Бардачок историй. Рассказ 4. Мужские игрушки

Есть у северных мужиков любимое развлечение – машины пригонять. Ну а что? На Севере без машины тяжело. Вот и гонят себе с земли автомобили. Кто с салона – новьё, кто с рук, если подешевле надо.

А мой брат Витька присмотрел себе машину в соседнем городе, в шести сотнях километров от нас. Зимой присмотрел. Это и хорошо, и не очень. Хорошо, потому что зимой дорога отличная, укатанная. Ну, а плохо, потому что мороз может придавить – в обход даже самых благоприятных прогнозов.

А если Витьке что-то в голову взбредёт, отговаривать его бесполезно. Лучше помогать осуществить его задумку сразу, а то потом придётся помогать выбираться из очередной передряги. Он с детства такой.

Меня уговаривать долго не пришлось, я уже подустал по нашему городишке колесить, захотелось дальней дороги, быстрой езды по трассе, ну, и приключений. Уж чего-чего, а последних мы получили сполна…

Витька за компанию с нами позвал друга Игоря. Он в это время как раз сидел дома со сломанной ногой и скучал. Конечно же, он тоже оказался не прочь немного развеяться.

Дело было в начале февраля. Морозец стоял стабильный – минус тридцать. На ближайшие дни резкого похолодания не прогнозировалось. Да и расчёт у нас был выехать днём, а к вечеру уже прибыть на место, переночевать в гостинице, утром совершить сделку, и домой. Ничего не скажешь, все чётко распланировали. Ну, и у жён отпросились, как положено.

Витька нам еще и «халтурку» нашел накануне – перевезти по пути груз, коробок десять. «Прокатимся, еще и заработаем», - не без удовольствия подумал я. Мы с вечера загрузили все это хозяйство в мою машину, она хорошо так «присела» от тяжести. Я предусмотрительно сложил в багажник все необходимое: инструменты, трос, запасы масла и антифриза, мало ли что на морозной трассе может случиться.

С чего начинается любая дальняя поездка? Конечно, с полного бака бензина. Вставил я пистолет в свою «хёндайку», сидим ждём втроём, когда она наестся. Сначала всё шло хорошо, а потом она как раз! И заглохла. На ровном месте. С абсолютно «здоровым» движком. Я слегка напрягся.

- Витька, это знак! – говорю как бы в шутку.

А у самого мысли-то совсем не веселые. Нам еще шестьсот километров пилить по морозу, а тут такие фокусы.

- Наверное, бензин некачественный, - беззаботно ответил брат.

Естественно, вместо «некачественный» он употребил совсем другое, более привычное для его лексикона, слово.

Простояли мы на заправке ещё минут пятнадцать, я удерживал высокие обороты, не давая машине заглохнуть. В конце концов, она-таки «выплюнула» грязь, которая попала с бензином в топливную систему, и заработала, как по маслу.

Мы выдвинулись в дорогу. Спустя примерно километров сто пятьдесят, остановились размяться. Особенно Игорю с его ногой было полезно. Стоим на обочине возле машины, морозными пейзажами любуемся. И тут слышим – ветки хрустят. Головы повернули в сторону хруста, пригляделись, а по лесу совсем рядом с трассой огромный лось идет. Вернее сказать, плывет по глубокому снегу, грудью пробивая себе дорогу, цепляясь мощными рогами за ветки и ломая сучья. Поравнявшись с нами, лось посмотрел на нас как-то сочувствующе, и уплыл вглубь леса. Ну, и нам пора было двигаться дальше.

Едем мы, о своём мужском болтаем. Вдруг смотрю, стекла в машине начало затягивать – мороз крепчает, значит. Через некоторое время стекла и вовсе наполовину покрылись коркой инея, двигатель, глотнув морозного воздуха, начал недовольно рычать, а подвеска и вовсе перестала работать – мы уже не ехали, а катились, как на утюге по гладкой скатерти. Минус на улице перевалил за сорок.

- Алло, Сань! Мы подъезжаем. Как там у вас с погодой? – Витька позвонил какому-то знакомому в городе, где мы должны были выгрузить коробки. – Минус сорок шесть?! Да ну на!

Это я, конечно, очень культурно Витькин разговор передал. И тут мы окунулись в густой морозный туман. Ни черта впереди не видно, стекла затянуты, тащимся еле-еле. Так дотащились до адреса, где нас ждали с коробками. Выгрузили, а освобожденная машина так и осталась «приплюснутая» - замерзшие амортизаторы не давали выпрямиться.

Дальше ехать было уже безумием, надо было где-то на ночлег устраиваться. Но, конечно, ни одной свободной гостиницы в городе мы не нашли. Наспех перекусив в какой-то забегаловке, мы поехали дальше – оставалось еще двести пятьдесят километров. Сто из них мы с грехом пополам проползли, а потом я почувствовал, что начали отказывать тормоза – чтобы остановиться, надо было несколько раз подряд на педаль давануть. В общем, «потекли» тормоза, какая гидравлика такой мороз выдержит!

Хорошо, что на трассе очень мало машин было. Иначе с такими тормозами ничего не стоило бы в кого-нибудь «впечататься». Тащимся мы, значит, по темноте и не знаем, сколько еще продержимся.

- Витька! – говорю, – Мне твоя машина уже слишком дорого обходится!

- А её ещё даже не купил, если что! – издевается он надо мной. – Может, она меня не устроит, так и не буду брать!

- Я тебе таких «не буду» насую, на всю жизнь запомнишь! – сказал я, понимая, что начинаю сердиться на Витьку.

Тяжелее всех, конечно, приходилось Игорьку с его ногой. Лучше б дома перед телеком оставался.

Наконец, приползли мы на место. Отыскали адрес нашего ночлега. Остановились. А «хёндайка» моя обороты-то не сбавляет – ну, конечно, воздушная заслонка замерзла наглухо, двигатель и не понял, что машина стоит, продолжает себе пахать, как на трассе. Минут через десять заслонка отошла, и движок заработал нормально.

Но появилась другая проблема – оказалось, я забыл дома запасной ключ зажигания. Я себя аж по лбу хлопнул. Называется, предусмотрел всё, да не всё. А теперь что? Если машину заведённой на ночь оставлять, как я и планировал, то придётся держать её открытой. Ещё чего! В чужом-то городе. А если закрывать, то, само собой, она неработающей стоять будет на морозе. Как потом её заводить-то?

После недолгой дилеммы решил я ночью не спать, а каждый час «хёндайку» свою заводить спускаться. Больше ничего не оставалось. И если в первый раз все прошло хорошо, то во второй мне пришлось поплатиться за свою забывчивость – шланг гидрача не выдержал холодного запуска и лопнул. Здесь, конечно же, найдутся умники, которые мне расскажут про вебасто и автозапуски. Плавали – знаем! Во-первых, в минус пятьдесят вебасто нервно курит в сторонке. А во-вторых, у меня под капотом котёл – кто жил на Севере, тот знает, что нет лучше средства, когда минуса стоят жестокие, а ездить надо.

***

Наша с парнями бессонная ночь плавно перетекла в утро, которое началось не с кофе, а с увлекательного квеста под названием «найди магазин автозапчастей в незнакомом городе с утреца в воскресенье». А игру «попади на СТО» решили даже не затевать – в такие морозы все автосервисы забиты под завязку. В итоге шланг мы все-таки купили, но мастырить нам его пришлось самим на улице – то ещё удовольствие, скажу я вам. Резиновый шланг на морозе замерзал за минуту и становился деревянным. Что уж и говорить о «живых» человеческих пальцах… Вопреки всем правилам, операцию пришлось проводить, не заглушая мотора, чтобы тепло от него согревало руки…

С горем пополам поменяв шланг и прокачав тормоза, мы, наконец-то, поехали на сделку. Здесь особо рассказывать нечего. Витька обошёл машину кругом, придирчиво рассмотрел её со всех сторон – типичная представительница немецкого автопрома. Мы заглянули ей под капот, никаких изъянов, в общем-то, не обнаружили. Витька с продавцом ударили по рукам, и мы выдвинулись в обратный путь.

На улице тем временем «потеплело» до минус тридцати восьми. Уже неплохо. Правда, автоинспекторы на выезде из города чуть жезлами у висков не покрутили, когда мы сказали им, куда едем. Но пожелали нам счастливого пути.

Злоключения с новой Витькиной машиной начались совсем скоро – и восьмидесяти километров не проехали. У прихотливой немки отказали пневмоамортизаторы и она «улеглась» на брюхо. А тут как раз бетонные плиты на трассе начались или, по нашему, «бетонка». На раз-два можно было днище повредить. Куда деваться, стали останавливаться и каждые двадцать километров накачивать пневматику.

Но это было еще не всё. Где-то через сто километров у немки потек гидроусилитель руля. Дел у нас прибавилось – теперь на каждой остановке мы не только качали пневмоподвеску, но и заливали масло в гидрач. Благо, запасы масла я взял с собой приличные. Мороз крепчал…

А потом у Витькиной немки колёса начали спускать – все по очереди. Чего ещё было ожидать от бескамерной резины? Она настолько замёрзла, что потеряла эластичность и стала пропускать.

Тащимся мы двумя машинами потихоньку. И на каждой вынужденной остановке вижу – Витька всё больше в своей покупке разочаровывается.

- Витька, - говорю. - Ты преждевременных выводов-то не делай. Не лучшее время для тест-драйва сейчас. В городе да в приличную погоду вполне себе машина. Ездить будет.

Похоже, это мое «ездить будет» для Витьки прозвучало, как «жить будет». То есть не внушающее ничего оптимистичного тяжело больному, которому всю оставшуюся жизнь, возможно, совсем недолгую, придётся принимать кучу лекарств, проходить вереницу процедур и соблюдать жесткую диету. Наверное, поэтому Витьке мои слова оказались как машине пятое колесо. По-моему, он опять что-то задумал…

Домой мы приволоклись далеко за полночь. Уставшие, каждый в своих мыслях. Я был рад, что запланированное все же удалось осуществить, Игорь – что вытянет, наконец, свою многострадальную ногу на любимом диване. Ну, а Витька молча строил планы, как повыгоднее спихнуть свою немку и купить себе что-нибудь понадёжнее.

Через несколько месяцев мой брат обзавелся уазиком, так до сих пор и гоняет на нём везде и горя не знает. И немку я эту частенько в городе встречаю. Вроде ездит. Уж не знаю, хлопотно ли с ней её новому владельцу, или он её только при слабом минусе «выгуливает». У нас на Севере такое часто встречается, когда на зиму машины ставят на прикол.

А вообще Север – он на то и Крайний, что здесь очень много крайностей встречается. Одна из них – это преодолеть длинный трудный путь, достигнуть цели, и потом от неё отказаться. Потому что не всегда ради неё это всё затевалось. Говорю же, есть у северных мужиков развлечение такое – машины пригонять…


Рецензии