Человеческий характер

«На высоте, на снеговой вершине,
Я вырезал стальным клинком сонет».

И. Бунин. «В Альпах»

         Прелюдия

Люди, знакомые с психологией и размышляющие об особенностях  поведения людей, говорят при случае: Каков  характер человека, такова его и судьба.  А что всё-таки скрывается за этой фразой? Что такое характер и как он влияет на судьбу человека?  Узнать это можно, познакомившись с лекцией Доктора Штайнера «Человеческий характер», развернутый конспект которой с некоторыми комментариями даётся в настоящем эссе. Практически эта работа Доктора суть методическое пособие по исследованию с точки зрения духовной науки своего характера и характеров окружающих  людей. При таких исследованиях для иллюстрации положений духовной науки могут использоваться памятники искусства и поэзии. Вступивший на этот путь сделает много удивительных открытий. Занятие это непростое, требующее  значительных умственных и душевных усилий, но результат гарантирован…

Много раз уже обращался в своих работах к теме самопознания, глубочайшей философской, духовной и психологической проблеме, способной не  только познакомить человека с его внутренним миром, но и открыть ворота в миры не поддающиеся восприятию всем известными чувствами человека. Наиболее далеко и глубоко в самопознании можно продвинуться, используя антропософию, духовную науку, развитую в многочисленных трудах величайшего мистика Рудольфа Штайнера.
На мой взгляд, по увлекательности и полезности для саморазвития мало что может сравниться с такими исследованиями и погружениями. Пишу это по душевной склонности, в основном, чтобы самому разобраться в давно волнующих меня вопросах, но возможно мои поиски и открытия покажутся интересными и еще кому-то из посещающих мою страницу на литературном портале Проза.ру.…
Замечу, по ходу этой работы выяснилось, что она органично интегрирует все мои жизненные пристрастия и склонности, включая опыт научных исследований в области оценки руководящих кадров,  навыки  системного анализа, интерес к искусству и поэзии. Изучение духовной науки и понимание сущности человека всё расставило по своим  местам... Все перипетии моей биографии прояснились и обрели смысл: стало ясным, как судьба направляла мою жизнь; ничего, из того чем занимался по жизни, не оказалось лишним и бесполезным.
 
Самопознание,  самокопание …  зачем и кому это всё нужно? Как всегда в трудных вопросах познания, поиска смыслов, в том числе, и смысла жизни приходят на помощь поэзия и  великие поэты. Вчера поздно вечером из деревни после трудного рабочего дня мне позвонил Владимир Козлов, мой друг фермер, поэт-молочник - сам пишет изумительные стихи, рассказал об этом поэтическом феномене в заключительной части статье «Черный монах»  - и прочитал мне взволновавшее его стихотворение Ивана Бунина «В Альпах» (1901 год), проливающее свет на этот вопрос:

На высоте, на снеговой вершине,
Я вырезал стальным клинком сонет.
Проходят дни. Быть может, и доныне
Снега хранят мой одинокий след.
На высоте, где небеса так сини,
Где радостно сияет зимний свет,
Глядело только солнце, как стилет
Чертил мой стих на изумрудной льдине.
И весело мне думать, что поэт
Меня поймет. Пусть никогда в долине
Его толпы не радует привет!
На высоте, где небеса так сини,
Я вырезал в полдневный час сонет
Лишь для того, кто на вершине.


Этот шедевр, исполненный в строгой форме сонета, показывает, какой чистоты, глубины, символичности и выразительности может достигать поэтическая речь, и почему поэзия ставится на первое место среди прочих видов искусств...
Поэты часто пишут о вершинах и взбираются на них, чтобы подняться над человеческой пошлостью. И «Наше Всё» взбирался: «Кавказ подо мною. Один в вышине / Стою над снегами у края стремнины", и другие поднимались.  А горные вершины - это пальцы земли, указывающие нам, где нужно искать ответы на волнующие человечество вопросы. И они же (горные вершины) символы самостояния человека, обретения возвышенного, просветленного истиной и независимого от мнения толпы взгляда на жизнь.  Об этом глаголет нам гений русской словесности из далёкого 1901 года…. 
Кто-то назовёт Бунина гордецом, эгоцентристом, но мне близка и понятна поэзия этого аристократа духа, она вдохновляет на продолжение моей работы. Усиливает мое стремление подняться  на Вершину - для меня такой Вершиной стала антропософия - и прочитать там письмена, начертанные гениями. Такие стихи-послания остаются на века,  такого рода пронзающие душу и оживляющие мысль шедевры способны перевернуть жизнь человека.  Они подсказывают нам, как найти свою нишу в этом безумном мире, не стать воском в пальцах сильных мира сего или жертвой каких-либо искусных манипуляторов общественным сознанием.   
Ответ на поставленный выше вопрос:  размышления на подобные темы нужны тем, у кого есть потребность и способность вырваться из цепких пут обыденщины, пошлости, кто хочет  научиться понимать гениев, их пророчества и откровения, нужны тем, кто хочет понять смысл своей жизни.… «Поэт меня поймет»  -  поэты как никто близки к небожителям.  Недаром Рудольф Штайнер во многих своих работах, включая ту, о которой будет идти речь в этом эссе,  цитирует Гёте и раскрывает глубочайший смысл, скрытый в его произведениях, а в строфах «Фауста», показывающих вечную борьбу в душе человека добра и зла, можно найти много божественных откровений… Я в поэзии ищу то же самое, и мне  всегда приятно находить собратьев и единомышленников: сам начинаешь расти, когда Великие становятся рядом...

Все мои очерки, статьи и эссе  связаны  темой   человековедения, к которой я постоянно обращаюсь на протяжении  пяти  десятилетий своей жизни.. Сначала это определялось моей профессиональной деятельностью в лаборатории совершенствования методологии управления кадрами, последние двадцать лет судьба указала  на возможности использования поэзии в качестве инструмента познания человека и миров, постоянно манивших своей непостижимостью и непознанностью. Оказалось, что взгляд на интересующие меня явления через призму поэзии, и личное знакомство с живыми талантливыми поэтами, делает такого рода исследования ещё более увлекательными. Но самый мощный и тонкий инструментарий для познания жизни мне предоставила духовная наука.
Много случайных событий и встреч указывали мне этот путь. И сейчас всё больше и больше убеждаюсь, что  не заблудился на этих неведомых тропах и что, занимаясь этим творчеством, пытаюсь понять и положить на бумагу свою духовную биографию, страстно хочу определить самое главное своё предназначение, направление  жизни и деятельности. Убеждаюсь, что делать это  никогда не поздно, может быть даже особенно важно сделать это в завершающей части своей жизни. Надеюсь из текста этого эссе вы поймете, почему...  Правда, этот путь совершенно не связан с тем, чему мы отдаем все свои силы в молодости: с карьерой и успехом…

        Часть первая

Многие знают о  дружбе двух гигантов мировой культуры Иоганна Вольфганга фон Гёте и Фридриха Шиллера. Этот факт увековечен в бронзе: в германском Веймаре перед зданием Немецкого национального театра в 1857 году была установлена скульптурная группа, изображающая этих двух великих мыслителей, поэтов и философов. Этот факт тоже широко известен. Менее известна скульптура, на которой представлен уже престарелый Гёте, держащий в руках и сосредоточенно рассматривающего  череп своего друга, прожившего недолгую, но очень плодотворную жизнь (45 лет). Для правильного понимания этой  скульптуры нужно знать, что Гёте был посвященным и, кроме всего прочего, был одарен талантом духовного зрения и  мог проникать в сущность окружавших его вещей и явлений. Такие способности Гёте подтверждают его  научные работы по естествознанию, исследования морфологии растений и животных.
Возможность взять в руки череп друга у Гёте появилась при перенесении праха Шиллера к месту постоянного захоронения, и именно с описания этого события начинается доклад Рудольфа Штайнера «Человеческий  характер». Доктор говорит, что свои впечатления от  форм черепной коробки Гёте выразил в нескольких стихотворных строках:

Того из всех счастливым назову я ,
Пред кем природа-бог разоблачает,
Как, плавя прах и в дух преобразуя,
Она созданье духа сохраняет.

Перевод этого стиха с немецкого не представляется мне удачным, но смысл его заключается в том, что Гёте увидел в строении черепа друга отражение огромной духовной работы, проделанной им над собой при жизни. И он называет своего друга счастливейшим из смертных, так как очевидно природа-бог таким образом открыла ему одну из своих величайших тайн о существе человека, о проявлении духовных устремлений человека в чертах  внешности. Так дух может преобразить и облагородить облик человека, изменяя даже его костные ткани. Рассуждая о людях с необыкновенной внешностью, мы говорим, что это черты благородного человека. Вот это благородство души Шиллера и увидел Гёте, держа в руках череп друга. Так начинает Доктор свои рассуждения о человеческом характере в лекции, посвященной этой интереснейшей теме.

Эту историю он приводит для того, чтобы направить наши мысли в нужную сторону: «Кто в состоянии отдать должное такому душевному переживанию, которое испытал тогда Гете, тому будет легко направить мысли на те явления жизни, в которых вырабатывается внутренняя сущность, чтобы внешне выразиться в материальной форме, в пластических образованиях и линиях. И наиболее отчетливо предстает перед нами такой отпечаток, такое откровение внутренней сущности в том, что мы называем человеческим характером. Ведь в характере человека многообразно выражаются его постоянные переживания».  Говоря другими словами, наиболее часто посещающие нас мысли и переживания определяют характер человека, и наблюдая за их движением и содержанием можно составить представление  о том, чем наградила тебя судьба, что за внутренний мир ты несёшь в себе. Это одно из упражнений для развития способностей самопознания.
Существо человека можно назвать целостным, если мысли, чувства и поступки человека соответствуют друг другу и не вступают в противоречие. Всем известно о существовании категории людей, у которых слова расходятся с делами, или когда  они в одном месте говорят одно, а в другом -  о том же самом - другое: это говорит о том, что у такого индивида нет внутренней  цельности, и о неком изъяне в характере человека. Известно, что такой разлад может поставить человека в затруднительное положение или вообще привести к жизненной катастрофе. Гете хотел показать, что означает подобный разлад в человеческом существе, в знаменательных словах, которые у него произносит Фауст. Речь идет тут о словах, которые понимаются неверно даже теми, кто претендует на проникновение в замыслы Гете. Имеются в виду строки из его трагедии "Фауст":

Но две души живут во мне,
И обе не в ладах друг с другом.
Одна, как страсть любви, пылка
И жадно льнет к земле всецело,
Другая вся за облака
Так и рванулась бы из тела.

Есть еще один вариант перевода этих строк (Б. Пастернак):

Ты верен весь одной струне
И не задет другим недугом,
Но две души живут во мне,
И обе не в ладах друг с другом.

В переводе   цитируемого доклада Штайнера приведен  подстрочный перевод этого признания Фауста:

Две Души живут, Ах! В моей груди ,
Одна желает отделить себя от другой:
Одна держится в грубом любовном удовольствии
За мир сковывающими органами;
Другая поднимает себя властно из пыли
К полям высоких предков.

  Из этих трёх  вариантов можно получить довольно ясное представление о трагической раздвоенности  души Фауста. Штайнер пишет, что иногда эта раздвоенность преподносится как нечто нормальное для человеческих стремлений, но на самом деле это то, что человек должен в себе преодолеть. И такому преодолению ищущий человек может посвятить всю свою жизнь… Душевная раздвоенность, о которой здесь говорит  чернокнижник Фауст одна из самых разрушительных и в трагедии показано, к какому краху она приводит её героя. Бог в самый последний момент спасает его  отлетевшую душу, вырывая его из распростёртых объятий Мефистофеля.
О разрушительной силе  такой раздвоенности в предреволюционной России писали и русские поэты. Интеллектуальные блуждания и нежелание идти Божьим путём привели тогдашнюю Россию к трагедии Февральской и Октябрьской революций.  Не раз в своих статьях вспоминал стихотворение Николая Гумилёва «Франции», написанное в 1918 году:

Ты прости нам, смрадным и незрячим,
До конца униженным, прости!
Мы лежим на гноище и плачем,
Не желая Божьего пути.
В каждом, словно саблей исполина,
Надвое душа рассечена,
В каждом дьявольская половина
Радуется, что она сильна.

Можно только удивляться способности поэтов прозревать глубинные причины событий трагедийного характера. Видов такого рода раздвоенности различной степени тяжести в человеческой душе может быть много, но для меня как исследователя поэтического языка важно отметить, что мой метод их анализа подтверждают такие безусловные авторитеты, как Гёте и Доктор Штайнер. Они подтверждают моё убеждение в том, что истинная поэзия  суть источник сакральных знаний и ключ к открытию многих тайн Вселенной, «уникальный инструмент познания» (выражение И. Бродского). Об этом же нам пытается сказать и другой русский гений Иван Бунин, со стихотворения которого я начал это эссе. Для понимания и восприятия этих знаний нужно только найти свой Путь, пройти этой каменистой дорогой и подняться на Вершину.

Однако вернемся к тексту доклада Доктора.  Он пишет: Если мы хотим постичь душой сущность человеческого характера, нам надо сегодня вновь обратиться мыслью к тому, о чем мы сказали в общих чертах, рассуждая о сущности благоговения. Мы вновь должны обратить внимание на то, что душевная жизнь человека, его внутренний мир в действительности представляет собой не просто хаос беспорядочного волнения ощущений, влечений, страстей, представлений и идеалов. Надо с полной определенностью сказать, что человеческая душа состоит из трех обособленных членов, что мы совершенно точно должны различать  низший душевный член - душу ощущающую, средний душевный член - душу рассудочную, или душу характера, и высший душевный член - душу сознательную.
Понимание сущности и строения человеческой души даёт  отправную точку для понимания сущности и назначения человека, поэтому постараюсь пояснить, чем живёт этот душевный орган. Воротами, связывающими нас с внешним миром, являются известные всем пять органов чувств (зрение, слух, осязание, вкус и обоняние). Благодаря уникальным способностям физического телу (наличию органов чувств) и дающего ему жизнь эфирному или жизненному телу поступающие из вне неиссякаемым потоком  впечатления (свет, цвет, звуки, запахи и прочее) непрерывно преобразуются в ощущения, которыми мы отвечаем на впечатления внешнего мира. Источник этой деятельности по отображению окружающего внутри человека и называется душой ощущающей. Душа ощущающая  также реальна, как и наше физическое тело. Доктор как ясновидящий пишет, что если ощущения вместе с душой ощущающей удалить из видимой ясновидящему картины человека, то оставшееся будет напоминать полотно лишенной красок картины. Для полноты представления нужно добавить, что к ощущениям примыкают  чувства удовольствия и неприятности, влечения, инстинкты, страсти.  Они также суть члены души ощущающей.
 Душа ощущающая может существовать, почти не будучи затронутой мышлением. Душа ощущающая - это прежде всего то, что воспринимает впечатления внешнего мира. Она - тот член человеческой души, который посылает дальше во внутренний мир чувственные восприятия.
Кроме того, душа ощущающая дает зародиться во внутреннем мире чувствам удовольствия и неудовольствия, внутренней радости и боли, которые непосредственно следуют за тем, что приносят нам восприятие и наблюдение внешнего мира. Главным образом из этой души ощущающей исходят влечения и инстинкты, страсти и аффекты человеческой природы. Человек развился из этой души ощущающей, он поднялся выше, он пропитал эту душу ощущающую своим мышлением и сопровождаемым мышление чувством.  Если в душе ощущающей главное это питающие её чувства плотского и социального плана, то для развития её и формирования души рассудочной и души сознательной необходимо наличие у человека развитых способностей мышления (наличие разума и мудрости, о которых шла речь в статье «Два ума»). Возникающие при таких мыслях чувства возвышенного плана и наполняют два высших члена души и обеспечивают духовное развитие человека.   Люди, не обладающие такими мыслительными способностями - а их большинство - сами того не ведая, в своём развитии остаются на уровне души ощущающей.


Эти три члена в душевной жизни человека надо различать. Однако они не могут существовать раздельно: человеческая душа должна быть единой. Что же приводит эти три душевных члена к единству? Их приводит к единству то, что мы называем в собственном смысле слова человеческим Я, носителем человеческого самосознания,  проявляющее себя  через присущую человеку способность мышления.
Тогда оказывается, что в этом человеческом душевном существе, которое мы делим на три части: низший душевный член, душу ощущающую, средний душевный член, душу рассудочную, или душу характера, и высший душевный член, душу сознательную, Я является как бы Главным действующим лицом, которое внутри нашего душевного существа играет на трех душевных членах, как музыкант играет на струнах  своего инструмента. А та гармония или дисгармония, которую Я извлекает из взаимодействия трех душевных членов, лежит в основе человеческого характера. 

Доктор здесь говорит о трёхчастном строении  человеческой души. Душа ощущающая включает в себя чувства самого низшего уровня, связанные с удовлетворением простейших потребностей и  других, отражающих жизнь человека в социуме, расположенными в основании широко известной пирамиды потребностей Маслоу.  Душа рассудочной или душа характера охватывает чувства, облагороженные мыслями морально-нравственного свойства. Такого рода мысли, выходящие за рамки обслуживания проблем социальной жизни, относятся к категории разума.  Мы называем душу рассудочную также душой характера, поскольку эта душа поистине двойственна, ибо в человеке действуют как рассудок, так и характер, ощущение. Поскольку действует характер, сердце может чувствовать то, что закрыто от рассудка. Когда человек говорит «сердцем» чувствую» - это и есть проявление его характера, который таким образом направляет и творит его судьбу. Т.е. познание жизни у человека происходит как с помощью разума так и путем озарения, чувственными способностями его сердца, которое способно открыть человеку сокровеннейшие тайны надземным миров и Божественной Любви. Многие поэты в своих творениях по наитию писали об этом. Вот, например, как И. Бунин в стихотворении «В кресле»  прозрел это свойство человеческой души:

В дачном кресле, ночью, на балконе...
Океана колыбельный шум...
Будь доверчив, кроток и спокоен,
Отдохни от дум.
Ветер приходящий, уходящий,
Веющий безбрежностью морской...
Есть ли тот, кто этой дачи спящей
Сторожит покой?
Есть ли тот, кто должной мерой мерит
Наши знанья, судьбы и года?
Если сердце хочет, если верит,
Значит — да.
То, что есть в тебе, ведь существует.
Вот ты дремлешь, и в глаза твои
Так любовно мягкий ветер дует —
Как же нет Любви?
9.VII.18

А вот свидетельство советского поэта Александра Галича:

Говорят, что где-то есть острова,
Где четыре не всегда дважды два,
Считай хоть до слепу - одна испарина,
Лишь то, что по сердцу, лишь то и правильно.
Вот какие есть на свете острова!

                ***

В этом  кратком отвлечении, навеянном изумительным по чувству и глубине стихотворением Бунина, хочу, используя антропософскую терминологию, показать как работает уникальный инструмент познания, как работает поэтический язык в сознании гениальных поэтов, как звучат струны талантливой, гармоничной, хорошо настроенной  человеческой души.  Через орган слуха душа ощущающая поэта, сидящего в удобном кресле на балконе, воспринимает успокаивающий, колыбельный шум океана. Обычный человек под этот шум скорее всего сразу бы задремал, а поэт начинает думать о своих чувствах, пытается разгадать голос ночного прибоя, голоса ласкающих берег волн, но для восприятия этих голосов нужно отпустить дневные думы о дневных делах и заботах, успокоить его, перейти в состояние безмятежности. И эта умственная работа, изменение тональности ума переводит душу в состояние  души рассудочной, в состояние кротости, доверчивости и покоя, в котором человеку начинают открываться скрывающиеся за этими ощущениями истины и откровения, Кротость, доверчивость и покой - это тоже чувства, но уже другого более возвышенного плана, вызванные жизнью рассудка поэта.
Игра чувств продолжается: снова вступает душа ощущающая - ветер приходящий, уходящий рассказывает поэту о морской безбрежности, а мысли Бунина приобретают ещё более возвышенный характер о существовании Хранителя людей спящих на этой даче, о существовании Высшего существа, которое мерит должной мерой знанья поступки и дела людей. И в этом месте вступает вторая часть души рассудочной, душа характера: она отпускает мысли и говорит-вещает, что, если человек  хочет-может в это поверить  в существование Высшего разума), то - ДА Бог есть, и есть Божественная мудрость и Любовь, которые и оценивают все людские дела и творения. И в этом состоянии высшей экзальтации дремлющий поэт, потерявший связь с отягчающей душу реальностью прозревает высшее, что может быть только доступно при жизни смертному, чувство Божественной любви, а это чувство уже из разряда высшей составляющей души человека, души сознательной.
        Теперь после погружения в глубины внутреннего мира Бунина, в глубины   души гения вы вместе со мной можете понять-прочувствовать, какую мелодию нам исполнил в этом стихотворении на струнах своей души гений русской словесности, сумев поднять простые ощущения от шума морского прибоя и снующего туда-сюда ветра  до веры в существование Всевышнего и чувства космической Любви….

                ***


  Именно об этих трех частях музыкального инструмента человеческой души и говорит Доктор, предлагая нашему сознанию  исполнить на нём по партитуре характера произведение своей  жизни и  судьбы. И эти «произведения», исполняемые человеческим Я на струнах души, могут и ужаснуть окружающих, или привести в благоговейный трепет. Всё зависит от того, к каким чувствам оно обращается -  нижнего члена души или высшего, в каком диапазоне работают его чувства и мысли. Я действительно представляет собой нечто подобное Внутреннему музыканту, который извлекает мощные аккорды то из души ощущающей, то из души рассудочной, или души характера, то из души сознательной. А в результате звучания этих трех душевных членов возникает гармония или дисгармония, которые проявляются в человеке и образуют подлинную основу его характера.
Современные психологи говорят, что характер человека проявляется в его отношении к окружающему миру.  Психологи и психоаналитики разрабатывали типологию человеческих характеров. Известна типология К.Г Юнга, который делил их на две большие группы, интровертов и экстравертов. Хороший материал для анализа творческой личности с точки зрения характера представляют лирические стихи  поэтов. Попробуйте сами определить характер И. Бунина по его сонету «В Альпах» и другим его стихам. Подобную работу я проделал в статье-эссе «Федяшка», анализируя портрет лирического героя известного современного поэта Сергея Таратуты.

Существует расхожее мнение о том, что  истина проста и что о любом сложном явлении можно рассказать простыми словами с использованием общепринятых понятий и представлений. Однако это не соответствует действительности. Например, всем известную теорию относительности А. Энштейна нельзя изложить всем понятным языком. Только благодаря ученым, посвященным в тайны физики Вселенной,   была понята и оценена эта теория. Рассказывают: однажды Эйнштейна и Чаплина приветствовали восторженные американцы, и великий артист сказал великому ученому: "Вам они аплодируют за то, что никто вас не понимает, а мне за то, что я понятен всем".

Выше было изложено достаточно общее и  абстрактное  представление о человеческом характере, основной составляющей существа человека.  Это признает в своём докладе и сам Штайнер. Однако для получения более конкретных и глубоких знаний  об этом явлении необходимо знакомство с основами духовной науки и понимание эзотерической сущности человека. Поэтому вновь обратимся к тексту лекции Доктора. Чтобы понять сущность характера в принципе, понять, что лежит в основе человека, мы сегодня должны в общих чертах вернуться к тому, что нам об этом уже известно.
Все, что мы можем чувственно воспринимать в человеке, все, что можем увидеть глазами, потрогать руками, все, что может изучаться только внешней наукой, - все это духовная наука называет физическим телом человека. Но то, что пронизывает и пропитывает физическое тело человека, то, что между рождением и смертью не дает этому физическому телу стать мертвым телом, подпадающим под действие химических и физических сил, мы называем в духовной науке эфирным, или жизненным телом. В сущности, внешний человек состоит из физического и эфирного тел. Кроме того, имеется третий член человеческого существа; это носитель всего, что при засыпании погружается во тьму бессознательного. Этот третий член человеческого существа мы называем астральным телом. Это астральное тело - носитель радости и страданий, удовольствия и боли, влечений, страстей и желаний, всего, что вздымается и волнуется в бодрствующей душе. И в этом астральном теле находится истинное средоточие нашего существа - Я. Но у обычного человека это астральное тело расчленяется дальше, так что мы находим в нем при дальнейшем делении то, что уже назвали душевными членами: душу ощущающую, душу рассудочную и душу сознательную.
Когда человек засыпает, в постели остаются физическое и эфирное тела; астральное тело вместе с тем, что мы обозначили как душу ощущающую, душу рассудочную, или душу характера, и душу сознательную, выделяется; выделяется также и Я. Астральное тело и Я во время сна всем своим существом находятся в духовном мире.
Дальше в лекции раскрывается взаимодействие  духовного мира и астрального тела человека циркулирующего  между физическим и духовными мирами и  механизм ежедневного восстановления душевных сил человека расходуемых в дневной жизни, а также механизм формирования разнообразных способностей человека по мере взросления и получения опыта, т. е. по сути тайна функционирования психики и формирования личности человека. Мы этого не ощущаем, но силы для выполняемой в течение дня душевной работы, для всех, обуревающих нас в бодрствующем состоянии чувств и переживаний, мы получаем из духовного мира. Оттуда же мы черпаем возможности для нашего развития во время всего нашего пребывания на Земле, от рождения до смерти. Вот как об этом говорит Доктор. Чтобы связать наши размышления об этом с какой-то конкретной способностью, он предлагает нам рассмотреть для примера формирование в человеке способности читать и писать, и все связанные с этим страдания и переживания учащегося. Можно взять и более сложный пример - выработка в себе способности к самонаблюдению за своими мыслями и чувствами. Мало кто способен решить такую сложную задачу самопознания…               
Чтобы наши переживания могли быть преобразованы в способность, они должны соединиться с душой, должны быть ею переработаны, должны сплотиться воедино. Весь этот процесс происходит в душе в состоянии сна. Протекающие во времени дневные переживания в ходе ночного сна сливаются и перетекают в то, что мы называем сплотившимся воедино опытом, человеческой способностью. Мы видим, что внешние переживания, которые мы берем с собой в сон по вечерам, затем преобразуются, и из них заново ткутся наши способности. Так наша жизнь возрастает благодаря тому, что переживания дня переливаются за ночь в способности и силы.
Видя вступающего в бытие через рождение человека, мы можем сказать: когда Я и астральное тело с душой ощущающей, душой рассудочной, или душой характера, и душой сознательной вступают через рождение в бытие, им свойственны не любые, но вполне определенные отличительные черты и качества, которые они унаследовали от прежней жизни. В более грубой форме человек встраивает в пластику своего тела уже до рождения все, что получил в качестве плодов предшествующих жизней; но в более тонкой форме - и это отличает его от животного - он и после рождения, на протяжении детства и юности, встраивает в более тонкие слои организации своей внешней и внутренней природы все, что Я унаследовало от своей предыдущей жизни в качестве признаков и основ его индивидуальности. И то, что встраивается здесь этим Я, что оно вырабатывает из человека, запечатлеваясь в опыте, - все это и есть характер вступающего в мир человека.
Человеческое Я работает между рождением и смертью, озвучивая на инструменте своей души, души ощущающей, рассудочной и сознательной, то, что оно в себе выработало. Но Я, работая в душе, не противопоставляет себя живущим в душе ощущающей влечениям, желаниям и страстям как нечто внешнее - нет, оно присваивает себе эти влечения, желания и страсти как принадлежащие своей внутренней сущности: Я образует с ними единство, образует единство и со своими познаниями, и со своим знанием в душе сознательной.
Поэтому человек, проходя через врата смерти, берет с собой то, что выработал в этих душевных членах в гармонии и дисгармонии, а в новой жизни встраивает это в человеческую внешность. Так человеческое Я несет в своей жизни печать того, чем оно было в жизни предшествующей. Поэтому характер предстает перед нами и как нечто определенное заранее, врожденное, и как то, что все вновь и вновь вырабатывается в ходе жизни.

Характер животного с самого начала определен и полностью выражен; пластически работать над своей внешностью животное не умеет. Человек же имеет преимущество: он рождается без определенного, выраженного внешне характера; но в том, что дремлет в глубоких подземельях его существа, что унаследовано из прежней жизни, у него есть способности, которые, встраиваясь в это неопределенное внешнее бытие, постепенно формируют характер настолько, насколько он обусловлен предшествующей жизнью.
Мы видим, что человек в определенном отношении обладает врожденным характером, постепенно изживающим себя лишь в ходе жизни. Имея это в виду, мы поймем, почему в своих суждениях о человеческом характере могли ошибаться даже выдающиеся личности.
  Некоторые философы полагают, что характер дан человеку как нечто вполне определенное и не может меняться. Но это верно лишь настолько, насколько то, что исходит из предыдущей жизни, проявляется как врожденный характер. То средоточие человека, что вырабатывается в глубинах человеческого существа и накладывает на все отдельные члены человека общую печать, и наделяет его целостным характером. Этот характер проникает, можно сказать, в самую суть души, проникает оно и во внешние члены тела. Мы видим, как это внутреннее начало как бы изливается вовне и определенным образом формирует все в соответствии с собой; мы ощущаем, как этот внутренний центр связывает воедино отдельные члены человека. Мы ощущаем, как отпечаток внутренней сущности может проявиться во внешнем бытии человека вплоть до внешней телесности. Именно  о таком проникновении характера во внешность человека и думал великий мыслитель Гёте, держа в руках череп своего гениального друга Фридриха Шиллера.
Штайнер в своих работах показывает удивительную способность, иллюстрируя свой духовный опыт, проникать в сокровенные замыслы художников, демонстрируя возможности антропософии для обозрения духовного мира и раскрытия его тайн. Для меня это ярчайший и недостижимый пример рассмотрения и анализа смыслов, скрытых в работах Гениев. Вот и здесь в заключение первой части своего доклада он обращается к одной из известных скульптур древности «Лаокоон и сыновья» (автор   Агесандр Родосский и его сыновья Полидор и Афинодор). Скульптурная группа показывает трагическое завершение мифа о Лаокооне. Лаокоон, будучи жрецом храма Аполлона, пытался убедить троянцев в опасности дара греков-данайцев, как будто бы уплывших домой и оставивших на берегу «подарок», огромного коня с воинами внутри. После этой истории появилась пословица «Бойся данайцев, приносящих дары». Это был завершающий эпизод продолжавшейся десять лет Троянской войны,  закончившийся победой хитроумных греков. Однако эта скульптура не о победе и даже не о Лаокооне и его сыновьях.
Доктор говорит, что она изображает момент умирания человеческого Я и распада всех частей человеческого существа, которое она при как будто бы покинувших Трою жизни жреца цементировало. Доктор так говорит об этом.  Он (скульптор) изображает человеческую природу в тот момент, когда человеческое Я, которое образует связывающее все члены и дающее им единство средоточие, покидает их. Он показывает, как отдельные сущностные члены, будучи предоставлены самим себе, распадаются. И каждый внимательный  зритель, вглядываясь-вдумываясь в эту сцену может увидеть этот момент умирания человеческого Я в Лаокооне в момент укуса в бедро ядовитой змеёй. Разгадать смысл этого гениального произведения во всей его глубине непросто: об этом говорит попытка художника-реставратора поправить оригинал. У оригинальной скульптуры после её извлечения из земли не хватало части правой руки, которая уже обессиленная была закинута за голову умирающего жреца. Реставратор восстановил руку, вцепившуюся в тело змеи, но направил её вверх в усилии борьбы, чем совершенно исказил смысл, вложенный в произведение древнегреческим автором шедевра.
Послушаем интерпретацию этой сцены Доктором. Если мы поглядим на нее, положившись на непосредственное ощущение, нам станет ясно, что в ней изображен совершенно определенный момент: сплетенные змеи выдавливают из тела Лаокоона то, что мы называем человеческим Я, а отдельные, оторванные от Я влечения, вплоть до телесных, направлены каждое в свою сторону. Мы видим, как нижняя часть тела, голова, каждый отдельный член изолируются от остальных, не образуя характерной гармонии с целым именно потому, что Я покинуло их. Момент, когда во внешней телесности выявляется, как человек теряет единство характера, когда Я, мощное, объединяющее телесные члены средоточие, исчезает, - такой момент представлен нам в "Лаокооне".
Размышляя вместе с Доктором на темы его доклада, можно не только продвинуться в вопросах самопознания, определить свой характер, узнать о возможностях его усовершенствования, научиться распознавать характеры окружающих людей, но и научится понимать шедевры высокого искусства, видеть смысл скрытый в символах гениальных произведений. Доктор показывает  на примере «Фауста» и «Лаокоона», какие великие истины скрывают эти произведения. При таком взгляде подготовленному читателю откроется и смысл самого искусства в исполнении великих художников; но очевидно, что для такого прочтения творческого  наследия гениев нужно знание  основ духовной науки.

        Часть вторая

Кто-то после прочтения первой части этого эссе может сказать, что всё это интересно (или мало интересно), но такие знания далеки от потребностей  нашей каждодневной жизни.  Однако такое мнение будет ошибочным. Во второй части лекции Доктор показывает насколько эти знания могут быть полезны педагогам и родителям при воспитании детей. Он говорит, если верно, что характер человека в определенном отношении врожден, - а отрицать это невозможно, ибо в жизни мы всегда найдем подтверждение тому, что несмотря на все усилия, человек по ту сторону некоторой границы не в состоянии изменить то, что несет с собой, - если характер человека в определенном отношении врожден, то может ли он сделать хоть что-то, чтобы преобразовать его?
Да, поскольку именно характер принадлежит душевной жизни, поскольку он принадлежит тому, что не ограничивает нас пределами внешних телесных членов при утреннем пробуждении, а может быть преобразовано в согласованность отдельных душевных членов, в укрепление способностей души ощущающей, души рассудочной, или души характера, и души сознательной - постольку характер может усовершенствоваться благодаря образу нашей жизни между рождением и смертью.
Знание об этом имеет для воспитания большое значение. Как для настоящего педагога совершенно необходимо знание о различиях и свойствах человеческих темпераментов, так необходимо для него и знание о человеческом характере, а еще знание о том, что может сделать человек между рождением и смертью для преобразования этого характера, который в определенном отношении обусловлен предшествующей жизнью и ее плодами. Если мы хотим это знать, то нам следует уяснить себе, что человек в своей жизни проходит определенные и типичные для всех периоды развития. Отправную точку того, о чем сейчас говорится лишь вкратце, вы найдете в моей (Доктора) статье "Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки".
Сначала человек проходит период с момента рождения до того времени, когда, приблизительно в 7 лет, происходит смена зубов. В этот период благодаря внешним влияниям развивается преимущественно физическое тело. В следующее семилетие, от смены зубов до 13-15 лет, до полового созревания, развивается в основном эфирное тело, второй член человеческого существа. Затем наступает третий период, в течение которого развивается преимущественно астральное тело, низшее астральное тело. Затем, примерно с 21 года, наступает время, когда человек как бы противопоставлен миру как самостоятельное, свободное существо и сам работает над развитием своей души. Эти годы, от 20 до 28, важны для развития способностей души ощущающей.
Следующее семилетие - все это, конечно, лишь средние цифры - примерно до тридцатипятилетнего возраста, имеет особое значение для развития души рассудочной, или души характера, которую мы можем развивать, главным образом взаимодействуя с жизнью. Кто не желает наблюдать жизнь, тот, пожалуй, увидит в этом бессмыслицу; но кто смотрит на жизнь без шор на глазах, тот знает, что определенные сущностные члены человека могут быть развиты каждый в определенный период жизни.
В первые годы между двадцатью и тридцатью благодаря взаимодействию с жизнью мы обладаем особой способностью развивать наши желания, влечения, страсти и т.д., отталкиваясь от впечатлений и влияний внешнего мира. Благодаря соответствующему взаимодействию души рассудочной с миром мы можем почувствовать возникновение у нас способностей. И тот, кто знает, что такое настоящий опыт, знает также, что все усвоенные прежде знания были лишь подготовкой, а жизненная зрелость, когда усвоенные знания могут быть использованы по-настоящему, наступает лишь, по сути дела, примерно в тридцатипятилетнем возрасте. Таковы жизненные закономерности. Их не замечает лишь тот, кто вообще не желает наблюдать жизнь.

Семь лет, четырнадцать, двадцать один год, двадцать восемь, тридцать пять -  Доктор перечисляет все возрастные  рубежи, которые преодолевает  человек, поэтапно формируя физическое, эфирное, астральное тела, а также душу ощущающую и душу рассудочную или душу характера, все составляющие существа человека, необходимые для вступления в сознательную жизнь и развития самого главного члена души, души сознательной. От правильного развития каждой из этих составляющих зависит будет зависеть цельный или ущербный характер он приобретёт и насколько полноценной и плодотворной будет вся последующая  жизнь человека.
Доктор даёт конкретные рекомендации и условия гармоничного развития: в развернутом виде они приведены в работе  "Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки", которая должна быть настольной книгой каждого родителя, воспитателя и педагога.  Эти знания важны особенно сейчас, когда на место старых, проверенных временем методов воспитания приходят различного рода электронные игрушки, гаджеты, компьютеры и социальные сети с новыми самодеятельными агрессивными авторитетами-блогерами.
Все эти условия здесь перечислять не буду, расскажу только о первом стартовом семилетии, от которого зависит насколько открыто мы вступим потом  - уже на четвертом десятке - и будем взаимодействовать с жизнью. От этого семилетия зависит будет в зрелом возрасте характер у человека открытый или замкнутый.   В современных условиях, когда в век компьютеров и гаджетов и раннего погружения в виртуальный мир таких людей будет появляться всё больше… А.П Чехов в повести «Человек в футляре» рассказывает о трагической  судьбе такого человека, главным жизненным принципом которого было «как бы чего не вышло». Доктор открывает нам здесь одну из жизненных тайн, но оглядываясь вокруг на своих знакомых, вы наверняка найдете среди них «человека в футляре» и поймёте, что этот человек в раннем детстве был лишен любви, радости детских игр и родительского душевного внимания и ласки. Вот как пишет об этом Штайнер.
Только тот, кто смотрит на жизнь без понимания, не знает о таких жизненных тайнах ничего; но кто может сравнить раннее детство с тридцатипятилетним возрастом, когда человек вступает в обоюдную свободную связь с миром, тот знает, что тем людям, которые вступают в открытое общение с миром, которые не замыкаются в себе, а выходят в мир, мы оказываем самое большое благодеяние, соответствующим образом воздействуя на них в первый период их жизни. То, что мы даем ребенку в радостях непосредственной физической жизни, в любви, исходящей от окружающих, наделяет физическое тело силами, сообщающими ему способность формироваться, сообщающими ему мягкость и пластичность.
И чем больше радости, чем больше любви и счастья дадим мы ребенку в этот первый период, тем меньше препятствий и трудностей будет у человека позднее, когда благодаря работе Я, как бы играющего на струне души сознательной, ему придется строить на основе этой души вступающий в свободную и открытую взаимосвязь с миром характер. Все переживания, связанные с отсутствием любви, с превратностями судьбы, с печалями, которые мы доставляем ребенку в возрасте до семи лет, делают его физическое тело жестким, создавая препятствия для его развития в зрелом возрасте. У такого человека в зрелом возрасте это проявится в так называемой замкнутости характера, который всецело запирается в душе, не будучи пригодным к свободному и открытому общению со всеми впечатлениями внешнего мира. Вот сколь таинственными бывают взаимосвязи в этом мире.
Воспитание в подростковом возрасте, когда формируются эфирное тело, тоже может отразиться на характере человека, сделать его или инициативным мужественным, или нерешительным, малодушным, вялым. Формирование здорового эфирного тела происходит тогда, когда родители и педагоги могут завоевать уважение ребенка в возрасте от 7 до 13 лет, если мы лично сможем стать для него носителями Истины, если в этом возрасте, когда авторитет действует особенно благотворно, ребенок сможет сказать о нас как родителях или педагогах: "То, что они говорят, правильно", тогда мы усилим эфирное тело, тогда человек позже сможет стать мужественным и инициативным человеком. Положительный отпечаток на характер наложит также если в юношеском возрасте (в период формирования астрального тела) педагоги вложат в его душу возвышенные и благородные  идеи  познакомят его с деяниями выдающихся личностей и героев. Если воспитателям сделать такого не удастся, характер человека не разовьется в полной мере или будет деформирован, что отразиться потом на взрослой жизни человека.
Незнание этих таинственных связей и приводит к появлению психически неполноценных и уродливых людей, поражающих своими неадекватными поступками окружающих. В СМИ часто появляются сообщения о таких людях и их шокирую поступках, причин которых не могут понять ни родители, ни психологи.. Исправлять такие ошибки воспитания в зрелом возрасте чрезвычайно трудно. Надо отметить, что разработанная Доктором на основе этих знаний (подробно изложенных им в работе «Воспитание детей с точки зрения духовной науки»)   педагогика, применяемая сегодня в вальфдофских школах по всему миру, учитывает все изложенные принципы и помогает вырастить гармоничных людей.

Представление о характере имеет фундаментальное значение для понимания человеческой индивидуальности. Проявления характера и скрывающейся за ним душевной работы могут быть настолько сильными, что это можно увидеть даже во внешней телесности человека. И вот мы видим, что человек может работать над собой вплоть до телесного уровня, что характер не ограничивается только внутренней душевной жизнью, но проявляется и во внешних телесных членах. У человека самое внешнее проявление наиболее внутренних свойств характера - это в первую очередь мимика; затем черты лица, то, что изучает физиогномика, и, наконец, пластическая форма костей его черепа, то, чем занимается френология.  Излагать здесь подробности не буду, но зная свою душевную жизнь, анализируя её и рассматривая  свою мимику, жесты и форму черепа могу приватно сказать, что всё это соответствует действительности. Желающие продолжить уроки самопознания и прочувствовать эти взаимосвязи могут провести такие эксперименты над собой…
В заключение хочу, вернуть читателя к поэтическим образам и символике стихотворения Бунина «В Альпах»: изложенное в этом эссе - это попытка с Вершины духовной науки взглянуть внутрь человека, прочитать там написанные Богом письмена и увидеть в его внутреннем мире стержень характера около которого формируется сознание человека и показать скрепы соединяющие его с духовным миром, показать связи, делающие  его космическим существом, способным с каждым воплощением, повинуясь своей судьбе, всё дальше и дальше продвигаться в своей эволюции.

               
                ***

Для тех, кто выдержал и продрался сквозь тернии антропософской терминологии, её образов и символов…
Ранее говорилось, что игра человеческого Я, нашего самосознания на струнах нашей души и неразрывно  связанного с ним мышления у бодрствующего человека носит непрерывный, безостановочный характер, поскольку наши чувства постоянно в режиме реального времени получают  впечатления от внешнего мира. Впечатления преобразуются в ощущения; эту информацию от души ощущающей в темпе её поступления мы вынуждены - сами того не замечая - обдумывать и упаковывать в понятия, представления, составляющие атомы и молекулы нашего мировоззрения. Сложнейшая безостановочная душевная и умственная деятельность, которую иногда называют  потоком сознания. В литературе есть даже течение с таким названием, в котором его последователи пытаются положить на бумагу, происходящие в  душе жизненные процессы.
Обычно эта работа скрыта от глаз посторонних и только небольшая её часть выходит на поверхность в виде наших поступков, телодвижений или каких-либо других волевых импульсов. Однако в произведениях поэзии и в особенности в лирической поэзии мы можем наблюдать движения человеческой души воочию. За свою открытость этот вид искусства и привлекает меня. Моим исследованиям поэтического творчества сильно помогает также то, что волею судьбы рядом со мной оказался один из талантливейших поэтов современности, изучению  уникальных способностей которого я посвятил уже более десятка своих статей, очерков и эссе. Открытая душа Сергея Таратуты и постоянное общение с ним позволили мне многое понять в поэтической кухне и проникнуть в начала этого вида искусства (поэтом с открытой душой А. Блок называл Игоря-Северянина).
Поэтому в своей обычной манере хочу закончить эссе  стихотворением Сергея Таратуты, недавно выплеснувшимся из сознания поэта:

             Апрель
Восторг рассвета, грусть заката,
Осенних листьев круговерть.
За мигом миг, за датой дата.
Так вот и движемся куда-то -
За смертью жизнь, за жизнью смерть…
Водой истек сугроб последний,
Он думал спрячется в тени.
У марта с маем есть посредник -
С апрелем действуют они
19 апреля 2022

«Апрель» прекрасная иллюстрация к теме этого эссе: оно  показывает, как Я Таратуты играет на струнах его души, можно понять, что главное в характере этого замечательного поэта, поэта от Бога. Проницательный читатель увидит   нём и его душу ощущающую с её восторгами и грустью, душу рассудочную  с чувством неизбежного конца человеческой жизни и намёки души сознательной о жизни после смерти... Казалось бы - стишок, а сколько через него может прочувствовать читатель, любящий поэзию.
Эти чувства, мысли и строфы появились у него при виде последнего истекающего водой апрельского сугроба.  Возможно, даже наверняка, у прозаика и обычного человека в такой ситуации этот поток-ручей сознания будет совсем коротким, тоненькой струйкой, капельным или никаким, но поэты обладают удивительной поражающей меня способностью «в одном мгновеньи видеть вечность» (У. Блейк), создавать из ничего, из атомарного чувства      шедевры… За это мы их и превозносим, ставим на одну доску с небожителями!

P.S.  Творчество нескончаемо, как родники, без устали днём и ночью, бьющие из земли…. Как бы в подтверждение только что сказанного Сергей передал мне только что из поэтической печи еще теплое стихотворение на ту же самую тему, с теми же мотивами:

Ты знал…

Лежал под звёздным небосводом
На остывающей траве.
Ты знал, родившийся в Москве,
Что ты с планеты  этой родом.
Миры далёкие мерцали,
И завораживал их свет.
Ты знал, что через много лет
И ты осилишь эти дали.
Ты знал, что есть полёт души,
Промчится жизнь, прощай свет белый,
Где, как вонзившиеся стрелы,
На фоне речки камыши!..

28.04.2022

В этом стихотворении вся биография Поэта - от счастливого детства в селе Ступино  Ефремовского  района чернозёмной полосы России до завершающего полёта  его души в звёздные  дали...


Рецензии