Уголовное дело Хопер-инвест

               
      В конце 80-х и начале 90-х годов, в результате «новой экономической политики» Горбачева в Советском Союзе, а затем и в России, стали появляться наши «родимые» миллионеры. Только не в результате новых технических идей или выдающихся экономических познаний, которыми обладали данные люди, а простого надувательства основной массы населения.
   Вспомним некоторых из них: Артем Тарасов, первый легальный миллионер Советского Союза, Владимир Довгань – с одноименной кампанией, «Русский Дом Селенга» во главе Александром Саломатиным и Сергеем Грузином, «МММ» во главе с Сергеем Мавроди, «Властилина» с Валентиной Соловьевой и, наконец, 21-летний создатель финансовой пирамиды Лев Константинов со своей фирмой «Хопер-инвест». Было еще много других, да и сегодня их тоже хватает. Желающих заработать большие деньги всегда найдется, но они забывают, что «бесплатный сыр, бывает только в мышеловке».
  Многие из перечисленных лиц, заработали свои миллиарды в результате финансовых или же инвестиционных пирамид. Схема их работы представляет собой привлечение денежных средств участников (вкладчиков) в структуру фирмы и обеспечение дохода за счет новых вкладчиков. При этом основатели пирамиды скрывают сам источник получения дохода и ссылаются на их вложение в высоко прибыльные отрасли хозяйства, какой-либо бизнес-проект, тем самым и вводят в заблуждение своих вкладчиков. Первые вкладчики, как правило, действительно получают высокие проценты и тем самым, рекламируют фирму и, как бы, гарантируют получение высоких прибылей всем остальным вкладчикам. К примеру, если банки в 90-х годах по вкладам давали 3%, то инвестиционные пирамиды гарантировали доходность от 30 до 40%, а некоторые – даже 50%. Собранные средства не направлялись на бизнес-проект, а частично выплачивались первым вкладчикам, частично присваивались на личные нужды и в, конечном счете, эти пирамиды лопались как мыльные пузыри, оставляя миллионы вкладчиков без денег.
   В 90-е годы в России было учреждено около1500 финансовых пирамид и в результате их деятельности свыше 20 миллионов вкладчиков оказались обманутыми.
   Одной из таких финансовых пирамид и был «Хопер-инвест». Будучи начальником следственного управления мне пришлось руководить расследованием уголовного дела в отношении «Хопра», в Санкт-Петербурге. В городе имелось несколько отделений и оказалось несколько тысяч обманутых вкладчиков. Нами было установлено, что все деньги, полученные от вкладчиков, складывали в чемоданы и отвозили на поезде в Москву, где сдавали в головной офис. У нас, фактически, не было никаких финансовых документов, невозможно было, даже, проследить движение денежных средств. В связи с этим мы собирали только заявления потерпевших, допросили сотрудников отделений и передали все тома уголовного дела в Москву для дальнейшего расследования.
  Что же представлял собой «Хопер-инвест»?  Во главе данной финансовой пирамиды стоял Лев Константинов, который создал ее вместе со своей матерью Лией, родственником Тагиром Абазовым и приятелем Сергеем Суздальцевым. В своих многочисленных интервью Лев утверждает, что именно у него возникла идея создания фирмы, а все остальные только ее поддержали. Честно говоря, парню было всего 21 год, выдающимся экономистом он не был, да и вообще насчет его образования история умалчивает. Когда фирма начала трещать, он бросил ее на мать, а сам сбежал в Израиль, где проживает по настоящее время. За все пришлось расплачиваться матери, которая была осуждена на 8 лет, а сыночек в это время отлеживался в пляжах Эйлата. Так или иначе, он или не он, но в 1992 году в Волгограде возникла финансовая фирма «Хопер» (приток Дона), и создала около 50 отделений по всей России. Своим вкладчикам они втолковывали, что те являются не просто вкладчиками, но и соучредителями фирмы и с ними будут честно делиться всеми собранными средствами. Доход гарантировали от 30% и использовали весьма агрессивную рекламу с участием известных артистов. Деньги потекли в фирму и их стало так много, что Лев решил переехать в Москву и еще больше расширил свою сеть по всей России.
  Все-таки следует отдать должное Льву, он сумел не только создать фирму, но и защитить ее капиталы в весьма смутное время. Он не церемонился со своими конкурентами и врагов не боялся. Во главе службы безопасности он поставил бывшего начальника КГБ Волгоградской области, а личная охрана насчитывала около 70 человек из числа лиц, имеющих боевой опыт Афганистана и Чечни.
   В 1994 году финансовая пирамида Константинова насчитывала уже 75 представительств в различных регионах России и «Хопер-инвест» был переименован в «Группа Хопер». В 1994 году «МММ» Сергея Мавроди лопнула, вкладчики заволновались и стали требовать назад деньги, у Константинова начались проблемы с выплатами и тем самым привлекли внимание государственных органов, особенно налоговую инспекцию. Начались многочисленные проверки. Было установлено, что к тому моменту у «Хопра» было свыше 4 млн. вкладчиков, которые инвестировали свыше 500 млр. рублей. Тем не менее деньги продолжали стекаться в головной офис Москвы, и их явно вывозили за рубеж. Так сам, Лев Константинов был задержан на границе при попытке вывезти в чемодане 900 тысяч долларов. Скупал он также предприятия, дома, квартиры: имел контрольный пакет петербургского Гостиного двора, 51% акций Дома моделей «Кузнецкий мост», здание площадью 14 тысяч квадратных метров в пределах Садового кольца и мотель-кемпинг «Ольгино» и т.д.
  При возбуждении уголовного дела на все это имущество был наложен арест, но вкладчики возмещения ущерба так и не дождались. Деньги, полученные от реализации арестованного имущества, выплачивались в первую очередь юридическим лицам, затем сотрудникам «Хопра», а вкладчиков признали должниками в 5-ую очередь и им, конечно, ничего не досталось. Куда деньги делись? Это загадка. Сам Лев Константинов утверждает, что в настоящее время он нищий, живет в Израиле на 400 долларов США в месяц, на съемной квартире, и у него в холодильнике «мышь повесилась». Может это только подтверждает, что мозговым центром фирмы был не он, а его мать.
  В 1996 году Лев Константинов и Тагир Абазов сбежали в Израиль, а мать Льва, Лия, осталась в России и попыталась спасти фирму, но 6 августа 1997 года была арестована. Из 8 лет лишения свободы, отсидела только 4 года и была освобождена тяжело больной. Выехала в Израиль, где вскоре умерла. В России остался только приятель Льва – Сергей Суздальцев, который также был осужден вместе с Лией Константиновой к 4 годам лишения свободы.


Рецензии
Помню эту постоянную рекламу: "Хопер-инвест отличная компания - от других"))) Сколько народу тогда осталось без денег...

Олег Крупышев   14.04.2023 22:59     Заявить о нарушении
Если бы одна была такая. Спасибо за прочтение. С уважением Александр

Александр Козлик   11.05.2023 12:08   Заявить о нарушении