5. Дьявол прячется в деталях
Начнём с моего традиционного разделения, что есть два вида людей: одни живут по принципу «не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой»; другие по «делай с другим именно то, чего ни в коем случае делать с собой не позволяй». И все остальные есть промежуточная градация между этими двумя породами, которая колеблется в выборе в каждом отдельном поступке, и в конечном итоге склоняется к тому или другому. И деяния первых обычно воспринимаются, как добрые дела, а вторых, как злые. Поэтому про таких людей в определённом смысле (за некоторыми упрощениями) можно говорить, как о добрых и злых. А религия может иметь разные задачи. Одна из них может быть в реализации своей веры во взаимодействие с высшими силами, в заботе о своей души, и о душах других людей. Другая может быть в том, чтобы получить управлять людьми, заставив их верить в то, во что для этого надо заставить их поверить. И вот в соответствии с тем, какие из задач поставлены – добрые или злые, и какие принципы движут основателями/продолжателями религии, и определяется то, какой в конечном итоге она будет.
Если человек живёт по принципу «бери от жизни всё, что можно взять мечом», ему естественно при самом незамысловатом подходе иметь религию, в основе которой лежит принцип «живи с мечом в руке, умри с мечом в руке – попадёшь на вечный пир, где слаще всех пируют самые достойные носители мечей». Но мир этот устроен так, что побеждают в нём в конечном итоге не самые простые, а наиболее предусмотрительные. И если политика какого-то народа в отношении других «грабь, убивай, насилуй, и делай с ними всё то, чего в отношении себя не позволяй», он может иметь религию поклонения богу войны, которому нужно преподносить регулярные и кровавые (в той или иной форме) жертвы. Но у такой религии есть свои минусы, из-за которых она не пройдёт естественного отбора и в конечном итоге уступит другой, более предусмотрительной. Дело в том, что такая религия привлекает в основном злых людей, а добрых в неё загонять разве что только пинками. Надо прививать им злобу – это лишние сложности (особенно для простых), и всё равно не кондиция энтузиазма. При этом исповедующий такую религию народ позиционирует себя открытым врагом всех остальных. А если другие народы исповедуют менее агрессивные религии, то в противостоянии всех против всех более всего вероятно сплочение их против наиболее агрессивного, а это ему не выгодно. Выгодно разделять и властвовать, а не объединять всех против себя.
Более выигрышным вариантом будет другая религия, которая «и вашим и нашим», т.е. вроде как добро проповедует, а делать в конечном итоге приходится всё то же самое. Для политики одни плюсы: и со внешней стороны к системе лишних претензий не будет, и с внутренней обойдётся без лишней неприязни. Добрые пойдут за неё воевать с верой, что делают доброе дело, а злые увидят, что она и войну им вести не мешает, и добрых в помощь им за собой утягивает – и тоже её полюбят. Главное убедить людей в том, что дело доброе и правильное. Если это получится, это будет идеальная религия войны.
Это значит, что требуется взять и создать религию, которая проповедует якобы-добро, и заменить ею воинствующую, или взять религию, в основу которой изначально реально было заложено добро, и переделать её под свои нужды. И если люди не заметят подмены, всё будет работать, как надо. А какой изначальный принцип должен быть у религии, ориентированной на добро? Веди себя хорошо – попадёшь в рай; веди себя плохо – попадёшь в ад. Короче, как к людям в этой жизни относишься, так с тобой после смерти поступят. Это основной принцип, на основе которого будут примерно следующие уточнения: не убивай – это зло, не насилуй – это зло, не воруй – это тоже зло, не лги, и т.д. А как должна выглядеть религия, которая проповедует якобы-добро? Да точно так же, только в конце один маленький нюанс: если кто не хочет исповедовать этой религии (ну хоть в чём-нибудь, хоть в формальности какой-то или мелочи обряд какой-то не так совершает) – никакой ему пощады. И тогда в этом случае все остальные правила в отношении него отменяются. Тогда налетай, бей, осаждай, штурмуй, врывайся, грабь, убивай, насилуй, поджигай – всё это не будет считаться. Ну, или, как вариант, последний пункт сделать таким: слушайся во всём царя своего, и если он чего повелел – значит, такова божья воля. Т.е., так-то вообще, конечно, грабить-убивать-насиловать нельзя, но, если царю надо, тогда можно. Короче, дьявол прячется в деталях, и одна незаметная деталь может всё поменять (ну для тех, кто в корень зрит, а кто поверхностно смотрит, тот особой разницы и не заметит). Главное, чтобы целевая аудитория в деталях копаться не захотела. И если людям окажется не важным, чему на самом деле служить, а важным только верить, что служишь правому делу, всё сработает.
Как же должно быть устроено сознание людей, которое не должно видеть деталей, меняющих смысл? Ну, наверное, как-нибудь так: «Не убей – добро. Не укради – добро. Не лги – добро. Короче, добро-добро-добро – вона столько всякого добра, ну а то, что там в конце последнее слово за хозяином – значит, так надо... Ведь религия-то у нас добрая, а разве станет добрая религия зло добавлять? Значит, так надо для добра, нам просто не дано это понять, а почему так получается – вот это нам уже разбирать не интересно. Что значит – почему? Ведь нет же заповеди не ленись разбирать!»
Как же использует царь такую религию? А использует примерно так: вот есть заповедь «не убий». В контексте остальной системы она означает «не убий без моего разрешения». Потому, что, когда будет его воля, ты пойдёшь убивать вражеских воинов, и это разрешение будет иметь приоритет над заповедью. А без этого она может означать только не убей соседа своего в деревне, который является таким же воином царя, как и ты. Потому, что если ты его убьёшь, кто потом за царя воевать пойдёт? Нечего ослаблять войско хозяина – оно тебе не принадлежит. То же самое и с не насилуй. Изнасилуешь девушку – её брат будет думать, как тебе отомстить. Как убить тебя, а зачем царю разборки, которые ослабляют его войско? Не надо ему такого. И воровство ему в его царстве не нужно – ему нужна здоровая боеспособная экономика, которая потянула бы на себе все издержки войны, а откуда ей взяться, если никто ничего полезного делать не захочет, а все будут только паразитировать? Не лжесвидетельствуй – а то как царю разобраться, кто паразит, а кто нет, когда к нему на суд подозреваемого приведут? Невиновного ему осуждать не выгодно для хозяйства. Пьянство тоже не нужно – зачем царю воины с трясущимися руками? Разврат не нужен – когда воин погряз в разврате, ему ничего другого уже и не нужно; он всю свою энергию туда спускает. И азартные игры тоже вредны – они тебя сделают слишком жадным, тогда ты больше в свой карман грабить захочешь, а не в его казну. В общем, много чего нужно государю, чтобы ты соблюдал, только это не делает тебя праведным, если конечная цель этого – наиболее эффективное убийство, грабёж и насилие соседнего царства. Потому, что, чтобы было иначе, нужно убрать ту самую деталь, в которой дьявол прячется. Но только кое у кого основной гешефт именно в ней. А ещё у очень многих гешефт в том, чтобы не напрягать лишний раз свой мозг. И если такая схема им для этого подходит, значит, их всё устроит. А потому, если ты её посмеешь критиковать, то тебя надо карать за это куда беспощаднее, чем за несоблюдение всех остальных заповедей. Ибо, что угодно, можно простить: любой другой грех (религия-то добрая), только не вот это. И все люди, какими бы они добрыми с кем бы не были, в отношении этого должны быть решительны и неумолимы – так их будут учить. И они будут учиться, а вот думать, почему их так учат, не будут.
В меру того, насколько в мире будет распространён именно такой вид религий, получится ситуация, когда все кричат исключительно о добре и мире, а войн меньше не становится. Потому, что такие религии нужны не для того, чтобы их стало меньше, а чтобы воевать лучше. И вот существует, представьте, такая религия, и всё время вещает: «Люди, вы грешны! Вы погрязли в пороках! Кайтесь-кайтесь-кайтесь! За каждый свой грех прощения вымаливайте!». Не то съел – грех, не то выпил – грех, не так не девушку посмотрел – грех. Искупляй-искупляй-искупляй! Но как только наступает время идти убивать за то, чтобы у царя было больше золота, земли и рабов, она молчит. Более того, она часто ещё и благословляет на сиё мероприятие. «С нами Бог!», кричит, а кто особо отличится – тому сразу рай после смерти обещается. А если не захочет благословить – так тюк такого служителя по голове скипетром, и на вынос. И на смену ему другого, который захочет. Впрочем, для такой системы это скорее исключение, потому, что откуда в ней взяться на самом верху тому, кто не захочет благословлять? Там обычно те, кто думают о том, чтобы больше золота у них самих в сундуках было. А если войны приносят доход, то благословить на них святое дело.
Там скорее будут такие, кто сами хотят войнами рулить и начинать их в соответствии со своей выгодой. Чтобы золото в первую очередь в их сундуки шло, а потом уже в царские. И чтобы сами все рычаги власти держать в своих руках, а царь у них всего лишь одним из рычагов был. Вот такие скорее правило. И вот бодаются король с кардиналом за контрольный пакет влияния – у мушкетёров с гвардейцами чубы трещат. Вот такое чаще бывает. А чтобы против войн выступать – это какая-то другая причина нужна в такой системе.
Допустим, победит такая религия все остальные – на весь свет свою монополию распространит. Прекратятся ли войны с врагами её господа? Конечно, нет, ведь потребность в них от этого не пропадёт? Значит, начнёт воевать сама с собой – расколется на конфессии и давай бить друг друга. За небольшие расхождения в догмах, которые никак не удаётся уладить. Ну или, не дождавшись победы своей монополии, расколется на конфессии уже сразу, и начнёт воевать друг против друга, так и не одолев главных противников. Или, допустим, случится такая ситуация: другие конфессии далеко – не достать, другие религии ещё дальше, а рядом сосед единоверец, но в вопросах золота и земель консенсус не складывается. Начнётся междоусобица, и вперёд, убивать друг друга, во имя веры. Под одинаковыми знамёнами, именем Бога во имя его воли и с криками «С нами Бог!». «И ну и что, что сосед тоже говорит то же самое – он заблуждается, а бог-то на самом деле с нами. И пусть он верит наоборот, а мы верим так». Всё упирается в веру.
Психология таких людей проста: они все вроде как по заповедям живут. Все такие вроде добрые-добрые, но как только что-то мешает влиятельности их хозяев, сразу злыми оказываются. Сразу готовы на непримиримый бой идти со всяким, кто мешает борьбе за влиятельность их хозяев. Да и проповедь доброты проповеди доброты тоже рознь: ведь, это как в школьном образовании: можно предмет интересно и просто преподать, а можно так, что учащиеся будут думать, как бы быстрее отмучатся и не возвращаться к нему больше никогда. И вот такую заведомо не усваиваемую доброту религия может на словах проповедовать, а не деле просто ставить перед необходимостью идти и ратовать за то, чтобы у их хозяев больше гешефта было.
И вот живёт допустим, человек, в такой системе, молится, кается, все положения соблюдает. Все обряды, праздники – всё, как положено, кроме одного: подумать, а почему войн-то меньше не становится? И подумать, что ему в своём подходе к делу надо изменить, чтобы этому не служить? И его об этом спросишь, а ему это не надо. Ему надо всё остальное, кроме этого. И не мешай ему такими вопросами, не отвлекай от этого всего. И всё это у него в таком объёме, чтобы занять/загрузить его настолько, чтоб после этого его ни на что другое не оставалось.
Свидетельство о публикации №222042800936
Тэми Норн 13.04.2023 13:45 Заявить о нарушении
Тэми Норн 13.04.2023 14:15 Заявить о нарушении
Тэми Норн 13.04.2023 14:28 Заявить о нарушении
Роман Дудин 13.04.2023 14:47 Заявить о нарушении
Я каждый день сталкиваюсь с тем, как мне мешает отформатированность системой. Очень тяжело выдавливать из себя раба.
Тэми Норн 13.04.2023 14:54 Заявить о нарушении
Роман Дудин 13.04.2023 15:19 Заявить о нарушении
привыкайте к новизне
водными займитесь проце
ду-ра-ми
Роман Дудин 13.04.2023 15:30 Заявить о нарушении