История России. Глава 7. 3 Африка

       Средневековая Африка в доколониальное время была неоднородной по своему уровню развития. Север Африки, Марокко, Египет и Эфиопия были в XIII-XVI веках наиболее развитыми частями и странами Африки, имевшие древнюю многовековую политическую, хозяйственную и духовную культуру. Страны севера Африки на протяжении многих веков входили в состав различных империй, таких как Римская империя, Византия, Арабский халифат и халифат Аббасидов, а с начала XVI века – в состав Османской империи. Наибольшее влияние на развитие Северной Африки в период нашей эры после Рождества Христова оказали Византия и Арабский халифат. Арабы в VII-XIII веках во многом вытеснили христиан из всех сфер жизни и обратили большую часть местных народов в ислам. Вместе с исламом арабы принесли в страны Северной Африки и Западный Судан свою культуру, традиции архитектуры, права, элементы быта и язык. При этом сами арабы в покорённых странах севера Африки творчески использовали достижения местной византийской, египетской и берберской культур и приспосабливали их к своим нуждам. Частично для жителей Египта и берберов арабы сохранили право исповедовать свою веру, включая православное христианство при условии уплаты налогов и лояльности местным арабским чиновникам и феодалам. Берберы были наиболее свободолюбивым народом на севере Африки в пустыне Сахара и на её границе с африканскими саваннами в Западном Судане. Они не хотели принимать арабских порядков и ислам суннитского толка. Они в знак протеста против засилья арабов приняли ислам шиитского и хараджитского толка. К шиитам и хараджитам династия Аббасидов, управлявшая большей частью бывшего Арабского халифата была враждебной. На территории Магриба в VIII-IX веках хараджиты создали несколько собственных государственных образований, которые не признавали над собой власть Багдада. В X веке из Сирии в Северную Африку пришли шииты. Они прогнали Аббасидов и основали свою династию Фатимидов на основании того, что шииты утверждали своё происхождение от дочери пророка Мухаммеда Фатимы. Фатимиды захватили большую часть Северной Африки, Магриб в 950 году, а в 969 году они подчинили себе Египет.

     Абдулла ибн Ясин пытался очистить ислам. Он основал из представителей местных берберских племён санхаджа движение Альморавидов. Берберы санхаджа, как и племена сонинке исповедовали параллельно с исламом и местные языческие верования. Абдулла ибн Ясин нашел тогда легко последователей среди санхаджского племени лемтунов, которых тогда с севера теснили зенета, а с юга – сонинке. К 1040 году лемтуны полностью приняли идеологию Альморавидов. Вожди лемтунов Яхья ибн Омар, Абу Бекр ибн Омар захватили  власть на большей части территории Альморавидов и разделили страну между собой, так как территория их владений оказалась слишком большой для одного правителя.  На юге, воюя с ку-ку сонинке, правил Абу Бакр, в другой — Юсуф ибн Ташфин, который захватил кроме Северной Африки ещё и часть Пиренейского полуострова. Абу Бакр умер в 1087 году, и после его смерти сонинке вернули себе утраченные земли.

        В Западном Судане на месте современных государств Мали, Гана, Чад, Мавритания, части Марокко, существовали такие государства как Гана, Мали, Сонгай и Канем-Борну в XVI-XVII веках.  О них довольно подробно было рассказано выше в главе о событиях в Европе и мире в период образования Древнерусского государства. Поэтому повторять информацию и рассказывать о Гане и Мали нет нужды.

      В XV веке из некоторых частей бывшей Империи Мали на территориях Нигерии, Чада, Центрально-Африканской республики и Нигера местными племенами и народом сонгаи была основана торговая империя Сонгай в долине реки Нигер в её среднем течении. По своей территории империя Сонгай превосходила всю Западную Европу и занимала территорию нескольких десятков современных африканских государств. Основой народного благосостояния этого африканского государства была торговля народов сонгаи со своими соседями, арабами и Европой. Система управления государством Сонгаи была сложная бюрократическая система. Государство было разделено на несколько провинций, которыми управляли губернаторы. Наибольшего могущества империя Сонгай достигла во время правления императора Сонгаи Мухаммеда I Аския (1493-1528). Он заключил союз с египетским мусульманским халифом. Благодаря этому он основал в Тимбукту сотни исламских школ. Империя Сонгаев была на то время в XVI веке одним из наиболее богатых и могущественных государств.

      На территории южной Ливии, Чада, восточного Нигера, северо-востока Нигерии и северного Камеруна еще с VIII века существовало доколониальное государство Канем. Его образовали еще около 700 году племена загава, которые были родственны современным племенам тубу. Они тогда мигрировали на плодородные земли на северо-востоке от озера Чад. До их прихода на месте будущего государства Канем существовала развитая сеть городов-государств оседлых племён под общим названием Сао. К концу XVI века загава постепенно ассимилировали Сао. При этом они подчинили их себе и постепенно переняли большую часть их обычаев и образа жизни. 
Государство Канем как и их империи Мали и Сонгай занимались преимущественно торговлей. Оно было расположено на южном конце торгового пути через Сахару, который соединял Триполи с районом озера Чад. Первым известным царём Канем, правление которого было документально подтверждено, был царь Сефе или Сеифе. При правлении этого царя загава построили город Нджими. Он стал столицей царства Канем. Во время правления сына Сеифе Дугу Нджими достиг наибольшего расцвета и могущества. Дугу стал основателем правящей в Канем династии Дугава. Маи Дугава  в глазах загава были воплощением и олицетворением божественной власти. Фактически Канем правила крупная родовая феодальная аристократия, поставившая под свой контроль торговлю с арабами и берберами Северной Африки и местное производство. Хотя, к концу XI века под давлением арабов и берберов, представитель мусульманской знати Хуммай сверг последнего царя Дугава  Маи Селма в 1085 году и основал новую династию Сефува, влияние аристократического рода Магуми и титул Маи продолжали сохраняться на протяжении тысячи лет.

      Под влиянием арабов и берберов и вследствие торговли с ними Канем и его  местное население постепенно исламизировалось и приобщилось к арабской культуре. В связи с этим изменилась мифология основания государства. Основатель империи Маи Сеф стал с XIII века отождествляться с полулегендарным йеменским царём Саифом ибн Дхи Язаном, который освободил Йемен из-под власти Аксума. Поэтому правящую династию в Канем стали называть Сайфава.
       В XI-XVI веках после того, как через североафриканских купцов арабов и берберов загава приняли ислам, многократно возросли контакты Канема с Средиземноморьем и Аравией. Это повлияло серьёзно на повышение грамотности знати Канем и частично его населением. Однако, большая часть местного населения продолжала придерживаться анимистических языческих верований и сопротивлялось принятию ислама. Тем не менее, цари и знать Канем контролировали большую часть территории вокруг озера Чад.

       К XIII веку благодаря обработки железа Канем смог освоить новые централизованные методы войны. По сравнению с Ганой и Мали Канем не контролировал золотые рудники, он получал большие доходы от торговли через Феццан с севером Африки. По своей социальной структуре государство Канем было страной типичного племенного феодализма и в его жизни пережитки родоплеменного строя играли большую роль. Всеми делами Канем заведовал «Великий совет» из 12 главных чиновников царства. Он был фактически центральным правительством государства Канем.

     Наибольшего развития империя Канем достигло во время правления маи (царя) Канем Дунама Даббалеми (1221-1259). Он был сыном другого известного по сказаниям правителя из династии Сайфава – Сельмы. Даббалеми установил активные дипломатические отношения со всеми мусульманскими государствами северной Африки. Он основал даже в Каире специальный постоялый двор для отдыха паломников, которые совершали Хадж в Мекку. Этот царь объявил джихад племенам, которые жили в окрестностях озера Чад. Это позволило ему покорить многие племена, жившие в окрестностях озера Чад, и намного расширить владения империи Канем.  В результате на западе владения Канем достигли современного города Кано, на юге они дошли до степей Адамава в современном Камеруне и на востоке они достигли до Вадая. Для военачальников, отправленных контролировать покорённые районы и страны, Дуббалеми назначил вознаграждение в виде права управлять покорёнными народами. Постепенно должности военачальников стали наследственными и контроль центрального правительства над окраинами империи Канем ослаб. Постепенно Канем вступил в период феодальной раздробленности и в XV-XVI веках пришёл в упадок. Конец господству империи Канем положили племена билала или булала, которые жили на северо-востоке от Канем в районе озера Фитри. Они к 1376 году вытеснили династия Сейфува из столицы и в 1388 году установили в Канем свою власть и правили там два столетия. Племена Канури, освободившись от власти Канем, вернулись к кочевому образу жизни. Они переселились к западу от озера Чад и основали государство Борну или Борно. Борну достигло наибольшего расцвета и могущество во время правления Идриса Алаоме (1580-1617). Борну в это время включило в свой состав основную часть владений старой империи Канем. Это  государство находилось на стыке современных территорий Нигерии, Нигера и Чада.

      В социальной структуре Борну было раннефеодальным государством с пережитками патриархального рабовладения. Рабство не играло большой роли в жизни и экономике Борну. Основную часть населения Борну составляли свободные крестьяне. Они только выполняли повинности в пользу местных феодалов и платили им дань в форме фиксированной десятины (ренты). В экономике Борну основными предметами, которые экспортировал Борну, были рабы и скот. Предметом импорта в торговле Борну со своими соседями были металлы, сахар, соль и зерно. Функцию денег для купцов Борну выполняли ракушки каури. 4 000 таких ракушек составляли 1 талер Марии Терезии. Жители Борну исповедовали ислам. Во время правления короля (императора) Борну Идриса Алаоме (1580-1617) была создана централизованная армия. Благодаря активной торговле Борну со своими соседями и Северной Африкой у армии Борну впервые появилось огнестрельное оружие. В это же время значительно в Борну усилились позиции мусульманского духовенства. Судопроизводство в Борну с этого времени стало строиться на принципах шариата. Шариат заменил собой тогда местные традиции и обычаи, которыми пользовались в Борну вплоть до XVII века.
Как государство Борну просуществовало до колониального завоевания странами Европы Западной Африки в конце XIX века. Борну существовало так долго благодаря тому, что май Идриси Алауме создал централизованную административную систему. Он в своём правления опирался на созданный им совет из глав местных кланов африканских племён. Этот совет стал выполнять роль правительства и совещательного и представительного органа Борну. Так как мать этого правителя была булала, а его отец – канури, объединение и интеграция местных африканских народностей шла мягко. Идриси Алауме  активно опирался на знать путём заключения с её представителями династических браков и он умело привлекал к управления наиболее способных вольноотпущенников из простого народа. При его правлении в Борну было построено много мусульманских мечетей и постоялых дворов для паломников в Мекку и Медину (см.: Канем-Борну / Чад / Политический Атлас Современности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hyno.ru/tom4/1904.html).

      Так продолжалось вплоть до начала XIX века, когда шейх и религиозный деятель Осман дан Фодио основал джихад Фульбе (Фулани) и на его основе создал султанат Сокото, завоевав столицу Борно Нгазаргамо. В султанате Сокото к власти пришли исламские радикалы, бросившие вызов фульбе. Последний правитель маи спасся бегством и он превратился из политической в религиозную фигуру. Благодаря этому он остановил натиск фульбе в 1808 году и отразил их нашествие в 1810 году. Столицу Борну была перенесена в город Кука (Кукава) на западном берегу озера Чад с населением в 60 тыс. человек. Маи из династии Сефува, правившие Канем-Борну с 1085 года, стали номинальными правителями, а реальная власть перешла аль-Канеми и его роду. Они стали носить титул шейхов. В 1836 году после смерти аль-Канеми власть унаследовал его сын Умар. В 1846 году он сверг и казнил последнего маи Али V. Теперь шейхи стали официальными правителями Канем-Борну. Затем в 1853 году Умар был смещен его братом Абд аль-Рахманом. Но вскоре он вернулся к власти и удерживал её вплоть до своей смерти в 1881 году. Ему наследовали сыновья сперва Букар, а потом -- Ибрагим и Хашим. В это время Канем оказался втянут в военный конфликт со своим восточным соседом – султанатом Вадаи.

     В 1893 году Борну завоевал суданский авантюрист и работорговец Рабих аз-Зубайр. Он разбил наголову войска Хашима и его племянника Кайру. Оккупанты заняли Канем и перенесли его столицу в Дикву. В 1900 году французские войска нанесли поражение отрядам Рабиха аз-Зубайри в битве при Куссери. Канем-Борну в результате навсегда прекратило существовать и в 1901 году было поделено между Англией, Францией и Германией. Борну перешёл под протекторат Англии и с 1914 года стал частью английской колонии Нигерия.

      На юге Африки в зоне тропических лесов в XIII-XV веках одним из наиболее крупных государств было Великое Зимбабве. Оно существовало на территории к югу от Сахары и включало в свой состав большую часть территорий современных государств Ботсваны, Зимбабве и Мозамбика. Великое Зимбабве оставило после себя богатое культурное наследие. Так на его территории сохранилось множество укреплений: башен и оборонительных стен, сложенных из больших гранитных камней и валунов. С этими стенами и башнями было связано множество мифов и легенд. В частности считалось, что в этой горной цитадели в древности располагалась резиденция легендарной библейской царицы Савской. Теперь она известна как столица коренных народов Великого Зимбабве.

      Великое Зимбабве было богато скотом и драгоценными металлами. Его территория находилась на торговом пути, которое соединяло месторождения золота с портами на побережье Индийского океана. О самой истории этого государства сохранилось мало сведений, но остатки артефактов, таких как китайская керамика, арабское стекло и европейский текстиль говорят о том, что это город был крупным торговым центром. В XV веке город-крепость в Великом Зимбабве был по неизвестным причинам заброшен и вскоре это государство пришло в упадок.
 
      В настоящее время историкам стало известно и множество других более мелких государств в Тропической и Центральной Африке. Среди них них были мелкие города-государства суахили и фульбе, города-государства хауса, Бенин, Руанда, Конго и ряд других более крупных государств. Их история, уровень развития культуры и хозяйства позволяют думать, что африканские коренные народы были не настолько отсталыми и в отличии от народов Восточной Сибири, индейцев Латинской Америки и коренных австралийцев продвинулись в своём развитии намного дальше и были вовсе не такими дикими и отсталыми, как это принято представлять.

     Города-государства хауса сложились примерно к XIV веку на территории Хаусаленда, которая сейчас является территорией севера Нигерии и юга Нигера. Среди этих государств были такие, города-государства, как Кано, Зария, Замфара, Кадуна, Даурия и другие. Каждым из этих городов-государств управлял верховный правитель (в Кано он назывался сарки и по описанию путешественника Генриха Барта он делили власть со своим сыном). Правитель каждого хаусанского города-государства опирался на собрание из своих советников и представителей высшей феодально-племенной знати. Оно было аналогом Совета Министров и выполняло функции правительства в административной и исполнительной части своих полномочий и представительные и совещательные функции в вопросах представления ин-тересов жречества и племенной знати. Сарки был высшим феодальным землевладельцем. Он обладал всей полнотой высшей законодательной, исполнительной и судебной властью. Также сарки имел право организации набора простолюдинов в армии в случае войны и сбора налогов. В правительстве Кано наиболее известными и влиятельными чиновниками были, по словам Барту, управляющий рабами и военный начальник конюшни. На местах все вопросы жизни деревень в окрестностях каждого города-государства деревенский староста. Он решал вопросы сбора налогов, судопроизводства и выделения жилья для прибывших. Как, правило, он был бывшим вождём местного племени или группы племён хауса и был наиболее авторитетным членом местной общины, и духом-хранителем деревни. 

       Города-государства хауса пережили свой расцвет в XV-XVII веках и просуществовали вплоть до XIX века, пока они не были разгромлены войсками фульбе под предводительством Усмана дан Фодио и были включены в состав халифата Сокото. Хауса занимались ремеслом, преимущественно обработкой кож, и земледелием. Эти города-государства долгое время играли важнейшую роль в транссахарской торговле для мусульманских караванщиков с севера Африки.

      На территории между севером Кении и рекой Рувуми в современном Мозамбике издавна жил народ суахили. Арабские географы называли районы проживания суахили землёй «зинджей», т. е. черных (см.: Collins and Burns (2007), p. 103).
Согласно современным исследованиям историков, лингвистов и археологов народ суахили является родственным бантуязычным народам и происходит от этой языковой группы народов. Занимались суахили в основном земледелием. Благодаря высокому плодородию местных почв и тёплому местному климату суахили активно выращивали кокосовые пальмы, фруктовые деревья и пряности. Хорошо развито у них было судоходство и рыболовство. Из одежды суахили предпочитали носить хлопковые отрезы, которые можно было обернуть вокруг тела и носить как платье, не сшивая их. У них было несколько видов таких «отрезов» и наиболее популярный вид отреза был «канга». Чаще всего такие отрезы носили суахили, жившие в Танзании, преимущественно женщины. Суахили предпочитали ткани оранжевого, коричневого и зелёного цветов. Также ткани они использовали как материал для письма на основе арабской графики, а затем латинице. Так, например, на каком-нибудь из костюмов суахили вы легко обнаружите выражение: «Liya na tabia yako usilaumu wenzako», что означает: «Не обвиняйте других в проблемах, которые вы создали сами». Или «Naogopa simba na meno yake, siogopi mtu kwa maneno yake» — «Я боюсь льва за его челюсти, но я не боюсь чело-века за его слова». Надписи на платьях суахили украшались различными узорами и орнаментом, цветовое исполнение которого зависело от общего смысла, который хотел вложить владелец в изречение, написанное на платье. Чаще всего суахили носят сразу две канги. Один отрез они завязывают в виде юбки, а второй — используют как накидку.

      Однако, кроме канги, у суахили существуют и другие материалы, которые позволяют суахильским женщинам выглядеть исключительно привлекательно. Из ткани kitenge они предпочитают делать себе длинные юбки. На такой ткани, как правило, нет никаких надписей и изречений и сам орнамент не столь агрессивен, как это часто бывает на канге. На этой ткани краски плавно переливаются. Возможно по этой причине такая ткань чаще используется более уравновешенными мужчинами суахили, которые шьют из неё особые рубашки dashiki и украшают их потом вышивкой. В комплекте с такой рубашкой мужчина-суахили чаще всего надевает штаны из такой же ткани или же специальную мужскую юбку kikoy.(Жуков 1983: 123).

      Кухня суахили основана на сочетании местных, арабских и персид-ских традиций. Основой их рациона является рис. Рис готовится с кокосовым молоком. Он подаётся в сочетании с мясом в томатном соусе и фасолью. Кроме того в своей кухне суахили используют овощи (икру и шпинат), фрукты (манго, кокосы и ананасы) и пряности (гвоздику, кардамон и острый перец). Из животных блюд в основе рациона суахили лежит рыба различных местных видов. На крупных праздниках на стол суахили подают куриное и козье мясо. Также они имеют обыкновение несколько раз в день пить крепкий и сладкий чай с молоком. Как и многие мусульмане, суахили с XV века не едят свинины и не пьют алкогольных напитков. Кроме того, на севере Кении у членов одного местного клана существует табу на употребление в пищу рыбы.

        Хотя суахили и приобщились к исламу в XV веке, но они не механически восприняли учение и догмату ислама, а творчески приспособили ислам к своим местным верованиям и традициям. Получился своеобразный синтез ислама с верованиями в местное языческое божество Мунгу и духов. Таким образом, при внешнем соблюдении норм ислама, у суахили сохранились и многие важные и интересные традиции: jando — инициация, ngoma — обрядовое искусство, культ pepo — духов ветра. (Жуков 1983: 16).

       В Средневековье в период образования Арабского халифата в VII-VIII веках резко возросли торговые контакты арабов с местными народами востока Африки. Благодаря этому народ суахили и другие народы приобщились к арабской культуре и испытали на себе её влияние, сохраняя при этом свои языческие религиозные верования и традиционный уклад жизни. Те, государства, которые сложились в этом регионе, опирались в своей связи с арабскими государствами и государствами и народами Восточной Азии через торговые города-порты на западном побережье Индийского океана. В числе таких портов были города Момбаса, Занзибар и Килва-Касивани (см.: «Eastern and Southern Africa 500—1000 CE»; Tanzanian dig unearths ancient secret by Tira Shubart; A History of Mozambique). О существовании этих городов было известно китайским мореплавателям и мусульманским географам. В частности о них упоминал китайский мореплаватель Чжэн Хэ и мусульманский гео-граф Ибн Баттута. Основными предметами торговли суахили были тогда слоновая кость, рабы и золото (см.: Ibn Battuta: Travels in Asia and Africa 1325—1354). В это же время суахили создали свои первые города-государства. Среди них были такие города, как Кильва, Пите, Малинде и другие. Они просуществовали вплоть до XIX века и после этого подпали под власть европейских колонизаторов.

      В 1498 году на восточное побережье Африки на территории современных государств Кении, Танзании и Мозамбика прибыли первые европейцы. Португальцы пытались колонизировать местные народы, но удалось закрепиться им только на побережье. Они пытались также приобщить побережье Суахили к христианству в форме католицизма и в 1505 году совершали набеги на Килву-Касивани. Из-за сопротивления местного населения португальцы поселились и обосновались только на побережье. К концу XVII века влияние Португалии в этом регионе заметно ослабло. К 1729 году местное население с помощью Омана изгнало португальцев из своего региона. С этого времени контроль на западном побережье Индийского океана в Африке взял на себя Оман. Оман помимо контроля над торговлей подчинил себе и основную часть суахили. Торговля возобновилась, но в меньших масштабах (см.: Page, Willie F.(2001). p. 263,26).

      В районе озера Виктория еще в эпоху африканского железного века сформировалась культура уреве. Своё название она получила по названию района раскопок, которые проводила в Кении Мэри Лики. Артефакты старой культуры уреве сохранились в районе области Кагера на севере Танзании. Район распространения этой культуры простирался от области Киву на территории современной Демократической Республики Конго (Заира) на западе до провинции Ньянза и Западной провинции Кении на востоке. На севере эта культура простиралась до территорий современных Уганди, Бурунди и Руанды. Культура это просуществовала с V века до Р. Х. до VI века после Р. Х.

      Начало культуры уреве положило расселение бантуязычных народов из Камеруна. Исследования этой культуры проводятся совместно с изучением языка банту. Предположительно, культура уреве соответствует восточной подсемье языков банту. На этих языках говорили переселенцы в Восточную Африку первой волны. Уреве сформировали полноценную цивилизации со своеобразной уникальной культурой гончарных изделий и выплавки металлов. Технологии, по которым уреве делали посуду и плавили металлы практически не изменились за 2000 лет за исключением некоторых изменений во внешнем виде изделий из керамики.

      В VI веке в Мадагаскар переселились люди, говорящие на австронезийских языках. Затем в VI-VII веках с Африканского континента на Мадагаскар переселились бантуязычные племена. Австронезийцы принесли с собой на Мадагаскар культуры выращивания бананов и риса, а бантуязычные племена – скотоводства.  Примерно в 1000 году первые контакты с Мадагаскаром установили арабские и индийские купцы . К XIV веку на Мадагаскар проник ислам. Жители Мадагаскара имели в это время активные торговые контакты с городами-государствами суахили на побережье: Софалой, Великой Килвой, Момбасой и Занзибаром.

     С XV века начали появляться первые государства коренного населения Мадагаскара, такие как Сакалава в XVI веке на западном побережье, Цитамбала в XVII веке и королевство Имерина в XV веке в центральных горных районах. В XIX веке Королевство Имерина (Малагасийское королевство) объединило под своей властью практически весь Мадагаскар.

     В начале XVI века в 1500 году первыми из европейцев на Мадагаскар прибыли португальцы. Они совершали набеги на торговые поселения (см.: Lye, Keith(2002). pp. 242,243). Затем в Мадагаскар прибыли англичане и французы. В XVII веке Мадагаскар был убежищем для пиратов. Король Мадагаскара Радама I (1810-1828) пригласил в свою страну христианских миссионеров, но следующий король Ранавалуна I (1828-1861) запретил проповедь христианства. Это привело к гибели 150 тыс. человек. В период правления короля Радама II (1861-1863) Мадагаскар в своей политике начал ориентироваться на Францию. В результате французы в Мадагаскаре получили значительные торговые концессии. В 1895 году в результате франко-малагасийских войн Франция оккупировала Мадагаскар и установила над ним свой протекторат (см.:Shillington (2005), p. 135; Lye, Keith(2002). pp. 242,243).
 
      В районе разлома на Восточноафриканской равнине на плато между Великими Африканскими озёрами к 1000 году образовалось много государственных образований местных народов. Местное население в этих районах Африки занималось разведением скота и выращиванием зерновых и бананов. Эти занятия стали основой местной экономики. Первым государством этого региона было государство Уньоро. Местные устные предания описывают его как часть большего государства Китара. Элитой этого государства стал народ луо, который правил бантуязычным народом Уньоро. В культуре государство преобладание получила культура уньоро. Её отличительными чертами были гончарные изделия, система поселений и специализация (см.: Collins and Burns (2007), pp. 122—123).

     Королевство Буганда было создано в XIV веке народом ганда иди баганда. Предки ганда поселились в северной части озера Виктория еще в X веке до Р. Х. Правитель государства носил титул «кабака», а вожди кланов – титул «батака». «Батака» и были местными феодалами и имели своих представителей в правительстве Буганды. Постепенно центральная власть Буганды окрепла и она стала централизованной монархией. Территория государства значительно выросла, но препятствием к дальнейшей экспансии стало государство Уньоро. К 1870  году Буганда стала зажиточным государством. Правитель-кабака правил государством с помощью лукико, своеобразным Советом Министров. У Буганды был свой флот, который насчитывал 100 судов, на каждом из которых могло плыть 30 воинов. В начале XX  века Буганда стала частью британского протектората Уганда.

      На юго-западе от Уньоро вблизи озера Киву примерно в XVII веке образовалось государство Руанда. Элитой и правящим классом феодалов были скотоводы племени тутси. Другое племя хуту занималось земледелием. Оба племени говорили на одном языке и практически во всём понимали друг друга. Отношения между хуту и тутси регулировались суровыми социальными нормами. Больше всего это касалось заключения между ними браков. По местному преданию королевство Руанда основал муами Руганзу II примерно между 1600-1624 годами. Столицей Руанды был город Кигали. Процесс оформления государственности Руанды растянулся примерно на 2 века. Он завершился при короле (муами) Кигели IV (1840-1895). Последний вождь тутси подчинился европейцам в 1854 году, а последний вождь хуту – только в 1924 году (см.: Collins and Burns (2007), pp. 123—124).

     Южнее Руанды во второй половине XVII века примерно между 1657-1705 годами сложилось королевство Бурунди. Его основал вождь тутси Нтури Рушасти. Как и в Руанде, основой экономики Бурунди было земледелие и скотоводство соответственно племён хуту и тутси. Во время правления короля (муами) Нтари Ругамби (1795-1852) территория королевства Бурунди значительно расширилась. В основном это получилось дипломатическим путём, а не путём военной силы (см.: Collins and Burns (2007), p. 124).

      В зоне Тропической Африки вблизи от западного побережья Африки государственные образования местных народов возникли в основном во II-ом тысячелетии после Р. Х. Их ближайшими соседями были средневековые африканские империи Мали, Гана и Канем.

      Народ акан разговаривал на языке ква. Предположительно носители этого языка пришли в Тропическую Африку в Сахель из Центральной и Восточной Африки (см.: Atlas of the Human Journey. The Genographic Project).

      Первым государством народа акан, стало возникшие к XII веку, государство Бономан. Это государство в связи с истощением запасов золота на золотых приисках Мали в XIII веке, благодаря своим запасам золота стало крупнейшим центром добычи золота на западе Тропической Африки. Это позволило активизировать рост экономики Бономана и его соседей и переориентироваться торговцам золота на Бономан. Кроме Бономана в это время существовали такие государственные образования народа акак, как Денчира, Ачем, Акваму, которые были историческими предшественниками могущественного государства Ашанти.

      По вопросу о том, когда именно возникло государство Ашанти, у ученых нет единого мнения. Известно только, что вплоть до XVII народ акан шил в государстве, которое он называл Квааман. Центр этого государства находился на север от озера Босумтви. Экономика Бономана, Ашанти и других государств аканов опиралась на земледелие и торговлю золотом и орехами дерева кола. Земледелием аканы занимались подсечным способом. Они расчищали под посевы участки леса и сжигали их. Основной культурой, которую выращивали аканы, был ямс. Аканы также строили города между реками Пра и Офин. Они объединились в союз и платили дань Денчире, которое наряду с Аданси и Аквамом было одним из наиболее сильных государств региона. В XVI веке в обществе Ашанти наметился активный рост экономики. Он был обусловлен благодаря активному росту населения, который начался после завоза из Америки культур маниоки и кукурузы и за счет активизации  торговли золотом между побережьем Африки и севером (см.: Collins and Burns (2007), p. 139).

     В начале XVIII века правитель Осэй Туту I (правил в 1695-1717) создал конфедерацию Ашанти. Её символом стал «Золотой трон» Ашанти. Осэй Туту I значительно расширил тогда владения ашанти. Основную часть войска король Ашанти собирал на территории государства Аквама. Однако, он провёл реорганизация войска и значительно повысил его боеспособность. В 1701 году произошел первый контакт Ашанти с европейцами, голландцами, приплывшими из Голландии. Это произошло после завоевания Ашанти государства Денчиру, что позволило активизировать торговлю Ашанти с Европой на побережье Атлантики. Преемник Осэй Туту I Опаку Варе I (1720-1745) еще больше расширил земли аканов, присоединив южную земли этого народа. Между 1744 и 1745 годами Опаку Варе напал на северное государство Дагомба. Это позволило ему получить доступ к важным торговым путям в среднем течении реки Нигер. На смену Опоку пришел Куси Ободом (1750-1764). Он присоединил новые земли к Ашанти. Король (царь) Осэй Квандо (1777-1803) провёл крупную административную реформу и этим укрепил своё государство, повысил эффективность управления и создал условия для еще большего расширения своих владений. Владения Ашанти в XIX веке продолжили расширять короли (цари) Осэй Кваме Пиньин (1777-1803), Осэй Туту Кваме (1804-1807) и Осэй Бансу (1807-1824). К концу их правления территория Ашанти заняла всю территорию современной Ганы и значительную часть территории Кот-д' Ивуара (см.: Collins and Burns (2007), p. 140).

      Особенностью Ашанти было то, что титул правителя в этом государстве переходил не по линии отца, а по линии матери. В столице Ашанти Кумаси для общественных работ приглашались специалисты из Аравии, Судана и Европы. В это же время стала строиться сеть дорог, которые связывала между собой города Ашанти в единую сеть. Эти дороги шли от побережья до среднего течения реки Нигера (см.: Davidson (1991), p. 240; Collins and Burns (2007), pp. 140—141).

      На протяжении XIX века Ашанти продолжало доминировать на побережье Западной Африки. В 1900 году британцы после четырёх англо-ашантийских войн, обладая превосходством в вооружении и живой силе, разгромили Ашанти и сделали его своей колонией (см.: Davidson (1991), p. 242). 

      На территории современных государств Бенин и Того в XVII веке было образовано государство народа фон Дагомея. Толчком к его возникновению стало переселение в Дагомею народа аджа из прибрежного королевства Аллада. Народ Аджа стал правящей феодальной элитой в Дагомее. Через несколько лет после своего переселения народ аджа стал насаждать среди народа фон, который был родственным народу эве, а его язык относился к группе языков ква, свою власть. Он сделал город Абомей своей столицей.
      В годы правления короля Уэгбаджи (1645-1685) Дагомея стала централизованным государством. Король в Дагомее обладал всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти. Король управлял своей страной при поддержке совета представителей высшей знати, духовенства (жречества) и воинов, которое выполняло функции правительства и совещательного и представительного органа. Ниже короля стояли «минган» (премьер-министр), 2 «мео» (вице-премьеры») и их заместители. На местах власть осуществляли наместники короля из числа его наиболее преданных рабов «йевогхан» и «агор». Хотя в Дагомее была одна королева, король мог содержать целый гарем наложниц. Дворец короля в Дагомее охраняли несколько сотен девственниц. Власть в Дагомее передавалась по наследству от отца к старшему сыну. Это серьёзно уменьшало влияние местных племенных вождей в посёлках. Со временем в Дагомее установился культ королевского сана. Каждый год в честь предков правителя приносилась жертва в виде одного из пленных рабов.

     В 20-х годах XVIII века Дагомея завоевала Уиду и Алладу, которые специализировались на работорговле, продавая негров европейцам для работы на плантациях и фермах в Америке. С этого времени работорговля перешла полностью в руки Дагомеи. Это позволило серьёзно обогатиться Дагомее на работорговле и получать взамен от европейских стран огнестрельное оружие. Оно сделало армию Дагомее сильной и позволило продолжить территориальную экспансию. Король Агаджа (1708-1740) пытался ограничить работорговлю. Он стал оставлять рабов на Родине для работы на  местных плантациях пальмового масла (см.: Shillington (2005), pp. 191, 192). Правда, выгода от работорговли и получения взамен огнестрельного оружия перевесила все гуманистические и моральные соображения. В 1730 году государство Ойо подчинило себе Дагомею и заставило платить ему дань. Но, будучи вассалом Ойо, Дагомея смогла отстоять свою самостоятельность во внутренних делах. Налоги на рабов в государственные казну уплачивались вместо денег раковинами каури. В 1892-1894 годах в ходе Второй франко-дагомейской войны Дагомея была завоёвана Францией и стала её французской колонией. Стоит отметить, что большая часть французского войска составляли местные африканцы. 

      Народ йоруба считал себя жителями единого государства. Сейчас под этим термином понимается совокупность всех людей, разговаривающих на языках нигеро-конголезской языковой семьи. Словом «йоруба» народ хауса называл жителей города-государства Ойо. Первым государством йоруба стал город-государство Ифе. По преданию этот город основал сверхъестественный герой, первый они Одудува. Сыновья Одудувы по преданию стали основателями других городов-государств йоруба, а его дочери -- матерями царей.

      К XVIII веку города-государства йоруба объединились в конфедерацию во главе со столичным городом Ифе. Вскоре некоторые города-государства усилились, и значение Ифе как объединителя всех городов-государств йоруба упало. Города-государства йоруба стали бороться между собой за власть и влияние (см.: Collins and Burns (2007), pp. 131—132).

      В юго-западной части Нигерии находится город Ифе. В Средние века он был столицей средневекового царства, которое основали предки народа по названию йоруба. По данным раскопок археологов на основе добытых материалов установлено, что расцвет Ифе приходился на XIV в. Археологи нашли в городе остатки крепостных стен и удивительные мостовые из десятков миллионов круглых глиняных черепков. Во многих музеях мира хранятся скульптуры мастеров-литейщиков из Ифе: головы людей, отлитые из бронзы или вылепленные из глины. Они изображали предков и считались священными.

     В Ифе жили земледельцы и ремесленники: ткачи, литейщики, кузнецы, гончары, резчики. У жителей города, как правило, имелись участки земли в самом городе или недалеко от него. На них они возделывали зерновые культуры, хлопок, различные фрукты. Государство Ифе состояло, прежде всего, из города и его округи.
Единого правительства у государства народа йоруба не было. Государство возглавлял совет администраторов. Они отвечали за отдельные районы. Ойо была посредницей в торговле между севером и югом государства. Она соединяла восточные границы лесов Гвинеи с западными областями Судана, Сахары и Северной Африки.
Йоруба занимались изготовлением тканей и гончарных железных изделий. При торговле ими они в обмен получали соль, кожу и лошадей, которые были необходимы для войска. Как государство Ойо оставалось могущественным на протяжении на протяжении 200 лет (см.: Davidson (1991), pp. 173—174; Collins and Burns (2007), p. 134)). С 1888 года Ойо стала протекторатом Великобритании. Затем она распалась на части, которые воевали между собой. В 1896 году это государство навсегда прекратило своё существование (см.: Stride, G.T. & C. Ifeka (1971). Peoples and Empires of West Africa: West Africa in History 1000—1800. Edinburgh: Nelson. ISBN 0-17-511448-X.).

      Могущественное государство Ойо также населял народ йоруба, Правил им алафин (на языке йоруба — «хозяин дворца»). Простолюдины не могли его видеть и слышать. Власть царя Ойо ограничивал совет крупнейших сановников из семи человек — «ойо меси», который выполнял функции правительства Ойо и представлял интересы феодалов Ойо и племенной знати. Если алафин принимал неугодные им решения, ойо меси посылал ему яйцо попугая или пустой калебас — сосуд, выдолбленный из тыквы. По обычаю страны этот «подарок» означал, что люди устали от правления царя и ему пора «уснуть», т. е. кончить жизнь самоубийством. Только один раз за всю историю Ойо алафин осмелился отказаться от яиц попугая и, вместо того чтобы умереть самому, убил своих сановников.

      Большинство населения Ойо составляли крестьяне-земледельцы. Они работали на полях правителя своей округи, бесплатно строили и чинили господскую усадьбу и каждый год посылали ему подарки.

      Город-государство Ойо выросла еще в XVI веке. В 1550 году её захватила феодальное государство Нупе, имевшее в своём распоряжении кавалерию. Алафин (царь) Ойо был вынужден бежать в ссылку. Другой алафин (царь) Оромпото (1560-1580) собрался с силами, собрал войска с многочисленной кавалерией (конницей) и смог достичь успехов в северных лесостепных областях и изгнать войска Нупе. К XVII веку Ойо расширила свои владения за счет западных областей реки Нигер вплоть до холмов Того, земель йоруба из Кету, Дагомеи и земель народа фон (см.: Большая энциклопедия истории [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.0ck.ru/istorya/text/1700.htm).

       Народ эбо из нигеро-конголезской семьи основал царство Бенин. К середине XV века Бенинское царство расширило свои владения и укрепило свои позиции на завоёванных территориях. Бенинское государство возглавлял оба (царь). Царь Эвуаре (1450-1480) сильно централизовал государственную власть и вёл постоянные войны со своими соседями. К моменту его смерти территория Бенина на западе достигала Дагомеи, на востоке дельты Нигера и побережья Атлантического океана и городов-государств йоруба – на юге. Правители Бенина (оба) в управлении государством опирались на совет вождей самых могущественных родов узама и руководителей городских цехов. Этот Совет исполнял функции правительства Бенина и был высшим совещательным органом при царе. Внук Эвуаре царь (оба) Эсигиэ (1504-1550) отобрал власть у узамы и передал её назначенным им администраторам. Одновременно он увеличил объём торговли с португальцами и другими народами Западной Европы. От них он получал медь для придворных скульпторов. В Бенине была сильной и большой власть женщин и в первую очередь матери будущего оба (царя) (см.: Collins and Burns (2007), pp. 134—135).

     По сравнению со своими соседями Бенин не принимал такого активного участия в работорговле. Предметами его экспорта были перец, слоновая кость, каучук и хлопчатобумажные ткани. Эти товары покупали португальцы и голландцы и продавали их другим народам и странам побережья Африки.

      После 1700 года Бенин стали раздирать внутренние конфликты и противоречия. Но при правлении царей Эрсоена и Акенгбуде власть центрального правительства Бенина укрепилась. В 1897 году Бенин был захвачен войсками Великобритании (см.: Shillington (2005), pp. 188—189).

       В дельте Нигера у местного населения существовали свои города-государства, имевшие различные формы правления. Их защищали от врагов густые речные заросли. Такие государства, как Бонни, Калабари и Варри были абсолютными монархиями. Другими городами-государствами, как, например, Брассом управлял Совет старейшин, а такими городами-государствами, как Кросс-Ривер и Старый Калабар, управляли общества купцов – экпе. Эти общества устанавливали правила торговли, которых неукоснительно придерживалась вся община. Общества купцов основали крупные торговые дома, которые были известны тогда даже в странах Европы. В XVII веке активное развитие торговли сильно изменило жизнь региона бассейна Нигера. Города-государства бассейна реки Нигер стали играть в местной торговле роль аналогичную городам побережья суахили в Восточной Африке.
Определённый интерес представляет государственность народа игбо. Он жил восточнее дельты реки Нигера. Уже в IX веке игбо основал своё государство Нри. Им правил эзе Нри. В этом государстве не было городов и оно состояло из сёл и проживавших на их территории сельских общин. Каждое из этих сёл было самостоятельным  в решении своих внутренних дел. В принятии решений принимали участие все женщины и мужчины. В Игбо-Укву сохранились захоронения из местных изделий из бронзы и стеклянных бус из Египта и Индии. Это свидетельствует о торговле Нри с дальними землями и странами (см.: Collins and Burns (2007), pp. 136—137; Martin, Phyllis M. and O’Meara, Patrick(1995). p. 95; Collins and Burns (2007), p. 137).

     Расселение народов банту в районе Великих Африканских озёр за-вершилось примерно в 1000 году до Р. Х. Через примерно 500 лет бантуязычные племена поселились на территории современной Анголы.
Бантуязычные народа на территориях будущего Заира (ДРК) и Анголы строили сеть сооружений ирригации и запруд для того, чтобы обеспечить водой поля кукурузы, просо, ямса и маниока. Также эти запруды помогали таким народам, как луба, обеспечить себя большими запасами рыбы. Чтобы поддерживать в порядке систему ирригации, требовался большой труд племенных общин и его тесная координация и эффективная организация. Кроме того, луба занимались добычей соли и пальмового масла. Наряду с сушеной рыбой соль и пальмовое масло стали важными предметами торговли луба. Каждое племя народности луба управлялось вождём, власть которого передавалась по наследству по отцовской линии. В VI веке луба освоили обработку железа.

     В XIV веке Конголо Мвамба из клана Болопве объединил под своей властью все племена луба. Эти племена заселяли в то время земли вблизи от озера Кисали. Конголо Мвамба основал королевскую династию Конголо. Позже на смену ей пришла династия Калала Илунга. Калала расширил владения луба на запад от озера кисали.
    
       Со временем в империи Луба сложилась централизованная система правления с духовными вождями болопве во главе. Они в решение важнейших вопросов жизни и политики государства опирались на советы правителей на местах, а те, в свою очередь на советы вождей местных племён. Болопве общались с духами предков и по местным верованиям избирались непосредственно этими духами. Все земли, которые завоёвывал народ луба, входили сразу в административную иерархическую систему государства Луба и имели своё представительство при дворе короля. Власть духовных вождей касалась в основном решения духовных дел, а делами внутренней и внешней политике ведало правительство, состоящее из местных чиновников и высшей знати и одновременно представлявшее их интересы. Войско у луба было небольшим. Луба только контролировали земли местных племён и торговлю на них и взимали с них дань. Позже правители многих государственных образований региона претендовали на происхождение от луба. Политическую систему луба переняли народы многих стран Центральной Африки, таких как юг Уганды, в Руанде, Бурунди, Малави, Замбии, Зимбабве и западном Конго. Наиболее крупными государствами, которые претендовали на  происхождение своей родословной от луба, были Лунда и Марави. Стоит отметить, что народ бемба на севере Замбии представлял собой потомков народа Луба, переселившихся в Замбию в XVII веке (см.: Shillington (2005), p. 138, 139. И Davidson (1991), p. 159, 160).

      В 50-х годах XV века правитель народности луба  Илунга Цибинда женился на царевне Рвидж из народности лунда и этим династическим бра-ком он объединил народы луба и лунда. Их сын Лусинг и внук Навидж значительно расширили владения государства Лунда. Навидж стал первым правителем Лунда с титулом императора  и титулом «мвато ямво» или «повелитель змей». Многие века, примерно с  XVI по XIX века политическая система Лунда оставалась практически без изменений. Покорённые племена были вынуждены приспосабливаться к ней и безоговорочно принимать её. Правитель назначал в завоёванные земли своих советников и сборщиков налогов (см.: Shillington (2005), p. 141 и Davidson (1991), p. 161).

      Примечательно, что многие окрестные народы хотели претендовать на своё происхождение от Лунда. Так, например, Имбангала, находившаяся во внутренней части современной Анголы, вела своё происхождение от Кингури, брата царевны Рвидж, который не мог терпеть над ним власти Цибинды. Словом «кингури» стали обозначать правителей государства, основанным Кингури. Кроме того, народы лвена и лози в Замбии также считали себя потомками Кингури. В XVII веке вождь Лунды Мвата Казенбе создал в долине реки Лиапула государство Восточное Лунда. На западе от владений Лунды свою родословную вели народы яка и пенд. Лунда играла роль связующего центра  Африки с торговыми центрами на побережье. После вторжения чокве в XIX веке, которые были вооружены ружьями, Лунда перестала существовать как государство (см.: Davidson (1991), p. 161; Shillington (2005), p. 139, 141).

      На востоке Южной Африки на побережье Индийского океана сложилось государство Марави. Марави по преданию ведёт свою родословную от царя Каронга. Его имя стало обозначением титула правителя. Это государство связывало торговый путь, идущий с восточного побережья Африки в империю Килва. В XVII веке владения царства Марави охватывали собой территорию между озером Малави и устьем реки Замбези. При правлении царя Мзура владения его государства значительно расширились. Он заключил торговый союз с португальцами и с их помощью, собрав войско из 4 тысяч человек, напал на народ шона. Португальцы также оказали Мзури помощь в борьбе с его конкурентом Лунди, вождём зимба. В 1623 годы Мзури сменил свою тактики и в союзе с шона выступил уже против португальцев. Когда Мзури умер, его государство Марави долго не смогло продержаться. К началу XVIII века оно распалось на мелкие поселения (см.: Davidson (1991), pp. 164—165).

      Одним из наиболее могущественных государств на юге Африки было королевство Конго. Уже к XV веку земледельцы народа баконго, который населял богатые земли области Заводи Малебо в нижней части течения реки Конго, были объединены в государство во главе с правителем, который назывался маниконго. Столицей Конго было поселение Мбанза-Конго. Народ баконго по сравнению со своими соседями имел более лучшую и эффективную организацию. Благодаря этому Конго смогло покорить своих соседей и начать брать с них дань. Баконго занимались обработкой металлов и производством гончарных изделий, а также изготовлением тканей из рифеи. Обложение данью своих соседей позволило Конго наладить межрегиональную торговлю. Когда португальцы основали свои порты Луанда и Бенгела, в Конго были завезены кукуруза  и маниок. Они заменили просо и введение этих культур стало толчком к росту населения.

       В XVI веке маниконго расширили значительно владение королевство Конго. Они владели землями от Атлантики до реки Кванго. В Конго каждая из входивших в его состав земель имела собственное управление. Ими управлял провинциальный управляющий «манимпембе», назначенный на места маниконго. В 1560 году власть в Конго захватил христианин Афонсу I. Во время его правления значительно расширилась территория Конго путём ведения им захватнических войн и активизировалась работорговля. В 1568-1569 году на территорию Конго совершил нападение народ хага. Маниконго (король) был вынужден бежать. В 1574 году с помощью португальцев Афонсу I вернул себе власть.

      Во второй половине 60-х годов XVII века португальцы сделали попытку подчинить себе Конго и колонизировать его. Король (маниконго) Антонио I (1661-1665) со своим 5-тысячным войском в битве с португальцами потерпел сокрушительное поражение в Мбвиле. Конго распалось на отдельные общины. Они вели междоусобные войны в борьбе за преимущественное право продажи в рабство военнопленных (см.: Collins and Burns (2007), pp. 185—188; ShYillington (2005), p. 196—198 и Davidson (1991), pp. 156—157).

      Рабов Конго получали также из Ндонго, которым правил нгола, правитель. Ндондо тоже не отказывалось продавать португальцам рабов. Пунктом отправления в Бразилию был порт Сан-Томе. Но, Ндондо относился к португальцам подозрительно и видел в них противника. Португальцы попытались покорить его, но они потерпели поражение от народа мбунду. Из-за работорговли Ндондо потерял довольно много населения. В результате появилось ещё одно государство Матамба, в котором правила царица Зинга. Она долго оказывала упорное сопротивление португальцам. Португальцы в XVIII-XIX веках предпочитали держаться побережья, откуда вели свои торговые сделки, но в глубину континента заходить не решались, получая рабов от местных правителей. А во внутренних землях в это время шли ожесточенные войны за рабов. В XVII—XVIII веках захватом рабов занимался народ имбангала, который создал государство Касандже.

      В Южной Африке на юг от реки Лимпопо в IV-V веках произошло переселение части бантуязычных народов, знавших земледелие, скотовод-ство и обработку металлов. Они постепенно вытеснили местные народы, говорившие на койсанских языках. Расселение банту на юг шло довольно медленно. Первые объекты обработки железа Квазулу-Натале датируются примерно 50-ми годами XI века. Больше всего продвинулись на юг представители подгруппы банту коса. Их речь содержит ряд заимствований от койсанов. Коса добрались тогда до реки Грейт-Фиш, которая протекает в Восточно-Капской провинции современной ЮАР.

      В Южной Африке  первым государственным образованием стало государство Мапунбугве. Оно образовалось в XII веке. В своей торговле это государство специализировалось на торговле с купцами побережья суахили слоновой костью из долины Лимпопо, медью,  добывавшейся в горах Северного Трансвааля (сейчас провинция Лимпопо в ЮАР) и золотом, добывавшемся на Зимбабвийском плато. Центром торговли в Мапунбугве стало Чибуэне. Но вскоре жители покинули Мапунбугве и расцвет этого государства был недолгим (см.: Ehret, Christopher (2002). p. 252).
На смену Мапунбугве пришло государство Большое Зимбабве, образовавшееся на Зимбабвийском плато. Слово «зимбабве» на местных языках означает «каменный дом». Столица Большого Зимбабве и оно же город-государство стало первым городом, основанным в Южной Африке. От этого средневекового города сохранились его каменные укрепления и коридоры. Большое Зимбабве объединило вокруг себя поселения народности шона. Шона позаимствовали у Мапунбугве технологию строительства каменных сооружений и укреплений и заметно усовершенствовали их. Источником процветания Великого Зимбабве была торговля с Империей Килва и побережьем суахили, а точнее  с городом-государством Софалой. Стоит отметить, что развитие Килвы и Софалы происходило одновременно и параллельно. Основным источником богатства Большого Зимбабве была торговля золотом. Двор правителя Большого Зимбабве утопал в роскоши. Король и придворные носили одежды из индийских хлопчатобумажных тканей, украшали свои жилища медными и золотыми орнаментами. Они ели на тарелках, которые при-возились из Ирана и Китая. Примерно в 20-х годах XV века Большое Зим-бабве пришло в упадок и большая часть его местных жителей покинуло к 1450 году. Вероятной причиной упадка считается появление нового торгового города Ингомбе Иледи (см.: Ehret (2002), pp. 252—254; Shillington (2005), pp. 147—153).

       Для народа шона наступил новый этап развития. Вскоре этот народ объединил новый завоеватель Мутота. Он был правителем северных шона и прибыл из Каренги. Совместно со своим сыном Мутопе Мутоте подчинил себе Зимбабвийское плато и Мозамбик вплоть до восточного побережья. Это обеспечило для нового государства доступ к прибрежной торговле. Свою страну шона называли «мванумутапа», т. е. «страна разорённых земель». Северные шона в отличие от зимбабвийцев не имели традиций строительства из каменной кладки и ничего не строили из камня. Когда умер Матопе в 1480 году, его государство распалось на две части: Торва на юге и Мутапа на севере. Распад государства произошел по причине соперничества 2-х вождей: Чанги и Тогвы. Чанге удалось подчинить южные области и создать своё государство Бутуа со столицей в Кхами (см.: Shillington (2005), pp. 147—153; Davidson (1991), pp. 252—254).

     В XVI веке португальцы установили постоянные торговые пункты на реке Замбези. Они попытались взять Мутапу под контроль. Частично им это удалось сделать. В 1628 году португальцы смогли удачно марионеточного мванамутапу с именем Мавура. Он под давлением португальских колонизаторов подписывал нужные им договоры.  Это давали право португальцам экспортировать минеральное сырьё. Они уничтожили сложившуюся местную систему правления и разорвали торговые связи. К 1667 году Мутапа пришла в упадок. Вожди не позволяли добывать золото, поскольку боялись португальских нападений, и население страны уменьшилось (см.: Davidson (1991), pp. 252—154).

      Правитель Бутуа назывался чангамире, по имени основателя государства, Чанги. Позже название государства изменилось на Розви. Попытки португальцев утвердиться в этом государстве потерпели неудачу после поражения от чангамире Домбо. XVII век прошёл мирно и в достатке. Розви развалилось в 1830-х под натиском народа нгуни с Квазулу-Натала (см.: Davidson (1991), pp. 252—254).
В 1500 году на юге Африки и в частности в Намибии сложились и активно развивались национально-государственные образования местных африканских народов. На северо-западе Намибии жил народ овамбо. Он занимался земледелием. Неподалёку от него жил народ героро. Его занятием было скотоводство. Под влиянием засухи и истощения пастбищ героро со своими стадами переселились на юг в районы центральной Намибии. Героро был родственен народ группы мбандеры. Эта родственная героро группа народов оккупировала области Ганзи на северо-западе Ботсваны. Народ нама, который говорил на койсанских языках, в это время со своими стадами переселился на север и там встретился с гереро. В результате между нама и героро начались постоянные конфликты в борьбе за территорию и ресурсы. В это же народ лози активно расширял территорию своего обитания. Он вытеснил народы мукушу, субия и ей в регионы Ботей, Окаванго и Чобе, которые находились на севере Ботсваны (см.: Shillington (2005), p. 218).

     В Ботсване формирование местных раннефеодальных государственных образований началось уже в начале II тысячелетия после Р. Х. В 1000 году в регионе Хайвельд южнее реки Лимпопо у народа сото-тсвана начали складываться первые его раннефеодальные государства. Этими государствами управляли вожди, власть которых держалась за счет владения поголовьем скота и поклонения духам предков. О существовании у сото-тсвана государств свидетельствуют сохранившиеся на холме Тутсвемогала поселения с каменным фундаментом и стенами. На северо-запад от реки Вааль первые государства тсвана группировались вокруг поселений с тысячами жителей. Когда в одном из поселений начинались неурядицы и конфликты, часть его жителей покидали поселение и шли на новое место. Там они образовывали новое поселение (см.: Shillington (2005), pp. 153—155).

      На юге-востоке от Драконовых гор жили такие народы, как зулусы, коса, свази и ндебеле. Они входили в состав языковой группы нгуни. Эти народы смогли также образовать свои государства. Но на постоянном месте они надолго закрепиться, так как из-за перенаселения и внутренних усобиц, они были вынуждены постоянно мигрировать. Все эти процессы государственного строительства и миграции местных народов происходили в XIX веке. Наиболее сильным и влиятельным народом, создавшим своё государство, были зулусы. Зулусы занимались обработкой металлов, выращиванием проса и выпасом скота (см.: Shillington (2005), pp. 153—155; Worden, Nigel. The Making of Modern South Africa, Oxford UK/Cambridge USA: Blackwell Publishers, 1995, p. 13).

      Южнее всего в Африке, на территории будущей ЮАР на юго-западе Карской провинции издавна жили племена, говорившие на койсанских языках. Для Капской провинции был характерным умеренно тёплый влажный климат с частыми дождями. Койсаны постоянно враждовали с банту. Ранние поселения койсанов в ходе переселения на юг банту и такими их племенами, как сото и нгуни, и их экспансии были поглощены ими и подчинены им. Но дальше области зимних дождей банту не пошли и не поглотили всех койсанов. Койсаны и банту постепенно взаимно обогатили свои языки, быт и культуру. Так, например, в языки банту перешли цокающие звуки языков койсанов. Койсаны активно торговали со своими соседями из группы банту. Они поставляли банту крупный рогатый скот, овец и охотничье оружие, а взамен получали от банту медь, железо и табак (см.: Shillington (2005), pp. 153—155).
Уже в XVI веке к Южной Африке проявили интерес голландские колонизаторы. В это время голландская Ост-Индская компания установила в Столовой бухте пункт поставки. Там корабли брали воду и покупали мясо готтентотов. Готтентоты взамен от голландцев получали медь, железо, табак и ожерелья. В 1652 году в Столовой Бухте голландцы поселились на постоянной основе. Там голландцы занялись выращиванием фруктов и овощей. Также они в Столовой бухте основали больницу, где лечили больных моряков. Для увеличения производства голландцы стали привлекать голландских крестьян. Там они получили участки земли, порой прибегая к давлению и силовому вытеснению местных готтентотов и изгнанию их вглубь страны. Эти голландские крестьяне-фермеры получили название буры. По сравнению с Францией и Португалией голландцы оказались более активными, жестокими и наглыми, желая обогатиться на торговле с местными народами и эксплуатации местных природных ресурсов и ценных плодородных земель. Франция и Португалия вплоть до середины-конца XIX века заняли только побережья стран Западной Африки (Сахеля), Анголы, Мозамбика и восточного побережья Африки, в частности побережья суахили. В большинстве случаев с теми государствами, о которых я рассказывал выше, европейские колонизаторы в Африке устанавливали торговые договоры или протекторат, не решаясь их полностью подчинить и зайти далеко вглубь стран Тропической Африки. Да и местные африканские народности и племена по сравнению с индейцами Америки оказались более развитыми и сильными и долгое время оказывали европейцам активное сопротивление и у Европы не было сил на то, чтобы подчинить страны Африки намного раньше середины XIX века. Это произошло тогда, когда страны Латинской Америки уже освободились от колониальной власти Испании и Португалии и стали независимыми государствами. После колониального раздела большей части Африки между Англией, Францией, Германией, Бельгией, Португалией и другими странами Европы в конце XIX -- начале XX века только Либерия и Эфиопия остались независимыми государствами.

       Голландские крестьяне-буры, поселённые на южноафриканские пастбища взамен чернокожих рабов из Западной Африки, постепенно оттеснили местные племена готтентотов и загнали их вглубь страны, где были более худшие и засушливые условия и большее влияние на местный климат пустыни Калахари. Готтентоты в свою очередь не хотели отступать и отдавать свои родные земли иноземным колонизаторам. Конфликт между голландскими крестьянами-фермерами и готтентотами всё больше обострялся и привёл к первой голландско-готтентотской войне в 1659 году. Формально в этой войне ни одна из сторон не одержала победу, но голландцы решили, что они имеют право на оккупацию земель готтентотов и установление своих условий и порядков.  Голландия начала претендовать с этого времени на весь мыс Доброй Надежды. Голландцы стали использовать противоречия между племенами готтентотов, сталкивая одно племя с другим. Пользуясь этим, голландцы забрали у готтентотов все земли и скот и оттеснили их к пустыне Калахари. В 1673-1677 годах голландцы снова начали войну с готтентотами. Они пред-приняли набеги на готтентотов с целью похищения у них оставшегося скота. В результате двух войн между голландцами и готтентотами многие готтентоты, способные к сопротивлению, погибли от рук европейцев. Кроме того, голландцы завезли в Южную Африку свои болезни, такие как чуму и оспу, к которым у готтентотов не было иммунитета и численность гереро и готтентотов существенно сократилась (см.: Shillington (2005), pp. 210—213). 

       К XVIII веку территория Капской провинции значительно выросла. Для работы на плантациях и пастбищах в Южной Африке кроме крестьян-переселенцев Голландия начала завозить рабов из Мадагаскара, Мозамбика и Индонезии. Поселения буров начали продвигаться еще дальше на север вглубь Капской провинции. Готтентоты не собирались окончательно сдаваться. Они перешли к тактике партизанской войны и часто совершали нападения на поселения голландских фермеров. Часть буров стала заниматься с начала XVIII века кочевым скотоводством. Этих крестьян-переселенцев стали называть трекбурами. При этом трекбурами использовался для работы на своих пастбищах труд-сирот, которые оставались после рейдов готтентотов на поселения буров (см.: Shillington (2005), pp. 213, 214).
 
       Такова была история Африки в Средневековье и в начале Нового времени. Народы Африки достигли в позднее Средневековье довольно высокого уровня развития по сравнению с коренными народами Америки, Австралии и Восточной Сибири. Но по сравнению с Россией, Китаем и развитыми странами Западной Европы народы Африки в развитии общественно-экономического строя, культуры, технологий и политической культуры и управления государством далеко от них отставали. Наиболее заметным было отставание от Европы и даже Северной Африки в странах Тропической Африки в таких государствах, как Конго, Бенин, Лунда, Луба, городах-государствах игбо и других государствах Тропической и Южной Африки. Они только к XVI веку перешли к классовому раннефеодальному строю с существенными пережитками родоплеменных отношений и патриархального рабовладения. Эти народы жили в лесах и саваннах в небольших деревнях и городах. Основными их жилищами были круглые хижины с конусообразными крышами из соломы и пальмовых листьев. Основными занятиями у них были земледелие, скотоводство, рыболовство и охота. Однако, в сравнении с австралийскими аборигенами и большинством индейцев Патагонии, Север-ной Америки и Канады они знали выплавку металлов и владели гончарным мастерством. Более развитым было у них и строительство. Названные города-государства, как и Гана, Мали, Канем-Борну, Сонгай и побережье суахили, с XVI-XVIII веков стали играть большую роль в международной торговле, как друг с другом, так и с Европой, Аравией, Индией и Китаем. Это обогащало их быт и культуры и значительно расширяло их контакты с внешним миром.

       Рост международной торговли сыграл для Африки как положительную, так и отрицательную роль. С одной стороны африканские коренные народы расширяли свои контакты с внешним миром, повышали благосостояние своих стран, приобщались к богатой христианской православной и католической культуре и к мусульманской культуре. Наиболее заметно это влияние сказалось в Гане, Мали, Канем, Борну, Эфиопии, побережье суахили и Конго. Влияние Европы и арабов проявилось во всех сторонах жизни этих стран и в развитии их политической культуры и управления. Тем не менее, многие африканские народы, даже к XX веку сохранили родоплеменную структуру общества и традиционный образ жизни и языческие культы и верования. С другой стороны по мере роста промышленности и торговли в Европе в процессе её перехода от феодализма к капитализму росли аппетиты европейских промышленников и купцов. Они стали с XVI-XVII веков проявлять больший интерес к местным природным ресурсам и рабочей силе. Наиболее позорным для стран Западной Европы и трагической страницей для стран Африки была организация Европой на побережье Слоновой Кости, в Западном Судане и Анголе работорговли. Европейцы устанавливали контакты с местными вождями, и царями и королями африканских государств и в обмен на местные ценные для них товары и право доступа к ресурсам их стран получали и вывозили африканских негров для работы на плантациях в будущих США и странах Латинской Америки. Для стран Африки в XVI-XIX веках это обернулось потерей тысяч и миллионов населения. Для ряда вождей и королей в Луба, Лунда и в будущей Анголе участие в работорговле неграми стали средством укрепления их власти и обогащения. При этом европейцы основывали колонии только на побережье и длительное время ограничивались только договорам  с местными вождями и правителями и установлением над ними своего протектората. Попытки проникнуть вглубь стран Африки для европейцев оборачивались серьёзным сопротивлением и только к концу XIX века после нескольких попыток Англия, Франция, Германия и Португалия разгромили местные племена и народы  и их государства, там, где они у них были и оккупировали их.


Рецензии