С добрым утром, Ясная! , или Вы поедете на бал?..

-Вы поедете на бал?
-Поеду.
 -А какое Вы наденете платье?...

..."Да" и "нет" не говорить,
не смеяться, не шутить
черное-белое не называть,
а о красном и не вспоминать.
Вы поедете на бал?..
(популярная когда-то детская игра на внимание)

 Аллюзия в связи с  попавшимся под руку фото веселой массовой сцены молодежного давнего спектакля, а  к нему - добытой в  газетных подшивках чудными барышнями из краеведческого отдела нашей Асеевки и давней своей рецензией...

---------------------------------------------------
В Курском облдрамтеатре имени А. С. Пушкина состоялась
последняя премьера нынешнего сезона — спектакль «Джинсовый бал». |


  Одной из первых пьес драматурга Тамары  Ян  был "Ситцевый бал". Когда-то это было модным — молодежный вечер, где девушке в лучшем ситцевом (предпочтительно сшитом своими руками) платье вручался приз. И вот опять бал - Джинсовый.

 Главное действующее лицо любого молодежного спектакля — юный человек на пороге
жизни. Но в любом из них не менее важные участники  -  родители. Они — начало и причина многого из  происходящего с подростком. И независимо от того, сколько места отведено им в сюжете  авторами, молодежные спектакли поднимают-помогают решать прежде всего родительские проблемы. Вот почему так много вэрослых — учителей и родителей -  присутствует в зале на спектакле «Валет, Шериф, Полонез и другие...» А. Яковлева - еще одном молодежном, и  надо отметить, очень удачном спектакле нынешнего сезона в областном драмтеатре.

 Уверена, что и "Джинсовый бал" будет интересен многим родителям нынешних и будущих старшеклассников, педагогам, объяснит им многое, поможет лучше понять, что происходит с их детьми в эту прекрасную пору юности, о которой, что греха таить, мы забываем слишком быстро, идеализируя и приглаживая в памяти  воспоминания.
 
 Балы сманили дискотеки с  их  джинсовой модой, но разве так много переменилось в  мыслях, мечтах, поведении юных? И те же проблемы решают они и их родители, и с теми же вечными понятиями неминуемо сталкивается каждым шестнадцати- семнадцатилетний человек.

 Для главного героя спектакля — Кима (артист Сергей Симошин) пришло время переоценки ценностей, время первой любви, время Выбора. Как не  просто дается все зто парню!..

 Престижная девочка, - так говорит о Лене Колесовой (артистка Ольга Яковлева) бывшие приятели Кима. Как-то незаметно вошло в подростковый лексикон это взрослое слово «престижный». Престижно — значит быть "на уровне", престижно иметь фирменные  джинсы и модные диски, престижно выйти на люди с «фирменной подружкой».

 "Вещизм", о котором так много теперь говорится и пишется (к счастью, он далеко не всегда паруется с бездуховностью), стал модной болезнью и у подростков.
В прннципе, интерес к фирменным одежкам - само по се6е увлечение невинное. Ведь мода и  юность всегда идут рядом. Молодости свойственно чутко улавливать все самое современное, новое.
 
 И разве дело только  в джинсах или в длинных или  коротких платьях,
в узких или широких брюках? Какие  идеалы,  нравственные ценности усвоит на
всю жизнь молодой человек, что возьмет он с собой из юности - только ли пристрастие к лейбам и  дискам? Это важно. Об этом спектакль.

 Лена Колесова — не из тех, кого принято называть "трудными". И семья у нее вполне благополучная. Родители на только заботятся о детях, но, что называется, «день и ночи на спят», думая об их будущем. Но эта симпатичная девушка совершает предательство. Предательство любви. Ведь мама (артистка Людмила Скородед) «лучше знает», что нужно дочке для достижения того, о чем мечтает для нее опять же она, мама: столичный вуз, блестящее замужество и т.п.

  А вот родители Даши вроде и не слишком заняты воспитанием дочки, поглощенные своими трудовыми обязанностями, каждодневными делами. Но одной (лаконично и четко построенной) сцены разговора Даши с отцом (артист Геннадий Стасенко) достаточно для того, чтобы стало ясно, почему в этой семье выросла такая добрая, светлая девочка.

 «Джинсовый бал» — прежде всего об этом — о родительской ответственности за то,
какими войдут в большую и сложную жизнь дети.


 ...Очень хочется родителям видеть детей счастливыми, удачливыми. Но почему же порой они навязывают свой идеал счастья взрослеющим детям?..

 Многое в самой фабуле молодежных пьес традиционно повторяется: что ж, проблемы
юности вечны. Да, эгоистичная красавица наказана, добрая, но незаметная «золушка» оценена по заслугам, а герой в конце концов понимает, какие ценности истинные, а какие -  мнимые. Но справедливость торжествует только потому, что не могут не торжествовать добро, искренность, преданность. Достоверность игры каждого из исполнителей убеждает зрителя, что иначе быть не могло.

  Актеры ни в одной из сцен (хотя такая опасность в драматургическом материале была) не сбились на слащавость, столь несвойственную юности, но, увы, нередкую, когда речь о ней идет на сцене или на экране. Во многом этой убедительности помогло то, что юных играют юные, вчерашние выпускники театральных вузов.

 Интересно сыграла Дашу актриса Людмила  Мордовская. Второй сезон Людмила на сцене, но все ее героини — будь то Лида из «Прости меня» или Сесили из «Как важно быть серьезным» — запоминаются своей неподдельностью, душевной незащищенностью в сочетании с характером сильным, неординарным.

 Мордовская—Даша избегает эффектных приемов. Просто говорит и ходит по сцене «девочка из жизни», такая узнаваемая в своих очках и плиссированном школьном
фартуке, тихонькая, умненькая, самостоятельная и очень беззащитная, когда ее настигает любовь.

 Удался дебют актрисы Ольги Яковлевой. Свою героиню Яковлева не подает в черно- белом варианте. Она, несомненно, обаятельна, эта смелая, азартная, эффектная и уверенная в себе Лена Колесова. И что же, казалось бы, плохого в том, что ей, так привыкшей к успеху, хочется нравиться тому, кто больше всех интересен ей? Но что-то от холодной хищницы, любительницы острых ощущений уже просыпается в этой симпатичной кокетке. Ее не научили любить, сопереживать, думать о других — ее ли это вина? Однако актриса не оправдывает свою героиню, хотя и оставляет ей право на сочувствие зрителя.

 Одна из самых ярких индивидуальностей в молодежном ансамбле театра — актер Сергей  Симошин. Его необыкновенная пластичность, эмоциональность очень к месту и в этом спектакле. Образ Кима — психологически сложный, динамичный. Но, несмотря на юношеский максимализм и заблуждения, с которыми эта юная душа ищет близкую себе душу, в этого парня нельзя не верить.

 Молоды и те, кто поставил спектакль. Творческое содружество -  режиссера дипломника ГИТИСа А. Холмогорова, художника О Епишева (руководитель работы главный художник театра Вилен Нестеров) и балетмейстера Елены  Сапельченко -  под руководством  главного режиссера театра Юрия Буре оказалось подчиненным единому замыслу.

 Сценография — лаконичная, условная и удобная для построения мизансцен — в ритме
и стиле спектакля.

 Удались, как мне кажется, и массовые сцены, динамичные, эмоциональные, с танцами и музыкой в современных ритмах. Здесь весь мир подростка, но тольно внешний, тот, что на поверхности. Этот стремительно-неудержимый, немного бестолковый, суетливый (ведь сколько нужно успеть!), жестокий и добрый, чуткий и взбалмошный мир.

 «Громкие», яркие, экспрессивные сцены резко контрастируют со сценами основными, психологически насыщенными, порой лирическими, оттеняют, помогают лучше услышать их (Способствует этому и весьма удачное музыкальное оформление Ильи Сакина).

 Остановись, прислушайся, присмотрись! Таков ли этот упрямый человек Подросток, каким он кажется на первый взгляд? Разве одними лишь понятиями «дисков и «джинсов» ограничен мир современных юных? Так ли уж недоступны им настоящие чувства: та самая трепетная первая любовь, что всегда будет сопутствовать юности, и  искренность, и преданность, и  нежность?..

 Правда, далеко не все одинаково психологически оправдано. Стоило бы уточнить акценты, например, в последней сцене первого акта, за визгом и криком теряется действие, истинный смысл пооисходящего. События по сути дела не произошло, отношение ребят к главным героям не прозвучало. 

 Чуть нарочито решена сцена драки. Хотелось бы более глубокой разработки если не характеров, то хотя бы мотивов и поступков второстепенных персонажей. Но все это лишь частности, не снижающие общего впечатления от спектакля.

 Отлично поставлены в  «Джинсовом бале» танцы. Пластическое решение продиктовано
как бы изнутри, оно — органичное и необходимое выражение той переполненности чувств, которыми богат спектакль.

 «С добрым утром, Ясная!», — пишет на асфальте под окном у Дарьи Ким.  Этими же словами заканчивается спектакль. 

 И заключительная сцена, решенная образно и  просто, ставит не точку — восклицательный знак с многоточием под тем, что происходило в спектакле с юными героями, усиливает в душе то светлое, весеннее настроение, которым весь этот спектакль наполнен.

( "Курская правда" от 17 апреля 1983 года).
 
ПиСи:
"Боже, какие мы были наивные! Как же мы молоды были тогда!..")


Рецензии