Страх

"Ученик. Всё, всё! И когда шел обратно, следы видел. И заячьи, и лисьи.
Охотник. К черту следы! Есть мне время заниматься глупостями, когда там внизу глупцы и завистники роют мне яму.
Ученик. А может, не роют?
Охотник. Роют, знаю я их!
Ученик. Ну и пусть. А мы настреляли бы дичи целую гору – вот когда нас боялись бы... Они нам яму, а мы им добычу, ну и вышло, что мы молодцы, а они подлецы. Настрелять бы...
Охотник. Осел! Настрелять бы... Как начнут они там внизу обсуждать каждый мой выстрел – с ума сойдешь! Лису, мол, он убил, как в прошлом году, ничего не внес нового в дело охоты. А если, чего доброго, промахнешься! Я, который до сих пор бил без промаха? Молчи!"
Е.Л. Шварц, Обыкновенное чудо


Никогда не понимал этого Охотника. Ну и что, думал я, ничего страшного. Всегда можно всё исправить. В конце концов, перед кем нам отчитываться за свои провалы?
Насколько раз в своей жизни начинал всё сначала, с чистого листа. И весь предыдущий опыт был в помощь. И получалось потом ещё лучше, чем было.
Ты привыкаешь, что всё получится. Ты делаешь что-то просто не задумываясь, зная, что надо именно так.
И вдруг – осечка. Пробуешь снова, и опять впустую. И опять…
Видимо прав Охотник. А я не понимал чего он боится. Теперь догадываюсь – осуждения. Никто так не жалок, как поверженный герой.
Ты всю жизнь шел вверх, стремился к своей цели. А достигнув, мог отдохнуть и поставить перед собой новую – идти дальше ввысь. Или начать с начала. И опять идти ввысь.
А там так хорошо!
А выше только Бог!
И вот Он-то и …
Вдруг начинаешь бояться, что не хватит сил. Страшно, поднявшись над толпой, в следующий миг рухнуть вниз. Страшно сделать новый шаг. Пусть уж будет всё как есть.
Продолжаешь оставаться на месте.
Может и не надо никаких достижений. Надо быть как все. Ну так, середнячком. Вот ведь сколько таких. И не боятся ничего. Ведь это же правильно?
В том-то и дело – нет! Все вперед – а ты назад. А это всегда было не для меня. Говоришь себе: «Как же твоя тяга ко всему новому, неизведанному?» Но отвечаешь: «Зачем? Что от этого изменится? Знаю много, но никому это не нужно. Так, просто фокус, пустить пыль в глаза». И от этого ещё хуже…
Неудачи стали не просто расстраивать, они выбивают из колеи. Я начинаю их бояться.
Страхи изучают, классифицирую. И психологи, и врачи. Я пытался найти определение, но его просто нет. В самом общем виде – это когда тебе эмоционально некомфортно. Но страхи вызывают острую душевную боль, от которой невозможно избавиться, не устранив причину – тот же самый страх.
Но самое забавное, что страхи эволюционируют.
Мы все чего-то боимся. Это нормально. Даже животные боятся. Ведь знаете, что происходит с нашими собаками и кошками в новогоднюю ночь, когда грохот от взрывов петард и фейерверков раздаются со всех сторон.
А можно ли перестать бояться? Как говорит героиня одного из культовых советских фильмов: «Это я раньше боялась, когда не знала, чего надо бояться».
Мой страх эволюционировал. И вот теперь я тоже знаю, чего надо бояться. Нет, даже не смерти. Мы все умрем, как пошутил кто-то: «На этой планете стопроцентная смертность». И тут мы ничего не сможем исправить. И бояться этого глупо. Надо бояться, если случится то, что нельзя исправить для других.
Осознав это понимаешь, что самое страшное, если случится что-то непоправимое с теми, кто тебе дорог. Страшна невозможность что-то исправить. Именно этого и стоить бояться.
Ведь тогда душевная боль останется навсегда.
А Охотник… Да Бог с ним. Не понимаю!


Рецензии