О фильме Hagazussa

Посмотрел я фильм «Hagazussa». Картина позиционируется, как фильм ужасов. Конкретных ужасов я там не увидел, ничего страшного там не было, окромя реальностей деревенского быта немецкой горной деревушки пятнадцатого века. Интересно само название, которое везде переводится, как «Ведьма». Примерно так и есть, но здесь смысл уходит немного глубже:

«Слово Zaunreiterin (древнескандинавское t;nri;a , средневерхненемецкое z;nr;te, древневерхненемецкое hagzissa, hag(a)zus(sa)) – женское существо на границе (изгороди) между мирами, что между жизнью и может опосредовать смерть. «Она особенная, непонятная, непростая для понимания, та, что знает. В некоторых сагах она — femina saga, мудрая женщина». Только в период индустриализации в период раннего Нового времени сегодняшний образ ведьм был построен из этого».

Будут спойлеры!
Жила-была тётка в отдельно стоящем деревянном доме, поодаль от остальной деревни. Была у неё дочка, лет десяти примерно. Тётка, оказалось, смертельно больна. Что-то вроде опухолей по всему телу. Возможно, что и разновидность рака. В те годы ещё не знали таких диагнозов.

Мать болеет. Девочка пытается ухаживать. У девочки наступило менархе. Обнимая дочу, мать унюхала месячную кровь, попробовала её на вкус. После чего с криками убежала на улицу, где её укусили змеи, и она умерла.

Прошли годы. Девочка, которую зовут Альбрун, выросла. Теперь у неё самой грудной ребёнок. Живёт она в том же доме на отшибе. За это дикие жители деревни с их средневековым сознанием считают её ведьмой. Хотя та никаким боком не относится к колдовству, просто пасёт коз, доит их, делает творог и сыр. Куча сил и времени уходит на добычу пропитания.

Священник вызывает Альбрун, даёт ей отполированный череп её матери, чтобы та хранила его дома. И поклонялась ей. В те годы в христианстве очень сильно прослеживалась некромантическая составляющая. В монастырях, например, сохраняли черепа своих служителей, все стены были в черепах. Тут мы наблюдаем тянущиеся из язычества корни поклонения предкам и останкам святых, что несли в себе силу и после смерти.

Одна из жительниц подмазывается к Альбрун, типа дружит. Потом притаскивает своего борова-ухажёра, тот насилует Альбрун. Коз у героини своровали. Одну разрезали на части и повесили. Для красоты или устрашения — непонятно. Женщина обижена, она кладёт дохлую крысу в родник, текущий в деревню. Заодно ссыт сверху.

Видимо, особо жрать теперь Альбрун нечего. Она съедает галлюциногенный гриб. Её штырит. В трипе она топит свою дочку. Приходит в себя уже дома. Когда понимает, что утопила свою дочку, то оказалась не рада. Вполне возможно, что после этого она вошла в новый сумасшедший трип уже без грибов. Потому что потом она варит суп из тела своей дочки, ест её мясо. Её тошнит, тут она видит призрак матери, убегает из дома. На улице она умирает при лучах восходящего солнца и сгорает. Финиш.

Попробуем теперь искусственно воспалить своё сознание, погрузиться в состояние Синдрома Поиска Глубинного Смысла, и таки попробовать найти глубинные скрытые тёмные маячки просветления, что запрятал режиссёр в бредово-адские полтора часа фильма.

Живёт Мать со своим порождением, продолжением Женского начала. Канун Йоля. Должна придти Перхта — Тёмная Мать, которая ждёт подношения, ждёт жертвы. Поскольку тётка, мать своей дочери, далека от истинной магии, она вообще не в курсе. К ней приходят ряженые служители Перхты, которым она ничего не даёт. Тёмная Мать заберёт своё всё равно. После того случая тётка заболевает, а у дочки появляются первые месячные — физически она становится готовой для продления рода. Когда тётка пробует кровь своей дочери, приходит момент смерти, потому что есть готовность к продолжению рода. Она убегает и умирает от укуса змей — уходит в хтоничность к Тёмной Матери. Она породила, теперь пришло время уходить.

Альбрун, будучи неспособной себя защитить, подвергается обману и насилию. Со стороны мужского начала. Которое в патриархальный век злоупотребляло своей силой, а в пятнадцатом веке это проявилось особенно в связи с охотой на ведьм. Ещё её лишают её коз — её пропитания. Социальное растаптывается и уничтожается в диковатой девушке. И уходя в бессознательное состояние, она приближается к Природе, в которой всё слабое и нежизнеспособное уничтожается. В дикой природе мать загрызает и съедает своё потомство, когда становится невозможным прокормить детёнышей. Альбрун в бессознательном состоянии умерщвляет дочку. Потом ненадолго приходит в себя и снова уходит. После чего пытается сожрать своё потомство, выдавая образ бескрайней хтонической дикой женской энергии, которая не имеет границ без оформляющего начала, без сознания.

Социальное и сознательное, видимо, всё-таки пробуждается в голове Альбрун. Прямо совсем чуть-чуть, этого хватает, чтобы выбежать в ужасе из дома. И она умирает. Здесь хорошо подошёл бы суицид. Но оно как-то само получилось. Неразличение своих порождений и неограниченность проявления хтонической тёмной силы в Альбрун дополнительно подчёркивает её появившаяся в последние моменты слепота.

P. S.: зачем я посмотрел это? Зачем я вычеркнул из жизни полтора часа времени?..

Впрочем, на этот вопрос тоже можно попробовать найти ответ. В потоке женских энергий мне был символически показана оборотная, деструктивная сторона женского начала в её тёмном проявлении.

Женское Начало, Шакти, Инь, луна, нагваль, глубины бессознательного, лабиринты психической внутренней бездны. Женская энергия по принципу близка и соотносится с расой Древних. И в неограниченном проявлении это может проявиться именно в деструкции, как и все принципы, архетипы и проявления энергий в этом мире. Везде должна быть своя мера. Безграничная Инь, показанная в фильме, раскрывает свои тёмные (древние), дочеловеческие, доземные, иррациональные проявления. То, что лежит за пределами разума и понимания обычным дневным сознанием. Сила основ, сила глубин, хтоническая, первобытная, титаническая материнская энергия ведёт себя по своим собственным законам и принципам, что легко входит в жёсткий конфликт с привычным человеческим тоналем. И тут же видим по разворачивающимся в картине событиям, что переизбыток и бесконтрольность лунной энергии может погружать в безумие, нарушать восприятие, смещать в помешательство, в утопание в океане бессознательного. Яркий образ месячной крови, лик Тёмной Матери Перхты, призрак матери и её череп как проводник между миром живых и миром мёртвых, что опять-таки близко к луне и женской тёмной энергии, — всё это сюда же как признаки и проявления граней шакти.

2022 год


Рецензии