лс120 Пушкин тропы Парнаса и цеховые дела 2

Пушкин, асы русского Парнаса и цеховые разборки сочинителей

 Часть 2 сборника заметок

Литфон
книга из каталога Модзалевского о бибке АСП. Аналогично: ;uvres complettes d'Ovide, traduites en fran;ais ... par LeFranc de Pompignan – 1799 : Овидий ...: все три книги Овидия публия Назона на франц (как в бибке СП)  у нас теперь есть ... вот и все сумашествие утра 14 марта

: И в бане, и ванне, всегда и везде = вечная слава моей воровстве! :  Ovidius Naso, Publius. METAMORPHOSES D'OVIDE EN RONDEAUX. Published by Paris De L'Imprimerie Royale - 1676...

  В темах  АСП была: его обращение к метаморфозам "Чудовище - Красавица"  в мифологии древних - все трагично и АСП это вероятно понял ...  ибо кроме свахи в его писаниях возник образ гробовщика - могильщика и он уже не сходил с его страниц    а уж в голове   ... после прочтения патографии Минца, СИКОРСКИЙ И.  АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ ПУШКИНА, и ... забыл ...  - там маниакально-депрессивные психозы с увел. длит. припадков депрессии по сравн. с длит. припадков возбуждения (также не нормального)  = картина ужасная с летальным исходом обладателя сего шикарного психстатуса : как думаешь - что сильнее у Picasso: Сюиты Вилара или офорты (eaux fortes = сильные воды дословно)  к Мета-морфозам Овидия? Я смотрю на тему сочинения во франц школах и нахожу сие  и это темы по лит-ре ... Есть такие: Метаморфозы человек-зверь от мифологии древних до агрессивного постмодернизма ...  Образ человека зверя .... Дилемма Чудовище и Красавица в литературе всех времен....    И думаю : там тем кто пробрался в гимназию дают образование  ... разжовывают и всаживают ... пусть ориентировочно, но ориентиры есть    .... У нас: а) некому дать (ну что делать - у нас консерватор во всем АСП (кроме персональной творческой только свободы...)  = революсьонер ... а Е.О. - реализьма... б) нет даже и намека ... все предельно идеологизировано и зашорено ... сюиты Вилара (заказчик в 30-х) : пример:
 нас надули, хотя кайфа не поймали - ни активные, ни пассивные, ибо: привыкли НИКОМУ НЕ ВЕРИТЬ =  в офортах (для) Вилара - больше нестриженной эротики и гениталий,  в Офортах пур Назон - больше искусства линии.  Райкин шептал: мне так кааца. Кстати, лучшим рисовальщиком мира Пабло  называл Зверева : Oeuvres compl;tes d'Apul;e 1835г изд не нашел в сети  забираю тогда 2-х томник изд 1891. Oeuvres были в бибке АСП по каталогу Модзалевского (у меня есть в бумаге) , но ...исчезло… а ты гутаришь куда:
Тема -  Нарратология П-на ... - АСП особо в Е.О. бросил вызов нарратологам = он противник всех схем ... поэтому у него засилие пародий ... П.конференции в Стэнфорде   Для литературоведов АСП - кладезь ... Он как порог на Мсте – проверка профпригодности и квалификации стиховеда. Мне греет душу – где-то на ином полушарии или на другой половине попы – есть профи, относящиеся к АСП как мировому Гению (а не только как к Вершине Русского Парнаса – выражение одной француженки) и усердно ковыряющиеся в его тайнописи. Казалось бы – какой у них шанс прокормить себя анализами АСП?   В том то и дело – такой вопрос может задать только «русский патриот» … Мировая культура не различает  людей этнически  и АЦ, особенно uSA, уважает  за мысль и ценности мировой значимости как обще цивилизационные.
 
Парнас
1) Катенин - АСП: читаю мат-лы америк.конференции в Стэнфорде и нахожу Фомичева С.А "Онегинская строфа": "русскую октаву" (АбАбВВгг) предложил П.А. Катенин (ссылка на Эткинд Е. Г.  Русские поэты-переводчики от Тредиаковского до Пушкина - 1973). Однако стиховед  М. Шапиро (в кн. Статьи о Пушкине — 2009) указал:  Катенин предложил ввести в употребление «октаву» с иной конфигурацией рифм (AbAbCCdd). Он опробовал эту строфу в переводах из «Освобожденного Иерусалима» и «Бешеного Роланда» (1822), а впоследствии написал ею большую поэму-сказку «Княжна Милуша» (1832—1833).
Эксперимент Катенина не возымел успеха: подводя итог разгоревшейся дискуссии, Н. И. Греч язвительно заметил, что стихи Катенина «не октавы, а могутъ разв; назваться суррогатами октавъ, такъ какъ свекла была суррогатомъ сахару» (Греч 1822: 34).: В русскую поэзию форму октавы ввел Феофан Прокопович (1730). Подлинным родоначальником русской ямбической октавы был В. А. Жуковский= Шапир (там же).
Кстати, Фомичев далее пишет, что изобретателем "онегинской строфы"  (формулы) был Шаликов П.И. (Стихи его величеству государю императору Александру Первому на бессмертную победу под стенами Лейпцига в окт. 1813года"  но с иной, чем у АСП, последовательностью муж. и жен. рифм: аБаБввГГдЕЕдЖЖ...
2) Конкуренция за пост Главы лит-ры  была жесткой. АСП принципиально рассорился с Моск любомудрами  (они, разработав критерии Гения, то не давали это звание, то дали после пиесы Б.Годунов, потом снова отняли, АСП на них ворчал из-за "метафизики веревки"),  разошелся интригой с Гоголем (назвав его малообразованным), прервалась его дружба с Боратынским, с Вяземским отн-ия никогла не были искренними.  Не найти человека, что б поделился лаврами или не собачился ... а уж Наше Все не брезговало и интригами (история тяжбы с Катениным ими полна...)
Кто дал мне это тело
И с ним так мало сил,
И жаждой без предела
Всю жизнь мою томил?                Фёдор Сологуб, «Кто дал мне это тело...»

Парнас. АСП, Московские юноши («великомудры») и Концепт Гения  (КГ)
КГ_ один из центральных в эстетической системе «московских юношей» и к тому же прочно ассоциированный для них с «проблемой» Пушкина
1) Универсальность, зачастую понимаемая как способность к различным жанрам или родам искусства, вообще была вполне традиционным элементом концепции гения14. В середине 1820-х гг. центральное место в их концепции гения занимала идея универсальности, понимавшаяся двояко. Первый тип можно было бы назвать универсальностью миметической, или экстенсивной, — под ней подразумевалась способность художника к постижению всего универсума и всей человеческой истории, проявлявшаяся среди прочего в чудесном даре перевоплощения — так называемом протеизме. Главным примером универсальности такого рода для москвичей был Гете, объявленный конгениальным самой Природе.
прим. ПРОТЕИЗМ – а) стремление человека к самосовершенствованию, к познанию закономерностей развития природы и общества б) Способность к изменению формы, переменчивость.  в) способности проникнуться чужой душой
г) всемирная отзывчивость
2-ой тип  - универсальность философского типа — эвристической, или интенсивной12.  Художник, поставивший перед собой задачу «самопознания», мог достичь универсальности философского типа  Здесь основным примером служил Байрон.
Итог: универсальная образованность, проникнутая единым началом — философией, и исключительный склад души
2) важным элементом концепции гения была народность (национальность)
3) единства жизни и творчества художника - эстетические принципы подчиняются этическим, художественная свобода — соображениям общественного блага, гений должен отличаться от обычных людей нравственным совершенством и особым душевным строем — исключительной возвышенностью и пылкостью благородных чувств
4) главным критерием оценки художника - соответствие его произведений некоторой внеположной искусству системе идей, принцип подчинения искусства общественной пользе, адептов «истинного знания».

Парнасиады Мифы
СП и Арина  .... едут за Кальва Досом :
 
разгребая библиографию Шапир, набрел на  Чудакова М. О. (ред.) - Тыняновский сборник [1984-2009  Гаспаров М. Л., Смирин В. М. «Евгений Онегин» и «Домик в Коломне»: Пародия и самопародия у Пушкина  по рыломендации М.Ш.

Парнас. РиЛ
Проскурин О.А.  Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест (Научная библиотека) -  это высший пилотаж пушкиноведения...путем чистого литературоведения  с абс. любовью к инопланетным терминам ...  просвещает любого ацтека и питека : по сути половины прочитанного .... из важного почерпнутого у Олега:  1) пародия это не то, что я думал воспитанный на СМИ... это сурьезный литер.жанр в то время: два плана: а) как сурьезная попытка писать на ту же тему, но в ином ключе б) как попятка выставить курам на смех ... (более привычный план) : в этом смысле поэма РиЛ, хотя о многом в ней АСП потом сожалел (за расправу над учителями безжалостную), это попытка АСП решить серьезные литературные и поэтические задачи  в момент, когда русичи мучались над созданием "русской поэмы" и ее инструментарием ...
:недаром именно за эту работу Жук и вручил  АСП свой портрет со знаменитой подписью: Ученику от побежденного учителя  (также эн-планового смысла, но первым было признание АСП Принцем Русского Парнаса!) : РиЛ -  пародия на муки в основном Жука и Батюшкова над проф. работой в такой форме как русская поэма, включая ироико-комическую составляющую  и эротическую ее часть ... хотя в оной фоном в разных частях возникают и Оссиан, и Вольтер, и .. их легион,  что я опять удивляюсь : когда он успел не  только прочитать все это, но и окучить, обмозговать и блестяще разрешить профессионально (поэтически)  ....  и в среде талантливых пиитов и образованных и квалиф-х литераторов...    поразительно ...
Alex^ я поразился в своё время, когда прочитал, что ещё совсем маленький АСП (лет 6 ему было) целыми днями слушал, как Карамзин читал свои произведения. Я не мог себе представить, какой мозг должен быть у ребёнка, что б он так долго мог это слушать.
Книга выдающегося литературоведа В.А. Кошелева посвящена поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила" в контексте эстетических требований эпохи и в связи с жизнью поэта.   Приобрел... бумажную версию
Карамзин с его Бедной Лизой  был еще тот порнограф ... У него Ленский - это образ элегии  приговоренной к смерти... и убитой ... У него все крупные вещи - это диалог о жанре, форме стиха и каноне.   Ольга - это все пошлое в лит-ре, Татьяна - также элегична, итд ....
: не просто так его короновал Жук ...  Его попрекали за сюжет, за ... внешние стороны интриги (ее отсутствие ...итп) - а он занимался только инструментарием - только своим делом = процессом творения -  и ему нет дела до сюжетных болванок и всяких там противуречий и нестыковок  - он занят кухней поэзии ... вот и все =  если мы не образованы (а это так), мы должны понять = нам нет до этого дела, ибо мы профаны  неучи...то задача семьи – научить, передать знания, если они имеют для нее ценность, это задача училки языка и лит-ры - рассказать нам главное - какие литзадачи ставил пиит и как он их решил проф.способами...     а, если мы все только Шариковы, то не хрен нам трогать чужое нам дело  умыслами "типа реализм Е.О."    -  да АСП не имел об этом понятия ...: поэтому его и в гробу том нет - устал он от наших извращений о нем в нем кувыркаться ...: замечательно уже одно - своей первой поэмой РиЛ   (т.е. крупной формой литтруда)  АСП дал понять – я явился, трон мой, я  - гений на этой поэтической кухне
: Тень Баркова - не в счет.  Это поэтич шалости, в коей литзадача была одна - ввести в тронный зал Поэзии бытовой язык с его обсценной лексикой  и поддержать Ивана.   в Этом он солидарен с судом над классиком англ лит-ры (коий отстоял право в печатной книге все назвать своими именами о человеческой плоти и технологии плотской любви)
: рядом с собой (на возможно не на одну ступень ниже) он видел - Жуковского, Батюшкова, Баратынского ...   литфоном были многие на этом полигоне слова вообще и жанрового слова особенно, но прямой пародии и жанрового  диалога на профкухне удостоились именно они...
не бояться терминологии и проблематики - главное все равно будет выражено в простом языке    нормальный исследователь все равно дойдет до простоты = это аксиоматика всякой теории    поэтому мой наказ (совет) : бери и читай - главное в неьол книге о тебя не уйдет, а, наоборот, тебя настигнет   и воодушевит Знанием  ранее не проявленном в тебе самом.   вот и все ...
: Е.Онегина так никто в Рашке и не поставил в худож кино ... ссыт мальчик
: У Проскурина: Блестящий анализ лирической основы «Руслана и Людмилы» см. в книге: Слонимский А. Л. Мастерство Пушкина: наслаждался чтением квасного литературоведа Проскурина  Бесы Е.О и пр  квасный разбор суперпрофи = ...   
: прочитав  Батюшков К. ПЕСНЬ ГАРАДЬДА СМЕЛОГО, АСП начертал ... Прекрасно ...  литфон РиЛ... 
мыслил АСП не только метром рифмой жанром, но, прежде всего, литературными стилями ...
:каждая его вещь - это не сюжет и не интрига ... это всегда диалог с кем-то (ближе к концу - с пантеоном Богов и самим собой)  о литературных стилях, жанрах и словах   ...  как профи высоч квалиф его интересовало его проф дело -  а это Слово, слово в жанре, каноны , стиль ...  Посм. Бодлер "Поэтич искусство "  (искусство стихосложения),   а остальное - литература
: интертекстуальность оч важна дял понимания АСП .... не желающие или не способные в это вникнуть - пройдут мимо Пушкина и Е.О., например, останется для них "романом русской жизни", реализьмом и прочей бредятиной
- диалог стилей и отражений ...  квасно ... в любом даже казалось бы просто лирическом "задушевном " стихе  АСП всегда прежде всего работник Цеха Слова, жанра и стиля - и всегда борец с канонами и трафаретами просто надуманными для красивости и обособленности   : точнее сказать: в каждом продукте АСП есть многоплановость - для души, для тела, для Цеховой кухни ...   и всякому он дал свое.  Поэтому и Наше Все       Все

Мифы. Гений
 Пушкин - Гений, Наше Все ... В же чем суть гениальности его продукта? И вот, покопав и набив мозоли, я дошел (в первом приближении) к некоему просветлению тьмы необразованности и школьной закаканности впечатлений:
а) АСП - гений жизни - жил как хотел и помер как хотел = Гений Бытия и Жития (и тайны его ухода - не тайны...)  :
б) АСП - Гений Ремесла (в частности, литературного Труда), Гений Поэтики, Гений профессии и состояния души и разума  :
в) АСП - гений трудоголизма = гений, а как пахал и глубоко копал ... не стыдился труда  и попробовал прожить на Руси пером... не удалось? : идея первого - быть первым и успех здесь не критерий (Наполеон: первый всегда прав!) : не просто так, Гете, прочитав содержимое пушкинской посылки, ответил посланием: я могу спокойно умереть - на Земле появился пиит, больший знаток и строитель мирозданий, больший писатель и поэт - философ, чем я....   формидабль…
: а в конверт Гете вложил свое перо! : сложил перо - инструмент и символ полномочий ... вернул шпагу в ножны!?  Да - узрев нового следующего От Слова  (Логоса)  Посвященного (а ля Шюре!) в ином ранге посвящения и тайного (для нас - просто-филь и профанов) Знания

Парнас и Чернь
 тебе в ср.школе что будь о силлабо-тонике  хотя б шептали ...?   alex: а что это?  serjeo: поэзия наша русская особая = силлабо-тоническая...ну и как нам понять хоть что-то, а уж Наше Все   вот поэтому мы и чернь для него ... прав, противный... alex: чернь была везде, у нас её потом ещё и культивировали  serjeo: я повторюсь: Крепостное право - это юридическое закрепление сложившей практики жизни крестьянской общины (основного русского социума) - сие изобретение народа власть лишь использовала ... и распространила на все общество, сделав чернью все ...   и это доминанта и суть этого народа ...
alex1: чернь, это не только раб. У нас, так уж получилось, все были рабами.  serjeo: ja  alex: зато чернь только что имела возможность поговорить, почти напрямую, с царём батюшкой. А теперь обсасывают все этот разговор, а в это время обыск в ИКЕЕ, у Прохорова и пр... serjeo: газета - универс ср-во народа в бедности: подстилка на обед, на пир, в сортир... alex: мы просто не знали как это называется по иностранному. Но отсос существовал всегда : сейчас все перешли на интернет. И там всё засрали   serjeo : Формула Пушкина «Феодализма у нас не было, и тем хуже» - я помню мой дядя (4 концлагеря СС и потом +1 КГБ) бранился : хреносос...мне было исчо немного лет (это делать было исчо рановато...) и я все пытался расшифровать смысл ...  ушли годы ... alex: это Пушкин так сказал? когда же он успел это всё понять? serjeo: цитирует Тойбин И. М.  точнее так наз-ся его статься с цитатой АСП ... а уж как да еще Все да тем более успел (ли)  да исчо понять ...  ну ты хочешь от меня беспредела... alex: просто я думал, что это понимание (отчего мы такие дебилы) пришло намного позже. Отсутствие феодализма с его договорными отношениями - это основное serjeo: ja   alex: а АСП уже знал

Литфон - богатыри
К теме «Об источниках и литфоне Первой книги АСП  - Руслане и Людмиле». Кошелев В.А. Первая книга Пушкина. Фомичев С.А. в  Пушкинская перспектива приводит  слова Снегирева И .: «…многие из древних сказок, как, например, Еруслан, Бова, Петр Золотые ключи, взяты с итальянского или арабского (Снегирев И. Русская народная галерея, или лубочные картинки// Отечественные записки. 1822 №30 – см. в е-бибке внутри  Помета). Далее у  ФСА: позднее АСП узнает о конкретном итальянском источнике сказки о Бове – о рыцарской поэме «Буово из Антоны» (письмо к Вяземскому П.А. 1825 ) и в РТ «ПД №832» он делает конспект (extrait de Giguen;1) этой «самой древней из романтических поэм» (по Histoire litt;raire d'Italie. T4  par P.-L. Ginguen; ,... – 1824 – см. – у нас есть в е-бибке!) Но потом изыскано – Бова пришел туда из шотландских поэм Средних веков и герой оных : Sir Beves of Hamtoun , ставший у французов Буоном из Антона, у итальянцев Буово  Горько – и не от того, что сказки  «не наши» = они уже наши = по нашему было «сказывание» (по Далю), а от того, что 1) не было на Руси этих богатырей … не было, ни Ильи, ни Альоши, … НИКОГО   2) память о них – богатырях кн. Владимира…сохранилась не на земле Киевской Руси, а  на Русском Севере!  Только! 
:M;langes de litt;rature et d'histoire, par H. Bon de Villenfagne – 1788 Piron Alexis. La m;tromanie  com;die en 5 actes et en vers  [de Piron ] – 1843 Piron Alexis. La M;tromanie  com;die en 5 actes et en vers. - Nouv. ;d. d'apr;s le manuscrit de Dijon – 1905 Piron Alexis. Oeuvres complettes d' Alexis Piron , publi;es par M. Rigoley de Juvigny... - 1776Piron Alexis. Oeuvres in;dites de Piron (prose et vers)_1859  И : Ginguen;. Histoire litt;raire d'Italie. T4  par P.-L. Ginguen; ,... – 1824  The romance of Sir Beues of Hamtoun - E. K;lbing (ed.), 1885 W. B. D. D. Turnbull (ed.), Sir Beves of Hamtoun A Metrical Romance. Edinburgh Maitland Club, 1838 О Бове и др. древних русских сказках  Пушкин. extrait de Giguen;

Парнас: Пушкин, авторское право  и гонорары
1. Гессен : Литературному гонорару, как определенной норме, основание положено Пушкиным ….
2. Пушкин называл свой промысел Торговля СТИШИСТАЯ…. (см у Гессена)
3. Современники считали, что оная сделала его богатым и АСП с этим соглашался. Но богатство промотал…

Литфон
Источники РиЛ еще: Поэты озерной школы. Бова Королевич - это шотландский рыцарь ... возможно мифический: хотя все просто =  ну, ежели дружина (войско) Др. Руси было наемным (иноязычным) - так откуда рыцари м.б. не русами?  а аборигены кто?  и где они?  и почему вся слава древности досталась этим наемникам .... они дал стране Имя, управление, Закон (Правду), грамоту, оставив право на немоту
    рис. Васнецов. Нищий старик. 1874
:  а может все сказки о богатырях = это подстебка наших литераторов просвещенных и посвященных  над нашей богатырской кичливостью и патриотизмом народа – над источниками этого патриотизма.  Герои народа, его богатыри … не из этого народа   alex1: думаю, кто то был и про них писали по заказу. Правда про Алешу написано совсем не на заказ.  serjeo: Герои народа, его богатыри - не из этого народа. Парадокс? Нет. Ментальная доминанта: вотще то: у Радищева-отца  не Алеша, а Альоша ... смекай


Рецензии