лс122 Пушкин тропы Парнаса и цеховые дела 4

Часть 4 сборника заметок из дневника ДИП

Парнас: Id;e fixe или акт Провидения Помысла и Предопределения…
Ужель он прав. И я не гений? Пушкин/   Всякая идея имеет спектр трактовок и версий. В простом его разложении имеется два полюса. И на одном из них версия простая, голая, без украшений умничанья – часто она менее детективная и гораздо ближе к искомой и недостижимой нами правде. Так и со способностью АСП к предсказаниям. Ведь схема  «Таня – Женя – январская дуэль – смерть поэта и  выгодное замужество Тани», в которой так легко видится троица АСП–НН-д-Антес, т.е схема «смерть поэта на дуэли из-за бабы»  является схемой «deja vu» - банальной, с которой легко совпасть, т.е. она наиб.вероятная из возможных для человека публичного и ревнивого до неприличного. Представить голышом ситуацию 1836 г:  АСП терпит неудачи за неудачей в проф. своем деле – его долги растут в  прогрессии – а тут пасквиль с дипломом рогоносца с публичным о сей награде извещением – женка НН признается: ах, была на блудках в казармах (в первонач.версии «меня обманно заманили, но я не дала») и «меня шантажируют Геккерны», требуя дать пассивному из гей-пары… Ну и что Пушкину остается? Бить женку чернильницей? Это также бессмысленно, как валтузить эту глупую луну на этом глупом небосклоне… Человеку, уже склоненному к суициду, поставленному у обрыва, перед Дверью Туда где засов на шесть часов…,  остается только хлопнуть этой дверью …
   
Мифы. Сам большой
 Мой идеал теперь — хозяйка,
Мои желания — покой,
Да щей горшок, да сам большой.     А. С. Пушкинъ. Путешествіе Он;гина

Прим. Сам большой ( устар.) — независимый, сам себе хозяин.  ЩЕЙ ГОРШОК ДА САМ БОЛЬШОЙ. Устар. Сам себе хозяин. Говорится о том, кто живет в достатке и ни от кого не зависит. Словарь пословиц. Видимо от "большой" - старший в доме, употребляется наряду с "меньшой" и "малой". Есть, правда, еще и версия, что сам - урожай. Вернее отношение собранного к посеянному. Считали так: сам-друг - собрали в два раза больше чем посеяли. Сам-пят, сам-шост, сам-сём - в пять, шесть, семь раз больше. у Ушакова:  САМ- (обл.). Первая часть неизм. прил., сложных с числ. порядковыми: друг, третей, четвёрт, пят, шост, сём, осьмой, девят, десят или количественными, со значениями: 1) во столько-то раз больше посеянного (сколько указывает числ.). Сам-друг (вдвое). Пшеница уродилась только сам-друг. Урожай сам-шост (в шесть раз больше посеянного), сам-восемь, сам-двадцать и т.д. 2) столько-то (сколько указывает числ.), считая вместе с самим действующим лицом, субъектом речи. Сам-друг (вдвоем). Он сам-шост  (т.е. семья его состоит из шести лиц, считая его самого). «Я сам-друг с тобой, слуга и хозяин.» А.Кольцов. «Осталася во тьме морозной младая дева с ним сам-друг.» Пушкин. «Остался Семен с женою сам-друг.» Гаршин

Парнас - Метафизика
АСП не особо любил то, что за простым ясным физисом. Не любил он метафизики. А вот русский наш язык назвал именно метафизическим!
 
Парнас
 После чтения Бориса Годунова  АСП просит Крылова признаться, что пиеса ему не нравится. Ответил И.А. притчей о пастыре и горбатом: - Бог благ - А как мне, горбатому - Для горбатого ты как огурчик хорош.  Оч символично…     alex: а ты легенду о Симоне-маге читал?  serjeo: книга Мейсон Иллюзионист: Время действия — первый век нашей эры. Место действия — римская провинция Иудея. В эпоху, когда народ ждет прихода мессии, появляется человек, который умеет летать: Симон Волхв — чародей, некромант, изгой, иллюзионист. Ему, которому подвластна древняя магия, бросает вызов одна из местных сект. Их основатель, Иешуа, распят как уголовный преступник, а их духовный лидер — Кефа, или Петр, — отказывается лидерствовать. Но он умеет то, чего не может Симон, и конфликт их мировоззрений драматически разрешается в Риме, при дворе Нерона, заложив основу будущей легенды о докторе Фаусте…Роман был включен в «букеровский» шортлист в 1983 году.
 
Парнас: парадоксы ген-и-альности:
 1) АСП создал литязык и поэтические экзерсизы на нем, кои никто не способен перевести на иной язык 
2) АСП - отец (pere = пэр, padre - отче) русской лит-ры без своей темы
3)  АСП создал литязык и поэтические экзерсизы на нем, кои никто более не то что неспособен, а просто не жалеет повторить - не рискует остаться без куска хлеба и стакана водки...дачи в Переделкино...или пайка себе и женке в доме на Остоженке...   пре-лестно, и не тесно …
 
Проповедь и заветы АСП
Сюжет 2: из двух знаменитых пунктов своей Пушкиногорькой нагорной проповеди или Завещания сам АСП не выполнил ни одного: Ты - Царь- живи один... и Смешить попов - не наше ремесло...
   
Ци, тата - Цинизм
Цинизм – способ обнаружения и обнажения проблемы

Парнас: Поэт и Чернь
Одно презирал АСП в человеке – неспособность к страсти. Бесстрастие = нищета души.  Разум, оснащенный просвещением и культурой – тираны духа. Бесстрастные и есть чернь. Совершенна лишь духовная полнота. Моральные добро и зло малоразличимы. Таково умозрение АСП и такова его мудрость по Гершензону.
Исчерпав горючее в топке душевных страстей, АСП погрузился в духовный холод - ад собственной души. Муза по кличке Дрянь сбежала в даль свободного романа. Поэт обмер и закончился.  Ему грозило смешение с чернью бесстрастной, пусть даже культурной,  умной и просвещенной, но бездушной и  столь им ненавидимой. Дальше  открылась  перспектива для одной лишь страсти – смертельной. И Пушкин отдался ей полностью. Остаться в живых было хуже смерти. Памятник он уже себе поставил. Духовный. Памятник прекращению задушенной страсти – памятник душевной смерти. Смерть тела ему абсолютно не важна. Fin.
 
Мефисто у Гете – это ни злой дух, ни диавол-сатана – это озорник, разжигающий страсть в Фаусте. Вагнер, Ученик и многие другие – чернь, не способная на фаустовскую страсть. Именно такой образ Духа Земли и привлек АСП в силу его собственного умозрения.


Рецензии