Дедовский Курмыш

 
Тонкий ,почти прозрачный дымок расползался по всему двору ,наполняя ядрёным запахом махорки.Уже темнело и сидя на заваленке старый дед Алексей ,держа на одном колене свою правнучку Люду ,что-то ей нашёптывал ,а та хихикала крепко держа его за шею.
-Деда ,а в Курмыш ,Емеля за шукой поехал на печке? Дед затянулся самокруткой и опять по двору ,пошёл запах табака.    
 -Ты чего ,это все мои побаски в одну кучу слепила. Этот Емеля Пугачёв настоящий ,он и в Курмыше побывал и тут у нас на горе  в Бобровке  и в Троицке .
Внучка  засмеялась  и спросила - (он чё как ужик что-ли?). Тут и дед Алексей заулыбался. -Эээх ,дитятко моё дорогое ,мала ты ещё видно до этих моих побасёнок ,да только ,сколько мне ещё осталось не знаю ,а поведать кому-то всё охота ,а шипче чем другим  тебе ,поняла ли а Литькя? .Так  старенький дед по своему ласково называл маленькую Люду.
 - А покажи какой он был Емеля...не унемалась она. Дед поставил внучку на завалинку и  сказал -( Ну смотри ,я большой ,а Пугачёв Емельян ишо выше был и крепче меня).У внучки ,глаза округлились: ты деда чё это болтаешь, он великан что-ли? Тут на крыльцо вышла внучкина  баба Саня и позвала вечерить к чаю ,а то самовар стынет. -Эх,на самом главном ,да деда?  Дед улыбаясь ,взял свою любознательную слушательницу за руку и потихоньку они поднялись по ступенькам. 
-Вот смотри,видишь гора наша ,там тоже Пугачёв проходил .Внучка дернула деда за руку и попросила его. -А покажи ,подними меня ,где и у нас,и в  в Курмыше  что-ли  был? Так  иногда старый дед Алексей называл это место ,где жила его семья, до проживания в  Бобровке. Память по старым местам откуда они прибыли на ходках из Пензы ,всё ещё  бередила его душу. Сидя за столом бабушка спросила у внучки ,о чём это они с дедом лясы точили?. А та глядя на своего любимчика сказала гордо.
-А мы ишо и не договорили ,потом поведаю ,когда разберёмся. Все громко засмеялись и чаепитие пошло своим чередом с плюшками ,с сахаром в прикуску ,с улыбками и теплом от домашнего уюта.Вспоминать всё это конечно душу бередить,но так светло от этой памяти становится ,что жить хочется ещё и ещё ,жаль только то,что нет их с нами больше , иногда и спросить -то не у кого!Потому ,что и наша старость уже с той горы ,где проходил Пугачёв ,поглядывает в нашу сторону.


Рецензии