Чрезвычайный эскулап

Чрезвычайный эскулап*

Назар Шохин

Мне исполнилось двенадцать лет.

Вчера мой день рождения отпраздновали в присутствии сельского старосты, друзей и сослуживцев отца, близких и далеких родственников. На меня надели шитые золотом моей матушкой Ситорабону тюрбан и халат.

Мои ровесники думают о выгодном браке, богатстве и славе. Да, их учеба сулит им в будущем положение при дворе и достойную плату золотом. Но отец говорит, что «даже дождь золотой пыли не может быть наивысшим благом; раб Божий должен научиться жить, отказавшись от роскоши; и вообще любой совершеннолетний должен освоить не менее сорока ремесел – от философа до врача».

А вот кем мне надо стать сначала – философом или врачом? Думаю, сначала лучше стать все-таки философом, а еще правильнее – предварительно постичь логику. Сейчас логика дается мне лучше всего.

А вот ремесло целителя мне, как считают друзья и сослуживцы отца, пока не очень близко. Есть колдуны, знахари, гадатели, а есть настоящие целители, лучшие из которых служат при падишахе, а наиболее талантливые врачеватели бьются не только над лечением, но и над продлением жизни рабов Божьих.

Я уже начал читать в высочайшей библиотеке самого Букрата** и самого Джолинуса***. Пересказов книг этих мудрецов оказалось очень много, но почти все переводы – скучные, и мне еще долго, наверное, придется доходить до всего своим умом.

Джолинус превзошел Букрата, был мудрее его, он первым стал говорить об источнике и причинах болезней. Но и Джолинус покинул сей мир, потому что оправдывал наказания и убийства. А вообще по книгам Джолинуса и Букрата лечить уже не стоит – нынешнее врачевание ушло далеко вперед.

Лучшие врачи халифата намного осторожнее греков и римлян, они давно превзошли их и считают, что главным в лечении является все-таки внушение, далее следует лекарство и уж в самую последнюю очередь – нож.

Работать над книгами по врачеванию в высочайшем книгохранилище – одно удовольствие, здесь много пухлых, рукописных справочников на пергаменте, здесь же готовят лекарства и снадобья. Можно посидеть рядом в устланной коврами маленькой служебной комнате отца или в дворике, побродить по узким улочкам дворца в крепости.

Здесь разрешают, когда падишах в отъезде, поиграть на воздухе с детьми других вельмож. Правда, иногда приходится терпеть забияк, громко хохочущихи грызущих орехи.

Диву даешься красоте здешних рабынь...

…Сельский дом отца – огромный, с большим садом и цветниками. Здесь растут красные балхские розы, привезенные отцом еще до моего рождения. Он ухаживает за всем этим с помощью слуг сам, только вот не знаю, постигну ли и я ремесло садовода? Родитель мой превзошел в разведении зелени многих: саженцы, привезенные им из далеких мест, каким-то образом не гибнут и благополучно приживаются на засоленной почве.

Здесь, в селе, – родина моей матушки, здесь родился и я. Только тут самый лучший каймак – густые пенки кипяченного на медленном огне молока. В далекой от столицы глуши у меня много преданных друзей. Здесь меня ждут. Не любят меня только местные лекарь и знахарь – я знаю больше них, они часто проигрывают мне в споре. В моем родном селе люди много читают, они читают книги даже вечерами при свете факелов, под гудение ветра, постоянно дующего в этих местах.

Столица наша совсем разрослась. Домов вокруг дворца падишаха стало намного больше. Правда, остается много неухоженных мест. А ведь ужасную чуму порождают ужасные запахи – миазмы. Вот почему нужно, чтобы лекарей было намного больше, чем есть сейчас.

Хусейн

*Посвящается Международному дню врачей, который отмечают 20 июня, и выдающемуся целителю Авиценне.
**Гиппократ.
***Гален.

Чрезвычайный эскулап // Современные записки. - 2022. - №3. - С. 145-146.               

Репродукция: Борис Серебрянский. "Молодой Авиценна у продавца книг" ("Юный Ибн Сина на книжном рынке Бухары"). 1958. Государственный музей истории и культуры Коканда.


Рецензии