О пользе купания
Проходя мимо, путник поздоровался, спросил:
- Я оставил свой город, хочу переехать в этот, не скажете, какие люди здесь?
- А какие там, где ты жил прежде?
- Плохие, с ними невозможно просто жить, потому я и уехал оттуда!
- Здесь тоже все плохие, может даже хуже, чем те, которых ты оставил!
Спустя время показался другой человек. Он поздоровался и спросил аксакала:
- Уважаемый, не скажете, каковы обитатели здешних мест?
- А каковы они там, откуда путь держишь?
- Очень хорошие, если б я не потерял работу, я б никогда оттуда не уехал, моё сердце осталось с ними!
-Здесь ты найдёшь таких же хороших, если не лучше!
Недалеко стоял юноша, он подождал, пока путник отойдёт, спросил:
- Извините, но какое из двух совершенно противоположных суждений о жителях этого славного города предпочесть как Истину?!
- Когда как, - ответил аксакал, - каждый находит то, что ищет: плохой найдёт людей плохими, хороший - хорошими!
Встретил недавно опус, где автор отсылает оппоненту среди прочих смачных любезностей и такие, что тот не брит, не мыт, а в доме - воняет и грязно.
Читая это, вспоминаю древнего мудреца:
" Нет на земле ничего такого, что больше нуждалось бы в долгом заточении, чем язык"*
Но слово - не воробей, вылетело…
По всем признакам стрела с кураре направлена в ту часть света, где мужчины оставляют бороды…
"Говори человеку плохое в лицо, хорошее - за спиной" - внушали нам предки.
Учат не играть с огнём и любые религии, в Исламе призыв к этому звучит так:
"О, вы, которые уверовали! Избегайте многих подозрений, поистине, некоторые подозрения есть грех. Поистине, некоторые домыслы - грех; и не следите друг за другом, и пусть одни из вас не сплетничают о других. Разве понравится кому - либо из вас есть мясо своего брата, когда он умер? Вы же почувствовали отвращение от этого. И остерегайтесь Аллаха, ведь Аллах - Принимающий покаяние, Милосердный!" (Коран, Сура 49 "Аль-Худжурат" (Комнаты), аят 12 )
О том же и эта красота изъявления и глубина смысла:
"Вот, вы встречаете это [эту ложь] своими языками и говорите своими устами то, о чём у вас нет знания, и считаете, что это незначительно (по греховности), а это пред Аллахом велико" (Коран, Сура 24 "Ан-Нур" (Свет), аят 15).
Борода - ладно, можно угадать с тем, что многие на Востоке оставляют её, и ничего зазорного в ношении бороды нет.
Но грязь и вонь?!
Может быть, автор, что написал это, способен проникать, как сказочный герой какой, через тысячу километров в жилище того, кого так легко поносит?
Или уверен, что дело именно подобным образом и обстоит, раз он так решил?
Тогда пусть поклянется чем дорогим, что не лжёт, что из - под его пера вышло слово истины, не простое словоблудие.
И никоим образом словоизлияния подобные не отнести к средствам литературной выразательности, как - то: аллегория, иносказание, и прочая, и прочая, прочая…
К слову, каждый верующий, впитав, что «Чистота - половина веры», совершает в день пять намазов, а перед каждым из них - пять омовений.
А омовения - как маленькое купание, и тот, кто усердствует в этом пять раз каждый день, по определению не может быть грязным, да ещё и вонять.
Но автору только б выплеснуть эмоции!
И такие проявления недуга души и языка собирают восторженные отзывы, тогда как их нужно лечить!
Мало того, в откликах добавляют к яду этих слов и своё не амбре, как - то: гадкий оскал, петух облезлый, тупой.
Таковым острякам - им бы работать преподавателями в школе злословия! - приведу ещё притчу:
Мулла Насреддин, благодаря незаурядному уму, стал приближён к хану, и тем нажил себе врагов: в визирях разыгралась лютая злоба за то, что оказались те отделены от милости государевой, а преуспел выскочка.
Решили они проучить того.
А правитель очень любил забавляться игрой в «Курятник».
Когда он объявлял о начале её и хлопал в ладоши, визири должны были перенять повадки курицы и громко кудахтать, а ослушника ждала неминуемая кара - смертная казнь.
И как - то раз визири уговорили хана развлечься.
Тот согласился, подал условленный знак, и тут же со всех сторон раздалось громкое кудахтанье и началось шествие "куриц".
В великом изумлении остался стоять один лишь Мулла Насреддин, который ни сном ни духом не ведал о подобных забавах!
На чело хана набежала тень, он рёк грозно:
- Мулла Насреддин, я должен казнить тебя, когда ты отстранился от игры!
- Государь, позвольте молвить! Я принимал во всём этом живейшее участие! Посудите сами: вот курятник, кругом меня одни курицы - женщины! Должен же быть среди них один мужчина, какой курятник без этого?! Вот я и предстаю им!
"Наш мир подобен скалам и горам.
Что сказано - вернётся эхом к нам!"
"Как слово наше отзовётся?"
Можно предположить, что никак, когда только что вижу, как на "Прозе" мужчина обращается к посторонней женщине, открыто используя матерное слово.
Обратимся опять к мудрому:
"Я расскажу тебе об одном из своих друзей, который был в моих глазах великим человеком. Главное, что восхищало меня в нем, это его презрение к благам этого мира. Он был неподвластен своему чреву, крайне умерен в еде и ел самую обычную пищу. Он не был рабом своих чресел, не совершал чего-либо сомнительного или запретного и не грешил ни делом, ни помышлением. Он не давал воли языку, никогда не говорил того, чего не знал в точности, и не вступал в споры, когда не был уверен в верности своего мнения. Он был неподвластен гневу и раздражению, и никто не слышал от него грубого или необдуманного слова. Он почти всегда молчал, а говорил лишь тогда, когда был уверен, что его речи принесут пользу, и побеждал всех ораторов и проповедников. Он казался скромным и даже униженным, но когда брался за дело, то уподоблялся свирепому льву.
Он жаловался только тому, кто мог помочь, а советовался только с тем, от кого надеялся получить разумный совет. Он никогда не шумел и не спорил, не гневался и не поддавался своим страстям, не радовался без удержу и не горевал без предела, мстил за друзей и всегда был готов дать отпор врагам. И при этом он заботился о своих друзьях как о самом себе.
Подражай же этому человеку, если сможешь, а если не сможешь уподобиться ему во всем, то заимствуй хотя бы часть его достоинств - ведь получить малую толику добра лучше, чем не получить ничего»".
Примечания:
1)"Нет на земле ничего такого, что больше нуждалось бы в долгом заточении, чем язык" - Ибн Масуд - (594 - 650), выдающийся мусульманский учёный, толкователь Корана и правовед.
2)"Наш мир подобен..." - Джалалуддин Руми(1207 - 1273), исламский богослов,суфий.
3)"Я расскажу тебе об одном из своих друзей - Ибн аль - Мукаффа (ок. 721, 723 или 724 — 757, 759 или 760) — арабо-персидский писатель.
Свидетельство о публикации №222042901222
Ваши произведения отличаются мудростью, особым, ярким слогом. Всё связано, гармонично и очень полезно читателю. Читая, волей-неволей задумаешься о главном.
С большим уважением к Вам
Татьяна Василььева 27.09.2023 20:38 Заявить о нарушении
Рад очень, чтоне забываете!
Пусть всё у Вас будет хорошо!
Зайнал Сулейманов 28.09.2023 11:15 Заявить о нарушении