Как Ира с Репой подружилась
В одном огороде росли разные Овощи. На ровных хорошо ухоженных грядках занимали своё место сладкая Морковка, застенчивые Кабачки и Огурцы, добродушная Свёкла, капризные Помидоры, скромный Лук и многие другие. На отдельных делянках рос Картофель и кудрявая Капуста, которая широко разложила по земле свои зелёные листья.
Хозяйкой огорода была невысокая худощавая старушка, которая души не чаяла в своих питомцах и лелеяла их, как детей.
Каждое утро с рассветом она выходила на крыльцо и шла к грядкам. Где поливала, где подвязывала, где просто беседовала с кем-нибудь, ободряя или ругая его за ссору с соседями.
- Живите, детки, дружно! – каждый раз, заканчивая свои дела и уходя в дом, говорила она. – Все вы нужны и важны, все в пищу идёте, себе на добрую славу, людям и зверям на доброе здоровье!
После её слов растения начинали расти ещё лучше, становясь больше и вкуснее. Каждый из огородной братии хотел быть слаще, сочнее и полезнее других.
Ухаживать за огородом хозяйке помогали несколько человек. Приходила женщина-соседка, помогала поливать, полоть сорняки и подвязывать вьющиеся растения. Приходили внуки, три мальчика и две девочки. Правда, младшей из них было всего пять лет, и многого сделать она не могла, но помочь бабушке очень хотела. Брала маленькую леечку, и очень серьёзно, подражая старшим, поливала грядки, приговаривая:
- Расти-расти, горошек, кудрявый да сладкий! Расти-расти, редиска, большая да крепкая!
Стараясь быть полезной, она по просьбе бабушки старательно разыскивала под листьями маленькие созревшие огурчики, неумело перерезая большими садовыми ножницами крепкие стебли. Рвала укроп и петрушку. Собирала созревшие стручки фасоли и зелёного горошка. Все Овощи её очень любили и старались помочь, как могли.
Например, все жители огорода долго вспоминали один случай, когда маленькая Оля по ошибке вместо огурца срезала большой, почти с неё ростом кабачок цуккини, и старательно тащила его по дорожке к дому, спотыкаясь и падая чуть ли не на каждом шагу.
Овощи про себя посмеивались, но старались помочь ей, как могли. То Тыква подставит свой круглый бок, когда в очередной раз Оленька споткнётся, то Виноград поддержит своими усиками кабачок, чтобы не выскользнул из детских ручонок. Таким образом, девочка с победой дотащила свою добычу до дома и удостоилась многих похвал от бабушки.
Братья Миша, Толя и Павлик помогали бабушке неохотно, но дело своё делали спокойно и добросовестно. Привозили и раскидывали торф и навоз, копали грядки, таскали воду, помогали собирать урожай. Они появлялись на огороде один-два раза в неделю. Немногословные, спокойные, очень похожие друг на друга, братья выполняли поручения бабушки и убегали по своим делам.
А вот их сестра Ира очень не любила работу на земле, и не скрывала этого.
- Бабушка, ну зачем тебе такой большой огород? – частенько голорила она. – Вот в магазинах и на рынке столько всего продаётся! Давай будем лучше всё покупать.
- Так ведь люблю я это дело, милая! – ласково отвечала внучке бабушка. – Посмотри, сколько мне уже лет, и тут болит, и там. А я с утречка в огород выйду, утренней росой умоюсь, с землёй-матушкой да с её детьми – растениями пообщаюсь – и всю боль как рукой снимет! Ещё и сил прибавится.
- Ну хорошо, - неохотно соглашалась Ира, - я понимаю, что овощи полезны и нужны. Но зачем ты, например, сажаешь репу? Горькая, невкусная! То ли дело картошка... И чипсы из неё сделать можно, и картофель-фри, да и пирожки очень вкусные получаются. А на что твоя репа годится?
А Репа, которая слышала все людские разговоры, горько плакала от обиды.
- И чем я ей не угодила?! Маленькая глупая девочка... Она, небось, и не догадывается, что пока эта «госпожа» Картошка в своей Америке индейцев питала, меня и на Руси, и в Европе почитали главной кормилицей. Я была царицей полей и огородов! Ещё древние римляне печёную репу ели да нахваливали!
Соседки Репы успокаивали её:
- И правда, глупая девчонка. Не расстраивайся, а то все витамины со слезами пропадут! Будет и на твоей улице праздник. Главное, что тебя наша хозяйка ценит, а на девчонку не обращай внимания.
Репа с трудом успокоилась, и решила, что обращать внимание на маленькую невежественную девочку не стоит. И стала жить, как раньше.
Прошёл год, и снова наступило лето. Огород дал отличный урожай, овощи уродились одни лучше других. Крупные, сочные, зрелые, они своими яркими красками делали грядки похожими на клумбы с экзотическими цветами.
Но вот однажды в дом к бабушке пришла Ира, которая была чем-то сильно расстроена.
- Что случилось, внученька? – всплестнула руками старушка. – На тебе лица нет! Заболела, али дома какие-то неприятности?
- Нет, бабушка, дома всё хорошо. – пряча покрасневшие глаза, сказала девочка.
- Ну что ж, раз хорошо, садись, чайку попьём. Успокоишься и всё мне расскажешь.
Что за беда приключилась, что за горе? Одна голова – хорошо, а две – лучше – улыбнулась старушка.
Через полчаса они сидели за столом и пили ароматный чай с мёдом и вареньем. Румяные пирожки горкой лежали на большом расписном блюде. Уютно тикали часы в потемневшем от времени деревянном корпусе. Старушка молчала, прихлёбывая чай из белой чашки с синими разводами.
Ира, глядела в окно, а потом вздохнула и сказала:
- Знаешь, бабушка, унас в школе каждую осень проходит праздник урожая...
- Знаю, милая, не раз бывала.
- Да, а с этого года ещё прибавится кулинарный конкурс, в котором смогут принять участие все девочки и мальчики с тринадцати лет.
- Так-так, говори, милая...
- Нужно будет приготовить блюдо из овощей. Главный приз, говорят, очень хороший будет... Да и не в призе дело, я тоже принять участие хочу.
- Так в чем же дело? Ты же нож в руках держать умеешь, мама твоя говорила, что вы часто вместе готовите.
- Да, но по слухам тема конкурса будет очень сложная, особенная. Нестандартная, вот! А я умею только простые блюда готовить. Картошку пожарить с грибами, суп-лапшу сварить там... Да и то не всегда получается вкусно. Поэтому шансов выиграть или хотя бы пройти дальше первого тура у меня нет. – Девочка опустила голову и тяжело вздохнула.
- Так время ещё есть, подучись, потренируйся. Глядишь, и получится что-то.
- Так в том-то и дело, что некому меня поучить. Мама и сама только простые блюда готовит. Вкусно, конечно, но для конкурса этого мало. Да и некогда ей сейчас со мной возиться. Они с папой в отпуск уеэжают с Олей. Ей врачи лечение морем прописали, зимой болела много.
- Но у тебя есть подружки в классе, и не одна. Может, вместе с ними готовиться будешь?
Серые Ирины глаза блеснули обидой и растерянностью.
- Нет, они мне не помощницы, как оказалось, а соперницы теперь. Сами победить хотят. У Лены мама повар, она сама её учить будет. Кристина на кулинарные курсы записалась, будет до сентября в большом городе жить и учиться! А для Тамары родители наняли профессионального повара, чтобы он у них жил и учил. А мне и помочь некому!
- Так-так, - задумчиво протянула старушка. – говоришь, они сами победить хотят? И ты им уже не подружка, а соперница? Что ж, пусть будет так... Ну, а ты-то сама чего хочешь? Готовить научиться, в конкурсе победить? А трудностей не боишься? Ведь тебе придётся все свои взгляды пересмотреть, лень перебороть.
С продуктами подружиться.
- Это как «с продуктами подружиться?!» - растерялась Ира.
- А вот завтра и узнаешь, как это! – решительно сказала старушка. – А теперь спать ложись. Утро вечера мудренее.
На следующий день рано-рано утром бабушка Вера разбудила девочку и повела в огород – учить уму-разуму.
- Ничего-ничего, что спать хочется. Вот сейчас утренней росой умоемся – и сон как рукой снимет. Она, роса, живительная – глазки прочищает, зоркости придаёт, кожу белит-увлажняет, хворь снимает, бодрость телесную придаёт.
Ира, умывшись холодной душистой росой, действительно приободрилась и пошла за бабушкой. А та начала учить внучку слушать землю и понимать растения.
- Подружись с землёй-матушкой и с её детьми – и будешь всю жизнь жить в гармонии с собой и другими. Слушай их, научись понимать – и они тебе друзьями верными будут!
- Это морковка и репа мне друзьями будут? – удивлялась девочка. – А без этого нельзя научиться готовить?
- Можно, конечно, и многие люди так живут, - бабушка Вера вздохнула, - но если научиться жить со всеми в гармонии, то и учиться много не придётся. Нож научиться правильно держать, плиту включать, рецепты сложные запомнить, а остальное продуктам предоставить – и никакие знаменитые повара тебя ничему новому не научат. Они, живые дети земли, и помогут, и подскажут, и беду отведут.
- Бабуля, а ты случайно не ведьма? – Ира и сама не поняла, как осмелилась такое спросить. – Ой, я не то хотела сказать...
- Не ведьма я, внучка, дара у меня такого нет. Но в нашем роду были знахарки, они многое умели. Потом тебе как-нибудь расскажу историю давнюю, презанятную.
Так и шли дни за днями. Утром – огород, днём – готовка, а вечером бабушка рассказывала внучке всё, что знала о растениях.
Ира слушала, открыв рот. Она даже и не задумывалась, о том, каким образом в России появлялись те или другие продукты. А бабушка, казалось, знала всё.
Девочка смеялась, когда узнала, что её любимая картошка, оказывается, ещё каких-то триста лет назад была диковинным десертом, который подавали в самых богатых и аристократических домах Европы. И как крестьяне вместо корнеплодов ели его ядовитые ягоды, отчего, конечно, умирали. А потом поднимали бунты, не желая чтобы «дьявольские плоды» росли на их полях. И что помидоры считались ядовитыми, выращивались исключительно как декоративное растение, и ими пытались отравить какого-то американского президента.
Ира также узнала, что такая привычная всем свёкла на самом деле появилась на Руси только в десятом-одиннадцатом веке. Морковь, правда, раньше, но и она имела свою весьма примечательную историю.
- А что же ели до этого? – спросила бабушку внучка.
- Репу, горох, капусту, редьку, огурцы. – перечислила старушка. – Из гороха даже кисель варили. И овсяный кисель тоже был. А ты думаешь, откуда взялось выражение «при царе Горохе»?
Через неделю Ира попросила бабушку рассказать ей историю про её родственниц – знахарок.
- Что, интересно стало, егоза? – ласково сказала старушка. – что ж, история в вправду презанятная. Ну, слушай.
« В далёком глухом лесу, на большой поляне росли в дружном соседстве цветы: кокетливая Ромашка, скромный Клевер, стройный Цикорий, весёлый Ландыш, неразлучные Иван да Марья и многие другие.
А на краю поляны, под деревьями росла Крапива. Другие Цветы не очень-то любезно относились к своей жгучей соседке. Недолюбливали они Крапиву....»
Когда бабушка закончила рассказ, Ира, не проронившая ни слова, тихонько спросила:
- А эта Вера, она кем нам приходится?
- Она моя прапрапрабабушка. В её честь меня Верой назвали.
- А дар, он в нашем роду у кого-нибудь ещё был?
-Да, милая, у моей прабабки.
- И он может ещё передаваться?
-Может. – сухо сказала бабушка и отослала Иру спать.
Прошло больше месяца. Ира за это время полностью изменила своё отношение к Репе и другим Овощам. Подружилась с ними и даже начала понимать, что хотят в данный момент те или другие растения. Прислушиваясь к ним и к своим ощущениям, поливала или прикрывала от солнца, поднимала упавшие листья, подвязывала или подкармливала.
Да и совместное с бабушкой приготовление еды ей всё больше и больше нравилось.
- Да что же ты так яростно капусту рубишь, словно перед тобой кровный враг?! – говорила старушка, качая головой. – Ты держи нож ласково, но крепко, играй им, как музыкант смычком. Смотри на продукт, как художник на палитру, создавай из них картину. Призови на помощь фантазию.
Девочка смотрела на разложенные на столе овощи и представляла, как она творит картину-салат. Зелёный лук и укроп, бело-красная редиска, жёлтый перец и оранжевые помидоры легко смешивались в большой миске, создавая прекрасную картину, которая украшалась белой сметаной и чёрным перцем.
Жёлтая репа и красная морковь становились нарядными чипсами, которые посыпались оранжевой паприкой, а белая сладкая редька прекрасно смотрелась с зелёными огурцами и янтарным маслом.
- Ну вот! – удовлетворённо сказала бабушка Вера. – Теперь тебе только практика нужна, и все призы твои будут. А вот тебе от меня подарок к школе.
С этими словами она вытащила из-под стола большой пакет и вручила внучке.
Внутри оказалась книга в пёстрой обложке и альбом для рисования.
- «Для записи кулинарных рецептов». - прочитала Ира и открыла книгу. – Ой, бабушка, да здесь уже что-то записано!
- Это тебе несколько старых фамильных рецептов, - пояснила старушка, - немного от меня, от моей бабушки. Ну, а остальное место для твоих собственных экспериментов.
- Спасибо, бабуля, всё это мне пригодится! – девочка с блестящими от восторга глазами листала страницы, читая названия блюд. – «Калья», «Сочиво», «Смоква», «Взвар», «Крупеник», «Квас на берёзовом соке», «Свекольная икра», «Грибная икра», «Овощное рагу по-старинному», «Свинина по–купечески».
Расцеловав на прощанье старушку и сунув подарки в пакет, девочка побежала домой – попробовать рецепты и порадовать своими успехами родителей и братьев.
Прошло три недели. Давно начались занятия в школе. В классе у Иры появились новые ученики, два мальчика и девочка.
Девочки в классе то и дело упоминали о конкурсе, и гадали, кто из них победит. Ко всеобщему удивлению, один из новеньких, Олег, красивый смуглый паренёк с темными вьющимися волосами, оказался любителем готовить и решил принять участие в предстоящем соревновании. Некоторые мальчики тоже были не прочь попробовать свои силы, но они были не так смелы, как новый ученик и не записались.
Праздник осени был назначен на конец сентября. Кроме кулинарного, планировались и другие конкурсы и выставки: изготовление панно и цветочных композиций, вырезание из овощей различных фигурок, выставка-продажа украшений из природных материалов, выставка самых больших или причудливых овощей и фруктов, конкурс на лучший рассказ или сказку про осень и многое другое.
Украшенная к празднику школа напоминали яркий южный базар или огромную корзину с дарами природы – столько в неё принесли плодов, цветов и фруктов.
В холле работала благотворительная ярмарка. В актовом зале малыши смотрели постановку сказки «Чиполлино», поставленный школьным драмкружком. В одном из классов читали стихи, сказки и рассказы всем, кто хотел послушать. Коридоры были увешаны рисунками и различными панно, выполненными из природных материалов. Под каждым был номер и любой желающий мог проголосовать за понравившуюся работу. Для этого в углу стоял столик с большой коробкой и лежали листки бумаги и ручка. Дежурившие старшеклассники следили за порядком и рассказывали всем, из чего сделана та или иная работа.
В столовой работал буфет. Несколько мам и бабушек пекли пироги с грибами, картошкой, капустой, морковью и тыквой. Предлагались также блинчики с яблоками, тыквенные и морковные оладьи и картофельные драники. Тут же несколько мужчин выжимали соки, которыми предлагалось запивать эту вкуснятину. Для желающих был ещё клюквенный и черносмородинновый морсы.
В углу стоял огромный самовар. Здесь можно было попробовать разные травяные и фруктовые чайные сборы. Здесь распоряжалась учительница биологии, а бабушка Вера ей помогала, рассказывая, чем полезен тот или другой чай.
Несколько столиков было занято приехавшим из города барменом, который давал мастер-класс по приготовлению безалкогольных коктейлей. Там толпилось человек тридцать, в основном девочки из старших классов. Они держали в руках блокноты и записные книжки, стараясь не пропустить ни слова и провожали внимательными взглядами каждый бокал.
На столах уже стояли уже штук пятнадцать стаканов и бокалов с разноцветными жидкостями, который мог попробовать любой желающий. Невысокая вазочка с соломинками была уже наполовину пуста.
Ира попробовала клюквенный пунш и коктейль «Лисий хвост», купила порцию пирога с капустой и грибами, и, перекусив, отправилась дальше. Посмотрела представление фокусника, побывала на выставке украшений. Не удержалась и купила в подарок бабушке небольшую брошку на пальто из ярко-красных ягод рябины и желудей на оригинальной фетровой основе в виде дубовых листьев.
Полюбовалась на композиции из сухих цветов на стенах и рискнула попробовать свои силы в составлении овощных букетов.
В кабинете биологии на партах уже были расставлены готовые букеты, девочка насчитала двадцать три. Было много народа, дети и родители внимательно рассматривали выставку. Кое-где перед вазами уже лежали разноцветные квадратики – знак того, что этот букет понравился и его хотят приобрести. Через два часа должен был состоятся аукцион, сборы от которого пойдут на устройство новогодней праздничной поездки для ребят-сирот.
В лаборантской несколько человек стояли возле парт с кучей различных веток, трав, цветов и овощей, выбирая то, что понравилось и составляли из них композиции. Ира нерешительно подошла к свободному столу.
- Ой, привет, Ира! Тоже решила поучаствовать? Давай-давай, попробуй. – дежурившая на выставке старшеклассница-соседка Катя ободряюще кивнула девочке головой.
Девочка протянула руку к вазе, полной спелых пшеничных колосьев, и сразу почувствовала, как те одобрительно зашелестели и сами легли к ней в руку.
- Правильно-правильно! – раздался еле слышный голосок. – Хорошее начало. А теперь добавь вон ту ветку черноплодной рябины.
Почувствовав поддержку, девочка решительно вытащила из коробки большую ветку с красно-зелёными листьями и чёрными блестящими ягодами. Затем провела рукой над столом и выбрала несколько небольших початков спелой кукурузы, дополнила их тёмно-зелёными стручками горького перца и маленькими кочанчиками брюссельской капусты, воткнув их на острые деревянные палочки. Полюбовавшись на результат и почувствовав дружескую поддержку, решительным движением обернула букет бледно-жёлтой бумагой и завязала такого же цвета лентой.
Выйдя из лаборантской, она протянула готовый букет Кате.
- Как оригинально! – громко воскликнула какая-то женщина, с восторгом глядя, как девочки ставят его в свободную вазу.
- Я хочу это приобрести! – в унисон воскликнули сразу несколько человек и возле
стола сразу образовалась небольшая толпа.
- Молодец! – Катя обняла зардевшуюся от удовольствия соседку. – Ой, уже час, тебе пора бежать на конкурс. Удачи! Жалко, что я на дежурстве, с удовольствием пришла бы за тебя поболеть. Но я точно знаю, что у тебя всё будет хорошо.
Ира порывисто обняла девушку и быстро взбежала на второй этаж. Там уже толпились зрители и участники, были расставлены столы для готовки и столы для продуктов и разной кухонной утвари, учительница домоводства проверяла газовые плиты и холодильники, раскладывала на столах ручки и листы бумаги.
Жюри из трёх человек уже сидело за большим столом возле окна. Место посередине занимал высокий седой мужчина с длинными, как у запорожца, усами, одетый в форменную поварскую куртку. Слева от него сидела хозяйка лучшего ресторана в городе, а справа заняла своё место учительница Лилия Анатольевна.
Ведущим на конкурсе был известный в городе аниматор Сергей. Он держал в руках микрофон, пробуя звук и одновременно приглашая участников занять свои места за столами. Четырнадцать девочек и восемь мальчиков напряжённо ожидали первого конкурса. Ира быстро присела на свободное место и взяла ручку.
Её подружки-соперницы Лена, Тамара и Кристина издали покивали ей с важным видом, и, как по команде, снисходительно улыбнулись.
Ещё в начале учебного года, узнав, что Ира училась готовить у бабушки, они дружно решили, что она им не конкурентка.
- Бабушка? – с непередаваемым скептицизмом в голосе переспросила Кристина – И чему может научить твоя бабушка? Варенье варить да огурцы солить?
- Пироги печь? – подхватила Тамара. – Это только на конкурсе пекарей пригодиться может. Для серьёзного соревнования не подойдёт.
- Я помню, как бабушка Вера нас пирогами угощала. Вкусные были. И варенье необычное у неё. – задумчиво сказала Лена. – Ну что ж, поживём - увидим.
- Итак, мы начинаем наше кулинарное состязание! – говорил тем временем Сергей. – И наш первый конкурс – теоретический!
- Как «теоретический»? – растерянно пронеслось по залу.
Троица Ириных подруг-соперниц заметно растерялась, но быстро взяла себя в руки.
- А теперь мы попросим многоуважаемого председателя жюри, повара одного из самых знаменитых ресторанов столицы огласить тему нашего конкурса! Прошу, маэстро!
- Тема конкурса: «Старорусская кухня». - седой повар был немногословен.
Паника в глазах большей половины присутствующих была ответом на эти слова, причём как у конкурсантов, так и у зрителей.
- Позвольте, но ведь это очень сложная тема для детей. – растерянно заметила Лидия Петровна, мама Лены. – Неужели нельзя было выбрать другую?
- Ваша дочь, уважаемая, сама записалась в участники, её никто не заставлял, - веско сказала учительница, - но ещё не поздно отказаться.
Лена растерянно взглянула на мать и, нахмурясь, решительно мотнула головой и крепче сжала ручку.
- Мама, не волнуйся, я буду участвовать!
Ира послала ей ободряющую улыбку. Ей хотелось поддержать подругу, которая решила пройти конкурс до конца, несмотря ни на что, но уже ведущий отрыл конверт с вопросами, и она собралась с мыслями.
- Итак, первый вопрос: «Как называется горячий напиток, который пили на Руси вместо чая, до того как он стал привычным?»
Облегчённо вздохнув, она написала на своём листке с номером «Восемь» ответ: «Сбитень».
Дальше вопросы следовали один за другим, так что расслабляться было некогда: «Что такое калья?», «Как в древности на Руси называли пряники?», «Как сейчас называется блюдо сочиво?», «Овсяный кисель с молоком - это реальное блюдо или выражение из сказки?» И, наконец, последний вопрос звучал так: «Расставьте эти овощи в порядке их появления в русской кухне.» Список выглядел так: «Картофель, баклажаны, томаты, морковь, свёкла.»
Раздались дружные вздохи участников. Тамара закусила губу, стараясь не расплакаться. Лена была угрюма и сосредоточенна. Кристина что-то яростно черкала на своём листке. Среди других участников также были те, кто отреагировал на такой вопрос слезами.
Сама же Ира была абсолютно спокойна и мысленно ещё раз поблагодарила бабушку Веру за знания. Уроки по истории русской кухни не прошли даром, и Ира быстро написала на своём листке:«Морковь, свёкла, баклажаны, картофель, томаты».
Листки собрали и ведущий объявил перерыв на десять минут для подведения итогов. В следущий тур должны были пройти те, кто ответил правильно больше, чем на половину вопросов.
После объявления результатов выяснилось, что двенадцать участников продолжат соревнование, в их числе была и Ира. А вот Кристина ответила правильно только на три вопроса и покинула конкурс. Девочка расплакалась, её родители заволновались, но возражать не стали.
Ира расстроилась. Ей хотелось подойти, обнять подругу и сказать, что это не беда, что она поможет Кристине лучше подготовиться и она на следующем празднике урожая обязательно ответит на любые вопросы. Но та взглянула на девочку с презрением и заняла место в зрительном зале.
На следующем этапе участники должны были с завязанными глазами по ощущениям и запаху определись, какую зелень они держат в руках. Здесь были укроп, петрушка, зелёный лук, салат, пекинская капуста, щавель и многое другое.
Это было достаточно легко, не смог выполнить задание только один мальчик из седьмого класса. Но он ничуть не не расстроился.
Наконец, пришло время третьего, самого последнего конкурса. Председатель жюри встал, и, обращаясь к участникам, сказал:
- Ну что же, добры молодцы и красны девицы, вот вам задание: приготовить винегрет. Но не современный его вариант, а по-старорусски, так, как готовили его наши предки лет двести назад. Подумайте, какие овощи и прочие ингредиенты использовать. Не идите проторенным путём, отнеситесь к этому продуманно, с фантазией и огоньком! У вас на это целый час. Дерзайте!
Юные повара сразу поспешили к столу с продуктами. Возникла небольшая толчея. Ира, задумавшись, какой рецепт лучше использовать, слегка замешкалась. В результате, когда она подошла к столу, то увидела, что ни картофеля, ни квашенной капусты, ни солёных и маринованных огурцов не осталось.
- Не расстраивайся, девонька. – вдруг услышала она чей-то тоненький голосок.
Девочка недоумённо посмотрела по сторонам. Рядом никого не было.
- Да это я, Капуста! - голосок стал насмешливым. – Мы решили тебе помочь. Твои завистливые подружки не оставили тебе несколько нужных ингредиентов.
- Ну, картошку я и не собиралась использовать. - мысленно ответила Ира, забирая со стола солёные грибы, свёклу и морковь.
- Вот и умница! – вмешался другой голос. – Возьми свари фасоль и репу вместо картошки – будет ничуть не хуже.
- Так времени не хватит сварить их!
- Да ты за нас не беспокойся. – раздались сразу два голоса. – Фасоль поставь вариться, репу запекаться, а дальше уже наше дело.
- Спасибо! – девочка воспользовалась советами Овощей и сделала то, что они сказали, а потом задумалась, чем же заменить квашенную капусту.
- Тоже мне задача, - послышался первый голосок, - мелко пошинкуй меня, залей солёным кипятком, добавь сахара и уксуса, а лучше лимонного сока – и дело в шляпе!
Девочка кивнула головой и решительно взялась за дело. Сосредоточившись на задании, она даже не заметила, как два повара, наблюдавшие за ходом состязания, переглянулись и направились к её столу. Встав поодаль, они с интересом наблюдали за уверенными действиями Иры. В их глазах блестел огонёк профессионального любопытства пополам с предвкушением и весельем.
Тем временем Ира мелко нашинковала лук и уже собиралась высыпать его в миску, как её остановил звонкий голосок:
- Ира, не сыпь меня сырым в блюдо, лучше поджарь на постном маслице. Так будет намного вкуснее.
Машинально кивнув, девочка взялась за сковородку.
И вот уже в миске оказались свежезамаринованная капуста, морковь, печёная репа, свёкла и фасоль, которая сварилась удивительно быстро. Нарезанные солёные грибы и остывший жареный лук завершили блюдо. Ира перемешала все овощи, попробовала на соль, чуть подумав, плеснула ещё немного пахучего постного масла и удовлетворённо кивнула самой себе.
- Готово! – сказала она громко, и шёпотом добавила. – Спасибо, друзья.
Посмотрела в зрительный зал, нашла взглядом бабушку и маму с папой, получила в ответ их ободряющие улыбки и совсем успокоилась.
- Осталось пять минут! – громко объявил ведущий и добавил, обращаясь к зрителям. – Жюри будет пробовать блюда конкурсантов, не зная их имён и номеров, ориентируясь только на вкус. Прошу наших юных кулинарных гениев сделать три небольшие порции!
Быстро справившись с сервировкой, Ира отдала поднос помощнице ведущего.
Члены жюри направились в другую комнату на дегустацию, следом за ними понесли подносы с готовыми блюдами.
- Перерыв на пятнадцать минут! Участников просим не расходиться!
Девочка с удовольствием села на стул и потянулась к кувшину с водой. Выпив два стакана, она стала ждать результатов. Остальные девочки и мальчики тоже присели и расслабились, наслаждаясь паузой. Только две подружки, Лена и Кристина, всё не могли успокоиться, что-то бурно обсуждали между собой, недружелюбно поглядывая в сторону Иры.
Ровно через пятнадцать минут члены жюри вернулись и огласили результаты
дегустации. С большим удивлением Ира услышала, что она и ещё одна девочка из девятого класса набрали наибольшее количество баллов и имеют равные шансы на победу.
- Особенно нас впечатлило блюдо конкурсантки под номером восемь. – негромко сказал седой шеф-повар и все взгляды устремились на побледневшую от волнения Иру. – Скажите, что заставило вас, юная леди, добавить в винегрет жареный лук?
- Я подумала, что вкус от этого станет мягче и более сочным. – робко произнесла девочка.
- А почему вы взяли вместо картофеля фасоль и репу? – спросила хозяйка ресторана.
- Так ведь в старорусской кухне не было картошки. Самым главными корнеплодами были репа и редька, а ещё брюква. Значит, и выбор был правильный.
Громкие аплодисменты были ответом на её слова. С большим удивлением Ира увидела, что за неё, оказывается, болели все одноклассники во главе с классным руководителем.
- Итак, наша юная конкурсантка ещё раз подтвердила свои поистине феноменальные для своего возраста знания! – провозгласил ведущий. – Однако, у нас дилемма: у обеих финалисток одинаковое количество баллов, а победитель должен быть один. Поэтому...
Зрители и участники затаили дыхание, ожидая продолжения.
- Жюри решило проверить, как хорошо наши финалистки знают... сказки про еду!
Повисло полное молчание, прерывавшееся недоумёнными репликами детей и родителей. Ведущий продолжил:
- Сейчас эти две барышни по очереди будут называть сказки, в которых есть названия блюда или продукта.
Ира и Олеся молча смотрели друг на друга, растерянно хлопая глазами. Такого никто из них не ожидал.
- Вы можете отказаться, - вкрадчиво сказал Сергей, - но тогда вам будет засчитано техническое поражение.
- Ну уж нет! – неожиданно рассмеялась Олеся. – Соревнование так соревнование.
Я готова.
- Я тоже!
- Вот и хорошо. – Сергей с азартом потёр ладони. – Приступаем. Номер восьмой, ваш ход!
- Репка! – громко сказала Ира.
- Колобок! – незамедлительно парировала Олеся.
-Каша из топора.
- Горшочек каши.
- Соломинка, уголёк и боб.
- О птичке, мышке и жареной колбаске.
- Звериное молоко.
Зрители, которых стало намного больше, чем перед началом необычного соревнования, затаив дыхание, следили за девочками. Учительница литературы, прибежавшая на помощь жюри, классные руководители обеих школьниц, даже младшеклассники шёпотом повторяли про себя названия сказок. Десятка два человек снимали происходящее на камеру, некоторые лихорадочно искали в своих телефонах ответы, но катастрофически не успевали это сделать.
Между тем девочки вошли во вкус состязания:
- Пятеро из одного стручка!
- Суп из колбасной палочки!
- Девочка, наступившая на хлеб!
- Нет такой сказки! – воскликнул Сергей, сам заразившийся азартом участниц.
- Есть! – возразила Антонина Витальевна, классный руководитель Олеси.
- Есть, у Андерсена. – подтвердила учительница литературы.
- Засчитано! – веско высказался председатель жюри.
- Принцесса на горошине.
- Джек и бобовый стебель.
- Земляника под снегом! – Ира вспомнила мультфильм, недавно увиденный по телевизору.
- Ядовитая хурма, корейская сказка! – тут же парировала Олеся.
- Принцесса из Апельсина!
- Это откуда такая сказка?! – громко удивилась одна из мам.
- Из Италии! – хором ответили Ира и учительница литературы.
- Засчитано!
- Горошинка! – торжествующе сказала Олеся и взглянула на Иру. – Испанская сказка.
- Проиграла! Проиграла! – хором закричали Лена, Кристина и Тамара, глядя на задумавшуюся одноклассницу.
- Начинаю обратный отсчёт! – громко объявил ведущий, взглянув на членов жюри. Те согласно кивнули.
- Десять, девять... – начал Сергей, махая рукой.
- Восемь, семь... – подхватил зал.
Когда они дошли до пяти, Ира неожиданно вспомнила книгу итальянских сказок, которую читала прошлой зимой. Там было много интересных и необычных историй, но одна из них поразила воображение девочки. Она решительно подняла руку и сказала:
- Похлёбка из камней!
Воцарилась мёртвая тишина, а потом половина зритей, не сговариваясь друг с другом, сказала:
- Нет такой сказки! Выдумываешь!
- Есть, - не сдавалась Ира, - в нашей школьной библиотеке. Я прошлой зимой брала, «Итальянские сказки» называется. В ней есть такая сказка!
Сергей взглянул на членов жюри, те посовещались и вынесли решение проверить слова конкурсантки. Директор школы в сопровождении обеих классных руководительниц вышла из зала и спустилась на первый этаж в библиотеку.
Прошло несколько минут, никто не расходился, поскольку всем было интересно, кто из девочек будет победительницей. Кое-где уже заключались пари, даже взрослые вполголоса спорили, кто прав.
Наконец, в дверях появилась директор с пёстрой книгой в руках.
- Это та книга, Ирочка? – спросила она.
- Да, Валентина Викторовна, та самая.
Подойдя к членам жюри, Валентина Викторовна открыла оглавление и стала его просматривать, вполголоса называя названия сказок:
- Так, «Принц-краб», «Дар северного ветра», «Кола Рыба», «Три сказки попугая»,
«Что важнее». Какие интересные сказки... Самой надо будет почитать! Так, что дальше? «Легенда о сокровищах Кьяпаццы», «Злая судьба», «Новая юбка». О, вот и она! «Похлёбка из камней!»
Она показала нужную строчку ведущему и членам жюри. Те по очереди вслух прочитали название и седой шеф-повар объявил:
- Засчитано! Поздравляю!
Что тут началось! Шум поднялся такой, что, казалось, вот-вот обвалится потолок.
- Браво!
-Молодец, Ирка!
- Поздравляем с победой!
- Ура, наш класс победил!
Учительница литературы обняла обеих девочек и громко объявила:
- Пятёрки с плюсом обеим за четвертное сочинение! Заслужили!
- Вот это эрудиция...- чесал в затылке Сергей. – Самому сказки почитать надо. Правильно народная мудрость гласит: «Учиться всегда пригодится».
- Ты не обиделась? – потихоньку спросила Ира у Олеси.
- Да ты что такое говоришь... Это была честная победа! – ответила та, обнимая победительницу. – А рецептом своего винегрета поделишься?
- Конечно! И с тобой, и с другими...
- Мне дай! И мне! И мне! – раздались голоса.
Прошло не меньше получаса, прежде чем все успокоились. Ире торжественно вручили призы и подарки: книгу, написанную именитым поваром с его собственными рецептами и дарственной надписью, профессиональный именной нож, фирменную поварскую куртку с надписью «Победитель», роликовые коньки и, наконец, приглашение в школу профессиональных поваров в Москву после окончания школы.
- Буду ждать тебя, девочка Ира! Бесплатное место за тобой. – сказал на прощание седой шеф, обнимая девочку.
Счастливая, растерянная, с полными руками призов и гудящей от впечатлений головой возвращалась девочка со своей семьёй домой.
Как только они зашли в дом, мама и бабушка начали накрывать на стол, торопясь отпраздновать это знаменательное событие. Стали подходить соседи и одноклассники. Они приносили небольшие сувениры и подарки, так что скоро стол в прихожей был завален свертками, коробками и пакетами.
Чаепитие с бабушкиными пирогами и вареньем на меду затянулось надолго. Пришла классная руководительница Ольга Евгеньевна с поздравлениями и новостью, что овощной букет, составленный Ирой, был признан победителем и продан за очень высокую цену.
Она вручила девочке почетную грамоту как победительнице в этом конкурсе и получила от бабушки Веры в подарок рецепт пирога с калиной и яблоками.
Когда все, наконец, разошлись, Ира подошла к бабушке и крепко её обняла.
- Спасибо тебе, бабуля, за науку. Я теперь тебя понимаю, твою любовь к земле, ко всяким овощам-фруктам. Я хочу посвятить свою жизнь кулинарии, хочу, чтобы простую деревенскую кухню ценили наравне с французской или итальянской.
- Что ж, внученька, значит, не зря я жизнь прожила, мои знания-умения не пропадут даром. Вот и Оленька подрастёт, тоже научу тому, что знаю.
С тех пор прошло десять лет. Ира выросла и стала профессиональным поваром. Окончив кулинарную школу в Москве, она вернулась в свой родной город и открыла кафе старорусской кухни.
Её сестра Оля занимается бабушкиным огородом и учится на медсестру. Глядя, как сестра ходит между грядок и нашёптывает что-то растениям, Ира всё чаще задумывается: уж не передался ли сестрёнке дар от предков? Уж очень легко и быстро находит она общий язык и с людьми, и с животными, и с растениями. Впрочем, она ещё маленькая. Поживём-увидим!
Свидетельство о публикации №222042701381
очень длинная сказка. Дети до
конца не дослушают, а очень
жаль. Мои дети и внуки, сегодня
находятся за рубежом(к сожалению).
Дочка занимается с детьми по линии
"красного креста", просит меня
писать и высылать ей сказки для
детей до 5, 7лет. А я уже
выдохся.
Сказочной Вам удачи,
с уважением
Виктор Костылев 22.11.2022 12:19 Заявить о нарушении