Монгольский прием

Друг мой, Владимир - человек серьезный, профессионал уважаемый, всегда был на короткой ноге, с юмором в любой ситуации. На заре оценочной деятельности в России числился он общепризнанным корифеем, и, как-то раз, был откомандирован финансово-банковским сектором на научно-практический симпозиум в США. Темы, доклады, умные мысли, вперемешку с белыми рубашками и строгими костюмами - все было приятно ожидаемо. Но не весть откуда появившиеся родственники достали его звонками в гостиничный номер, уточняли происхождение, и, как понял по разговорам, имели тайный умысел найти богатое наследство.  Человек он был уже в возрасте. А на вторую неделю испарились. Причину их поведения он объяснил просто. Это по отцу я Рубинфельд, а по матери Савичев. За своего не признали. Владимир смеялся – все скромное наследство оставили при мне. Тут все казалось просто.

А иногда от желания получить легкий доступ к богатому наследству приходится защищаться в суде. Он привел пример. Как то обратился к нему за консультацией судья высокой инстанции. Папаша одной наследницы, человек ловкий и пронырливый, во времена смутных перемен сумел приватизировать коридоры и лестничные проемы офисного помещения. Исправно получая плату за аренду, тем не менее, взял под недвижимость пухленький кредит и, не рассчитавшись, без лишних угрызений совести отправился путешествовать на тот свет.

Для продажи заложенного имущества ответчик – лопухнувшийся банк (тот еще рассадник блатной семейственности), нанял оценщика. Тоже сделали суд и ответчик. Мнения экспертов разошлись. Оценщик со стороны наследницы утверждал, что коридоры имеют ту же цену, что и офисы. Со стороны банка они имеют цену с дисконтом, со скидкой 50 %. А третий, от судейства,  завил, что квадратные метры имеют нулевую стоимость, так как без офиса использоваться не могут.

Владимир был поражен ловкостью приватизатора. Офисы-то занимали государственное учреждение. Впрочем, таких удивительных всходов с той поры проявлялось не меньше, чем грибов на лесной опушке после обильного дождя в летнюю пору.

Суть консультаций Владимира для судьи свелась к следующему. Все помещения, офисные и вспомогательные имеют сметную стоимость. Для этого достаточно провести калькуляцию затрат. Количество кирпича, цемента, плитки и прочих затрат умножить на стоимость единицы, добавить амортизацию используемых механизмов, добавить накладные расходы и зарплату с отчислениями. Вот и стоимость объекта сформировалась. Ну а далее ее можно поделить на основную и вспомогательную. Используя прием «техники остатка» определить на каждый вид причитающийся доход.  Например, посчитали по «затратному подходу» - офисные помещения стоят 100 млн. рублей. Если при этом ставка дохода на рынке капитала равна 6 %, то в год прибыль на объект при средней норме рентабельности составит 6 млн. рублей. На самом же деле арендатор получил 8 млн. рублей. Если из 8 вычесть 6 миллионов, то полученные 2 миллиона следует отнести к доходу от вспомогательных помещений. Дальше, используя «доходный подход», следует соотнести остаточный доход 2 миллиона  со ставкой рыночного дохода в виде коэффициента. Получим, что рыночная стоимость коридоров и лестниц составляет 33 миллиона рублей.

Несмотря на логичность рассуждений, судья посетовал, что ответчица вряд ли согласится, так как перед ней возникнет проблема недоимка по налогам. В ответ на возражения Владимир порекомендовал:

- Надо применить по отношению к ответчице «монгольский прием». Необходимо вернуться к начальной заниженной цене сделки при приватизации и просто проиндексировать ее по изменению стоимости строительно-монтажных работ. И тогда она вынуждена будет изыскивать для оплаты по кредиту дополнительные  средства.

- А что в этом приеме монгольского? – спросил судья, и услышал пояснение:
- В монгольской борьбе, в острой схватке, когда казалось бы борьба проиграна, проигравший может схватить соперника за болезненные причиндалы и крутить их до скорой победы. Поверьте, после этого судебная тяжба закончится скоро. Если она не захочет расплачиваться за не совсем законно нажитое наследство, то ей придется возместить банку большую часть кредита. Человек, поставленный в безвыходное положение, быстрее согласится на условия компромисса.


Рецензии
Спасибо, Григорий, за интересный текст.
Уважаю кочевников.
Но не всех, а только сарматов, гуннов, печенегов, мадьяр и монголов.
Аваров - не очень)))
С уважением,

Кузьма Калабашкин   29.04.2022 15:52     Заявить о нарушении
Пол-тора года был в Монголии за это время сложилось впечатление ,как о достойных и уважаемых людях стойких и верных традициям.Спасибо Кузьма.С уважением.

Семяшкин Григорий   30.04.2022 18:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.