Семь-сорок

Виктор Матюк
 

(В память о городе – герое Мариуполе)

"Легендарный Мариуполь - неприступный для врага, уже 63 дня"

"Есть город, который я вижу во сне,
О если б вы знали, как он мне дорог!"
Леонид Осипович Утёсов

Семь-сорок

Из моих оставшихся в живых друзей – большая половина алкашей,
Не гнать же их взашей, что они прошли через много тюрем и лагерей не по вине своей!
Будущие грабители и воры выросли среди нужды и воспитывались под забором,
Они не шли на уговоры, а нападали всей ватагой или сворой на тех,
Кто шёл уверенно по стезе своей и был доверчив к судьбе!
Мой дом, где я был рождён, до сих пор не снесён,
Юность прошла в нём, словно замедленный сон,
В районе том был бакалейный магазин и его в пятидесятых годах открыл один
Видный господин, он ходил налегке – в одной гимнастёрке и галифе
И носил позолоченное пенсне! То ли по наитию, то ли по времени открытия
Магазин тот назвали – «Семь–сорок», там продавали бакалею, водку, мясо и творог!
Да видит Бог, что жизнь всем пацанам преподнесла урок, там каждый шнурок
Мог тебя пырнуть заточкой в бок, но всему приходит срок! Ходить там было опасно,
Но не очень страшно, в бою рукопашном побеждал сильнейший,
А победу присваивали старейшины! Водку покупали солидные граждане
В присутствии жены, а старые деды, что жизненным опытом были умудрены
И сквозь сталинские лагеря уже прошли, пили и кутили, магазины по ночам бомбили,
Потом тряпьё продавали, и барыши по братски делили! Вот так и жили
В те давние времена, бедной была огромная страна! Проходить без нагана
Могли только здешние хулиганы! Местная братва не ходила без ножа!
Она могла наказать любого вора и бомжа, но приезжих из-за рубежа отпускали!
Трали-вали! Были разборки и скандалы, кутежи и грабежи в полусырых подвалах!
Пацаны голодали, и не могли наесться до отвала! Покупали хлеб и сахар,
И каждый знал, что любой нахал будет наказан! Мимо протарахтел старый трамвай,
А в пивной подают пиво, сухую рыбу и чай, только деньги из кармана вынимай,
Эта жизнь совсем не похожа на рай! Она выше нас, и никто себя не выпячивает напоказ!
Кто-то уже обмяк и в его голове гуляет сквозняк, вот-вот начнётся головная боль,
Так что ты никого не неволь и не сыпь на сердце соль! Куда в те времена двигались мы?
Там вдали было царство тьмы, но от судьбы не уйдёшь,
Вот почему мы молча выслушивали враньё и ложь! Всю жизнь творишь
И что-то создаёшь, изредка по телу проходит дрожь, а годы жизни уходят,
Но былые воспоминания никогда не проходят! На столбах фонари висят
И лампы на них всю ночь горят, счастливы были все подряд!
Редко кто носит чёрный бант! Поднят на белой рубахе ворот,
Засыпает рабочий город! В магазине яркий свет, там даже перерыва нет!
Люди жили, как в бреду и не искушали собственную судьбу!
Магазин стоит на центральном перекрёстке, попасть туда очень просто,
Можно доехать на трамвае или повозке! Он в этих местах один, но каждый гражданин
Сможет его очертания по грязным стёклам узнать, он никогда не должен был пустовать!
Там улица моя и она возвращает меня из прежнего небытия!
Теперь там, где размещалась сапожная артель, знакомые места замела пурга и метель!
На дворе капель, видел Бог, что кое-кто от холода и стужи давно уже продрог!
Полночь на часах, приходится ускорять шаг, мимо воли в душу влетает страх!
Я иду по родимым местам, но не сам, а с женой! Мы вместе держим строй!
Что с тех пор здесь изменилось! Здесь пыль в те времена не клубилась,
Многие смерились со своей судьбиной и совсем не ходят по магазинам!
Висит лишь прежнее название – оно плод нашего воспитания!
Я в родные места вновь вернулся, кажись, обознался, но не обманулся!
Схожу с остановки – направо, и смотрю на проспект лукаво, мыслю - здраво,
Позади детские забавы! В двух километрах дым, он стал едким и густым,
Тяжело здесь жить людям простым, но город до сих пор невредим!
Исчезла за окном трамвая юность, появилась злость, потому что и мне пришлось
Писать при лампаде и пот тогда катился градом с моего чела!
Душу в тот миг охватила печаль и тоска! Здесь каждая деталь при описании важна!
Сердце сжалось, появилась к прошлому жалость, душа за ним истосковалась!
Годы летят безвозвратно, я же стою в дверях парадных один,
Город был восстановлен из руин! Рядом базарный люд шумит,
Кто-то рублями шелестит, а кто-то монетами звенит,
От отдельных граждан самогоном за три версты разит!
Душа вырвалась из плена и готова приветствовать перемены в общественной системе!
Я живу в этой дыре, словно матёрый волк в лесной норе! Жизнь – так себе!
Здесь унижают редко и ценят уважение к предкам! Мораль обмельчала!
Где же её конец и где же её начало? Страшное время настало!
Увы, не попрёшь против своей судьбы, особенно, когда стоишь у последней черты!
У магазина стоит знакомый с детства мужчина, у него улыбка на пол аршина,
Он может украсть кошелёк у любого господина, но понемногу он приближается к Богу!
Голова накрылась покрывалом белым и слилась с мускулистым, но морщинистым телом!
В общем, и в целом, всё возвращается на круги своя – такова суть земного бытия!
Он умён, но не богат, он в жизни совершил немало растрат, нынче на вдове женат!
Вот только нервы очень часто шалят, словно в шестьдесят первом! Он не был трусом,
Но тяга к порокам и искусам, сменила тепло на прохладу, исчезла с очей былая отрада!
Он помогал беднякам, нищим и старикам, но в его душе разрушен православный храм!
Прикрывает тоскливый взор огромная рука, скоро ли сюда прилетят грозовые облака?
Небо вот-вот покроет мгла, она на помине легка! Здесь бабы ищут не сильных, а слабых!
Не злись и былые времена не кляни! Проходит жизнь,
Так что поторопись понять её тайный смысл! Вот это мысль!
Держись и духом крепись! Рассветёт не скоро, трещат электроопоры,
А за обветшалым забором слышны пьяные разговоры! Там спорят!
Здесь слышен каждый шорох, но в этих разговорах истина рождается,
Хотя и она к утру напрочь забывается! Всякое в жизни случается!
Кто-то напивается, а кто-то от непосильного труда надрывается,
Но каждый своим делом всю ночь занимается! Одинокий прохожий,
Издали на моего друга детства похожий, куда-то спешит,
Кажись, ему не прискучила шальная жизнь! Мужичок невзрачный
Посещал места злачные и спал с чужой новобрачной!
В этом магазине в былые времена торговали даже керосином,
Рядом продавали наволочки и гардины, а так же простыни из цветного сатина!
Память, как решето, не желает узнавать никого! Я жил вот в том дворе,
Там много места для игры оставалось детворе, нынче времена совсем не те!
Люди полураздетые бродят по знакомым улицам до рассвета, мимо базаров и баров,
Когда-то и они будут старыми! Я дружу с рассветом, так положено поэту!
Время поглотит и меня и близлежащий гранит, но обручит с истиной святою,
Но я уже венчан со второй женою! Я его планы напрочь расстрою!
Всё дело в том, что я с детства слыл бунтарём и не вертел хвостом!
Моё слово для женщины – закон, она вошла в мой дом!
Пройден очередной Рубикон! Я же смотрю на проезжую колею
И вижу судьбу свою даже тогда, когда сплю или дремлю!
Мы с ней встретимся в раю! Я к излишествам жизни не привык,
Не зря чуть свет, чуть заря был рождён в созвездии Рыб!
Хватит хандрить! Надо полнокровно жить! Пора остыть!
Мимо проезжают фиксатые мужчины на дорогих лимузинах
И представительского класса машинах, останавливаются на минутку,
Отпустят в сторону молодых продавщиц странную шутку, купят бутылку водку
И на закусь возьмут атлантическую селёдку, посидят на лавке с местной братвой
И едут к себе домой! Они теперь не в тюрьме, а на службе,
Кажись, пришёл конец юношеской дружбе! Жизнь идёт сама по себе,
Время теряется в тяжбе, но каждый другому даёт совет,
Как сохранить дым от приятных заморских сигарет, а если в кармане денег нет?
Все они когда-то воровали и спали с бабами на сеновале! Мир этот не пуст,
Женщины помнят ласку их губ и нежность рук, а вокруг было море тишины
И сюда сбегали даже женатые мужики от выкрутасов собственной жены!
Коль страсть жива, на ум сами приходят нежные слова!
Для этого и проводится сенокос, чтобы в лес вывозить молоденьких коз
И не думать в этот миг о жизни всерьёз, уж лучше целоваться там взасос!
О чём можно говорить пьяному с трезвым? Такое бывало и прежде,
Все мы ходим по лезвию ножа, но такова судьба у любого мужика!
Кто-то бы согнулся дугой перед своей судьбой, но не такой мой герой!
Он не ходит босиком по лужам и вовремя возвращается домой на ужин!
Правда, он малость простужен и ему никто, кроме жены давно уже не нужен!
Что за ор?! Бабами и мужиками переполнен общий коридор! Не ори!
Уж лучше по сторонам пристально посмотри! Не кури! Никуда мне не деться,
Вместе со мною по родным коридорам шагает давно забытое детство! Ну и что?
Его черты мне надоели за этот вечер до тошноты! Дело в том, что грудь торчит колесом,
А в забегаловке стол накрыт на восемь персон, как все уместятся за маленьким столом?
Пока что я здоров, но вчера не мог сказать даже несколько приличных слов,
Сколько стоило трудов, чтобы вновь оздоровиться и заново не простудиться!
Я к окну прислонился, и мой взгляд на входной двери магазина остановился,
По мне уж лучше быть в доме с тёщей наравне, чем жить без налички
И по старой воровской привычке самого себя стыдиться!
Увы, трудно прыгнуть выше головы, никак не попрёшь против рока и судьбы!
Куда я влез без спросу? Кровь капает с носа! Я не боюсь тесноты, ты меня прости за то,
Что спокойно перешёл с тобой на ты! Этот грех зацепил нас всех! Не знаю, что творю
И с кем вслух в ночи говорю? Какие- то мужики наперебой толкуют со мной
О доле мирской, я же им не спешу давать отбой! Мы мудры, но только для детворы!
В былые времена ценилось слово чести, без него был закрыт путь к любой невесте,
Слов может быть сто или двести, но все они вместе как магнитная подкова
Притягивают к себе человека любого! Не переживай, что ты нищий,
Ты ищи истоки духовной пищи! Пусть пьянство перешло в категорию постоянную,
Огромную и пространную! Проходит всё, былое уже ушло, не злись и не кляни всех,
Кто сбился когда-то с пути! В чистоте дружбу храни и даже падших цени,
Даже если они в этот миг находятся в тени!
Там под гитару блатные песни хулиганы поют,
Но там был мой родимый приют, наскучило мне жить наедине,
Иных уж нет, и никто не даст дельный совет! Господа, тушите свет!
Смотрю на прошлое с усмешкой! Друзей ищу и недолго не мешкаю!
Орёл или решка? Каждый из нас в этом мире не король, а обычная пешка!
В этот миг мне допинг просто был необходим, иначе я буду для зла уязвим,
Хотя творю добрые дела, но никому не говорю – молчу и, как в былые времена, не стучу!
Могу обратиться к знакомому врачу,
Но даже своему заклятому врагу не пожелаю насупить брови
При виде алой крови! Мир женщин – приукрашен и многократно уменьшен!
Болит сердце и ноет печень, кто из нас не грешен? У всех происходит сдвиг по фазе,
Я же ни разу не ответил своим друзьям отказом, и даже мой язык
От уличного фольклора в полной мере до сих пор ещё не отвык!
Я – религиозен, мой план – грандиозен, не грохнуться бы оземь!
На дворе-то осень и воздух в ночи студён и морозен!
Вокруг всё мёртво и на улице - пусто, мне и вправду невесело и грустно!
Я заговорился с редким прохожим, он до этой жизни тоже дожил,
Но, слава Богу, что я ему ничего не должен – он и без того вспыльчив и нервозен!
Кажись, ему не хватило дозы и что же? Он встал в позу, раздался вширь
И на шее отвис лишний жир! Как он жил и кем он был? Зачем мне это?
Мне не надо ничего, не потерять бы толику ума своего! Я не боюсь темноты,
Но из-за какой-то ерунды здесь могут снять с руки не только японские часы,
Но и забрать последний кусок копчёной колбасы! Многих жизнь загнала в угол,
Кое-кто и вправду был напуган, но знает каждый парнишка,
Что не надо задирать нос слишком! Ага! Никто не застрахован от такого греха!
Просыпается толпа, она пьяна, но слегка, хотя это – сущая чепуха!
Хмель, как труха, осыплется и отлетит, мы же делаем вид,
Что жизнь на одном месте не стоит! В этом весь её колорит!
Когда беседу закончить или вновь её начать? Кричать или лучше промолчать?
Зачем бывших корешей своей начитанностью удручать? Лучше лишний раз смолчать
И себя из толпы не выделять! Как пить дать! Не стану хвастаться тощим кошельком,
Хочу в их глазах остаться солидным мужиком, а не дураком!
Вот моя улица, вот мой дом! Неужто болезненно ошибся я
И жизнь моя прошла без криков и битья? Не думал - не гадал, что детство я проспал!
Я за ним через дверную щель когда-то наблюдал! Без поражений – нет побед,
Голову посеребрил белый снег, мне немало лет, но о возрасте не принято вслух говорить,
А зачем тогда проявлять молодецкую прыть, когда душа о прошлом горюет и скорбит?
Путь в него за семью печатями закрыт! Не могу ни рукой, ни ногой пошевелить – устал я,
Ведь всю ночь было толчея, нет без дыма огня, а в мои мечтания
До сих пор ещё вплетаются детские воспоминания!
Не знаю, почему, но я друзей своих хвалю и их благодарю,
Но с испугом вопрошаю: «Быть может, я чего-то об их судьбе до конца не знаю?»
Между нами есть различия, но никогда не было даже проблесков двуличия!
У каждого своя стезя, лучше чья – их или моя? Не мне решать,
Было немало побед и утрат! Никому не дано на одном месте долго стоять!
Всё идёт к тому, что спасения от болезней не будет никому!
Нет доносов и лишних вопросов от молокососов!
Не стоит о каждой жизни рассказывать подробно,
Всё равно даже правда будет выглядеть неправдоподобно!
Приятна тишина, но и она пороков жизни не лишена! Исчезла фигура у моего окна,
Губа – не дура, она ведёт себя, словно прожжённая профура!
Сдуру можно, бог весть, что натворить, а как дальше жить?
Понять и простить и о былых грехах напрочь забыть! Карта бита – нечем крыть!

г. Мариуполь
29 октября 2012 г.


Рецензии