Стандарты безопасности на море

СТАНДАРТЫ   БЕЗОПАСНОСТИ
В МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНВЕНЦИЯХ ММО (IMO) и МОТ(ILO)

 СТАНДА;РТ- Типовой вид, образец, которому должно удовлетворять изделие по своим признакам, свойствам, качествам.
Стандарт (Standard): Нормативный документ, который разработан на основе согласия сторон и утвержденный уполномоченным органом, в котором определяются для длительного и постоянного пользования правила, характеристики или общие принципы, затрагивающие разные виды деятельности или их результат. Задача этого документа достичь наилучшей степени упорядочения в заданной области.
Разработку стандартов морской индустрии осуществляет Международная Морская Организация - ММО (ИМО). Эти стандарты изложены в виде Международных Конвенций, Кодексов ИМО.
ИМО является ответственной за имплементацию различных международных конвенций и создание норм и стандартов, относящихся к охране человеческой жизни на море и охране морской среды от загрязнения. За время существования ею были приняты и пересмотрены несколько очень важных международных конвенций — СОЛАС, МАРПОЛ, ПДМНВ, о грузовой марке и др. Образование ИМО совпало с периодом огромных изменений в мировом судоходстве. В связи с появлением новых технологий в мореплавании Международная морская организация работает над созданием новых и улучшением действующих документов.
В работе ИМО по подготовке конвенций принимают участие международные организации, тесно сотрудничающие с ней. Это межправительственные орга¬низации: Международная организация труда (МОТ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международное агентство по атомной энергии ¬(МАГАТЭ), Конференция ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Для оказания помощи в разработке важных проблем в качестве консультативных привлекаются неправительственные организации: Международная палата судоходства (ICS), Международная федерация судовладельцев (ISF), Международная организация по стандартизации (ISO), Международная торговая палата (ICC), Балтийский и международный морской совет (BIMCO), Международная ассоциация классификационных об¬ществ (IACS), Международная федерация ассоциаций капитанов (IFSMA), Inter¬tanco, Intercargo и другие.
 
Основная цель этих документов- Конвенций, Кодексов, Резолюций — повысить безопасность мореплавания путем обязательного применения единых для всех стандартов как при управлении судами с берега, так и в процессе их эксплуатации экипажами.
Контроль над осуществлением  стандартов применяемых в судоходстве осуществляют Классификационные общества на основании требований Международных конвенций Международной Морской Организации (ИМО) и МОТ.
Торговые суда строятся и освидетельствуются на соответствие стандартам, установленных классификационными обществами. Эти стандарты выпускаются классификационными обществами в виде опубликованных правил основанных на требованиях международных нормативных документов ИМО- Конвенций, Кодексов.
     В свою очередь  Стандарты  классификационного общества учитывают Стандарты ISO - International Organisation for Standartization.
Разработку стандартов морской индустрии осуществляет  ISO/TC 8  - Комитет Судостроение и морские технологи, который разработал ряд стандартов по конструкциям судов, устройствам,  оборудованию и снабжению.
Подкомитет Название подкомитета
ISO/TC 8/SC 1-Спасение жизни и защита от пожара
ISO/TC 8/SC 2-Охрана морской окружающей среды
ISO/TC 8/SC 3-Трубопроводы и механизмы
ISO/TC 8/SC 4-Палубное оборудование и палубные механизмы
ISO/TC 8/SC 6-Навигация и эксплуатация судов
ISO/TC 8/SC 7-Суда для внутренних водных путей
ISO/TC 8/SC 8-Конструкция судна
ISO/TC 8/SC 11-Перевозки смешанного сообщения и каботажное судоходство
ISO/TC 8/SC 12-Суда и морские технологии – Большие яхты
ISO/TC 8/SC 13-Marine technology

Правила классификации разрабатываются для установления стандартов конструктивной прочности корпуса судна и его выступающих частей, а также пригодности движительной и рулевой систем, энергоснабжения и других элементов и вспомогательных систем, вмонтированных в судно для обеспечения его эксплуатации.
Деятельность судоходной индустрии регламентируется требованиями различных международных и национальных нормативно-правовых документов, некоторые из которых прямо именуются стандартами, а другие являются стандартами по существу, хотя и называются конвенциями, кодексами, правилами и т.п.
В Международной Конвенции СОЛАС – 74 приведены стандарты конструкций судов, остойчивости, непотопляемости, устройств, оборудования и снабжения.

-Конвенция МАРПОЛ 73/78 определяет стандарты по недопущению загрязнения моря с судов.
-Конвенция о грузовой марке- это стандарты по, загрузке судов, обеспечению непотопляемости
-Конвенция по обмеру судов- это стандарты по определению объемов судовых помещений
-Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море- МППСС приводятся стандарты действий при расхождении судов, сигналами, оборудованию сигнальными огнями фигурами
-Конвенция и Кодекс ПДНВ 78/95 (STCW -The International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers), прямо в названии именуются Стандартами по подготовке, сертификации и несению ходовой вахты, опренделяет стандарты компетенции судового экипажа.
-Конвенция по облегчению морского судоходства конкретно указаны стандарты действий при заходе судна в порты.
-Конвенция по поиску и спасению на море определяет стандарты по обязанностям государств по организации поиска  и спасения на море, действий экипажей судов при получении сигнала бедствия или аварийной ситуации на судне.
-Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов
и предотвращением загрязнения -(Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ)
- Кодекс международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Кодекс расследования аварий). Часть II настоящего Кодекса содержит обязательные стандарты расследования. Некоторые положения применяются только в отношении определенных категорий аварий на море и являются обязательными только для расследований этих аварий.

Один из руководителей P & I Club The West of England, г-н Вильямс, заявил,что".....настроение, поведение экипажа можно определить как решающий фактор. Вы можете иметь наилучшее судно с наилучшими  офицерами и рядовым составом, но если судовладелец не заботится  о  благосостоянии моряков, не выплачивает вовремя заработок, не регулярно пересылает почту, не обеспечивает снабжение расходными материалами и  запасными частями для обеспечения нормальной эксплуатации- состояние  судна будет быстро ухудшаться."
Если Конвенции ИМО определяют конструктивные, технические и эксплуатационные требования к судам, то Конвенции и Рекомендации МОТ обращаются к «человеческому фактору» и определяют нормы социальной защиты моряков. К ним относятся условия труда и быта судовых экипажей, найма на работу, репатриации моряков и др.
Учитывая особые условия труда и жизни на море, МОТ проводит специальные «морские сессии», на которых рассматриваются вопросы социальной защиты моряков. МОТ, за период существования приняла около 200 Конвенций, из которых более 60 касаются практически всех вопросов, относящихся к вопросам труда и быта моряков, и зачастую их называют «Международным кодексом моряков».
Они устанавливают международные нормы почти для всех аспектов трудовой деятельности на борту судов.
Одной из самых важных и действенных Конвенций МОТ, для моряков является Конвенция (№ 147) о Минимальных стандартах (нормах) на торговых судах,1976,, которая обязывает Государство- Члена Организации иметь  законодательство, устанавливающее нормы относительно  квалификации,  продолжительности рабочего времени и укомплектования экипажа, мер  социального страхования и обеспечения нормальных условий труда и  жизни  на  борту судна.   
В 2006 году Международная организация труда (МОТ) приняла Конвенцию о труде в морском судоходстве объединяющую требования Конвенций МОТ по условиям  труда, быта и найма всех лиц, работающих на судах в море - Конвенцию о труде в морском судоходстве – КТМС 2006 (К.186), создав единый согласованный Акт, и объединив основополагающие принципы, содержащиеся в дру¬гих международных конвенциях по труду и консолидации «морских» конвенций и определению стандартов труда на море,
Чрезвычайно важно, что КТМС 2006 вводит обязательную сертификацию судов на соответствие условий труда и быта экипажей требованиям Конвенции и наличия  документа подтверждающего соответствие нормам Международной организации труда по достойным условиям труда и жизни на борту судна. Конвенцию МОТ (К.186), рассматривают как «билль о правах» для всех моряков, который представляет собой свод стандартов условий жизни и труда и меры по обеспечению выполнения этих стандартов со стороны правительств и судовладельцев.
 Сводная Конвенция МОТ о труде в морском судоходстве 2006г. была провозглашена Биллем о Правах моряков и «четвертым столпом» законодательства морского судоходства наряду с конвенциями SOLAS, STCW и MARPOL. Она состоит из пяти частей, где рассматриваются следующие вопросы, указанные в Правилах и Стандартах:
• минимальные требования к морякам на борту судна;   
• условия найма;   
• жилые помещения, условия для отдыха, обслуживание и питание;   
• охрана здоровья и социальное обеспечение, медицинское и бытовое обслуживание;   
• выполнение требований и мониторинг за выполнением   

  Стандарты, применяемые в морском судоходстве изложены в Правилах классификации и постройки морских судов классификационного общества. В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ММО).

Классификационное общество как признанная организация государством флага - устанавливает технические требования, обеспечивающие условия безопасного плавания морских судов, безопасность человеческой жизни на море и надежную перевозку грузов морем в соответствии с Международными конвенциями; рассматривает и одобряет проектную документацию, касающуюся постройки, переоборудования или ремонта морских судов, их механизмов, устройств, изделий, снабжения, материалов и оборудования; осуществляет технический надзор за строительством судов и судами,  находящимися в эксплуатации, за  контейнерами международного сообщения; контролирует выполнение технических требований конвенций, относящихся к морскому судостроению и мореплаванию по поручению стран, подписавших эти конвенции; присваивает класс морским судам по уполномочию государств флага; участвует в экспертизах и консультациях по делам об авариях и анализирует аварийность флота, находящегося под надзором этого Классификационного общества (КО); разрабатывает, издает и постоянно совершенствует правила,  руководства и нормы КО.
Наиболее значимые признанные организации - классификационные общества объединились в Международную Ассоциацию Классификационных Обществ - (МАКО)- IACS - International Association Classification Societies (Web:http://www.iacs.org.uk.).
   Цели МАКО- содействие усовершенствованию стандартов безопасности  человеческой жизни на море, предотвращение загрязнения, консультации  и  сотрудничество  с соответствующими международными и морскими организациями .
Постоянными членами МАКО (ICAS) являются 10 крупнейших классификационных обществ мира:
— American Bureau of Shipping (ABS) / Американское Бюро Судоходства
— Вurеаu Veritas (BV) / Бюро Веритас
— China Classification Society (CCS) / Китайское классификационное общество
— Det Norske Veritas (DNV) / Норвежское классификационное общество;
— Germanischer Lloyd (GL) / Германишер Ллойд
— Korean Register of Shipping (KR) / Корейский Регистр судоходства;
— Lloyd's Register of Shipping (LR) / Регистр судоходства Ллойда;
— Nippon Kaiji Kyokai (NK) / Японский Регистр судоходства;
— Registro Italiano Navale (RINA) / Итальянский Регистр судоходства;
— Russian Maritime Register of Shipping (RS) / Российский Морской Регистр судоходства

Ассоциированными членами МАКО являются:
— Indian Register of Shipping (IRCLASS) / Индийский Регистр судоходства
— Polski Rejestr Statkow (PRS) / Польский Регистр судоходства
— Hrvatski Registar Brodova (CRS) / Хорватский Регистр судоходства
 История стандартизации.
Стандартизация начиналась в начале 19-го века для обеспечения безопасности.
Когда в США бурно развивались процессы изготовления котлов и другого подобного оборудования — вместе с этим росло число серьезных аварий с человеческими жертвами. И тогда были созданы первые стандарты,— так называемые «Нормы Бойлера», или, как они назывались в России, — «Нормы сосудов высокого давления». После их применения и инспекции по этим нормам аварии и жертвы резко пошли на убыль. А потом, когда внутри каждой страны появлялось всё больше компаний, производивших одни и те же товары, и потребители были вынуждены какие-то запчасти или отдельные узлы для товара одной фирмы покупать у другой, — возникли вопросы их несоответствия друг другу по самым разным параметрам — по тем же геометрическим размерам присоединительных частей. И тогда стала ясна необходимость создания стандартов уже с целью взаимозаменяемости. Возникли целые группы стандартов, в частности, по арматуре — на фланцы, на присоединительные размеры, на строительные длины. Это были первые «национальные» стандарты.
Стандарты прежде всего обеспечивали безопасность продукции в процессе производства и эксплуатации; взаимозаменяемость и совместимость; унификация методов расчетов и методик испытаний, а также единство измерения и качество продукции.
Стандарт - это документ, устанавливающий требования, спецификации, руководящие принципы или характеристики, в соответствии с которыми могут использоваться материалы, продукты, процессы и услуги, которые подходят для этих целей.
Стандарты — один из самых эффективных инструментов в любой деятельности. Стандартизация — это деятельность в какой-либо сфере по установлению правил, норм и характеристик с целью обеспечения:
1. безопасности работ, услуг и продукции для жизни, здоровья, окружающей среды и имущества;
2. качества работ, услуг и продукции в соответствии с уровнем развития сферы деятельности;
3. взаимозаменяемости и совместимости продукции, как технической, так и информационной;
4. экономии ресурсов;
5. единства изменений.
Виды стандартов
• Стандарт на продукцию или «выход» — описание результата, который должен получиться в итоге для использования потребителем.
• Стандарт на процесс или «как выполнять работу» — детальное описание какого-либо процесса в работе. Очень наглядный пример из бизнеса — описание бизнес-процессов, он же показывает, что стандарты нужно проверять в работе, постоянно модернизировать и улучшать.
• Стандарт на компетенцию — описание знаний, умений и навыков, которыми должен обладать работник.
• Стандарты нужны в любой области. Они помогают повысить общую эффективность, сделать лучше, качественнее, быстрее, дешевле.
Функции стандартов это:
• Повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;
• обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
• содействие соблюдению требований технических регламентов;
• создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.
Деятельность судоходной индустрии регламентируется требованиями различных международных и национальных нормативно-правовых документов, некоторые из которых прямо именуются стандартами, а другие являются стандартами по существу, хотя и называются конвенциями, кодексами, правилами и т.п.
Международная организация по стандартизации - ISO - International Organisation for Standartization.
Международным Органом по стандартизации является ИСО (ISO). Нормативным документом ИСО являються стандарты ИСО.
Национальная стандартизация — это стандартизация в пределах одного государства. Нормативным документом по национальной стандартизации в России установлен государственный стандарт России — ГОСТ Р, в ФРГ — DIN, в Великобритании — BS, и т. д.
      ISO создана в 1947 году и объединяет 120  национальных  организаций  по разработке стандартов из 88 стран. В Уставе ИСО сказано, что целью организации  является "содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для упрощения  международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, технической и экономической деятельности".
  Технические комитеты ИСО координируют разработку международных стандартов. Организацией и работой комитетов руководит Совет ИСО. Совет включает в себя:
 - CERTICO - Committee on certification
 - COPOLCO - Committee  on consumer policy (по защите потребителей)
 - DEVCO   - Development Committee    (по оказанию помощи развивающимся странам)
 - EXCO    - Executive Committee (Исполнительный комитет)
 - INFCO   - Committee on information  (по научно-технической информации)
 - PLACO   - Planning Committee (по планированию)
 - REMCO   - Committee on reference materials (справочные материалы)
 - STACO   - Committee on standardisation principles  (по принципам стандартизации)
   Практическую работу по стандартам выполняют 214 технических комитетов, 600 подкомитетов и 1350 рабочих групп. Технические комитеты являются временными органами. По мере решения проблем, они могут быть распущены и взамен создаются другие комитеты по приоритетным проблемам.
На основании стандартов разработанных подкомитетами и одобренных комитетом ИСО Национальная организация стандартизации устанавливает государственные стандарты. В Украине применяются Национальные Стандарты ДСТУ ИСО. в России установлен государственный стандарт России — ГОСТ Р, в ФРГ — DIN, в Великобритании — BS, и т. д.
 ИСО опубликовала более19 500 международных стандартов. Наиболее распространенные из них:
• ИСО 14000 экологический менеджмент.  Improve your environmental performance with this family of standards. – системы управления окружающей средой.
• ИСО 3166 коды стран. Avoid confusion when referring to countries and their subdivisions with this standard.
• ИСО 22000 управление безопасностью продуктов питания. Inspire confidence in your food products with this family of standards.
• ИСО 26000 социальная ответственность. Help your organization to operate in a socially responsible way with this standard.
• ИСО 50001 энергетический менеджмент. Make energy savings and help make your organization more efficient with this standard.
• ИСO 31000 управление рисками. Manage risks that could be negative for your company’s performance with this standard.
• ИСО 4217 коды валют. Avoid confusion when referring to world currencies with this standard.
• ИСО 639 коды языков. Describe languages in an internationally accepted way with this standard.
• ISO 20121 - Sustainable events Устойчивые события. Manage the social, economic and environmental impacts of your event with this standard.
• OHSAS 18001 (1999) – системы управления охраной здоровья и охраной труда,
• SA 8000 (1997) – системы управления социальной ответственностью.
Наиболее применяемые из них:
ISO 9000 — серия международных стандартов, содержащих термины и определения, основные принципы менеджмента качества, требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий, а также руководство по достижению устойчивого результата.
ISO 9001 – это самый популярный в мире стандарт, на базе которого, в организации создается система менеджмента качества (СМК-QMS), с дальнейшей возможностью прохождения сертификации.
ISO14001 - Стандарт систем экологического менеджмента, управления охраной окружающей среды. Данный стандарт совместим со стандартами ISO 9001 и стандартом OHSMS (на основе BS 8800). Стандарт ISO 14001 содержит в себе все элементы типовой системы управления, такие как стратегия, цели и задачи, программа менеджмента, оперативный контроль, мониторинг и оценка, обучение, внутренние аудиты и анализ менеджмента. Стандарт ISO 14001 применим для любой организации.
OHSAS 18001-Менеджмент безопасности и здоровья персонала.  Этот стандарт "Спецификация на Серию Оценок Здоровья Персонала и Безопасности (Occupational Health and Safety Assessment Series (OHSAS)) Specification, OHSAS 18001 был специально разработан совместимым со стандартами систем менеджмента
ISO 45000-охрана труда и техника безопасности. (ISO 45001-Occupational health and safety management systems). Данный стандарт  ISO 45001 соответствует  требованиям других международных стандартов данной области, таких, как 14001, ISO 9001 и OHSAS 18001,

Стандарт IO 14001:1996 имеет сходство с OHSAS 18001:1999, в его основе также лежит принцип постоянного совершенствования или "круг Деминга" (планируй делай проверяй корректируй).
Интегрированная система менеджмента качества Интегрированная система менеджмента (ИСМ)- это система менеджмента, которая функционирует в соответствие с требованиями нескольких международных стандартов. Самый распространенный вариант – это интегрированная система менеджмента ISO 9001, ISO 14001, ISO 45001.


Рецензии