лс134 Пушкин Спиритическая связь

 Спиритическая связь с Пушкиным

В середине XIX Европу поразил мистический вирус -  писк американской моды – общение с духами на спиритических сеансах. Во Франции, Германии, Англии на таких сеансах медиумы (лица, наделенные экстра-сенсорными способностями пудрить мозги и щекотать нервы скучающей публике) – посредники между мирами этим и тем  – связывались с душами умерших и задавали им вопросы на интересующие публику темы. В России спиритизм привился быстро - в первой половине 1850-х гг в великосветских салонах призывали души усопших. Более всего публику интересовали спиритические беседы с двумя персонами - Пушкина и Брюлловым …

(1)
В сентябре 1833 г Пушкин по дороге в Оренбург остановился на сутки в Казани. Вечером он был в гостях у профессора университета Карла Фукса. Разговор зашел о тайнах бытия, «посещении духов, о предсказаниях и многом, касающемся суеверия». Профессор и его жена были поражены, услышав, что знаменитый поэт надеется показаться друзьям и близким после кончины.
 
(2)
И вот в 1853 г Павел Воинович Нащокин, давний друг Пушкина, решил с ним повидаться … или , точнее, связаться с покойником  с помощью т.нзв. спиритической планшетки  = доски Уиджи или уия :
 
См. Никитин В. Н., Обухов В. Л. Религиоведение. Вероучения религий мира: Учебное пособие. — СПб.: Химиздат, 2017

Чтобы присутствующие при спиритическом сеансе не обвинили Нащокина в жульничестве, в роли медиума использовали девочку, не знавшую Пушкина  и не умевшую писать стихи. При первой же попытке планшетка пришла в движение. Гости с удивлением прочли короткое стихотворение:

Входя в небесные селенья,
Печалилась душа моя,
Что средь земного треволненья
Вас оставлял надолго я…
По-прежнему вы сердцу милы;
Но не земное я люблю
И у престола высшей силы
За вас, друзья мои, молю…

Во время очередного сеанса они спросили: — Не можете ли вы нам явиться, мелькнуть хоть тенью? Последовал ответ: «Могу. Соберитесь завтра, в четверг, и я приду!».
Нащокин и другие участники кружка оповестили знакомых. В назначенное время квартиру заполнили знакомые и полузнакомые лица, с волнением ожидая визита Пушкина. Ничего, однако, не случилось. Когда гости разъехались, Павел Воинович пошел в церковь. Позже он рассказал следующее:
«Улица была пуста… Только двигался мне навстречу по тротуару какой-то мужичок в нагольном полушубке, по-видимому — пьяненький, и сильно толкнул меня в плечо. Я остановился и посмотрел на него. Он также остановился и посмотрел. Что-то очень знакомое было в чертах его лица. Потом мы пошли каждый в свою сторону».
 
Во время вечернего сеанса спириты спросили дух Пушкина  почему он не явился на встречу. Планшетка в ответ вывела:

«Вы были очень напуганы, но я толкнул Нащокина на тротуаре, когда он шел к заутрене, и посмотрел ему прямо в глаза: вольно же ему было меня не узнать!».
Павел Воинович был в шоке: он ведь никому не рассказал о встрече с «мужичком». Решив, что дело зашло слишком далеко, он сжег все протоколы сеансов и пригласил священника  еще раз освятить свою квартиру.
Поэтому (возможно…)  в 1854 г Павел Нащокин образовал в Москве первый спиритический кружок. В него входили именитые литературные и общественные деятели той эпохи: русский писатель и этнограф Владимир Даль, декабрист Фёдор Глинка, журналист Николай Берг и другие. Чаще всего вызывали дух Пушкина. Но бывало звали поболтать Наполеона …
 
(3)
Барон Людвиг фон Гульденштуббе, парижский спирит, прославился опытами над «непосредственным письмом духов»:  сеансы проходили en plein air;  барон шел к могиле, скульптуре  или памятнику человека медиумом (эту роль исполняла его сестра)  клали там лист бумаги, вставали на колени и горячо молились. Через некоторое время на бумаге возникали слова, написанные невидимой рукой покойного. 20 ноября 1856 г коллекцию «автографов» пополнила «рука Пушкина»: великий поэт написал по-русски три слова: «Вера, надежда, любовь» — и подписался. Почерк записки и подпись не совпадали с прижизненными ... Но барона Гульденштуббе  это мало смущало: огн утверждал что смерть меняет людей.

(4)
Сестра Нашего Всего Ольга Павлищева «занималась столоверчением, полагая, что беседует с тенью брата Александра». Кроме того, она занималась серьезно хиромантией
 
(5)
После Октябрьской революции власть в России захватили материалисты, не приветствующие заигрывания с оккультизмом. Спиритизм заметно ослаб, но продолжал практиковаться в среде городской интеллигенции и крестьянства. Чаще всего по-прежнему вызвали дух Пушкина – великого поэта, погибшего в борьбе с самодержавием. Призывать Ленина считалось политическим кощунством и чуть ли не преступлением.
 

****

Ликбез:
• Раздьяконов В.С. «Расцвет и закат экспериментального спиритизма в России 1880-1890-х годов»
• Быков В.П. «Спиритизм перед судом науки, общества и религии»
• Аксаков А.Н. «Предвестники спиритизма за последние 250 лет»
• Китсинг И.В. «Естественнонаучная критика спиритизма и мистики в России во вт.й пол. 19-го века»
• Панченко А.А. «Спиритизм и русская литература: из истории социальной терапии»
• Герштейн М. Потусторонний Пушкин
• ж. historylost.ru. Пушкин и… Зазеркалье


Рецензии