Христосование на старой почтовой открытке
Коллекционирование старинных открыток, отправляемых в России по почте к пасхальным праздникам, однажды заставило задуматься над тем, почему на некоторых из них изображены не только красные пасхальные яйца, куличи и другие атрибуты этого праздника, но и целующиеся дети и взрослые. Текст поздравления на обратной стороне открытке завершается обычно словами «с пасхальным целованием». За ними следует имя и подпись отправителя. В мюнхенской церкви меня однажды поправил священник: «Я бы писал не о целовании, а о христианском лобзании». В час праздничной литургии священники при совместном служении христосуются в алтаре после возгласа «Возлюбим друг друга!» Верующие тоже христосуются, иначе – поздравляют и приветствуют друга друга словами «Христос Воскресе!» и после ответа «Воистину Воскресе!» троекратно целуются. Замечено, что одни целуют в уста, другие в щеку, а третьи прикасаются щекой к щеке. В условиях коронавируса и связанных с ним карантинных мер одни верующие снимают с лица защитные маски, другие – нет. Христосование сопровождает и встречи прихожан в храме.
Во время праздничной литургии напрашивается вопрос - «откуда произошел и что означает у христиан обычай в праздник Пасхи приветствовать друга взаимными лобызаниями"? Священнослужители, искавшие ответ на этот вопрос, считают, что история христианских древностей не упоминает точного времени, когда возник этот обычай в церrви. Однако достоверно известно, что взаимные лобызания в качестве обычая не только церковного, но и священного существовала еще в IV веке. Во времена святых апостолов оно было одним из священных действий при пасхальном богослужении. К его совершению церковь призывает своих чад словами песнопения «Воскресения день, и просветимся торжестом, и друг друга обымем». Верующие совершают обряд целования при возгласе «Христос Воскресе! – и ответе «Воистину Воскресе!»
Что означает этот обряд и каков смысл этого приветствиy? Ответ нашелся в сохранившиейся в мюнхенской церкви газете «Воскресное чтение», 1854, N 2 В ней приводится: такое толкование « ...взаиные лобызания, которыми в святые дни Воскресения Христова верующие приветствуют друг друга, по изъяснению церкви, суть, естественные выражения радости по неизреченному к нам милосердию Божию, изливающиеся в нашу душу жизнедательным Воскресением Христовым , суть видимые, являемые нами знамени того, что вражда наша разрушена, и мы смертию и воскресением Спасителя нашего приведены в общение с Богом и святыми ангелами Его».
И действительно, высокая радость при первых своих проявлениях стремится выразить себя в чувстве любви и благорасположении ко всем людям, нередко даже к тем, кого мы прежде считали объектом ненависти или зложелательства. В светлое утро Пасхи Христовой нам представляется как бы изменившимся сам блик земли, и мы как будто оживаем новой жизнью, встречаемся с нашими ближними как после долгой разлуки с ними. И своим пасхальным целованием – христосованием - мы демонстрируем свою особую радость, которой подходит эпитет «дивная».
...Вот так обыкновенная старинная открытка к празднику Пасхи своими изображением и текстом приглашает коллекционера к исследованию. За ним обязательно следует открытие, сопровождаемое радостью находки.
Свидетельство о публикации №222042901201