Система управления качеством в судоходстве

Цикл Деминга-Шухарта — цикл организационного управления, или PDCA (Plan-Do-Check-Act). Согласно циклу Деминга-Шухарта управление должно циклически проходить по следующим стадиям: Планирование (проектирование) – Реализация (работа) - Контроль (Анализ) – Корректировка (регулировка).

Система управления качеством в судоходстве
В 1987 году ИСО разработала и издала серию стандартов ИСО 9000 (9000-9004) - "Управление качеством  и  обеспечение  качества"  (Quality  Management  and Quality Assurance).  ИСО дает такое определение качества - «Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности». Система качества описывает весь процесс создания продукта, предоставления услуг и предусматривает контроль над всем процессом изготовления продукта и его поставки потребителю.
Управление качеством уходит корнями в военное дело. При по¬стройке боевых кораблей ВМС Англии и США применяли особые требования, которые определялись как стандарты качества, и которые затем были широко использованы при подготовке стандартов ИСО серии 9000. На этих же стандартах ос¬нованы системы оценки качества: Система защиты окружающей среды — Safety Environmental Protection (SEP) созданная DNV- Дет Норске Веритас (Норвежский реги¬стр судоходства); Система управления качеством — QMS-Quality Management System Регистра Ллойда и др.
В морской индустрии применительно к судовладельцам, операторским компаниям, судовым менеджерам, организациям морского сервиса  обычно используется стандарт ИСО 9002, к классификационным обществам и  судостроительным верфям - ИСО 9001.
 
 Международная ассоциация классификационных обществ- МАКО издала ряд документов по внедрению и  применению  системы  управления качеством и обеспечения качества. Для  организации  управления  деятельностью судоходных  компаний  используют  систему  обеспечение качества (Quality Assurance -QA). В ведущих классификационных обществах, таких как ABS, LR, GR, DNV, MRS, созданы  специальные  подразделения - отделы качества, которые  занимаются оценкой системы управления  качеством по специально разработанным процедурам и выдачей  сертификатов  соответствия.

Стандарт ІСО 14000 - “Системы управления окружающей средой” (Enviromental management system) устанавливает требования к системе управления окружающей средой в целях оказания помощи организации в определении ее политики и целевых показателей с учетом требований законов и данных о существенных воздействиях на окружающую среду.
Система управления окружающей средой - часть общей системы управления, которая включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределение ответственности, практическую работу, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, оценки достигнутого в рамках реализации экологической политики.

Стандарт для сертификации систем менеджмента безопасности и здоровья персонала был разработан ассоциацией, состоящей из ряда национальных органов по стандартизации, органов по сертификации и экспертов-консультантов. Этот стандарт "Спецификация на Серию Оценок Здоровья Персонала и Безопасности (Occupational Health and Safety Assessment Series (OHSAS)) Specification, OHSAS 18001" был официально введен в апреле 1999 г. Стандарт OHSAS 18001 включает принципы, лежащие в основе стандартов BS 8800 (руководство, выпущенное Британским Институтом Стандартов в 1996 г.) и Стандарта для Сертификации систем менеджмента безопасности и здоровья персонала (OHSMS):1997.
Стандарт OHSAS 18001:1999 -Системы управления профессиональной безопасностью и здоровьем»- это часть общей системы управления, которая облегчает управление рисками для профессиональной безопасности и здоровья, связанными с деятельностью организации. Она включает организационную структуру, планирование, виды деятельности, процедуры, рабочие процессы и ресурсы для развития, внедрения, достижения целей, анализа и поддержания в рабочем состоянии политики организации в области профессиональной безопасности и здоровья.
OHSAS 18001 был специально разработан совместимым со стандартами систем менеджмента ISO 9001 и ISO 14001 с целью облегчить интеграцию систем менеджмента качества, безопасности и здоровья персонала и экологического менеджмента в организациях.
Такая интеграция обеспечивает выполнение требований международных конвенций ИМО и МОТ по обеспечению безопасности мореплавания, защиты окружающей среды и охраны здоровья экипажа судна.

В условиях жесткой конкуренции на мировом  судоходном  рынке  гарантия качества услуг является чрезвычайно важной, поэтому многие судоходные компании стремятся к сертификации по стандартам ИСО- 9002. Сертификация судоходной компании по стандартам качества является вторым по уровню требований шагом после обязательной сертификации Компании по МКУБ.
Стандарты  серии ИSО 9000-9004, ІSО 14000, OHSAS 18001  являются частью общей системы руководством качества, обеспечивающей успешную деятельность организации.
Многие международные и национальные нормативные документы составлены на базисе структуры и/или ключевых требований Международных Стандартов систем управления качеством ИСО 9001 (1994) и ИСО 9002 (1994), ИСО 14001 (1996) – системы управления окружающей средой, OHSAS 18001 (1999) – системы управления охраной здоровья и охраной труда, а также  такими документами являются Международные Кодексы - МКУБ и ОСПС,
Сертификация систем управления предприятий, в том числе и судоходных компаний   на соответствие международным стандартам серии ISO 9000 и 14000 сегодня стала необходимым условием для участия в процессе  судоходства, повышения эффективности менеджмента. Сертификацию предприятий, компаний, организаций по Системам качества производят признанные государством независимые органы по сертификации. Как правило, это классификационные общества.

Требования МКУБ по выполнению норм международных конвенций и Стандарты ИСО  не противоречат друг другу, а наоборот дополняют друг друга.
Конвенция ПДНВ 78 с поправками (Пр.1.8 «Стандарты качества»), Кодекс ПДНВ 95 (Раздел А-I/8 «Стандарты качества», B-I/8- «Руководство относительно стандартов качества»), требуют проведения сертификации по стандартам качества.
Конвенции Международной организации труда- МОТ определяют ряд требований к защите здоровья моряков. В МКУБ не рассматриваются вопросы анализа контрактов, закупок, упаковок, доставки грузов, статистические данные и другое, что требуют стандарты управления качеством ИСО.



Система управления качеством -QMS

Многие организации, связанные с судоходством, уже получили международные или отечественные сертификаты на системы качества по стандартам ISO 9000 и ведут подготовку к сертификации систем управления окружающей средой. В этой ситуации целесообразен и экономически эффективен подход, основанный на идеологии интегрированных систем менеджмента, включающих в себя управление качеством продукции и услуг по ИСО 9000, управление окружающей средой по ИСО 14000 и безопасность жизнедеятельности по OHSAS 18000, на основе которого планируется введение стандарта ИСО 18000. Это уже становится нормой в международной практике и позволяет снизить затраты на подготовку к сертификации и собственно процедуру сертификации как минимум в полтора раза, и, безусловно, дает серьезный управленческий эффект.
Поэтому,  при сертификации Компании по стандартам качества обязательно учитывается организационная структура Компании, предусматривающая взаимодействие всех подразделений Компании с учетом выполнения требований по стандартам  ИСО 14000 и ИСО 18000 по защите окружающей среды и обеспечения требований по охране труда и технике безопасности как на судах так и в береговых подразделениях.
Для обеспечения выполнений требований по безопасности мореплавания и защите окружающей среды, в соответствии  со стандартами ИСО и МКУБ в каждой компании разрабатывается и вводится в действие Система управления качеством - QMS, устанавливающая предусмотренные  стандарты управления качеством, безопасности, предотвращения загрязнения и здоровья персонала.

Система управления качеством означает структурированную и оформленную документально систему, позволяющую персоналу компании эффективно выполнять политику компании в области безопасности, защиты окружающей среды и обеспечения жизнедеятельности персонала компании и экипажей судов в соответствии со стандартами качества  ІSО 9002, ISO 14000,  OHSAS 18001.
Функционирование системы регламентируется разрабатываемым и издаваемым компанией взаимосопряженным комплексом нормативно-правовых документов, дополняющих законодательную и нормативно-правовую базу государства флага по безопасности мореплавания.

Базисным нормативно-правовым документом системы является - Основное руководство компании по управлению качеством (Quality Management System –QMS Manual).
Оно содержит описание, цели, принципы, механизмы действия и структуру системы, назначение, задачи и взаимодействие структурных подразделений, обязанности, полномочия и ответст¬венность персонала, состав нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность системы, их исполнение и ведение.
Система управления качеством, соответствующая стандартам ИСО 9000, является:
-комплексной, охватывающей все виды основной производственной транспортной деятельности компании, прямо или косвенно влияющие на безопасность судоходства — коммерческую, операторскую, навигационную, технологическую, техническую, кадровую и финансово-экономическую;
-программно-ориентированной, опирающейся на технологическую формализацию и алгоритмизацию и содержащей строгое документально оформленное в виде процедур и инструкций описание основных операций, связанных с обеспечением безопасности судоходства, порядка и механизма исполнения этих операций (действий или функций);
-саморегулируемой с непрерывно-действующей гибкой обратной связью, осуществляемой посредством регулярных судовых донесений о несоответствиях, динамично адаптирующейся к складывающимся ситуациям;
-контролируемой, находящейся под надзором внутренних и внешних аудиторов и принужденной периодически подтверждать свою эффективность.
QMS стимулирует развитие культуры безопасности в судоходстве и повышает ответственность государства флага за соблюдение международных конвенций.
QMS компании создается по нормам международных стандартах качества серий 900, 1400 и 18000 а также с учетом требований МКУБ.

Суть Системы управления качеством составляют воздействие на все виды основной производственно -транспортной  деятельности компании и соподчинение этой деятельности, стандартам безопасности судоходства
Система управления качеством структурно и организационно едина для берега и судов. Она устанавливает механизмы взаимодействия, обязанности, полномочия и ответственность берегового и судового персонала, относящиеся к обеспечению безопасности судоходства и предотвращению загрязнения.
Система управления качеством обеспечивает достижение предусмотренных Политикой Компании конкретных и общих (генеральных) целей. Конкретные (точно определенные) цели отражают соответствие QMS требованиям, выраженным в МКУБ в терминах стандартов безопасности и предотвращения загрязнения. Общие (генеральные) цели компании: обеспечение безопасной эксплуатации судов и безопасных для человека условий труда; установление защиты от всех выявленных рисков; постоянное улучшение навыков берегового и судового персонала по управлению безопасностью, включая готовность к аварийным ситуациям, относящимся как к безопасности, так и предотвращению загрязнения.

В соответствии с требованиями Международного Стандарта ИСО 9001 (2000), каждая организация должна идентифицировать процессы, которые должны быть управляемы и контролируемы. В комплексной Системе Управления (СУ) безопасностью, качеством и охраной окружающей среды судоходной компании  следующие процессы должны быть идентифицированы как управляемые и контролируемые:
• оценка соответствия СУ требованиям действующего национального законодательства и международных нормативных документов;
• анализ управления со стороны руководства;
• планирование безопасности и качества;
• анализ контрактов и заявок на обслуживание;
• закупки оборудования, материалов и услуг, оценка и контроль поставщиков;
• идентификация и прослеживаемость используемого оборудования, материалов, документации и информации;
• контроль несоответствий;
• идентификация статуса оборудования, материалов, документации и информации по результатам контроля и испытаний;
• внутренние проверки СУ (аудит), корректирующие и предупреждающие действия;
• внутреннее обслуживание, хранение, упаковка и доставка оборудования, материалов и документации;
• подбор персонала;
• обучение персонала;
• организация связи берег -судно;
• критические и специальные операции;
• анализ и статистические методы учета информации по СУ;
• использование и контроль компьютерных систем и баз данных.
• взаимодействие и взаимоответственность подразделений Компании
Основные (ключевые) положения по безопасности и качеству детально отрабатываются компанией и регламентируются нормативно-правыми документами. В них  приводятся функциональные требования к QMS, в которых отражаются:
-   политика в области безопасности и защиты окружающей среды;
- процедуры и инструкции для обеспечения безопасной эксплуатации судов и защиты окружающей среды согласно действующему международному праву и национальному законодательству;
-  ответственность и объем полномочий подразделений Компании
- объем полномочий и линии связи между береговым и судовым персоналом, а также внутренние линии связи на берегу и на судах;
-  порядок передачи сообщений об авариях и случаях несоблюдения требований системы;
-  порядок подготовки к аварийным ситуациям и действий по их устранению;
-  порядок проведения внутренних проверок и обзора (анализа) управления.
Компании следует разработать следующую систему документов:
а) Руководство по безопасности и качеству, включающее политику, цели, обяза¬тельства Компании в отношении безопасности, и выполнения стандартов качества серий ИСО 9000 и предотвращения загряз¬нения:
б) процедуры и инструкции, описывающие основные процессы Ком¬пании;
в) документы, дополняющие и уточняющие документы предыдущего пункта (описание исполнения отдельных работ, описание контроля над выпол¬нением работ и т. д.).
На основании документов, разрабатываемых для Компании, разра¬батываются:
а) руководство по управлению безопасностью и качеством или дополнение к ру¬ководству Компании по каждому судну;
б) процедуры и инструкции для судна, которые должны охватить все процессы, проходящие на конкретном типе судна, как в обычных условиях эксплуатации, так и в аварийных случаях.

Одним из основных условий функционирования Системы управления качеством является контроль над всеми составляющими этой системы, выявление несоответствий, их анализ и принятия корректирующих действий по устранению обнаруженных недостатков.
В основе структуры стандарта ISO 14001:1996 и стандарта  OHSAS 18001:1999,  лежит принцип постоянного совершенствования или "Цикл Деминга" - Plan-Do-Check-Act-PDCA (планируй, делай проверяй, корректируй). Этапы цикла Деминга являются также функциями управления качеством.
Компания проводит регулярные внутренние аудиторские проверки системы управления  качеством. Проверки проводится с целью:
 -подтверждения, что деятельность по безопасности мореплавания, предотвращению загрязнения и охраны здоровья персонала ведется в компании в соответствии с применяемыми стандартами (правила¬ми и нормами), предусмотренными системой управления качеством (или с отклонениями от этих правил и норм);
- определения (оценки) эффективности и, если потребуется, обзора (анали¬за) системы управления безопасностью и качеством.
Поверки производятся по судам и береговым подразделениям, обеспечивающим эффективное управление системой качества. Они выполняются на плановой основе с расчетом периодической проверки всех областей и видов деятельности, охватываемых системой управления качеством и безопасностью.
В планах отражаются: проверяемые области и виды деятельности - суда, береговые подразделения, цели и направленность проверок; квалификация, компетентность и профессиональная подготовленность персонала, осуществляющего проверки; порядок проведения проверок — получения исходных материалов, составления, оформления и представления заключений, рекомендаций и предложений.

Планирование и организацию проверок проводит Главный аудитор Компании, назначаемый руководством компании и осуществляются совместно с отделом безопасности мореплавания. Проверки выполняются квалифицированным, компетентным и профессионально подготовленным персоналом, независимым от проверяемых областей и видов деятельности (не несущими за них прямой ответственности). О предстоящей проверке   руководители береговых подразделений и капитаны судов извещаются заблаговременно. Для упорядоченного и целенаправленного выполнения проверок компания разрабатывает специальный проверочный лист (check-list), включающий все области и виды деятельности по безопасности и предотвращению загрязнения.
Проверяющие (аудиторы) назначаются распоряжением президента компании и инструктируются главным аудитором . В начале проверки аудитор знакомится с областью и видами деятельности судна или берегового подразделения, правилами и нормами, в соответствии с которыми они осуществляют свою деятельность и принимает решение, какие области, виды деятельности и процедуры подлежат детальной проверке.
Среди прочего проверяется (но этим не ограничивается): структура и организация управления качеством и безопасностью и предотвращением загрязнения, относящиеся к проверяемым судам или береговым подразделениям; квалификация, компетентность и профессиональная подготовленность персонала, принимающего участие в управлении безопасностью, его обязанности, полномочия и ответственность; понимание персоналом политики безопасности компании, системы управления безопасностью, процедур и инструкций; подготовленность персонала к выполнению плана действий в аварийных ситуациях; знание персоналом порядка представления докладов (рапортов), в том числе времени, форм представления и правильности их заполнения; осведомленность персонала о несоответствиях системы управления качества и безопасностью правилам и нормам Кодекса, мерах несоответствия и их отражении в докладах (рапортах).
Проверка завершается составлением отчета (аудит-отчета). В нем приводятся оценка деятельности проверяемого судна или берегового подразделения, ее соответствие нормативным положениям системы управления безопасностью и выявленные при проверке несоответствия.
Отчет (аудит-отчет) после обсуждения подписывается проверяющим (ауди¬тором), капитаном судна или руководителем берегового подразделения и представляется в отдел безопасности мореплавания.
 Руководитель берегового подразделения  или капитан судна должен в установленное время устранить выявленные несоответствия и доложить письменно докладом (рапортом) об этом главному аудитору. Проверка устранения несоответствия проводится во время следующего внутреннего или внешнего освидетельствования судна или берегового подразделения.

 Компания проводит обзоры (анализы) управления безопасности и качества. Они проводятся на планово-регулярной основе (ежегодно) на заседаниях Правления под председательством первого лица компании с приглашением квалифицированных, компетентных и профессионально подготовленных специалистов по безопасности судоходства Основными целями обзоров (анализов) являются: оценки правильности выбора политики безопасности и эффективности системы управления качеством и безопасностью компании; принятие решений по их корректировкам.
Подготовка обзоров (анализов) осуществляется департаментом безопасности (безопас-ности и качества). В них включаются (но этим не ограничиваются): состояние с безопасностью, имевшие место несчастные случаи, аварийные происшествия, аварии и их анализ; несоответствия, выявленные в системе управления безопасности, в том числе при внутренних и внешних аудиторских проверках (освидетель¬ствованиях), причины несоответствий, их последствия и предпринятые действия по устранению; замечания по состоянию и безопасной эксплуатации судов, сделанные при их инспекционных проверках, и освидетельствованиях полномочными органами надзора; предложения по корректировке политики безопасности и системы управления безопасностью и качеством компании, в том числе связанные с изменением состава, условий использования флота и социальных положений.


Рецензии