Хобби Алексея Баталова

Когда я узнал о многолетнем хобби известного советского актера Алексея Баталова, известного по фильмам "Летят журавли", "Дело Румянцева",  "Дама с собачкой" и другим, я понял, почему было это увлечение автомобилями. Ведь мы представители сильного пола, и уметь водить автомобили, по меньшей мере, должны уметь.  Я сам стал обладателем личного авто поздно, в 45 летнем возрасте, но с тех пор старался каждый день посидеть за рулем и просто покататься. Я не считал вождение трудным делом, особенно при езде за городом. Я за рулем отдыхал.  Нет, мои руки и ноги работали, но вот голова была без посторонних мыслей, я был сосредоточен только на вождении и оценке дорожной обстановки. А вот все остальное время у меня в голове шел мыслительный процесс, обычно на производственную тему.

Но в отличии от нашего известного актера у меня не было богатого мецената, давшего ему деньги на приобретение первого автомобиля "Москвич", но вот такой же автомобиль мог быть в нашей семье, но не срослось, и пришлось ждать больше 30 лет, прежде чем я купил первый поддержанный японский автомобиль с правым расположением руля.  Но вот моим последним автомобилем была "Тойота", как у Баталова, только другая - RAV-4.

Но что я всё о себе и о себе,  дальше будет только об увлечении на всю жизнь великого советского актера, любимого несколькими поколениями советских зрителей.

Поклонники этого великого советского актёра знают, что Алексей Владимирович Баталов всю свою жизнь был заядлым автолюбителем. Он научился водить машину еще подростком во время войны, и с тех пор вождение автомобиля стало для него любимейшим занятием на всю жизнь.

Позже он не раз говорил своим студентам и журналистам в интервью, что если бы судьба распорядилась иначе и не подарила бы ему возможность стать актёром, то он бы точно был профессиональным водителем.

Первый личный автомобиль у Баталова появился в 1953 году, когда ему было 25 лет. История его появления уже стала легендой. В те годы он был молодым и еще никому неизвестным актёром МХАТа. Большим другом семьи Баталовых была поэтесса Анна Ахматова. В начале пятидесятых её единственный сын еще находился в заключении, и она всю свою материнскую любовь тратила на Алексея.

Однажды она решила сделать ему подарок – купить новый костюм. В те послевоенные годы модный мужской костюм был больше, чем просто одежда. Это был символ успешности и достатка, о котором в те годы все очень скучали. Но и стоил такой костюм дорого. Алексей это понимал и поэтому вежливо отнекивался от такого подарка.

Но в конце концов ему пришлось уступить. Правда на условии, что костюм он себе выберет и купит сам. На том и порешили. Анна Андреевна сняла в сберкассе свой гонорар за несколько последних поэтических сборников и вручила деньги Алексею.

В выходной день Алексей с утра поехал на Тишинский рынок, где в те годы был большой выбор одежды, в том числе и иностранной. Пообещал, что если ничего подходящего не подберёт, то купит отрез хорошего дорого сукна, и тогда костюм ему закажут у портного. Денег у него должно было хватить на оба варианта.

Но по пути на рынок Алексей проходил мимо комиссионного магазина, где среди прочего он заметил во дворе подержанный автомобиль "Москвич-400" серого цвета. Подойдя ближе, он увидел ценник, на котором была написана именно та сумма, которая у него лежала в кармане. Алексей решил, что это судьба, и купил машину.

Когда он домой приехал на «Москвиче», то приготовился к скандалу. Но Анна Андреевна достаточно легко отнеслась к такому «самоуправству» Алексея и даже попросила её прокатить, что Алексей с большим удовольствием сделал.

На этой машине, которую он прозвал в честь Ахматовой «Аннушкой» Алексей проездил до 1958 года, пока не купил себе новую модель «Москвича-407» на деньги со своего большого гонорара за главную роль в фильме «Летят журавли».

А когда позже пришли высокие звания и слава, артист купил себе «Волгу», которую в советском обществе могли позволить себе немногие.

В последние годы Советского Союза Баталов ездил на «Волге» ГАЗ-24. В конце восьмидесятых, когда в стране появились первые иномарки, а старая «Волга» актёра уже требовала капитального ремонта, по совету знакомых он купил подержанный «СААБ», а через некоторое время - вполне приличную «Тойоту». Тоже не новую, но в хорошем состоянии, которую специально пригнали в страну по заказу артиста.

Как позже рассказывал Алексей Владимирович, восторг от управления этой машиной он мог сравнить только с восторгом от покупки своей первой машины в далёком 1953 году. Машина была до того комфортной и удобной в управлении, что Баталов практически не вылезал из-за руля. Даже когда нужно было сходить куда-нибудь рядом пешком, он ехал на машине.

На этой «Тойоте» он отъездил почти двадцать лет, и во всех интервью, когда речь заходила об автомобилях, он с восторгом рассказывал о своей преданной и надежной «японке».

Однажды такое интервью попалось на глаза представителям «Тойота» в России. Они быстро сообразили, что известный и авторитетный артист мог бы стать великолепной рекламой их автомобилей. И вскоре один из менеджеров «Тойоты» пришел к Баталову с таким предложением.

Зная его страсть к японским машинам, ему предложили сняться в серии коротких рекламных роликах автомобилей «Тойота», которые заняли бы у актёра всего один съёмочный день. А взамен ему предложили самую новую модель «Тойоты», которая ему очень нравилась, и в самой крутой комплектации.

Та машина стоила около ста тысяч долларов США, и Баталов признался, что такие деньги заработать за один день было очень заманчиво. Но 78-летний актёр поблагодарил за предложение и отказался. Он сказал, что эти машины на самом деле очень хорошие, и он бы не покривил душой их рекламируя, но дело в другом.

Алексей Владимирович объяснил это тем, что уже перестал сниматься в кино, и ему бы не хотелось, чтобы поклонники запомнили его на все последующие годы не по его ролям кино, а по кадрам этой рекламы. И его позиция была с уважением принята руководством японской компании.

В свои последние годы он всё же купил себе новую «Тойоту», и надо отдать должное японцам, которые предоставили ему серьёзную скидку на эту покупку.

Сегодня, вспоминая такое осторожное отношение Алексея Баталова к съёмкам в рекламе, хочется, чтобы наши современные актёры поучились бы у своих учителей такому уважительному отношению к своей профессии. И чтоб они, наконец, тоже задумались - а в каких образах о них будут через годы вспоминать поклонники и зрители?


Рецензии