Военно - морские изобретения Остехбюро

                ВОЕННО – МОРСКИЕ  ИЗОБРЕТЕНИЯ  «ОСТЕХБЮРО»

Создание  Особого  технического  бюро  по  военным  изобретениям  специального  назначения, сокращённо  «Остехбюро», в  1921  году  связано  с  именем  изобретателя  В. И. Бекаури, получившим  мандат  Совета  труда  и  обороны, подписанный  В. И. Лениным. В этом  бюро  образовалось  шесть  отделений: специальное, авиационное, подводного  плавания, взрывчатых  веществ, электромеханических  и  экспериментальных  исследований. Спектр  задач, которые  поставил  перед  собой  энергичный  изобретатель, был  поистине  широким, на  их  решение  хватило  бы  задействование  целой  группы  научно – исследовательских  институтов. Все  задачи  основывались  на  использовании  радиоуправления  в  военном  деле, как  в  армии, так  и  на  флоте.

Уже  в  1922  году  в  бассейне  Петрограда  Бекаури  испытывал  мины  волнового  управления  (ВУ)  звуковым  сигналом. Своим  заманчивым  предложением  он  заинтересовал  красных  военморов, а  заключалось  оно  в  создании  управляемых  по  радио  торпедных  катеров, осуществляемое  с  эсминцев, позволявшее  без  потерь  вести  борьбу  с  вражеским  флотом. На  такую  разработку  Бекаури  получил  и  деньги, и  заводы  и  десятки  катеров  для  опытов.
В  феврале  1923  года  он  обращается  к  командующему  морскими  силами  РККА  Э. Панцержанскому  о  необходимости  постройки  в  ЦАГИ  первого  советского  торпедного  катера, что  и  было  сделано  А. Туполевым  в  ходе  работы  над  глиссирующими  катерами.
Для  создания  радиоуправляемых  мин  и  торпед  «Остехбюро»  в  1928  году  передали  ленинградский  завод  «Торпедо», который  до  революции  производил  торпедное  оружие. В  Финском  заливе  с  помощью  радиоаппаратуры, установленной  на  тральщике  «Микула»  были  успешно  взорваны  5  мин  в  заданном  порядке  на  расстоянии  25  км  от  корабля.
С  26  августа  по  30  октября  1935  года  «Остехбюро»  проводило  испытание  своих  радиоуправляемых  торпед  «Акула 1»  и  «Акула 2»  на  Онежском  озере  в  Петрозаводской  губе. Управлялись  они  с  самолёта. «Акулу 2»  решено  было  передать  даже  на  войсковые  испытания. Очевидно, что  отличались  эти  изделия  особой  конструкцией, так  как  сведения  о  них  засекречены  до  сих  пор.

Но, пожалуй, самым  невероятным  для  того  времени  покажутся  разработки  и  проектирование  Бекаури  радиоуправляемых  подводных  лодок. Для  этих  целей  в  «Остехбюро»  создали  специальный  отдел  под  руководством  инженера  Ф. Щукина. На  протяжении  1934 – 36  годов  в  нём  работали  над  созданием  атомного  подводного  специального  судна  (АППС), автономной  подводной  лодки  (АПЛ), радиоуправляемой  малой  подводной  лодки  водоизмещением  60  тонн.
Что  же  представляли  из  себя  эти  субмарины? Так  АППС  была  сверхмалой  подводной  лодкой, управляемой, как  одним  членом  экипажа, так  и  дистанционно  с  надводного  корабля  или  самолёта. Для  управления  использовалась  специально  разработанная  в  «Остехбюро»  аппаратура  «Кварц». Для  дистанционного  варианта  вместо  торпеды  имелся  заряд  взрывчатки  весом  полтонны. После  окончания  проектирования  АППС  началось  их  строительство  на  ленинградском  заводе  «Судомех». В  1936  году  две  построенные  лодки  прошли  заводские  испытания. Однако, на  этом  всё  и  закончилось, а  опытные  образцы  исчезли  неизвестно  куда.
Другая  разработка – АПЛ – автономная  подводная  лодка, названная  «Пигмеем», тоже  построенная  в  Ленинграде  (строитель  А. Щеглов), имела  надводное  водоизмещение  18,6  т, длину  16  м, ширину 2,62  м. Её  скорость  достигала  в  надводном  положении  5  узлов, в  подводном – 6. Она  могла  погружаться  на  30  м, уходить  под  водой  на  60  миль. Экипаж  составлял  4  человека. Вооружение: два  450  мм  торпедных  аппарата  и  7,62  мм  пулемёт. «Пигмей»  проходил  испытания  в  1936  году  под  Севастополем  как  «Подводная  лодка  <Остехбюро>», ею  командовал  старший  лейтенант  Б. Успенский. К  сожалению, во  время  испытаний  управление  лодкой  по  радио  с  самолёта  не  увенчалось  успехом, и  она  стала  испытываться  как  обычная  сверхмалая  лодка  с  экипажем. Выявленные  недостатки  не  смутили  руководство  ВМС  РККА, и  оно  приняло  решение  о  постройке  10  лодок  этого  типа. Некоторые  из  них  строились  на  «Судомехе», но  почему – то  не  были  завершены.
К  началу  Великой  Отечественной  войны  один  из  «Пигмеев»  оказался  в  ведении  Наркомата  ВМФ  в  качестве  опытовой  лодки. Пока нет  точных  данных, где  эта  АПЛ  находилась: либо  на  севастопольской  базе  «Остехбюро»  в  Балаклаве, либо  её  перевезли  в  Феодосию  на  территорию  испытательной  базы  морского  оружия  Наркомата  ВМФ. Известно  только, «Пигмей»  попал  к  немцам, а  в  августе  1942  года  им  заинтересовались  итальянские  морские  специалисты  по  сверхмалым  подводным  лодкам. Что  было  дальше, приходится  только  догадываться.

Несомненно, морские  изобретения  «Остехбюро», руководимого  В. Бекаури, способствовали  дальнейшему  развитию  советского  флота, но  взятие  им  сразу  нескольких  направлений  по  разработкам, окончательно  не  доведённых  до  ума, приводили  часто  к  отрицательным  результатам, поэтому, до  сих  пор  многие  материалы  «Остехбюро»  и  дело  самого  В. Бекаури  закрыты.

28  апреля  2022  года.                Вячеслав  Прытков


Рецензии