни чего не ответил, только кивнул головой и покраснел.
-Не смущайся. Они такие, женщины эти. Твоя мать тоже штучка ещё та была! Я в своё время как пьяный ходил. Ни чего не соображал, пока в семейных сетях не очнулся.
-Вот-вот. А я не захотел. Потому и ушёл.
-Ладно, не горюй! Всё нормально будет. Идём на кухню.
Мать Артёма сильно расстроилась из-за необдуманного поступка сына. Но потом успокоилась.
-Не захотел, дурья его голова, высшее образование получить, пусть так живёт. Я его за ручку водить не стану по жизни. Вон какой бугай вымахал. Сам должен был понять, что к чему! - высказалась женщина, а отец ни как на это не прореагировал.

А Артём на утро отправился в военкомат. Там, как обычно, в это время набирали молодых ребят на ускоренные курсы шоферов, что бы успеть до весеннего призыва.
-Что тебя привело к нам? - поинтересовался военком.
-Хочу в армию пойти шофёром.
-Интересно, интересно. Первый раз допризывник сам, без всякого приглашения, явился к нам и заявил, что хочет в армии служить. Обычно мы повесткой приглашаем молодых парней. Значит, шофёром стать хочешь?
-Хочу.
-А фамилия твоя как?
Артём назвал свою фамилию. Военком запросил его личное дело. А когда его принесли и военком ознакомился с ним, поинтересовался:
-Что институт бросил? Не по зубам оказался?
-Просто, не захотел там учится.
-Ну, да. Конечно. Так я тебе и поверил. Не захотел за столом в чистой рубашке сидеть, крути баранку. Мне-то что? Иди, учись на шофёра.
И Артём стал ходить на курсы шоферов от военкомата. К весне он не только окончил эти курсы, но и успел поработать немного до призыва в армию. Парень он был крепкий и совсем не глупый. В технике разбирался отлично. И служить его отправили в морфлот. Так что, крутить баранку в армии ему не пришлось. Попал он на подводную лодку. Первое время к нему всё присматривались, а когда поняли, на что способен парень, прикрепили к старшему механику. Артём был очень любопытный и знания впитывал в себя, как губка. Вскоре он разбирался в технике корабля не хуже тех, кто служил тут давно. Однако, сослуживцы заметили одну особенность у парня. Он ни когда не выходил на берег. Даже в те дни, когда получал увольнительную. Другие матросики ждут с большим нетерпением, когда выйдут из этой консервной банки на свободу. Нагладят брюки, начистят обувь. А с корабля выходят так, как в песни поётся:
                Моряк вразвалочку сошёл на берег.
                Как будто он открыл пятьсот Америк.
Друзья его спрашивали:
-Артём, почему ты ни когда не ходишь в увольнения?
-Мне и здесь хорошо. - отвечал парень.
-Вот чудак! - удивлялись сослуживцы. - В порту и дышится иначе, а воздух свободы просто пьянит! А девочки там какие! Загляденье! Многое теряешь!
Артём нёс службу исправно и отслужил на подводной лодке все три года. Друзья у него имелись и много, а вот подруг он не заводил. Ведь в увольнение он так и не ходил. Все три года нёс службу на корабле и ни раз не выходил на берег. Так просто, погулять, как его сослуживцы, отдохнуть.

Вернулся он домой в самом начале лета. Как раз воскресный день был. Родители находились в огороде в это время. Они знали, что их мальчик скоро появится дома. Только им не известно было точное время. Рано утром отец съездил на рынок и купил там картошку. Он всё время именно туда за картошкой ездил. Старался покупать у частников из деревни. Как ему казалось, что там картошка намного вкусней, чем та, которая в городе выращена частником. Да и Наталья Владимировна целиком с ним согласна в этом была. Там земля жирней и урожай потому лучше. Да и сам воздух сельский чище. На урожай и он тоже влияет.
Мать наварила вкусностей разных. На тот случай, если сын появится в это воскресение, то будет чем угостить его. Потому, как Артём прислал письмо, в котором сообщал родителям, когда он дома будет. Вот они и готовились к его приезду. Подкупили продуктов, приготовили шикарный обед. А когда со всеми делами управились, вышли в огород. Посевная закончилась. Осталось только под помидоры землю вскопать. Ну, естественно, посадить их. Родители жили в небольшом городе, где частных домов было гораздо больше, чем казённых. У них имелся небольшой свой домик, который состоял из четырёх комнат. А при этом доме имелся маленький огородик, в котором родители выращивали все овощи, необходимые для семьи. На картошку в этом огороде места оставалось совсем мало. Но они садили её каждую весну. И ни чего, что выращенной картошки хватало только до Нового года. А там её можно было на базаре купить. Что родители и делали всегда. Овощи со своего огорода, выращенные своими руками с такой любовью, имели большое подспорье в семье. И их хватало, кроме картошки, до нового урожая.
И в это воскресение появился Артём. Он вошёл как-то тихо во двор. Дозор, их верный пёс, увидел молодого и такого нарядного молодого хозяина, стал весело скатать подле него и повизгивать от радости. Он его не забыл.
-Дозор, верный мой пёс! Признал, собака! - Артём стал трепать пса, обнимать его.
Наталья Владимировна первая обратила внимание на то, что что-то происходит в их ограде. Она отложила лопату и бросилась во двор.
-Артём, мальчик мой! Какой ты красивый у меня! - кинулась мать к сыну, стала его обнимать и целовать. А тут и отец появился.
-Дай-ка я на тебя погляжу! Какой ты стал! Настоящий моряк!
-Идём в дом. Голодный с дороги, наверное? Кормить тебя буду.
-Мама! Я ведь не маленький уже! Руки-то помыть можно?
-Конечно, сынок. Не только руки, но и самого тебя в баньке помоем вечером. Отец после обеда её растопит. К вечеру она готова будет.
А когда сели за стол, Егор Матвеевич, по такому случаю, достал из холодильника бутылочку и поставил на стол.
-Выпьем по рюмочке? Как думаешь, сын? Поди, на службе пить научился?
-И ни чего я не научился. У нас там железная дисциплина была. Служба ответственная, не до глупостей.
-А расскажи-ка мне, сын, как там служил.
-Как все. Нормально. А что у вас здесь новенького?
-О! у нас всё изменилось. Ушёл служить при советской власти, а домой вернулся при капитализме, если так этот строй назвать можно. А вообще-то, не поймёшь что у нас твориться. Совхозы и колхозы развалились. В городе предприятия друг за другом исчезают. Нет теперь у нас многих заводов и фабрик. Помнишь, какой у нас был мясокомбинат? Колбасу разную выпускал, тушёнку, всевозможные мясные изделия. Всё исчезло! И сам комбинат закрылся. А маслозавод?
-Что? Тоже исчез?
-Тоже. Остались только хлебозавод, спирт завод и виноводочный завод. И то, думаю, долго не продержатся.
-Мясокомбинат жалко. Такое большое было предприятие! Даже возвели несколько многоэтажек для рабочих этого комбината и вдруг его не стало. А в чём причина, не знаешь?
-Вот чудак человек! Причина тут одна, скотинку-то извели. Нет больше колхозов и совхозов. Они-то были основные поставщики продукции на комбинат. Частники сдавали тоже туда свою скотинку, но это капля в море. А колхозы и совхозы машинами возили скот на мясокомбинат. То же самое и с маслозаводом. Исчезли коровы, а с ними и молоко.
-А люди, которые там трудились, как же? Где они работают?
-Где могут. Некоторые, что сообразительней были и шустрей, открыли своё дело. Кто-то занялся ремонтом автомобилей, кто-то починкой домов, кто-то стал ездить за шмотками за границу и торговать ими у нас тут.
-С этими-то понятно. А спирт завод и вин завод, думаю, устоят.
-Вряд ли. В спирт завод пшеницу и картошку поставляют. Пока выращивают эту продукцию, он живёт. А перестанут её поставлять на завод и всё. А такой завод был большой! Таких всего семь заводов на весь Союз и было-то.
-Ну что поделаешь? Новый строй, всё по новому.
-А ты, папа, как? А мама?
-А что нам сделается? Мать на пенсию вышла. Теперь она домохозяйка. А я, как завод стал разваливаться, перешёл работать в мужскую колонию, так и работаю там до сих пор. Колонии-то не распались. Преступники, как при Советской власти имелись, так и при новой ни куда они не делись. А в нашем городе их хватает. Даже для малолетних преступников есть.
-Понятно. А Сёмка как?
-Семён теперь у нас в колонии трудится. А ты чем займёшься?
-Ещё не знаю. Отдохну немного, осмотрюсь, а там видно станет.
-А, может, в институте восстановишься? Ведь ты же у меня не глупый мальчик. - робко спросила мать.
-Нет. Туда я не ходок. Не моё это дело.
-А какое твоё дело, скажи-ка мне честно?
-Ещё не знаю. Но, есть у меня такая задумка, ремонтом машин займусь, прямо на дому. И на работу спешить ни куда не надо будет и на кусок хлеба себе заработаю.
-А почему ремонтом машин?
-Нравится мне с железяками возиться.
-Странное у тебя желание. Неужели тебе по вкусу ходить вечно в мазуте и пахнуть бензином? Ведь согласись, куда приятней ходить на работу в чистенькой рубашке, в костюмчике? Или я не права?
-Каждому своё. О вкусах не спорят.
Наталья Владимировна от такого решения сына в восторге не была. Она знала, что её мальчик на большее способен был. В своих мыслях женщина представляла своего сыночка в чистенькой рубашке, при галстуке и костюме. А тут... сын механик. Ей с такой мыслью свыкнуться будет сложно. Но убеждать и спорит с ним бесполезно. Она это прекрасно понимала. Он твердолобый и упрямый. Что задумает, обязательно сделает. И ни какие тут доводы не помогут.

Вечером пришёл в гости Семён со своей семьёй. У него имелась жена и не плохая, двое детей. Оба мальчики. Ребятишки, как только вошли в дом к бабушке с дедушкой, сходу принялись наводить свои порядки. У них тут и игрушки имелись. В большой коробке, под кроватью, которая стояла в первой спальне. А Семён увидел Артёма, обрадовался:
-Брат! Вернулся наконец! А мы уж заждались тебя. - и братья обнялись. - Ну, теперь жить можно! Что дальше делать станешь? Учится пойдёшь или работать?
-Ещё не знаю. Вот переведу дух, от службы отойду, а там видно станет.
-А то давай к нам в колонию.
-Нет уж. Туда я всегда успею.
-Расскажи-ка мне, как в морфлоте служить?
-Везде хорошо служится, где нас нет.
-Это точно!
Братья прошли в зал и полилась у них беседа про службу, в основном. К ним присоединился и их отец. Он вспомнил свои юные годы, вспомнил своих товарищей. Как они учились в институте и жили в общежитии. Как весело и хорошо у них было.
-Нет, что не говорите мне, а годы учёбы у меня в институте были самые лучшие. Зря ты Артём не желаешь возвращаться в институт!
-Я там уже был и ни чего хорошего не нашёл. Возможно, я не прав, но это так.
-Ну, это надолго у них. - заметила Наталья Владимировна. - А мы с тобой сейчас ужин приготовим и мужиков к столу пригласим.
Весь остаток дня и до позднего вечера только и было разговоров про службу. Не останови их жена Семёна, Мария, так бы и проболтали до самого утра.
-Хватит вам! Домой давно пора. Дети уже спят на ходу и завтра с утра на работу надо.
-Понял, Машенька! Всё, кончаем. Артём, мы ещё с тобой увидимся!
-Конечно увидитесь, в одном городе живёте ведь. - заметила Мария.
Дети собрали игрушки в коробку, задвинули её на своё место и семья Семёна отправилась домой.

Артёму не терпелось заняться своим делом. Но что бы осуществить свой план, нужно было подготовить и оборудовать место для этого. Необходим был хотя бы один, но вместительный гараж. У Артёма была мысль о своём собственном гараже ещё до службы в армии. Он, даже, начал собирать материал для стройки гаража. Хотел построить гараж и приобрести легковую машину себе. Но задумку эту ему не удалось осуществить раньше. Призвали на службу. А теперь, когда он вернулся домой, кто ему помешает выполнить задуманное? И он не стал откладывать в долгий ящик, принялся за строительство гаража буквально на второй день. И место выбрал подходящее. Усадьба их находилась в хорошем месте, одной стороной выходила в проулок. Вот там и решил Артём ставить свой гараж. Вход в него будет с улицы, а одна сторона выйдет в проулок. Правда, при этом надо было забрать часть ограды. Но это ни чего. Это будет, даже, в некотором роде, лучше. Собачью будку можно поставить за гараж. От калитки к дому останется небольшая тропинка. И это тоже ни чего. Родители согласия своё дали на строительство. Самое главное, огород останется таким, как был. Вопрос этот был согласован с родителями. И, пока они не передумали, Артём приступил к делу. Гараж, вроде, не сложное строение, но сил и времени отняло много. Молодой человек решил гараж строить прочный, из шлака-бетона. На покупку бетона отец выделил ему денег. А шлака скопилось столько, что не только на гараж его хватит, но и ещё останется. Отец видел, как его младший сын надрывается один на стройке гаража и после работы помогал ему, старался облегчить труд сыну. Всякими правдами и не правдами, но на строительство гаража ушло больше месяца. Зато гараж получился что надо, а самое главное, прочный. Артём поставил железную дверь там, покрасил её краской-серебрянкой. Получилось и не броско, и красиво. В самом гараже он тоже навёл порядок. Установил верстак, а над ним сделал полки через всю заднюю стенку. В углу поставил старинный  шкаф с двумя створками, который ещё верой и правдой служил родителям долгое время. А когда всё было готово, парень остался очень доволен собой. Весь инструмент под рукой. Что ещё надо?
Целый следующий день он отдыхал, наслаждаясь свободой. Вечером, когда отец вернулся с работы и все сели ужинать за стол, Егор Матвеевич сказал:
Ну, сын, всё идёт по плану. Ты, как я вижу, доволен. Теперь можно и ремонтом заняться. Одного тебе ещё не хватает.
-Чего, папа?
-Жениться тебе следует!
-За чем? Мне и так замечательно.
-Сын! Что ты такое несёшь? Ты не монах какой-то? Бог создал человека, что бы он не один жил, был счастлив со своей женой, родил детей и воспитывал их. Так найди себе пару!
-Я знаю это, но только детей у меня не будет. А жена мне не к чему. И какая дура за меня пойдёт, если узнает, что я бесплодный? Зачем мне лишние проблемы? Мне и с вами прекрасно живётся.
-Артём!
-А что Артём? Я вам мешаю?
-Что ты, что ты!? Да разве такое можешь говорить? Мы с отцом желаем тебе самого хорошего! Живи, как считаешь нужным.
А почему у тебя детей не будет? - поинтересовалась мать.
-Такой вывод медицинская комиссия сделала. Большую дозу радиации я принял.
-А, может, они ошибаются, комиссия эта?
-Может и ошибаются. Но рисковать не стану.
И родители больше приставать к нему не стали с этим вопросом. Не хочет жениться, пусть бобылём живёт, так решили они. Но в душе, всё же, надеялись, что сын передумает и поступит благоразумно.
 Артём свою половинку искать не стал, а занялся трудовыми делами. Первое время у него посетителей было мало. Потому, как не знали ещё, что под боком у них существует мастерская, в которой трудится мастер-виртуоз, который может исправить любую поломку за считанные минуты и берёт за свой труд не так уж дорого. А спустя некоторое время от желающих не было отбоя. Заглянул к нему в гараж и его старший брат, Семён.
-Посмотри мою машину. Что-то у ней с карбюратором твориться, не могу понять, что именно. - возможно, с карбюратором у него всё в порядке было. Просто, Семёна попросили родители, что бы тот поговорил с братом по душам. А с чего начать этот трудный разговор, он не знал. Вот и придумал этот предлог.
-Хорошо. Сейчас посмотрю.
-Тёма, ты что оброс как домовой? Бороду отрастил. Ещё бы тебе рубашку- косоворотку и поясом её перевязать, ну, чистый домовой! Ни куда не ходишь. Девчата тебя не волнуют. Почему? Ведь ты парень, что надо. Побрей бороду, приведи себя в порядок. Не станешь ведь ты так всю жизнь жить!? Родители ведь не вечные. Рано или поздно, их не станет. А с кем ты останешься жить тогда? Подумай.
-Спасибо за совет. Но со своей жизнью я разберусь как нибудь сам.
-Конечно разберёшься. Я в этом не сомневаюсь. Только как бы поздно не было. Часики-то тикают. Не заметишь, как всё пройдёт и ты останешься один. Тогда вспомнишь мои слова. А почему ты с женщинами не знакомишься, избегаешь их?
-Понимаешь, брат, я их до смерти боюсь.
-Я так и думал. А что их бояться-то? Женщины тоже люди. Есть среди них и добрые, как наша мама, например.
-Наша мама? Не смеши меня! Да она одним взглядом убить может наповал! Не зря папа возле неё на цыпочках ходит. Она его крепко в руках держит.
-Ладно про нашу маму. У меня есть на примете женщина одна. Разведёнка. Правда, у неё есть ребёнок маленький ещё. Женщина добрая, хорошенькая. Давай, я тебя с ней познакомлю!?
-Нет, не надо.
-Почему?
-А что же тогда от такой хорошей женщины муж ушёл?
-Он в аварию попал и кукушка у него сдвинулась. Стал творить, не понятно что. Его мать и забрали к себе. Побоялась, что он может натворить всё, что угодно. Невменяемый он стал. А в дурдом не захотели его сдавать. Может, он ещё восстановится и станет прежнем.
-Ну тогда тем более не надо меня ни с кем знакомить. Восстановится, вспомнит о том, что есть жена и ребёнок, захочет к ним вернуться. А тут, на тебе! Нет, я в такие дела не ввязываюсь.
-Ну, как хочешь.

Прошло несколько лет. Наступил двадцать первый век. Артём так и не женился. Он продолжал трудиться индивидуально, так и занимался ремонтом легковых машин. Жил без бедно. На жизнь ему вполне хватало тех денег, которые он зарабатывал. Мало того, он приобрёл себе иномарку серебристого цвета.
 Всё казалось бы хорошо. Но пришла беда, откуда не ждали. Внезапно заболел Егор Матвеевич. Он уже дожил до пенсионного возраста, но ещё работал на своём производстве. Обеспечивал семью, как говорится. В последнее время он стал чувствовать какую-то тяжесть во всём теле. Начнёт выполнять какую-нибудь работу, быстро устаёт, да так, что пот выступает. Но мужчина значения этому не придавал. Крепился, как мог и к врачам не спешил. Его жена, Наталья Владимировна, сразу же обратила внимание на это и встревожилась. Утром как-то она заявила:
-Егор, что с тобой? Ты не заболел? Что-то ты у меня какой-то квёлый.
-Ну, что ты Наташенька! Видно, старость незаметно прокралась.
-Какая старость? Ты ещё у меня ни чего! Сходил бы ты, милок, в больницу. Да и с работы тебе надо уходить. Отдыхать пора. Сколько можно трудиться на производстве? Пора и молодым место освобождать!
-Обещаю, в ближайшие дни я схожу к доктору.
-Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. Разве тебе это не известно? Иди в больницу прямо сегодня! Если хочешь, я с тобой схожу? Так мне спокойней будет.
-Что я маленький? Дорогу в поликлинику помню.
-Хорошо, иди сам. Но что бы это было точно!
Вечером, когда Егор Матвеевич вернулся с работы, жена поинтересовалась:
-У врача был? - хотя эта женщина прекрасно знала своего мужа. А что бы лишний раз удостовериться в этом, она позвонила в регистратуру и узнала, что её муж ни к какому врачу не ходил.
-Честно сказать или соврать?
-Говори, как есть!
-Сегодня не был. Но, обещаю, завтра схожу. Честно!
-Егор? Что ты только творишь? Ведь это не шутки! Тут на кону твоё здоровье стоит. А ты тянешь!
-Не переживай! Схожу обязательно.
-А я и не переживаю. Завтра, хочешь ты или нет, пойдём к врачу вместе.
Егор Матвеевич понял, что ему не отвертеться. Жена была настроена решительно и утром они уже были в поликлинике. Врач выписал ему кучу направлений на обследование. Некоторые из них он прошёл в тот же день. Остальные пришлось отложить на потом.
Вечером, когда хозяйка приготовила ужин и накрыла стол, она всех пригласила на кухню. Пришёл один Артём.
-А где твой отец?
-Не знаю. Наверное, отдыхает. Пойду и посмотрю.
-Поторопи его там! Взял моду, засыпать перед ужином. - проворчала Наталья Владимировна.
Артём пошёл за отцом. Вскоре он вернулся один, испуганный и весь бледный.
-Мама, а отец, кажется, умер.
-Что ты несёшь? Как умер? - и женщина бросилась в зал. Там, обычно, отдыхал её муж после работы в последнее время. Она застала его сидящим в кресле. Вид у него был усталый, глаза прикрыты, а его руки лежали на коленях. Наталья Владимировна осторожно потрогала его руку. Она была чуть-чуть тёплой.
-Егор! Проснись!
Но муж ни как не реагировал. Словно, он и в самом деле умер.
-Звони немедленно в скорую! - закричала женщина.
Машина скорой помощи приехала быстро. Врач осмотрел больного и вынес приговор:
-Ему уже врач не нужен.
-Как не нужен? Почему? А кто тогда?
-Разве вы не поняли, что он уже не живой? Вызывайте полицию.
-А полиция тут при чём?
-Так положено. А вдруг, вы его задушили или отравили? Да мало ли что ещё могло случиться.
Артём и полицию вызвал. Скорая уехала. Не успела отъехать скорая помощь, как прибыла полиция. Они тщательно всё осмотрели, сняли со всех показания, вызвали труповозку и тогда только уехали.
От такой новости все были просто в шоке. Ни кто не ожидал, что так внезапно скончается человек. Ведь на своё здоровье он сильно-то и не жаловался. Бывала слабость какая-то, иногда, в области сердца по колит. Таблетку выпьешь, немного полежишь и всё пройдёт. А тут, на тебе! Был человек, а через минуту его уже нет. Наталья Владимировна так расстроилась, что потеряла покой и сон. Она бродила по комнатам и всё приговаривала, как неприкаянная:
-Это я во всём виноватая. Почему я не могла отправить его раньше в больницу? Неужели я не видела, что с ним творится что-то не так? И как теперь я смогу без него существовать?
Артём, как мог, уговаривал её:
-В чём, скажи, вина твоя? Ты же читала свидетельство о смерти, там ясно сказано, что у него оторвался тромб, который привлёк к смерти. Не казни себя!
Но Наталья Владимировна не унималась. На могилу к своему любимому она ходила часто. Часами там пропадала. Возвращалась домой и сразу же ложилась в кровать. Она потеряла аппетит. Да что там аппетит! Интереса к жизни у неё не стало ни какого! Женщина медленно увядала. Артём прекрасно видел это, но ни чем помочь матери своей он не мог, как ни старался. Да что он мог предпринять, если человек жить не хочет? Беседы, убеждения ни какие не помогали, как ни старался сын убедить мать в том, что тут её вины нет, всё безрезультатно. В результате, на сороковой день, после смерти мужа, она вернулась с кладбища, переоделась во всё чистое, что приготовила себе на смерть, легла на кровать прямо по верх покрывала и больше не встала. Ушла в след своего мужа.

Артём был потрясён всем случившимся. Он не легко перенёс такую трагедию. По ночам ему снились кошмары и он просыпался в холодном поту. Долго потом он не мог заснуть. Ему всё казалось, что кто-то ходит по дому, кто-то тяжко вздыхает. Встанет, проверит всё. Входные двери закрыты. В доме, кроме него, ни кого нет. Только в работе мужчина забывался. Он перестал следить за собой. Оброс весь волосами и стал действительно похож на домового. Глядя на него, трудно было определить его возраст. От переживаний таких в волосах на голове и в бороде появился седой волос.
Целый год Артём ходил, как во сне. И только после того, как Семён сказал ему:
-Артём, ты собираешься следом за родителями уйти в мир иной? Ты только посмотри на себя. На кого ты похож? Ведь ты моложе меня на десять лет, а выглядишь старше. Совсем в старика превратился. Если раньше только я тебя называл домовым, то сейчас все в округе зовут так. Ты же ещё молодой! К чему так опускаться? Сейчас же побрей свою свою шикарную бороду, надень нормальную рубашку и ходи, как человек, а не броди, как домовой! - Артём немного ожил. Но сначала не поверил брату, взглянул украдкой в зеркало, а оттуда на него и в самом деле, смотрит старик. Он ужаснулся и принялся наводить порядок в доме, приводить в нормальное состояние свой внешний вид. Но при этом, пока Семён от него не ушёл, попросил у него помощи.
-Брат, ты можешь меня подстричь?
-Ну я же не парикмахер!
-Это не имеет значения. Как сможешь, так и оболвань меня. Лишь бы было аккуратно.
Прошло немного времени и Артём принял, наконец, надлежавший вид. Даже Семён заметил:
-Вот это другое дело! Теперь ты на человека стал походить. Взгляни в зеркало. Чем не жених! Теперь бы не мешало тебе найти спутницу жизни, что бы не быть одному. Ведь одному плохо. Поговорить и то не с кем. Вон на твоей улице сколько одиноких женщин. Неужели тебе ни одна из них не нравится?
-Мне и одному не плохо жить.
-Ну, точно, ты домовой, хоть и принял человеческий образ! С телевизором ещё разговоры не ведёшь?
Артём спорить с братом не стал, но и жениться он тоже не собирался. Так и живёт этот мужчина до сих пор один, как перст. А прозвище, которое ему дал брат, так и осталось за ним. Домовой. Соседи и знакомые его имя уже забыли. Зовут все его только по прозвищу.


Рецензии