Низкопробная литература

Профессор Эрнандес повертел в руках тоненькую книжку, только что выданую ему в библиотеке. Он хотел, было, наскоро перелистать ее, но тут же поморщился, как от зубной боли.
Всю свою жизнь профессор преподавал литературу в университете, но никогда еще курс литературы современной не был для него такой мукой, как в последнее время! Если раньше он сам мог отобрать достойные произведения, то теперь его лишили такой роскоши. Руководство вдруг стало включать в программу какие-то невнятные книги, зачастую, рассказы начинающих молодых авторов.
На каждую такую книгу профессору Эрнандесу предстояло потом написать развернутую рецензию, которую публиковали в газете. Мало того, от студентов тоже требовали сочинение или реферат о прочитанном. Затем, в конце курса, писателя - молодое дарование - приглашали в университет, где профессор Эрнандес говорил проникновенную речь, а затем вручал смущенному похвалой автору, стопку этих самых сочинений. В газете появлялась статья о том, как институт поддерживает произведения неизвестных, но талантливых писателей. На фото благообразный интеллигентный профессор Эрнандес отечески пожимал руку молодому автору.
Все это откровенно претило профессору. Необходимость прочитывать совершенно бездарные произведения, искать в них, как в куче мусора, хоть что-то мало-мальски стоящее, и затем пытаться выдать его студентам как... как что? Как образец того, как не нужно писать и что не нужно читать?..
Профессор пытался протестовать, но ему мягко намекнули на то, что такова политика университета, и кому, как не ему, именитому ученому, преподавателю, отдавшему университету полжизни, не понять, как важна для начинающих авторов поддержка! Профессор был не согласен, но возражать больше не стал.

На этот раз сборник рассказов оказался сборником откровенного неприкрытого графоманства. Уже само название - "Все имеет решение" - было верхом пошлости и безвкусия.
- Даже в макулатуру мне было бы стыдно сдавать такое... - вполголоса проворчал профессор.
Он открыл рассказ, давший название всему сборнику - "Все имеет решение", и умещавшийся всего на одной страничке.
Велся рассказ от лица молодой женщины. Однажды утром, в первый день отпуска, она проснулась от пения птиц, увидела за окном солнце, и ей показалось, что день этот выдастся обязательно очень хорошим. После завтрака мать попросила ее сходить в магазин. По пути туда, ей позвонили с работы и велели срочно явиться - ее проект, обещавший фирме хорошие заказы, оказался никуда не годным. Расстроенная, она позвонила своему молодому человеку. Он сухо ответил, что не может сейчас разговаривать, но что им нужно обязательно поговорить вечером. Вдобавок, по возвращению из магазина оказалось, что она не купила масла, которое мать особенно просила. День, обещавший стать таким счастливым, был потерян.
Дальше, по ходу рассказа выяснялось, что с проектом все в порядке - на работе просто ошиблись. Масло мать нашла в самом низу сумки, под кошельком. Молодой человек при встрече объяснил, что был занят разговором с начальником: его повысили на работе, и теперь они могут пожениться.
Заканчивался этот немудреный рассказ тем, что его героиня ехала домой, любуясь кольцом на пальце, и думала, что все в жизни имеет решение. И вот на самом пике этой эйфории, она врезается на перекрестке в дорогую машину, и вспоминает, что страховка уже три месяца, как просрочена...
Смысл рассказа - жизнь непредсказуема и полна сюрпризов, был понятен, как дважды два. Но написан сам рассказ был на редкость примитивно, если не сказать убого. Штампованые фразы и обороты, повторения - словом, если начинающий автор и был талантлив, то, скорей всего, в какой-то иной области.

И вдруг профессору в голову пришла идея. Он даже удивился, как это не смог додуматься раньше до такого простого способа облегчить себе жизнь! Почему бы не отдать на откуп студентам эту неблагодарную и - да, можно и так сказать! - грязную работу? Почему бы, не отнимая драгоценного времени от лекций, не дать им, просто-напросто, задание прочитать этот сборник и написать потом сочинение по любому рассказу? Не слишком-то благородно, это правда, но ведь студентам и так, и так придется это делать, а его избавит от необходимости просеивать через сито словесную пыль в надежде найти золотое зерно.
Профессор с облегчением вздохнул, и настроение его заметно улучшилось. Он прекрасно понимал, что все работы, которые сдадут ему студенты, будут сплошной отпиской, но - какое это имеет значение?

* * * * *

Семестр закончился. Студенты готовились разъезжаться на каникулы, преподаватели улаживали последние дела. Скоро коридоры университета опустеют до начала следующего учебного года.
Профессор Эрнандес только что попрощался с коллегами. Впереди отпуск, которого они с женой давно ждали, чтобы в первый раз за много лет поехать отдыхать вдвоем.

- Профессор Эрнандес! - услышал он позади радостный голос. Обернувшись, он увидел бежавшую за ним по корридору одну из студенток, Алисию Морено.
Алисия была притчей во языцех среди студентов. Всегда не то полуодетая, не то полураздетая, растрепаная, слишком ярко, вульгарно и при этом неаккуратно накрашеная. Даже волосы, собраные в простой хвост, умудрялись торчать у нее в разные стороны. Неровная подпрыгивающая походка, угловатые движения и резкий, довольно неприятный, голос делали ее похоже на механическую куклу. Да и вообще, весь ее облик вызывал ассоциации с некоей разболтанной шаткой конструкцией. Училась Алисия ровно на проходной балл, ни больше, ни меньше. Если кому-то из преподавателей и приходило в голову повысить ей оценку, то зацепиться для этого было не за что. За все то время, что Алисия училась у него, профессор Эрнандес так и не смог понять, глуповата она или же просто ленива. Тот самый случай, когда, как смеялись преподаватели, все дело в запятой: отчислить нельзя учить.
Кроме того, за Алисией вечно тянулся хвост каких-то проблем. То ли разводились ее родители, то ли сама она переживала личные любовные драмы, то ли она уходила из дома, то ли все это вместе... Однажды профессор увидел ее в корридоре у окна. Алисия плакала, размазывая по лицу слои косметики, кулаком, совершенно по-детски. Он спросил, что случилось и нужна ли помощь, на что Алисия, громко высморкавшись, запальчиво ответила:
- Ха! Это им нужна помощь, а у меня все отлично! - и резко отвернувшись, ушла.
Профессор понял, что откровенничать, по крайней мере с ним, она не намерена.

И вот сейчас она бежала к нему по коридору, такая же растрепаная, криво размалеваная, чудом не наступая на развязанные шнурки кроссовок.
- Профессор! - лицо ее сияло, - Я хотела сказать спасибо!
Профессор Эрнандес привычно улыбнулся:
- Не за что, Алисия. Больше вы не моя студентка, но я желаю вам удачи на следующем курсе.
- Да не, я не за то! - непосредственно прервала его девушка, - Я прочла ту книжку, что вы нам дали. Ну, эту, с рассказами. Уууууух, какая она оказалась! Особенно, тот рассказ... ну, этот, где все имеет решение.
Профессор удивленно приподнял брови.
- И как вам показалсся этот сборник? - заинтересованно спросил он.
- Да ну его, я его весь и не читала! - фыркнула Алисия, - Я про тот рассказ! Вы знаете... все имеет решение!
Профессор ждал, что она добавит что-то еще, но она просто смотрела на него сияющими от радости глазами. Видя, что он ее не понимает, она аж подпрыгнула на месте от нетерпения:
- Да я всегда думала, что все плохо, а тут... Да все имеет решение! Ну, не всегда хорошее, но все имеет решение! Да вы поймите, как это гениально, ну!
- Гм... Алисия, - осторожно спросил профессор, - а вы до конца прочитали тот рассказ?
- Да я его раз сто прочла, наизусть выучила! Хотите, с любого места расскажу, ну, хотите? Здорово, что вы нам дали прочитать его самим, без ваших комментариев! Я прямо - ууух! Вот я бы в жизни так не написала!
Заинтересованность профессора сняло, как рукой. Бедное, безнадежно глупое создание...
- Скажите мне, - начал профессор, и хотел добавить:
- Для чего вам вся эта учеба, если вы не в состоянии понять простенький рассказ размером в страничку? - но потом вдруг посмотрел в эти глаза, светящиеся не вечной злой насмешкой, а искренним блеском от внезапного открытия чего-то важного, на эту растрепанную нелепую фигурку, излучающую не юношеский максимализм, а чистую детскую радость и... промолчал.


Рецензии