На культурных пастбищах

Приятель рассказал о случае из студенческой практики, которую он проходил в редакции сельской районной газеты ещё в советские времена.
Ради шутки ему поручили написать о культурных пастбищах – их было не сыскать и днём с огнём. Но он с утра пошёл в библиотеку, где почерпнул необходимые сведения. А с ними отправился к специалистам, с которыми завязал разговор, вылившийся в итоге в толковую статью.
Если вкратце, то культурные пастбища отличаются от диких тем, что на них целенаправленными усилиями добиваются более качественного травостоя.
Подумалось, а ведь из своего рода культурных пастбищ состоит и наша цивилизация. И произрастают на них чудесные растения, чьи плоды наполнены сокровенной правдой жизни, говоря возвышенным слогом.
Агату Кристи восхитил старинный китайский рисунок: «На нём изображён сидящий под деревом старик. Он играет в бильбоке. Рисунок называется: «Старик, наслаждающийся праздностью».
А меня восхитили жизненные правила одной хрупкой француженки: «Никогда не жалуйся, не объясняй и не оправдывайся и ни перед кем не показывай своей слабости».
Йорн Утзон, архитектор здания оперы в Сиднее, увидел мудрость, скрытую в самом, казалось бы, простом: «В каждом саду есть свои сорняки. Но они не должны нам мешать наслаждаться садом».
На мой взгляд, статуя свободы не та, что в Нью-Йорке, а та, что в Париже. Зовут её Эйфелева башня. Высокая, видная, элегантная, лишённая всякого командного, агитирующего тона. Одним словом, свобода!
А наши приметы свободы по-прежнему дики – могучий лес, бескрайняя степь да широкая водная гладь. На мой опять же взгляд.
Допустим, кто-то поносит обожаемого вами Пушкина. Вы вступаетесь за своего кумира, готовы перейти от слов к кулакам. Но при любом раскладе хулитель останется при своём. Стоит пожалеть того, кто дошёл до ругани написавшего: «Я вас люблю…». Ясно, что его душа не в порядке. Лучше попытаться раскрыть ему глаза, а там, глядишь, и он зауважает солнце русской поэзии.
Рожая детей, мы выполняем волю Вселенной, постоянно созидающей наперекор разрушению. Созидающей рождением новых звёзд и продолжением своего рода каждой живой космической крупинкой. Мы можем пренебречь этой волей, в отличие от «неразумных» меньших братьев, растений и бактерий. Но отменить её не в силах.
Много лет знаком с крымским писателем Ириной Сотниковой. Она вела блог, богатый на разнообразные публикации. Понравились ей и мои рассказы. Завязалась дружеская ненавязчивая переписка. Снимаю шляпу перед человеком творческим, образованным, много умеющим, знающим жизнь из первых рук, ошибающимся, падающим и вновь встающим на ноги. Но если вдуматься – переписываюсь, и довольно откровенно, с женщиной, которую никогда не видел, не слышал и вряд ли увижу и услышу.
Совершенные копии любой картины или статуи возможны. Чем они хуже подлинников? Ничем, ведь они одинаковы. Почему же за подлинники выплачиваются астрономические суммы, а за их копии, которые верны, могут и в тюрьму посадить? Этого требует сверхприбыльная торговля выдающимися произведениями искусства. При этом страдают интересы простых зрителей. Из-за выгоды кучки богатеев и обслуживающих их интересы специалистов люди вынуждены ездить, плыть, летать по всему миру, чтобы полюбоваться шедеврами. А многими уже не полюбуешься, поскольку они надёжно заперты в частных хранилищах.
Почему бы не делать равноправные копии талантливых произведений и не размещать их в выставочных залах? Речь идёт о небольших работах, а не пирамидах и дворцах. Живые знаменитости, конечно, вправе сами решать судьбу своих творений. Кто от этого потеряет? Всё та же кучка богатеев. Но у них и так много нахапано, переживут.
Мой бог – это мой разум, какой уж есть. Могу рассчитывать во всех своих делах и помыслах только на него. Ему не нужны молитвы. Он требует одного – не щадить его, нагружать под завязку.


Рецензии