На волне моей памяти - 34

Сегодня меня снова тянет повспоминать годы раннего детства
 И помогут  мне в этом мои письма,  написанные летом 1958 года из пионерского лагеря.

Летом 1958 года мы отдыхали в Карачурском пионерском лагере под Чебоксарами.

До лагеря мы ехали  в кузове грузовика с высокими бортами . Вполне возможно, что это  была полуторка.
Я  не помню -  скорее всего там были и скамейки от борта до борта , но то что полный кузов родители  натолкали сена -  это было точно..
От Алатыря до Чебоксар 190 км.
В  наше время такое расстояние преодолевается за 2 часа . А в  то время  мы ехали целый день. Асфальта ещё не было.  Дороги были гравийные,  все в ямах и колдобинах.  Представляю, сколько мы синяков поимели на свои пятые точки, пока доехали,  хотя родители на дно кузова натолкали большую охапку сена.
.
 В лагерь мы поехали всем классом.  Не было только Шуры Пушкарёва  -  его не взяли потому , что при медосмотре  обнаружили  у него лишай. 

И ещё не было Аси Фехрединовой . В лагерь её не отпустила мама. 
У Аси  были длинные толстые косы  -  краса и гордость девушки -  татарки.   Мама с благоговением до окончания школы ухаживала за ними -  сама ей мыла голову , расчесывала волосы и заплетала косы. Тётя Халима  побоялась, что Ася за  дни  пребывания в лагере "запустит"  голову, не сможет там  должным образом ухаживать за волосами.
Да ещё,  не дай Бог,  завшивеет. Чего греха таить ,  и такое могло быть в те далекие годы.
Это ведь не сегодняшнее время, когда в магазинах изобилие моющих средств,  а тогда в нашем обиходе  и для мытья,  и для стирки было только хозяйственное мыло.  Первые стиральные порошки "Лотос", "Астра" и "Новость", а также первые советские шампуни появились  только в начале шестидесятых.
А так как в нашем посёлке вода была очень жёсткая, то  ухаживать за волосами было очень  проблемно,  тем более что в те годы девочки не   стриглись коротко,  а носили длинные косички.

После мытья головы в  жесткой воде с  мылом волосы топорщились, склеивались, их невозможно было расчесать. 
Чтобы решить эту проблему, все ухищрялись кто как может :
-  летом собирали дождевую воду для стирки и мытья головы
- зимой  использовали снеговую воду, растапливая  снег
 -  многие (особенно татары)  мыли голову  кислым молоком или сывороткой
-  можно было принести в баню сырое яичко,  взбить его в воде и этим раствором сполоснуть голову
-  очень популярным был для мытья головы щёлок . Его готовили так -  в баню приносили золу  из печки,  заливали её горячей водой, вода защелачивалась,  становилась мягкой.
И отстоявшейся водой мыли голову.

Раз речь зашла о бане,  вспоминается такой случай.   Мне было лет десять.  Я раздевалась в предбаннике нашей поселковой общественной  бани. Мы ещё жили в совхозной квартире,    своей бани не было.

В предбаннике была  одна.  Вдруг я заметила под ногами втоптанную в грязную лужицу  (в предбанник заходили в уличной обуви)  трёхрублевую купюру, сложенную в два раза.
По тем временам 3 руб были очень немалые деньги,  тем более для деревни. Я развернула купюру,  встряхнула её и положила на краешек скамейки.

После того,  как я  помылась и пришла одеваться  в предбанник , увидела, что три рубля  так и лежат,  как я их  положила . А  ведь сколько людей за это время прошло через предбанник и одеваясь, и раздеваясь!

 Когда уходила,  сказала банщице  тёте   Арише Таратушиной про деньги,  она  ответила,    что ей уже многие об этом говорили и добавила : " Кто потерял -  вспомнит ,  придёт и заберёт сам".

Вот так были воспитаны тогда люди -  лучше отдать своё чем взять чужое...

Старшее поколение,  особенно деревенские,  наверняка помнят еще те времена, когда часто даже замков в обиходе не было -  палочка,  вставленная в проушины замка на двери дома,  означала,  что хозяев  дома нет , и  в этом случае никто посторонний никогда не переступит порога чужого дома.
Да мы так жили...

Вся лагерная жизнь подробно описана в моих детских письмах,  написанных простым карандашом.
 Другим вариантом написание тогда могла быть только  ручка с пером и чернилами .
Да, ещё был химический карандаш -  если смочить грифель он писал  синим цветом наподобие чернил. Ребятишки обычно смачивали карандаш языком.

Фотографии всех моих писем из пионерского лагеря выложены на моей странице в ОдноКлассниках.
Имейте  в виду что эти письма пишет десятилетняя девочка.

   ПИСЬМО ПЕРВОЕ

Доехали мы хорошо. Ехали долго,  в Порецке остановились обедать. Стояли полчаса.  Порецк не очень хороший город,  хуже Алатыря.  В Шумерле  тоже останавливались. Город этот лучше Порецка.
Встретили нас здесь хорошо.
Приехали в лагерь мы в  семь часов  вечера. Мы приехали самые первые в эту смену. Сегодня стали приезжать чебоксарские. Мальчиков сразу разделили на две части, а девочек поместили вместе. Но сегодня всех девочек перевели в первый отряд,  а во втором остались только  Маня
 Беляева и Галя Ларина.
Реки здесь нет .Волга отсюда далеко,  купаться не ходят,  но здесь проводят душ. Скоро будет готов. Здесь очень хороший лес, много земляники. Сейчас только мы ходили в лес за цветами. Пионервожатую у нас зовут Зоя Васильевна, а  воспитательницу Мария Васильевна. Кормят здесь хорошо. Но всё равно скучаю,  хочется домой.
 В воскресенье будет открытие лагерной смеНЫ.

 ПИСЬМО ВТОРОЕ

Вера Моисейкина второй день болеет. Её отвезли в изолятор .
У неё болит голова и горло.  Зинов тоже болеет,  он  тоже в изоляторе.
Позавчера было очень холодно. Ночью было так холодно, что девочки,  у которых были пальто,   спали в пальто.
В палатах  холодно потому,  что здесь окна выставлены и  затянуты  марлей,  а печей  нет .  Ещё долго стояли на линейке на ветру,  вот у всех болели головы. У меня поболела и прошла. А у Веры вчера  стала проходить,  но вечером была тревога,  Вера много бегала, вот у неё и болит.  Врач говорит,  что у неё ангина.
Вчера была тревога. Играли в игру "щука". Спрятали мальчика и мы его искали.
 Мы здесь ходили два раза в кино "Красная кувшинка" и " Юность  наших отцов".
Сегодня я всё выстирала и отослала бабушке и дедушке письмо. В баню мы пойдём только числа 1 августа. Я взвесилась когда приехала. Вешу 32 кг 800 гр.  Галя Ларина сегодня взвешивалась поправилась на 2 кг.
 Из библиотеки тут берём книги.  Здесь есть два велосипеда.
В воскресенье здесь было торжественное открытие второй лагерной смены,  был концерт,   ставили сами пионеры.  В  воскресенье будет первый лагерный фестиваль. Мы готовим к нему песню. Очень хочется домой. Нина Смирнова каждый день плачет.
 Я тоже плакала.
 В воскресенье пришли мы с концерта и легли спать,  а моя кровать стоит около окна и видно , что ко всем приходят матери и отцы,  а ко мне никто не идёт,  вот я и плакала.
 На полдник нам дают малину по блюду,  теперь будут давать вишню. Дают винегрет .
К Вере не пускают,  даже  в окно  не дают посмотреть. Мы пойдём в поход,  нам сказали  что мы  поедем на экскурсию в Чебоксары.  Здесь в лесах много ягод особенно земляники и костяники . Сегодня наш первый отряд ходил в лес набрали целую корзину грибов Сегодня ночью в двенадцать часов   опять  была  тревога. Играли в игру   "Зажги костер" . Играли 2 и 1 отряды.
Нам нужно было зажечь вражеский  костер.    Вот  уж мы побегали по лесу
.
Мы победили -  зажгли костер и пели до 2 - х часов песни около него.

МОИ КОММЕНТАРИИ К ПИСЬМАМ

Читаю про ночную тревогу и думаю  -  какие-то экстремалы были наши вожатые, устраивая такие марш -  броски для малышей в ночном лесу.
Из этих ночных пробежек запомнилось,  что лес ночью казался очень таинственным и страшным. Я впервые увидела светящиеся в темноте гнилые пни и они очень пугали меня.
На второй день специально сходила в лес на то место,  где мы бегали ночью.
Все было очень прозаично,  и  непонятно было, что  меня  так пугало ночью.  И пни были самыми обычными.

Читаю в письме про спартанские условия жизни в лагере и думаю   -  похоже нас хотели закалять
 Правда это иногда кончалось ангинами


         Январь 2021 г


Рецензии
Такие душевные детские письма!

Людмила Ильина 3   30.05.2023 01:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила, за добрый отклик!

Лидия Гончарова Ястребова   03.07.2023 18:40   Заявить о нарушении