Плачь, гитара...

Четверо парней с нашего двора,
Во дворе беседка, плачь, гитара
Шахрин / Бегунов

Кстати, а почему у нас в песнях почти всегда гитара плачет? А потому что мы - тонкие лирики, понимаешь. После двухсот на грудь кажется естественным, подперев подбородок рукой, сказать присутствующему в компании гитаристу: «А давай нашу, ну эту...». Вся компания и гитарист прекрасно понимают, какую, и дружно, но нестройно подпевают, смахивая скупую мужскую или обильную женскую слезу ...

Но это так, лирическое отступление. А вообще гитары были почти непреложным элементом советского быта. Помните, вешалась она обычно поверх настенного ковра на гвоздик. Иногда, правда, была чисто декоративным элементом, потому что никто из хозяев играть не умел.

Вообще иногда за гитарой ходили к соседям, как за солью. Помните этот старый анекдот:
- Ну вот опять пьяная пришла.
- Что значит пришла? Я за гитарой.

В некоторых компаниях гитара вообще была абсолютно необходимым элементом любого праздника. Обычно как раз после вторых блюд, но до  десерта и раздавалось то самое «ну, давай...». Люди, умеющие играть или просто тренькать на трех аккордах, ценились. Традицией было, когда гитарист, взяв в руки инструмент, долго крутил колки и говорил: «Ох, чего-то не строит». И понеслась ...

Ну, и, конечно, дворовые посиделки в тех самых беседках или на скамейках. И репертуар был соответствующий, и качество исполнения тоже. Не зря же до сих пор на музыкальных сайтах есть специальный раздел «Дворовые песни». Как правило, они были такого криминально-сентиментального содержания про несчастную любовь пацанов и так далее. Кончалось всё, как правило, вызовом милиции бдительной Натальей Петровной из третьего подъезда: «Чего тут устроили кошачий концерт!»

Нельзя не упомянуть, конечно, событие, символом которого и является гитара - Грушинский фестиваль авторской песни (жанр уникальный и существующий только  на постсоветском пространстве). Это когда тысяч шесть человек или даже больше  собираются на речном берегу и упоённо слушают друг друга и друг другом восхищаются. Как говорится, что такое Грушинский фестиваль? Это когда вы, сидя у костра, поёте сидящей напротив даме в телогрейке с опухшим с похмелья лицом: «Милая моя, солнышко лесное...»

А помните традицию украшать гитары ГДРовскими наклейками с портретами девушек? Вот уж где апофеоз пошлятины.

Ну, а о самих гитарах - советские гитары, хотя и имели романтичные названия «Аэлита», «Стелла», «Тоника», качества были отвратительного. Ценилась чехословацкая Cremona, ну, это уже для особо зажиточных. А уж японский Ibanez (что ха-ха? Бренд такой) или американский Fender - это уже для небожителей.

И отдельно - про электрогитары. Опять же, совпромышленность не баловала. Были такие гитары «Урал», про которые группа «Водопад имени Вахтанга Кикабидзе» пела: «Гитара «Урал» - идеальное средство самообороны. Её убойная сила с лёгкостью достигает 10 мегатонн». Ну, тогда уже были у отдельных групп и «Стратокастеры», и «Гибсоны», но это для особо избранных. Говорят, Макар уже тогда завозил в Союз фирменные гитары, был у него какой-то канал посольский.

Так что, дорогие мои, берём в руки гитару - и, как пел «Чайф», внеплановый концерт на кухне.

Photo courtesy of Firmbee / Pixabay


Рецензии